Научная статья на тему 'Образ родины как содержательная основа социокультурной идентичности младших школьников'

Образ родины как содержательная основа социокультурной идентичности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗ РОДИНЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / SOCIO-CULTURAL IDENTITY / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / IMAGE OF THE NATIVE LAND / YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Васильевна, Маракушина Ирина Геннадьевна

Статья посвящена анализу взаимосвязи двух феноменов: образа родины и социокультурной идентичности младших школьников. Обосновано, что многомерная совокупность родиноведческих представлений и осознанно принятый школьником ценностный смысл объективно существующей природной, культурной и социальной реальности служит основой идентичности личности ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ольга Васильевна, Маракушина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE MOTHERLAND AS A SUBSTANTIAL BASIS OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY OF YOUNGER STUDENTS

The article analyzes the relationship between two phenomena: the image of the Motherland and the sociocultural identity of primary school children. It is argued that the basis of child's identity is constructed by the set of multidimensional ideas of Motherland together with the consciously adopted meaning of objective natural, cultural, and social reality.

Текст научной работы на тему «Образ родины как содержательная основа социокультурной идентичности младших школьников»

Педагогика

УДК 37.0+37.13

старший преподаватель Макарова Ольга Васильевна

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры

Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск); кандидат психологических наук, доцент Маракушина Ирина Геннадьевна

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры

Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск)

ОБРАЗ РОДИНЫ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу взаимосвязи двух феноменов: образа родины и социокультурной идентичности младших школьников. Обосновано, что многомерная совокупность родиноведческих представлений и осознанно принятый школьником ценностный смысл объективно существующей природной, культурной и социальной реальности служит основой идентичности личности ребёнка.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, социокультурная компетенция, образ родины, младший школьник.

Annotation. The article analyzes the relationship between two phenomena: the image of the Motherland and the sociocultural identity of primary school children. It is argued that the basis of child's identity is constructed by the set of multidimensional ideas of Motherland together with the consciously adopted meaning of objective natural, cultural, and social reality.

Keywords: socio-cultural identity, socio-cultural competence, the image of the native land, younger students.

Введение. В условиях динамичных изменений и преобразований в политической, экономической и культурной сферах в России важно способствовать сохранению духовно-нравственных идеалов и ценностей у подрастающего поколения. Социокультурной идентичностью определяется способность общества к самовоспроизведению, культурной общности, духовному единству. Вопрос сохранения самобытности и укрепления национальной идентичности для России сегодня особенно актуален. Теоретический анализ педагогических трудов просветителей и общественных деятелей И.И. Бецкого,П.П. Блонского, Н.Ф. Бунакова, Н.М. Карамзина, Н.К. Крупской, М.В. Ломоносова, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. подтверждает историческую необходимость в воспитании «верных сынов Отечества» в любой исторический период.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подчёркивает важность создания сегодня условий для того, чтобы «молодой человек знал и понимал, где он живёт и дорожил тем, что ему досталось от предков» (30.01.2018). В связи с этим особая роль в становлении социокультурной идентичности государством отводится сфере общего образования. Её высокая миссия состоит в том, чтобы воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в отечественных духовных и культурных традициях». Начальное общее образование призвано содействовать становлению социокультурной идентичности, основанной на духовно-нравственном развитии и воспитании детей, «любящими свой народ, свой край и свою Родину»,«уважающими и принимающими моральные нормы, нравственные установки, национальные ценности» [6, с. 7].

