Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СULTURAL IDENTITY / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / GLOBALIZATION / SELF-AWARENESS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимова В.С., Пичугина В.Е.

В статье мы представили понятие культурной идентичности и обозначили ее структурные компоненты. Поэтапно рассмотрели данный процесс у детей дошкольного возраста. Также выделили характерные особенности России, влияющие на становление культурной идентичности. И изложили ряд факторов, которые способствуют развитию идентичности в раннем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CULTURAL IDENTITY IN PRE-SCHOOL CHILDREN IN THE MODERN WORLD

In the article we demonstrated the term of cultural identity and identified its structural components. Gradually, we examined this process among pre-school children. Also, we emphasized its special features in Russia, influencing on the development of cultural identity, and outlined several factors, which contribute in the development of cultural identity in early age.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

УДК 159.99

Герасимова В. С. студент

Кубанский государственный университет

Пичугина В.Е. студент

Кубанский государственный университет

Россия, Краснодар

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

МИРА

Аннотация: в статье мы представили понятие культурной идентичности и обозначили ее структурные компоненты. Поэтапно рассмотрели данный процесс у детей дошкольного возраста. Также выделили характерные особенности России, влияющие на становление культурной идентичности. И изложили ряд факторов, которые способствуют развитию идентичности в раннем возрасте.

Ключевые слова: культурная идентичность, мультикультурная среда, глобализация, самосознание, социализация.

Gerasimova V.S.

student

Kuban state University Pichugina VE student

Kuban state University Russia, Krasnodar

THE DEVELOPMENT OF CULTURAL IDENTITY IN PRE-SCHOOL CHILDREN IN THE MODERN WORLD

Abstract: in the article we demonstrated the term of cultural identity and identified its structural components. Gradually, we examined this process among pre-school children. Also, we emphasized its special features in Russia, influencing on the development of cultural identity, and outlined several factors, which contribute in the development of cultural identity in early age.

Key words: сиЫжа1 identity, multicultural environment, globalization, self-awareness, socialization.

В современном мире человек находится в мультикультурной среде, что требует толерантного отношения к различным народам и их

особенностям. Основой формирования подобных связей является уважительное отношение к культуре других этносов при сохранении собственной идентичности. Поэтому развитие культурной идентичности в дошкольном возрасте играет немаловажную роль в социализации ребенка и приобщению его к условиям 21 века.

Данную проблему рассматривали многие известные ученые: - Т. Г. Грушевицкая, специалист в области межкультурной коммуникации, Иванова Н.Л, Румянцева Т.В. - исследовали направление социальной идентичности, К. Э. Разлогов изучал культурную память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке.

Впервые понятие идентичность ввел Э. Эрексон - американский психолог. Он считал, что идентичность «имеет психосоциальную природу и формируется в процессе взаимодействия индивида с социокультурным окружением.» Развитие идентичности, по мнению ученого, протекает с помощью взаимодействия трех компонентов: биологического, социального и собственного эго. [2] Далее, Грушевицкая Т. Г определят культурную идентичность как осознанное принятие индивидом культуры общества, в котором он находиться ее норм, языка, образцов поведения и «самоотождествление себя с культурными образцами именно этого общества» [1] Выделяют также индивидуальную идентичность (сомоопределение себя к определенной культуре и сопоставление с обществом данного этноса) и коллективную (единство общности как целого и сравнение его с другими культурами). Данные понятия тесно связаны, но не являются абсолютно тождественными.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных определений, можно сделать вывод, что культурная идентичность - это определение и нахождение индивида, группы, общества в определенной культуре, которая включает системы ценностей и норм, образцы поведения, язык.

Культурная идентичность имеет сложную и многогранную структуру. По мнению Ю. Рота и Г. Копельцева культурная идентичность состоит из двух компонентов: когнитивный (знания о родной культуре) и эмоциональный (оценка принадлежности к определенной культуре). [4]

Т. Г. Стефаненько выделяет иные компоненты культурной идентичности:

• Когнитивный - знание собственной культуры и ее особенностей и отнесение себя к данному этносу на основе этнодифференцирующих признаков (религия, историческая память, народное искусство, язык, ценности, нормы поведения).

