Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/65PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Москвина И.В., Каратаева Н.А. Педагогический потенциал русских народных игр и хороводов в развитии культурной идентичности у детей дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Moskvina I.V., Karataeva N.A. (2019). The pedagogical potential of Russian folk games and round dances in the development of cultural identity in preschool children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN519.pdf (in Russian)
Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности, договор № 54 Н от 22.11.19 «Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к ценностям русской народной культуры»
УДК 373.2 ГРНТИ 14.23.05
Москвина Инна Викторовна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия
Доцент кафедры «Дошкольного и социального образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=740650
Каратаева Наталья Александровна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия
Доцент кафедры «Дошкольного и социального образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=338015
Педагогический потенциал русских народных игр и хороводов в развитии культурной идентичности у детей дошкольного возраста
Аннотация. Содержание статьи посвящено одной из актуальных проблем социально-коммуникативного развития дошкольника - проблеме приобщения к духовным ценностям, традициям и обычаям родной культуры. Дети с самого раннего возраста могут стать активными носителями культурных ценностей, если взрослые создадут необходимые для этого социокультурные и педагогические условия. Культурологическая компетентность взрослых, реализация программ, ориентированных на погружение дошкольников в пространство родной культуры, обеспечение детям возможности самостоятельно создавать игровое пространство в соответствии с собственным социокультурным опытом, обращение к культурным доминантам этноса через различные жанры фольклора - это необходимые условия для становления культурной идентичности формирующейся личности.
Авторы рассматривают культурную идентичность как сопричастность личности к конкретной культуре, что позволяет зафиксировать ее самосознание, определить активность и эффективность становления идентичности в процессе субъект-субъектных отношений.
В статье рассматриваются понятия «педагогический потенциал», «идентичность», «культурная идентичность», представлен анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих сущность педагогического потенциала русских народных игр и хороводов в образовании дошкольников, становлении культурной идентичности детей.
Авторы убеждены, что развитие культурной идентичности дошкольников зависит от культурологической компетентности взрослых, их готовности учитывать этнокультурную ситуацию развития ребенка, отношения к народным играм и хороводам, умения методически грамотно их организовать. В данной статье предпринимается попытка определить профессиональные дефициты педагогов дошкольного образования в методике организации народных игр и хороводов с детьми дошкольного возраста. На основе использования метода анкетирования и включенного наблюдения, авторы исследуют отношение педагогов дошкольных образовательных организаций к русским народным играм и хороводам.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о понимании педагогами дошкольных образовательных учреждений необходимости учета культурных различий детей в образовательном процессе детского сада, осознании значимости приобщения дошкольников к культурным ценностям народа для развития культурной идентичности личности ребенка. Наряду с положительными тенденциями в практике дошкольного образования у педагогов имеются затруднения в методике организации народных игр и хороводов.
Ключевые слова: педагогический потенциал; культурная идентичность; русские народные игры; хоровод; хороводная культура; дошкольная образовательная организация; дошкольник; педагог дошкольного образования
Введение
Проблема утраты культурной идентичности граждан является крупномасштабным вызовом, стоящим сегодня перед большинством государств мира. Процессы глобализации и социальные преобразования часто влекут за собой разрушение и исчезновения национального и культурного своеобразия наций, этнических групп. В настоящее время мировое сообщество как никогда обеспокоено вопросами сохранения этнического разнообразия, ментальности и национально-культурной идентичности людей. 17 октября 2003 г. 32-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, которое охватывает фольклор и традиции устного творчества, включая языки, зрелища, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, традиционные ремесла1.
Дети дошкольного возраста могут быть активными носителями культурных традиций, если взрослые с самого раннего детства научат их бережно относиться к культурному наследию. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в числе актуальных принципов дошкольного образования выдвигает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей»2 . ФГОС ДО ориентирует педагогов дошкольных образовательных учреждений на решение таких задач, как «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
1 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 г.) // UNESDOC: цифровая библиотека. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения: 22.08.2019).
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155. URL: http://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5dVhmWyEb (дата обращения: 24.08.2019).
https:// mir-nauki. com
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей...».
Для определения педагогического потенциала русских народных игр и хороводов в развитии культурной идентичности у дошкольников следует определиться с основными понятиями данной проблемы: «педагогический потенциал», «идентичность», «культурная идентичность», а также проанализировать особенности развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста на основе средств аутентичного фольклора, включающего русские народные игры и хороводы.
