3. Гвайта, А. Как воспитать мужчину / А. Гвайта // Дошкольное образование. - 2014. - № 2. - С. 30-33.
4. Ребенок в социокультурном пространстве современного города : материалы IX Междунар. конф. "Ребенок в современном мире. Дети и город", 17-19 апр. 2002 г. - СПб. : СПбГТУ, 2002.
5. Шведчикова, С.Н. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры / С.Н. Шведчикова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 13-16 .
REFERENCES
1. Belickaya A.A., Korolkova N.P. Oznakomlenie detej s russkoj kul'turoj na primere narodnyh i avtorskih skazok [Acquaintance of children with Russian culture on the example of folk and author's fairy tales]. Vospitatel'
doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Educator of preschool educational institution], 2015, no. 12, pp. 107-110.
2. Gvajta A. Kak vospitat' zhenshchinu [How to raise a woman]. Doshkol'noe obrazovanie [Preschool education], 2014, no. 3, pp. 28-31.
3. Gvajta A. Kak vospitat' muzhchinu [How to raise a man]. Doshkol'noe obrazovanie [Preschool education], 2014, no. 2, pp. 30-33.
4. Rebenok v sociokul'turnom prostranstve sovremennogo goroda: materialy IX Mezhdunar. konf. «Rebenok v sovremennom mire. Deti i gorod», 17-19 apr. 2002 g. [Child in the social cultural space of the modern city]. Saint-Petersburg: Publ. SPbGTU, 2002.
5. Shvedchikova S.N. Priobshchenie doshkol'nikov k istokam nacional'noj kul'tury cherez russkie narodnye podvizhnye igry [Acquisition of preschool children to the sources of national culture through Russian folk games].
Doshkol'nayapedagogika [Pre-schoolpedagogics], 2010, no. 1, pp. 13-16.
УДК 373.2
Н.А. Каратаева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Отношение педагогов дошкольных образовательных организаций к хороводной культуре: результаты эмпирического исследования
В статье обосновывается актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской хороводной культуре. Автор с помощью методов анкетирования и включенного наблюдения изучает отношение педагогов дошкольных образовательных организаций к хороводной культуре.
Хоровод, хороводная культура, дошкольная образовательная организация.
N.A. Karatayeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and
Methodology of Preschool Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected]
The attitude of preschool educational organizations' teachers to the round dance culture: results of empirical research
The article substantiates the relevance of introducing preschool children to the Russian round dance culture. The author studies the attitude of teachers ofpreschool educational organizations to the round dance culture with the help of survey methods and participant observation.
Keywords: round dance, round dance culture, preschool educational organization.
Для любого народа сегодня достаточно остро стоит проблема выбора: унифицировать и стандартизировать самобытную национальную культуру в соответствии с образцами и моделями западной цивилизации или сохранить ее с опорой на всю полноту самобытной исторической традиции.
Каждый народ имеет право на преемственность в развитии собственной культуры, на сохранение в исторической памяти тех смысловых ценностей, которые определяют народ как единое социальное целое и не позволяют ему превратиться в «социальную пыль».
В эпоху резкого обострения противоречий мирового социально-культурного развития проблема задействования воспитательного потенциала русской народной культуры приобретает особый жизненный смысл.
Хороводная культура является важнейшей составляющей русской народной культуры и представляет собой уникальное явление с точки зрения бытования, семантики и композиционных форм. Хоровод - древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Хороводная культура - это совокупность знаний об истории, семантике хоровода (когнитивный компонент), эмоций, чувств, переживаний (эмоционально-чувственный компонент), умений водить хоровод согласно правилам и композиционным формам (деятельностный компонент). Составленное нами определение хороводной культуры необходимо для проведения пилотного исследования, является рабочим и, безусловно, не претендует на истину последней инстанции, содержание понятия нуждается в глубоком анализе, осмыслении, дополнении и уточнении.
Теоретические исследования детских хороводных игр проводились П.Ф. Каптеревым, Э.С. Литвиным, М.М. Громыко и др. Анализ опыта применения форм традиционного игрового фольклора в психолого-педагогической практике представлен в работах Т.В. Андрюхиной, Р.А. Лахина, Н.В. Ивочкиной и др.
