УДК 342.5
DOI 10.34076/2658_512X_2021_2_31
Дощатов Антон Александрович ([email protected]) Студент Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета Министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области,
член Молодежного правительства Свердловской области
Anton A. Doshchatov Ural State Law University Institute of State and International Law, Student Minister of International and External Economic Relations of the Sverdlovsk region,
member of the Youth Government of the Sverdlovsk region
Миронов Никита Валерьевич ([email protected]) Студент Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета
Nikita V. Mironov Ural State Law University Institute of State and International Law, Student
Научный руководитель: Грачева Мария Викторовна
Доцент кафедры административного права Уральского государственного юридического университета
Кандидат юридических наук Academic supervisor: Maria V. Gracheva Assistant professor of Administrative Law department
Ural State University of Law Candidate of Juridical Sciences
Значимость института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в деятельности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации The Importance of the Institute of Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District in the Activity of Public Authorities of the Subjects
of the Russian Federation
Для цитирования: Дощатов А. А., Миронов Н. В., Значимость института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 2. С. 31-45. DOI 10.34076/2658_512Х_2021_2_31.
For citation: A. A. Doshchatov, N. V. Mironov, The Importance of the Institute of Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District in the Activity of Public Authorities of the Subjects of the Russian Federation, Ural Journal of Legal Research, 2021, No. 2. pp. 31-45. DOI 10.34076/2658_512X_2021_2_31.
Аннотация: В статье рассматривается история создания института полномочных представителей Президента РФ в регионах, нормативно-правовая основа их деятельности. На основе анализа законодательства раскрываются широкие полномочия и основные функции этих должностных лиц, показана практическая значимость деятельности полномочных представителей и необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Ключевые слова: полномочный представитель Президента РФ, федеральный округ, публичная власть, субъекты Российской Федерации, координация деятельности органов государственной власти.
Abstract: the article deals with the history of creation of the institute of plenipotentiary representatives of the President of the Russian Federation in the regions, normative-legal base of their activity. On the basis of analysis of legislation wide powers and main functions of these officials are revealed, practical importance of activity of plenipotentiaries and necessity of improvement of normative-legal regulation of the Russian Federation President authorized representatives in federal districts is shown.
Keywords: plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation, federal district, public authority, subjects of the Russian Federation, coordination of activities of public authorities.
Датой создания института полномочных представителей Президента РФ является 31 августа 1991 г. - день, когда Президентом РСФСР Ельциным Б. Н. было подписано Распоряжение № 33-рп «Об утверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде». В данном Распоряжении впервые было введено понятие института представителя Президента РСФСР в субъектах РСФСР1.
Введение института представителей Президента РСФСР в субъектах РСФСР было неоднозначно воспринято органами государственной власти субъектов РСФСР. Главы администраций, также назначаемые Президентом РСФСР, стремились к сотрудничеству с представителем Президента РСФСР. Негативно оценивался институт полномочных представителей Президента высшим законодательным органом страны Верховным Советом РСФСР - на VI Съезде народных депутатов РСФСР Президенту рекомендовалось упразднить институт представителей Президента РСФСР в субъектах РСФСР, но Президент отклонил рекомендацию Верховного Совета и продолжил развивать данный институт как на федеральном, так и на региональном уровне. Одним из весомых полномочий представителя Президента РСФСР в субъекте РСФСР был выбор кандидатов на пост главы администрации субъекта РСФСР, назначение которых согласовывалось также и с Администрацией Президента РСФСР. После одобрения того или иного кандидата руководитель Администрации Президента РСФСР представлял кандидатуру Президенту, и если следовал положительный ответ, то готовился Указ Президента РСФСР о назначении кандидата на пост главы администрации субъекта РСФСР.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.06.1994 № 1186 «О полномочных представителях Президента РФ в субъектах Российской Федерации»2 институт назначенных представителей Президента РФ в республиках, краях, областях, автономной области, автономном округе, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге сменил наименование на
1 Об утверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде: распоряжение Президента РСФСР от 31.08.1991 № 33-рп // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://ips.pravo.gov.ru/?-docbody=&link_id=143&nd=102012396&intelsearch= (дата обращения: 21.12.2020).