Анализ современных психолого-педагогических исследований позволяет увидеть разные варианты интерпретации сущности понятия «педагогический потенциал». Так, например, данное понятие рассматривается учеными И.В. Власюк, А.Ф. Казаковой в качестве совокупности возможностей, способностей, ресурсов [1]. М.А. Чистякова считает педагогическим потенциалом нечто, заложенное в структуре самой традиционной культуры и её образцах (как отношение к объекту) [2]. В работах Т.Л. Божинской, О.М. Поздняковой педагогический потенциал выступает в качестве интегрального образования, создающего возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению другими субъектами [3]. Н.В. Еремина в качестве педагогического потенциала определяет ценностное содержание традиции, возможность, которая присутствует в её различных средствах, формах и реализуются в разновозрастном событийном сообществе [4]. В исследовании А.Б. Тепловой в качестве педагогического потенциала выступают воспитательные возможности, в народной педагогике, ее средствах, материнском фольклоре, народной игрушке, ценности и смыслы, которые они способны сообщить ребёнку, а также формы осознанной и осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют [5].
В своем исследовании под педагогическим потенциалом русских народных игр и хороводов мы будем подразумевать интегративную систему духовно-нравственных ценностей, сложившуюся в русской народной культуре, действие которых, является актуальным или может быть актуализировано в специально созданных педагогических условиях.
Анализ психологических, социологических исследований, посвященных идентичности личности свидетельствует о том, что в науке сформировались две стратегические линии теоретической интерпретации идентичности: психологическая (представлена исследованиями А. Фрейд [6], З. Фрейда [7], Э. Фромма [8], Э. Эриксона) и социологическая (исследования Дж. Тернера [9], П. Бергера и Т. Лукмана [10], П. Бурдье [11], Э. Гидденса [12], Дж. Мида [13]).
Учитывая междисциплинарный подход к пониманию сущности данной категории, «идентичность» определяется как установление отношений определяемого - определяющего между объектами интерпретации, оно охватывает такие ее значения, как уникальность, аутентичность, относительность, принадлежность, самотождественность и преемственность [14, с. 6]. Знание идентичности личности рассматривается в качестве определенного способа установления отношений, при котором определяемой является отдельная личность, а определяющим - ее принадлежность к конкретной группе [15, с. 11]. Идентичность личности, по Э. Эриксону, изучается через параметр реальной оценки себя самой и владения собственным «Я» (данный параметр должен быть стабильным вне зависимости от ситуаций) [16, с. 62].
Сущность понятия «культурная идентичность» определяется Е.П. Матузковой, согласно экзистенциалистской концепции, в качестве динамической системы дискурсивных положений, возникающих в результате самоопределения и соотнесения с окружающими - описание себя, сопоставленное с описанием, которое составляют о нас другие люди, причем культурная идентичность связана с ключевыми узлами культурного значения, в частности, с возрастом, полом, классом, расовой и этнической принадлежностью [17, с. 65]. Следовательно, культурная
идентичность определяет сопричастность личности к конкретной культуре, позволяет зафиксировать ее самосознание, определить активность и эффективность становления идентичности в процессе субъект-субъектных отношений.
Ввиду того, что культурная идентичность представляется определенной конструируемой реальностью, не представленной в опыте человека изначально - при рождении, она несет в себе определенный потенциал, с помощью которого возможно предопределить направление возможного развития личности. Согласно исследованию К.Л. Япринцевой, становление культурной идентичности личности как процесс предполагает определенный алгоритм взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: представление (формируется через созерцание и включение); знание (культурная компетентность); отношение (преломление через сознание и определение значимости в смысло-жизненных ориентирах); стратегия (определение последовательности действий по реализации); культурная деятельность [18, с. 12]. Прохождение указанных этапов формирования культурной идентичности, с одной стороны, означает для личности результат ее комфортного присутствия в пространстве конкретной культуры, а с другой стороны, дает возможность для дальнейшего культурного выбора и развития, поскольку рефлексия культуры личностью определяет ее сопричастность данной культуре.