Современные исследования свидетельствуют о том, что хороводные игры ориентированы на развитие и интеграцию психических процессов, направлены на формирование навыков бытового и социального поведения, позволяют целостно воздействовать на развитие предпосылок формирования коммуникативных навыков [1]. Они способствуют сплочению детского коллектива, гармонизирует эмоциональную сферу, развивает познавательные процессы и музыкальные способности, влияют на формирование произвольности поведения. Специальный подбор детских хороводных игр, соответствие конкретным целям и задачам позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Погружение детей дошкольного возраста в хороводную культуру во многом определяется компетентностью самих педагогов в данном вопросе. Целью статьи является изучение отношения педагогов дошкольной образовательной организации к хороводной культуре. Автором исследовались следующие аспекты:
- понимание педагогами значения приобщения детей к хороводной культуре для социально-коммуникативного развития и формирования личности в целом;
- знание педагогами методики организации хороводов и хороводных игр с дошкольниками;
- частота использования педагогами хороводов и хороводных игр в своей образовательной практике;
- наличие у педагогов потребности в углублении знаний и умений, связанных с хороводной культурой, методикой организации хороводов и хороводных игр.
Представленный в статье фактический материал был получен в результате анкетирования педагогов дошкольных образовательных организаций. В анкетировании приняли участие 46 воспитателей дошкольных образовательных учреждений из разных регионов России (Курганской, Челябинской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и др.). Вопросы анкеты носили открытый характер. Ответы на вопросы анкеты формулировались респондентами самостоятельно, что позволило выявить особенности рассуждений педагогов по поводу приобщения детей дошкольного возраста к хороводной культуре. Результаты анкетирования показали, что в основном педагоги старались достаточно полно и содержательно ответить на поставленный в анкете вопрос. Письменные ответы были подвергнуты качественному и количественному анализу, что дало возможность выявить определенное отношение педагогов к хороводной культуре. Итак, анкета для воспитателей включала следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы необходимым приобщать дошкольников к хороводной культуре в настоящее время? Почему?
2. Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решить применение хороводов и хороводных игр в образовательном процессе ДОО?
3. Владеете ли Вы методикой организации хороводов и хороводных игр?
4. Как часто Вы используете хороводные игры в своей образовательной практике?
5. Нравятся ли детям дошкольного возраста хороводы?
6. Есть ли у Вас потребность в углублении знаний и умений, связанных с хороводной культурой, методикой организации хороводов и хороводных игр?
Результаты анкетирования показывают, что все без исключения педагоги (100%) отметили, что современных дошкольников необходимо приобщать к хороводной культуре, но респонденты по-разному аргументировали свои ответы. Например, 36,7% педагогов важность приобщения детей к хороводной культуре связывают с тем, что хороводная культура является важнейшей частью русской народной культуры, и включение дошкольников в хороводные игры способствует приобщению к истокам русской народной культуры. Респонденты отвечали следующим образом: «Необходимо приобщать к хороводной культуре, ведь хоровод - это культурное достояние России. В современном обществе люди не должны забывать свои корни, то, что было свойственно русской культуре»; «Да, это помогает воспитывать патриотизм, дети изучают жизнь народа, его культуру»; «...хороводные игры несут в себе народную культуру и традиции и это очень важно для воспитания». Ответы такого содержания были у 16 человек.
30% респондентов в своих ответах подчеркивали огромную роль хороводных игр в сплочении детей группы, воспитании коллективизма, доброжелательных отношений между дошкольниками. Респонденты, входящие в даннуюгруппу отвечали так: «.в хороводе дети лучше сплачиваются. Синхронное выполнение движений и пение помогают детям раскрепощаться и настраиваться на лучшее»; «хороводные игры сплачивают коллектив детей»; «хороводные игры сплачивают коллектив, поддерживают дружескую
атмосферу в коллективе...»; «хоровод позволяет сплотить детский коллектив, дети с удовольствием играют».
Часть педагогов (33%) объяснили важность приобщения дошкольников к хороводной культуре тем, что самим детям нравятся хороводы и хороводные игры. Они отмечали следующее: «.хороводные игры необходимы в работе с дошкольниками, у меня группа разновозрастная и это тот тип игр, в которых дети всех возрастов с удовольствием играют и малыши приплясывают»; «.дети проявляют большой интерес к хороводным играм. С большим удовольствием включаются в игру»; «детям очень нравятся хороводные игры особенно в младшей группе. С удовольствием играют и просят поиграть ещё и ещё.».