Научная экспозиция. В сложившихся условиях актуальной становится проблема теоретического обоснования взаимосвязи становления социокультурной идентичности младших школьников с формированием у них образа родины.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических работах Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Д.И. Фельдштейна и др. [2, 3, 7] младший школьник характеризуется как личность эмоциональная, оптимистичная, любознательная, испытывающая потребность в самостоятельной деятельности и приобретающая собственные взгляды и суждения. Включаясь в процесс учебной деятельности, ученики накапливают новый опыт, знакомятся с культурными ценностями, общественными идеалами; у них увеличивается объём знаний о самом себе, своём месте и роли в социуме. Переходом от непосредственного поведения к опосредованному, то есть осознанно-произвольному, обусловлена способность младших школьников обучаться управлению своим поведением в соответствии с усвоенными императивами и культурными стереотипами. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ребёнку осуществлять регуляцию поведения на основе рефлексии. Развитие внутреннего плана действий делает возможным управление способностью предвосхищать и мысленно фиксировать последствия своих действий.Указанными новообразованиями младшего школьного возраста определяется формирование внутренней позиции. Младший школьник начинает понимать, что он - часть «огромного развёрнутого социального пространства» [7, с. 7] и включён в систему человеческих отношений, связей, действий, у него, как их субъекта появляются переживания себя как существа социального. Данными новообразованиями младшего школьного возраста обусловлены предпосылки осознания ребёнком собственной идентичности и оценки себя как субъекта коммуникативной, практической и познавательной деятельности. Очевидна связь специфики социокультурной идентичности детей 6,5-11 лет с содержанием их образа родины.

В ходе анализа 282 научных публикаций портала E-library с поисковым запросом «идентичность младших школьников», установлено, что исследователи рассматривают данный возраст как сензитивный для становления гендерной, этнической, гражданской, социальной, культурной идентичностей. Однако, учитывая тот факт, что личность младшего школьника, как «продукта своего времени» (А. Дистервег) формируется под влиянием социума и культуры, наиболее приемлемой для педагогического анализа данного возраста считаем социокультурную идентичность, которая понимается нами как освоение и осознанное принятие учеником духовных ценностей, языка, норм, паттернов поведения, образа жизни и осмысление собственного «Я» на основе этих (принятых социумом) культурных признаков, самоидентификация себя с ними. Согласимся с мнением М.В. Шакуровой в том, что комплекс этих культурных признаков позволяет ребёнку «определятьсебя в единстве социальных и культурных координат: с кем я, каковы моё место и роль в группе, сообществе, как меня определяет группа и как я определяю себя в ней (социальная составляющая), каковы

отличительные черты «мы», кто в данном случае «мы», «я», кто и почему определяется как «чужой» (культурная составляющая)» [9, с. 2]. Таким образом, становление социокультурной идентичности предполагает осознание ребёнком собственной принадлежности к культуре и социуму родины и приобретение ключевой компетенции - социокультурной. Опираясь на точку зрения И.А. Зимней [4], социокультурная компетенция понимается нами как способность ученика применять комплекс усвоенных знаний в учебных ситуацияхи при решении актуальных жизненных задач. При этом важно, чтобы система знаний стала частью субъектного опыта, приобрела личностный смысл и трансформировалась в умения, навыки, имеющие универсальное значение.

Теоретический анализ работ, раскрывающих природу образа родины (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, И.С. Сандомирская, В.С. Соловьёв, С.В. Гузенина, А.И. Попов и др.), показал, что аксиологический смысл культурного, исторического своеобразия нации сфокусирован в образе родины. Младшие школьники как агенты социума, включённые в семейные, общественные и др. отношения, познают окружающий мир, усваивают духовно-нравственные основы жизни, осознают и принимают смысловые установки действий и поступков, одобряемых обществом, осмысливают свои роли, приобретаютжизненный опыт. Испытывая познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания (В.В. Давыдов), младшие школьники интегрируют в образ родины лишь значимые с их точки зрения представления о природе, истории, культурных символах и обществе; поэтому образ родины не только детализированная многомерная совокупность эмоционально окрашенных представлений о родине, но и форма существования ценностного отношения личности к ней и её объектам. Исходя из этих позиций, образ родины младших школьников следует считать особым личностным образованием, которым определяется принадлежность ребёнка к различным культурным (этническим, национальным и др.) общностям, соответствующая стратегия поведения в социуме. В целом, образ родины младших школьников как объект духовной культуры, следует рассматривать и как педагогическое средство, предназначенное для содействия становлению социокультурной идентичности обучающихся.