Содержание процесса культурной идентичности личности связано с определенным этапом в формировании идентичности (по Э. Эриксону) и выстраивается в зависимости от возрастных особенностей личности [12]. Говоря о дошкольном возрасте, следует иметь в виду, что ребенок в данный возрастной период проходит третью стадию из восьми - локомоторно-генитальную, в течение которой происходит его социализация, на которую активное влияние оказывает микросоциум (особенно родители), устанавливая определенные правила его жизнедеятельности, при этом оказывая воспитательное воздействие и контролируя поведение и действия ребенка. Также дошкольное детство захватывает начало следующей стадии формирования идентичности личности, специфической чертой которой становится овладение личностью определенными умениями, в том числе связанными с учебной деятельностью, поэтому успешность прохождения такой стадии зависит от успешности учебной и познавательной деятельности ребенка, его взаимоотношениями с педагогами и сверстниками.
Так, стадии формирования культурной идентичности личности в дошкольном возрасте отличаются от последующих пяти своим элементарным характером, что, в первую очередь, связано с возрастом ребенка и степенью сформированности когнитивных, эмоциональных, мыслительных процессов, поведенческих установок, а затем - с недостаточно богатым жизненным и этнокультурным опытом. Следовательно, необходимо организовывать процесс формирования культурной идентичности детей дошкольного возраста, в котором компоненты культурной идентификации и информация о них адаптированы под указанный возрастной период, а средства - доступны для понимания и осознания.
Культура народа и ее педагогическое отражение в устном народном творчестве являются предметом научных исследований (представлены в трудах Г.Н. Волкова, Н.А. Корякиной, О.И. Михалевой, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, В.И. Ханбикова, Е.О. Чубрик, К.Л. Япринцевой), а также предстают в виде результатов эмпирического исследования, практических наработок и методических материалов для подрастающего поколения, в том числе дошкольников (Е.В. Беляева, Ю.В. Бражник, Л.Л. Бурлакова, И.Б. Лайпанова, Н.В. Муращенкова, А.Я. Чебан).
Результаты современных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что аутентичный фольклор, в том числе русские народные игры и хороводы способствуют развитию психических процессов детей, формированию навыков социального поведения [19]. Педагогический потенциал аутентичного фольклора заключается в сплочении детского
коллектива, гармонизации эмоциональной сферы детей, развитии познавательных процессов и музыкальных способностей, положительном влиянии на формирование произвольности поведения. Реализация педагогического потенциала народных игр, хороводов обеспечивается за счет специального их подбора, который осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, сезона и др.
Одними из наиболее понятных детям дошкольного возраста средств устного народного творчества являются народные игры и хороводы, поскольку игра - это ведущая деятельность дошкольника, в процессе и результате которой он социализируется, усваивает знания и постигает жизненный опыт, осознает и изучает себя в выполнении определенных социальных ролей, которые «проигрывает», а также развивается как личность.
Один из самых авторитетных исследователей этнопедагогики Г.Н. Волков отмечает, что игра есть «разнообразная и богатая сфера деятельности детей» [19, с. 133], которая учит ребенка межличностному общению, готовит его к трудовой деятельности, прививает уважение к существующему порядку вещей, приучает к правилам поведения в обществе. В процессе игры, по мнению исследователя, дети достаточно рано начинают процесс самовоспитания, цель которого «возникает в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями» [19, с. 134]. Процесс самовоспитания в игре и через игру настолько «срастается» с личностью ребенка, что, как считает Г.Н. Волков, по играм «можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках» ребенка [19, с. 134].
Погружение детей дошкольного возраста в хороводно-игровую культуру во многом определяется компетентностью самих педагогов в данном вопросе. Представим результаты изучения профессиональных затруднений педагогов дошкольных образовательных учреждений в методике организации народных игр и хороводов [20]. Авторами изучались следующие аспекты:
• осознание воспитателями дошкольных образовательных учреждений значения приобщения детей к аутентичному фольклору для развития культурной идентичности дошкольников;
• знание педагогами методики организации русских народных игр и хороводов с дошкольниками;
• частота использования педагогами народных игр и хороводов в своей образовательной практике;
• наличие у педагогов затруднений и потребности в углублении знаний и умений, связанных с хороводно-игровой культурой, методикой организации русских народных игр и хороводов.