Результаты анкетирования педагогов показали, что наряду с пониманием значения хороводных игр в воспитании дошкольников не все воспитатели владеют методикой организации хороводов и хороводных игр. 17,2% респондентов отметили, что совсем не умеют проводить хороводы и хороводные игры и поэтому в своей образовательной практике им не приходилось их использовать. О частичном владении методикой заявили 15,1% респондентов: «В полном объеме методикой организации хороводов я не владею, только отдельными приемами», «Я работаю пока помощником воспитателя и поэтому частично владею методикой». Большая часть респондентов (68%) отметили, что владеют методикой организации хороводных игр и регулярно используют хороводные игры в практической работе с детьми: «Можно сказать, что я владею методикой и регулярно провожу хороводные игры в течение дня с детьми», «Да, владею методикой и использую хороводы часто с детьми своей группы».
Частота включения педагогами в образовательный процесс дошкольного учреждения хороводных игр в ответах респондентов значительно варьировалась: от одного раза в неделю до ежедневного применения. Примерно третья часть анкетируемых ответили, что проводят хороводы только во время новогодних утренников и дней рождения детей. (43,2%) респондентов используют хороводы в своей практике регулярно во время музыкальных и физкультурных занятий, на прогулках. 19,4% респондентов признались, что проведение хороводов с детьми для них является редкостью: «Использую, но очень редко», «Не так часто, только в отдельных случаях». Ответы остальных респондентов не отличались конкретным характером и их сложно было проанализировать: «по возможности», «в зависимости от ситуации».
Все участвовавшие в анкетировании педагоги отметили, что детям нравятся хороводные игры и хороводы. Некоторые педагоги подчеркивали интерес к хороводам у детей младшего возраста (вторая младшая, средняя группы). На вопрос анкеты «Есть ли у Вас потребность в углублении знаний и умений, связанных с хороводной культурой, методикой организации хороводов и хороводных игр?» 79,9% педагогов указали на наличие желания углубить знания в области методики организации хороводных игр, 6,4% заявили, что у них «частично есть такая потребность». По всей вероятности данные педагоги считают, что они владеют методикой проведения хороводов и им необходимо что-то уточнить или получить некоторые новые сведения. 6,4% респондентов заявили, что у них нет потребности в углублении знаний, связанных с хороводной культурой, что может свидетельствовать об отсутствии у педагогов опыта погружения в хороводную культуру. Возможно, такая реакция связана с непониманием воспитательного и развивающего потенциала хороводных игр.
Эмпирические данные, полученные в ходе анкетирования, были дополнены включенным наблюдением за игровыми действиями и эмоциональным состоянием
педагогов, участвовавших в хороводных играх, мастер-классах во время проведения курсов повышения квалификации и научно-практических семинаров. Мероприятий, направленных на погружение педагогов в хороводную культуру, преподавателями кафедры теории и методики дошкольного образования было организовано несколько. Заслуживает внимания следующий факт. Во время проведения первого такого мероприятия на предложение встать в хоровод откликнулась большая часть педагогов, но не все. Примерно четвертая часть педагогов остались не включенными в хоровод. Они наблюдали за происходящим со стороны, иногда фотографировали своих коллег, записывали видео. На последнем мероприятии (это был научно-практический семинар) на предложение поучаствовать в хороводе ответили согласием все 100% (30 студентов заочного отделения). Этот факт говорит о наличии у педагогов интереса к проблеме хороводной культуры, желании приобрести соответствующие знания и умения. Наблюдения показали, что во время проведения хороводных игр у участников присутствовало приподнятое настроение, они улыбались, шутили, с удовольствием двигались под музыку, выполняли движения.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на огромный воспитательный и развивающий потенциал хороводной культуры. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о понимании педагогами дошкольных образовательных учреждений значимости приобщения детей к хороводной культуре для социально-коммуникативного развития и формирования личности ребенка в целом. У педагогов имеется потребность в углублении знаний и умений, связанных с хороводной культурой, методикой организации хороводов и хороводных игр с детьми. Считаем, что данные образовательные потребности педагогов должны найти отражение в содержании программ курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Работа выполнена в рамках внутривузовского гранта «Развитие профессиональных ориентиров у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций в ситуации неопределенности».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белопольская, Н.Л. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием / Н.Л. Белопольская, О.В. Рубан // Социальная психология и общество. - 2012. - № 4. - C. 130-140.
REFERENCES
1. Belopol'skaya N.L., Ruban O.V. Horovodnye igry kak metod kommunikativnogo razvitiya doshkol'nikov s normativnym i narushennym psihicheskim razvitiem [Round dance games as a method of communicative development of preschool children with normative and disrupted mental development]. Social'naya psihologiya i obshchestvo [Socialpsychology and society], 2012, no. 4, pp. 130-140.