• Аффективный - оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства. [5]

Рассмотрев структуру с позиций различных ученных можно выделить основные слагаемые: знания о культуре и ее особенностях, отношение к этносу и принятие или отторжение родной культуры. 1.

Становление культурной идентичности начинается в раннем детстве. Этот период важен для социализации ребенка и его дальнейшего развития.

1 этап (0-2 года) - ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, узнает свое тело путем практики, учиться его контролировать. Уже с первых недель жизни новорожденный начинает подражать мимическим действиям окружающих, в ходе чего формируется паралингвистическая знаковая система (улыбка, жесты и т.д.).

2 этап (2 - 4года) - происходит развитие речи, с помощью которой ребенок может выражать свои мысли планы на дальнейшие действия, что способствует самосознанию. Также благодаря речи дошкольник вступает в контакт с окружающими. Взаимодействуя с семьей ребенок усваивает элементы родной культуры, происходит осознания принадлежности к определенной группе, выстраивание культурного образа. В общении со сверстниками он начинает практиковать сформированную знаковую систему. Вступая в такие отношение ребенок принимает роль партнера, усваивает тип его поведения или приписывает свой.

3 этап (4 - 6 лет) - развитие интеллектуальной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности. У ребенка появляются потребности к познанию нового, ему становятся интересны связи между явлениями и предметами. Одним из важных показателей самосознания в данный период является оценочное отношение к себе и к окружающим - дошкольник начинает критически относиться к своим недостаткам и пытается их преодолеть. В этом возрасте ребенок активно взаимодействует с окружающим миром познает его и непосредственно себя. Такой опыт помогает понять культуру и ее особенности.

Процесс формирования культурной идентичности в различных странах имеет свои особенности. В России культурная идентичность строиться на культурно - историческом опыте, народной памяти, климатических условиях и геополитическом положении. Территориальное расположение России играет немаловажную роль, - страны запада влияют на все процессы идентификации как в данный момент, так и на протяжении всей истории становления российского государства. Также К. Э. Разлогов делает акцент на том, что «ментальность народов России в большей мере определяется историко-географически, нежели этнически — это память почвы скорее, чем крови, память о событиях и о причастности к ним в первую очередь» [3]

Глобализация также отразилась на формировании культурной идентичности -происходит слияние этносов, их ценностей и нравов, культурная идентичность становиться нестабильной и эпизодичной.

Учитывая особенности формирования в России мы выделили ряд педагогических факторов, которые способствуют становлению культурной идентичности у детей дошкольного возраста.

1. Русский народный фольклор - выражает черты русской культуры и ее нравственных ценностей: представление о добре и зле, честности, трудолюбии, мужестве. Знакомя детей с устным народным творчеством мы формируем у них представление о культурных особенностях этноса.

2. Традиционные праздники и обряды представляют собой некий мост между прошлым и настоящим, который способствует передаче культурных нравов, ценностей и норм поведения.

3. Народное искусство отражает духовный мир общества, и его восприятие окружающего мира, поэтому важно изучать образы народных картин, ремесло и т.д.

4. Русские народные игры формируют нравственные качества, которые влияют на дальнейшее поведение и характер ребенка. А также данная деятельность способствует расширению кругозора, улучшению памяти и внимания, воображения и мышления.

5. Погружение в атмосферу национального быта - окружающие предметы оказывают влияние на развитие душевных качеств ребенка, формируют чувство прекрасного, поэтому важно, чтобы они были национальными.

Таким образом, мы рассмотрели структуру и этапы формирование культурной идентичности у детей дошкольного возраста. А также выявили основные факторы, влияющие на ее развитие. Следовательно, мы можем сделать вывод - формирование культурной идентичности- это сложный процесс, в ходе которого происходит духовное уединение личности со своим этносом, что очень важно для гармоничного развития ребенка и приобщения его к обществу.

Использованные источники:

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации М., 2003.

2. .Иванова Н. Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М., 2009.

3. Разлогов К. Э. Память и идентичность Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке. М. , 2015.

4. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Учебно-методическое пособие. М., 2006

5. Стефаненко Т. Этнопсихология. 3изд. М.,. 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.