В ходе теоретического анализа природы образа родины младших школьников и особенностей становления у них социокультурной идентичности, нами установлено, что структурную основу обоих феноменов составляют тождественные компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий. Наличие тождественных компонентов позволяет провести существенные параллели. Содержанием социокультурной идентичности школьников являются культурные представления, духовные ценности, образцы, нормы, разделяемые той общностью, в которую включён ребёнок. Однако, исходя из вышеизложенного, образ родины включает в себя те же конструкты. Соответственно, процесс формирования у младших школьников образа родины будет идти включено и параллельно с процессом становления их социокультурной идентичности. От особенностей сформированности образа родины будет зависеть специфика социокультурной идентичности обучающихся.

Анализ научной и практико-ориентированной литературы для обучения младших школьников (программы, учебники, дидактические материалы и пособия, методические рекомендации) показал, что образ родины является объективированным элементом содержания образования, которое (согласно научной точке зрения В.П. Беспалько) может быть усвоено учениками на определённом уровне: «в процессе обучения учащийся совершает как бы восхождение по уровням усвоения... от полного незнания учащимся исходной информации, до творческого овладения ею» [1, с. 96]. Следовательно, образ родины ребёнка, наполненный представлениями, оценками и отношениями может быть проанализирован как информационная модель определённого опыта личности, соответствующая одному из уровней усвоения информации. В соответствии с системой, предложенной В.П. Беспалько, а также учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, можно утверждать, что в процессе обучения образ родины детей проходит уровни распознавания родиноведческих объектов, репродуктивного и продуктивного управления родиноведческими представлениями.

Возможность влияния образа родины на становление социокультурной идентичности делает целесообразным соотнесение их уровней сформированности. В ходе соотнесения мы опирались исследование М.В. Шакуровой, в котором выделены уровни становления социокультурной идентичности у подрастающего поколения [8]. Исходя из анализа возрастных особенностей младших школьников выявлено, что распознаванием родиноведческих культурных объектов и паттернов обусловлена первичная социализация детей - осознание ими своего подобия с субъектами значимой общности, признание принадлежности к определенной группе и культурной среде социума. Первая ступень личностного уровня социокультурной идентичности школьников характеризуется репродуктивным усвоением и принятием транслируемых обществом и значимыми взрослыми родиноведческих знаний, норм, образцов, ценностных ориентаций, языка, оценок, отношений, «знаемых» мотивов поведения; данные образцовые конструкты, сконцентрированные в образе родины, позволяют ребёнку осознанно адаптироваться в культурной среде, идентифицируя «своих» и «чужих» на основе предписанных характеристик. Вторая ступень личностного уровня идентичности младших школьников связана с персонализацией, характеризующейся осознанием личностью собственного своеобразия в культуре родины. Третий уровень - самоидентичность (эго-идентичность) как комплекс индивидуальных представлений личности о себе, культуре родины основан насубъектном опыте и творческом владении родиноведческой информацией. Полученные теоретические выводы позволили перейти к диагностике сформированности актуального образа родины [5] и характеристике особенностей становления социокультурной идентичности младших школьников.

Результаты эксперимента. В ходе исследования был проанализирован 381 комплект работ учащихся Архангельской области (56 аудиозаписей и рисунков учащихся первых классов, 325 комплектов письменных работ учеников 2-4 классов). По результатам вводного анкетирования были выявлены следующие абстрактно-усреднённые и пока довольно приблизительные данные о респонденте исследования - это ребёнок в возрасте 6,5-10 лет, девочка или мальчик, строящий свой образ родины на представлениях, полученных из разных источников: в семье, школе, из средств массовой информациии книг.

По результатам обработки данных диагностики установлено, что образ родины младших школьников имеет возрастную и гендерную специфику.