Методы
Эмпирический материал данной статьи содержит результаты анкетирования педагогов дошкольного образования. В анкетировании приняли участие 46 воспитателей дошкольных образовательных учреждений из разных регионов России (Курганской, Челябинской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и др.). В анкету для воспитателей были включены вопросы открытого характера. Ответы на них респонденты формулировали самостоятельно, что позволило выявить особенности рассуждений педагогов по поводу приобщения детей дошкольного возраста к хороводной культуре, а также об их отношении к русским народным играм и хороводам. Результаты анкетирования были
подвергнуты качественному и количественному анализу. Приведем некоторые вопросы анкеты для воспитателей:
1. Нужно ли приобщать дошкольников к хороводной культуре в настоящее время? Почему?
2. В чем заключается педагогический потенциал русских народных игр и хороводов образовании дошкольников?
3. Владеете ли Вы методикой организации хороводов и хороводных игр?
4. Как часто Вы используете хороводные игры в своей образовательной практике?
5. Какие эмоции вызывают народные игры и хороводы у дошкольников?
6. Есть ли у Вас затруднения в организации народных игр и хороводов?
Результаты
Анализ результатов анкетирования показал, что все педагоги дошкольных учреждений (100 %) считают, что современных дошкольников необходимо приобщать к хороводной культуре, погружать в мир народных игр и хороводов. Например, 36,7 % респондентов данная проблема очень важна, поскольку задействование педагогического потенциала народных игр и хороводов способствует приобщению к ценностям русской народной культуры.
30 % респондентов в своих ответах подчеркнули значение хороводных игр и хороводов и указали, что это средство сплочения дошкольников, воспитания доброжелательных отношений между ними. Респонденты, относящиеся к данной группе, давали примерно такие ответы: «...в хороводе дети лучше сплачиваются. Движения под музыку с пением помогают детям раскрепощаться и настраиваться на лучшее»; «хороводные игры сплачивают коллектив детей»; «хороводные игры поддерживают дружескую атмосферу в детской группе.»; «хороводы повышают сплоченность детского коллектива, дети очень увлеченно играют».
Часть педагогов (33 %) объяснили значение хороводной культуры для развития детей отношением самих дошкольников к народным играм и хороводам: «детям нравятся хороводы и хороводные игры. Варианты ответов были следующими: «.народные игры и хороводы необходимы в работе с дошкольниками, у меня группа разновозрастная и это тот тип игр, в которых дети всех возрастов с удовольствием играют, даже малыши приплясывают»; «.дети проявляют большой интерес к хороводным играм, с большим удовольствием включаются в игру»; «хороводные игры часто сопровождаются пением, дети эмоционально откликаются на музыку, с удовольствием выполняют танцевальные движения»; «дети с радостью играют и просят играть ещё и ещё.».
Результаты анкетирования также показали, что часть педагогов испытывает затруднения в методике организации народных игр и хороводов. Так, 17,2 % респондентов отметили, что их проводят редко, так как знают мало игр и не уверены в том, что правильно их проводят, поскольку «дети не соблюдают правила, а только балуются». О частичном владении методическими приемами организации народных игр и хороводов заявили 15,1 % респондентов: «Не могу сказать, что на 100 % знаю методику их организации, но провести могу», «частично владею методикой организации хороводов, в этом у меня мало практики.». Значительная часть воспитателей (68 %) оценили свое знание методики организации хороводных игр на достаточно высоком уровне. Педагоги этой группы регулярно используют хороводные игры в своей образовательной практике. По этому поводу они высказывались следующим образом: «Я люблю водить с детьми хороводы и играть в разные народные игры. Владею методикой их организации, поэтому провожу регулярно», «Я имею достаточный опыт
https:// mir-nauki. com
работы в дошкольном образовании. Часто использую хороводы в работе с детьми своей группы».
Результаты анкетирования показали, что частота включения педагогами хороводных игр в образовательный процесс дошкольного учреждения различная: от одного раза в неделю до ежедневного проведения. Примерно около 30 % педагогов ответили, что организуют хороводы только во время детских мероприятий, например, во время новогодних утренников, в дни рождения детей. 43,2 % респондентов проводят народные игры и хороводы постоянно во время музыкальных и физкультурных занятий, а также на прогулках. 19,4 % респондентов написали, что проведение хороводов с детьми у них мало практикуется: «Нельзя сказать, что совсем не использую, чаще провожу спортивные игры», «Водим хороводы только иногда на прогулке, потому что в помещении мало места».