2 О полномочных представителях Президента РФ в субъектах Российской Федерации: указ Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1186 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 7. Ст.698.
институт полномочных представителей Президента России в субъектах РФ. Следующие изменения были внесены Указом Президента РФ от 09.07.1997 № 696 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации». Так, институт полномочных представителей Президента РФ в соответствующих субъектах РФ был подвергнут переименованию в институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ3.
Между институтом полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и осуществлением полномочий, присущих конституционному статусу главы государства (пункт «к» статьи 83 Конституции РФ), прослеживается тесная связь. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ был переименован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Данный Указ содержал нормы об образовании 7 федеральных округов и утверждении Положения о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе4. Президент РФ не только преобразовал данный конституционный институт, но и подвел заключительную черту в процессе развития института полномочного представителя в субъекте Федерации. Среди основных целей учреждения института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в Указе Президента называются такие цели как: обеспечение реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений - тем самым Президент РФ смог обеспечить воздействие на органы государственной власти субъектов Федерации через институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.
Правомерность создания федеральных округов по-разному оценивается ученым сообществом. Точка зрения Медушевского А.Н. основывается на том, что Президент РФ действовал в обход Конституции, так как в ней декларируется единственно возможное и правомерное деление Российской Федерации на субъекты, управляемые органами, образуемыми органами государственной власти РФ. То есть, по мнению ученого, Президент произвел некое альтернативное деление РФ и образовал новый институт государственной власти, на что не имел соответствующих полномочий.
По мнению же Солуковой А.А., Конституция РФ изначально заложила для Президента РФ возможность исполнять свои конституционные обязанности как главы государства и гаранта прав и свобод человека и гражданина не только лично, но и через своих полномочных представителей.
Непосредственно из положений Конституции РФ (пункт «и» и «к» статьи 83 Конституции РФ) следует, что институт полномочных представителей Президента РФ правомочен, является важной особенностью обеспечения и составным элементом конституционно-правового механизма реализации Президентом своих конституционных полномочий. Образование федеральных округов можно рассматривать как некий этап изменения административно-территориального устройства РФ, однако такие изменения должны осуществляться в конституционном поле и отнюдь не по решению Президента РФ. В реальности создание федеральных округов не затрагивает административно-территориального устройства страны и не нарушает положений Конституции РФ [1].
3 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации: указ Президента РФ от 09.07.1997 г. № 696 // Российская газета. 1997. № 135.
4 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 // Российская газета. 2000. № 92-93. 16 мая.
Позиция Черкасова К.В. во многом схожа с позицией Солуковой А.А. по данному вопросу. По мнению правоведа, система федеральных округов не вносит каких-либо изменений в административно-территориальное устройство России, в правовой статус субъектов РФ, не меняет их территориальные границы. Федеральные округа сами по себе не являются самостоятельными субъектами РФ, и объединение субъектов РФ в федеральные округа в большей степени носит условный, формальный характер. В подтверждение своей позиции учёный приводит в пример Положение о полномочном представителе Президента РФ, в котором указано, что субъекты РФ находятся в пределах федерального округа, но не в его составе. Ещё одним доказательством в защиту своей точки зрения Черкасов считает отсутствие в федеральных округах органов государственной власти, возможности проводить собственное нормативно-правовое регулирование и иные признаки, позволяющие считать федеральный округ особым субъектом РФ. Черкасов отмечает, что по правовой природе федеральные округа являются территориями, в границах которых полномочные представители Президента РФ на межрегиональном уровне обеспечивают реализацию политики главы государства на местах. Ученый указывает на важность рассмотрения сущности федеральных округов в связи с полномочными представителями Президента РФ, так как рассмотрение данных государственно-правовых институтов в отрыве друг от друга может привести к ошибочным суждениям об их роли и месте в системе Российского государства [2].