С учетом динамики когнитивного компонента образа родины у младших школьников выделены такие возрастные особенности как расширение, систематизация родиноведческих представлений, зависимость содержания образа родины от изучения региональной специфики культуры, истории. Динамика

эмоционально-оценочного отношения учащихся начальной школы может быть описана через дополнение субъективно-личностных отношений интеллектуальными, эстетическими, высшими нравственными чувствами и осознанием культурной принадлежности к социуму родины, положительной модальностью. Особенное влияние на социальное и индивидуальное поведение школьников оказывает становление мотивационно-деятельностного компонента. Выявлено, что образ родины влияет на реализацию прочно усвоенных знаемых мотивов и смысловых установок об охране родины и служении ей как ориентиров идентичности.

Особый интерес представляют данные о гендерных различиях в репрезентации образов родины, это объясняется возрастными особенностями мировосприятия детей с позиции роли в обществе - мужской или женской, чем и определяются особенности социокультурной идентичности. Так, мальчики в начальной школе оперируют образом родины, который состоит из окрашенных стереотипными краткими оценками позитивной модальности фрагментов природно-географического ландшафта, образами национальных героев, исторических и культурных объектов, собственное «Я» - часть семьи и часть родины. Для девочек характерно презентовать образ родины шире: они в эмоционально окрашенных представлениях о родной природе, семье, матери, культурных ценностях, субъективно-личностных и метафорических конструкциях описывают большее число объектов родины, потенциально готовы к социализации и взрослению («надо, будем делать») и одновременно находятся «над ним» - оценивают результаты своей и чужой деятельности для блага родины («сделала, делали»).

Выводы. По результатам комплексной педагогической диагностики можно утверждать, что 84 % обучающихся к концу начальной школы, опираясь на индивидуально своеобразный образ родины, достигают уровня предписанной идентичности, что проявляется в обладании учениками обширным запасом представлений об особенностях социокультурной среды, понимании своего места в ней. Отметим, что при этом школьники затрудняются в решении проблемных ситуации, возникающих в межличностном общении на родиноведческие темы. Уровня личностной идентичности достигли только 16 % младших школьников экспериментальной выборки, у которых отмечается высокая взаимосвязь образа родины и становления социокультурной идентичности. Необходимо дальнейшее глубокое изучение родиноведческого содержания начального общего образования, где в фокусе исследования будут ценностно-смысловой контекст родиноведческого содержания начального общего образования; учёт особенностей сущности, структуры образа родины младших школьников и этапов его формирования; роль учителя начальных классов в формировании у младших школьников образа родины.

Литература:

1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И. Божович, [Под редакцией Д.И. Фельдштейна]. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

3. Виноградова Н.Ф. Что мы знаем о своих учениках? //Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.:Вентана-Граф, 2002. - 240 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки, 2004. - 42 с.

5. Макарова О.В. Педагогическая диагностика образа родины у младших школьников / О.В. Макарова, И.П. Панфилова // Герценовские чтения. начальное образование, 2015. - Т. 6. - № 2. - С. 9-16.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во обр. и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

7. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 6-11.

8. Шакурова М.В. Идентичность школьников как личностный результат образования: проблема педагога / М.В. Шакурова // Грани познания, 2013. - № 4 (24). - С. 121-125.

9. Шакурова М.В. Становление социокультурной идентичности младшего школьника / М.В. Шакурова // Начальная школа плюс: До и после. - 2007. № 7. - С. 1-4.

Педагогика

УДК: 378.1

адьюнкт Марченко Елена Михайловна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ (КУРСОВ) ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается содержание целевой программы профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом в образовательных организациях МВД России, которая отвечает требованиям принципов научной обоснованности и практикоориентированности, а также запросам обучающихся.

Ключевые слова: проектирование, целевая программа профессионально-педагогической подготовки, проективно-продуктивный подход к компоновке содержания профессионально-педагогической подготовки.

Annotation. The article discusses the content of the target program of professional and pedagogical training of heads of faculties (courses) for working with personnel in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which meets the requirements of the principles of scientific soundness and practice orientation, as well as the needs of students.

Keywords: design, target program of vocational and pedagogical training, projective and productive approach to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.