Обобщая результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что детям нравятся народные игры и хороводы. Многие воспитатели замечали интерес к хороводам у детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группы). На вопрос анкеты «Есть ли у Вас затруднения в организации народных игр и хороводов? 79,9 % педагогов высказали желание расширить знания о хороводной культуре и методике организации хороводов с детьми, а также выразили интерес к пополнению собственной копилки новыми народными играми. 6,4 % воспитателей заявили, что они достаточно хорошо знают, как организовать и провести хороводные игры со старшими дошкольниками, но испытывают затруднения с проведением хороводов в средних и младших группах, поскольку дети плохо ориентируются в пространстве и в процессе игр не умеют взаимодействовать друг с другом. Незначительная часть воспитателей (6,4 %) отметили, что у них нет потребности в углублении знаний, связанных с хороводной культурой, что организацией народных игр и хороводов должен заниматься музыкальный руководитель. Можно предположить, что педагоги, давшие подобные ответы не полностью осознают их педагогический потенциал во всестороннем развитии детей.
Полученные в ходе анкетирования эмпирические данные были дополнены включенным наблюдениям за педагогами дошкольного образования в ходе проведения научно-практических семинаров и мастер-классов по проблеме приобщения к хороводной культуре. Помимо обсуждения проблемных тем мы специально организовывали для них различные народные игры и хороводы, в процессе которых следили за эмоциями и характером игрового взаимодействия участников. Заметим, что состав дошкольных работников на семинарах и мастер-классах не менялся. Первоначально на предложение встать в хоровод откликались не все, а лишь самые активные педагоги. Некоторые воспитатели (25 %) проявляли смущение и отказывались участвовать в хороводных играх, но, тем не менее, проявляли к происходящему живой интерес. Они наблюдали за игровым действом со стороны и вели видеозапись. С каждым последующим мероприятием (всего три научно-практических семинара и мастер-класс), мы продолжали организовывать новые народные игры и хороводы и вовлекали в них дошкольных работников. Лишь на третьем научно-практическом семинаре позиция педагогов сменилась с пассивного наблюдения на активное действие. А на заключительном мастер-классе все 100 % педагогов проявили желание участвовать в хороводных играх. Наблюдение за эмоциональными проявлениями воспитателей, характером игрового взаимодействия, свидетельствовало о заинтересованности участников, желании приобретать новые профессиональные умения в данном направлении. Анализ результатов наблюдения за педагогами во время проведения мастер-классов показал улучшение настроения у участников, выражение радостных эмоций, они шутили, с удовольствием пели и выполняли танцевальные движения.
Обсуждение
Итак, анализ социологической, психолого-педагогической литературы указывает на бесценный педагогический потенциал народных игр и хороводов в развитии культурной идентичности у детей дошкольного возраста. Несомненно, что данные этнопедагогические средства способны формировать у детей базовые устойчивые представления о принадлежности к духовной культуре своей нации, содействовать усвоению нравственных норм поведения, составляющих культурный генотип русского человека.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о понимании педагогами дошкольных образовательных учреждений необходимости учета культурных различий детей в образовательном процессе детского сада, значимости приобщения дошкольников к культурным ценностям народа для развития культурной идентичности личности. Однако у педагогов имеются определенные профессиональные дефициты, обусловленные:
• знанием теоретических основ развития культурной идентичности в дошкольном возрасте;
• владением методикой воспитания хороводной культуры у детей;
• пониманием детской музыкальной субкультуры, опирающейся на народные традиции;
• практическим опытом организации народных игр и хороводов;
• наличием методической копилки, включающей фольклорный репертуар, в том числе народные игры и хороводы.
Восполнение этих дефицитов в процессе мастер-классов, теоретических и практико-ориентированных семинаров будет способствовать созданию благоприятных условий для развития культурной идентичности маленьких граждан России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власюк, И.В. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Власюк Ирина Вячеславовна. -Оренбург, 1998. - 199 с.
2. Чистякова, М.А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Чистякова Марина Александровна. - Нижний Новгород, 2007. - 32 с.
3. Божинская, Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании [Текст]: дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Божинская Татьяна Леонидовна. - Краснодар, 2010. - 166 с.
4. Еремина, Н.В. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Еремина Наталия Владимировна. - М., 2014. -26 с.
5. Теплова, А.Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Теплова Анна Борисовна. -М., 2013. - 23 с.
https:// mir-nauki. com
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ [Текст] / А. Фрейд. - СПб.: Питер, 2019. - 160 с.
Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я [Текст] / З. Фрейд // Я и Оно: сочинения: пер. с нем. / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 2005. - С. 771-838.
Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст]: пер. с англ. / Э. Фромм. - Москва: Прогресс, 1995. - 256 с.
Turner, J.H. Theoretical sociology: a concise introduction to twelve sociological theories [Text] / J.H. Turner. - Los Angeles: SAGE Publications, 2013. - 288 p.
Berger, P.L. The Social Construction of Reality [Text]: a treatise in the sociology of knowledge / P.L. Berger, T. Luckmann. - Londen: Penguin Books, 1991. - 249 p.
Bourdieu, P. Social theory for a changing society [Text] / P. Bourdieu, J.M. Coleman. - New York: Russell Sage foundation, 1991. - 387 p.
Giddens, A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age / A. Giddens. - Cambridge: Polity Press, 1991. - 264 p.
Mead, G.H. Mind, self and society [Text] / G.H. Mead. - Chicago: The University of Chicago Press, 1992. - 401 p.
Русанова, А.Г. Особенности культурной идентичности студентов в областном центре России [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Русанова Анастасия Геннадиевна. - М., 2007. - 16 с.
Чебан, А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой [Текст] / А.Я. Чебан, Л.Л. Бурлакова. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]: пер с англ. / Э. Эриксон. -М.: Флинта, 2006. - 342 с.
Матузкова, Е.П. Культурная идентичность: к определению понятия [Текст] / Е.П. Матузкова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -2014. - Вып. 2. - С. 62-68.
Япринцева, К.Л. Феномен культурной идентичности в пространстве культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Япринцева Кира Львовна. - Челябинск, 2006. - 26 с.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для студентов сред. и высш. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
Каратаева, Н.А. Отношение педагогов дошкольных образовательных организаций к хороводной культуре: результаты эмпирического исследования [Текст] / Н.А. Каратаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 57-61.
Moskvina Inna Viktorovna
Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia E-mail: [email protected]
Karataeva Natalya Alexandrovna
Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia E-mail: [email protected]
The pedagogical potential of Russian folk games and round dances in the development of cultural identity in preschool children
Abstract. The content of the article is devoted to one of the urgent problems of the socio-communicative development of a preschooler - the problem of familiarizing oneself with spiritual values, traditions and customs of the native culture. Children from a very young age can become active carriers of cultural values if adults create the necessary socio-cultural and pedagogical conditions.
Cultural competence of adults, the implementation of programs aimed at immersing preschoolers in the space of their native culture, providing children with the opportunity to create their own play space in accordance with their own socio-cultural experience, appeal to the cultural dominants of an ethnic group through various genres of folklore are necessary conditions for the formation of the cultural identity of an emerging personality.
The authors consider cultural identity as the involvement of the individual in a particular culture, which allows us to fix its identity, determine the activity and effectiveness of the formation of identity in the process of subject-subject relations.
The article discusses the concepts of "pedagogical potential", "identity", "cultural identity", presents an analysis of psychological and pedagogical research that reveals the essence of the pedagogical potential of Russian folk games and round dance in the education of preschool children, the formation of the cultural identity of children.
The authors are convinced that the development of the cultural identity of preschoolers depends on the cultural competence of adults, their willingness to take into account the ethnocultural situation of the development of the child, their attitude to folk games and round dances, and the ability to organize them competently. This article attempts to determine the professional deficiencies of preschool teachers in the methodology of organizing folk games and dancing with preschool children. Based on the use of the questionnaire method and the observation included, the authors investigate the attitude of teachers of preschool educational organizations to Russian folk games and round dances.
The results of an empirical study indicate that teachers of preschool educational institutions understand the need to take into account the cultural differences of children in the educational process of kindergarten, the awareness of the importance of involving preschool children in the cultural values of the people for the cultural identity development of the child's personality. Along with positive trends in the practice of preschool education, teachers have difficulties in organizing folk games and round dances.
Keywords: pedagogical potential; cultural identity; Russian folk games; round dance; round dance culture; preschool educational organization; preschool child; preschool teacher