В мае 2001 года министром внутренних дел РФ Грызловым Б.В. было принято решение о создании Главных управлений Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам с целью организовать единую вертикальную правоохранительную систему, которая связывает федеральный центр и регионы РФ. В организации данной системы немаловажную роль сыграли полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, основными задачами которых были: координация деятельности Главных управлений Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам и организация взаимодействия Главных управлений с территориальными управлениями Министерства внутренних дел РФ по субъектам РФ. Принципы организации и деятельности управлений Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам были утверждены Указом Президента РФ от 04.06.2001 №644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ»5. Данные управления были ликвидированы в 2014 году, за исключением Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу.6
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.2004 №1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»7 произошло упразднение прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ (губернаторов) в целях укрепления вертикали власти и борьбы с терроризмом. Данным нормативно-правовым актом было установлено, что предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта РФ должны вноситься полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе Руководителю Администрации Президента Российской Федерации. Далее руководитель Администрации должен представить данную кандидатуру Президенту РФ. В период отмены прямых выборов губернаторов значимость полномочных представителей Президента в федеральных округах значительно увеличилась, так как в их
5 О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 04.06.2001 г. № 644 // Собрание законодательства РФ. 2001. №24. 11 июня. Ст. 2416.
6 О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.05.2014 г. № 300 // Собрание законодательства РФ. 2014. №19. 12 мая. Ст. 2396.
7 О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: указ Президента РФ от 27.12.2004 г. № 1603 // Российская газета. 2004. № 289. 29 декабря.
компетенцию входило представление кандидатов на пост руководителей субъектов РФ Президенту РФ.
В 2004 году Указом Президента РФ от 13.09.2004 №1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации»8 было образовано Министерство регионального развития РФ. Правительство Российской Федерации осуществляло руководство деятельностью данного министерства. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2005 г. № 40 «Положение о Министерстве регионального развития РФ»9, Министерство регионального развития РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере социально-экономического развития субъектов Федерации и координацию разработки и реализации комплексных программ социально-экономического развития федеральных округов совместно с институтом полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах. Минрегион России являлось разработчиком стратегий развития федеральных округов - Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года.10 В 2014 году, в соответствии с Указом Президента РФ от 08.09.2014 №612, Министерство регионального развития РФ было упразднено11.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе - это должностное лицо, основными функциями которого является представление главы государства в пределах соответствующего федерального округа и обеспечение реализации конституционных полномочий Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2005 №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»12 должность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе является высшей группой должностей Администрации Президента РФ и включена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с Указом Президента РФ от 06.04.2004 №490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»13, а точнее, с его пунктом 3, полномочный представитель Президента РФ был включен в состав Администрации Президента РФ.
Примечательно, что конституционно-правовой статус лица, занимающего должность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, не был отражен в Указе Президента РФ от 11.01.1995 №32 «О государственных должностях Российской Федерации»14.
Длительность срока, на который назначается полномочный представитель, определяется Президентом РФ и не может превышать длительность срока полномочий самого главы государства. В 2008 году решением Президента РФ, которое нашло отражение в Указе Президента РФ от 30.04.2008 №634 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы»15, было установлено, что с момента вступления в должность Президента РФ Медведева Д.А.
8 О Министерстве регионального развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 13.09.2004 г. № 1168 (ред. от 24.09.2007) // Российская газета. 2004. № 202.
9 Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.01.2005 г. № 40 (ред. от 16.06.2014) // Российская газета. 2005. № 19.
10 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 1757 - р (ред. от 26.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 2. Ст. 459.
11 Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 08.09.2014 г. № 612 (ред. от 15.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 37. Ст. 4934.
12 О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: указ Президента от 31.12.2005 г. № 1574 (ред. от 30.07.2020) // Российская газета. 2006. № 2.
13 Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 (ред. от 07.03.2020) // Российская газета. 2004. № 72.
14 О государственных должностях Российской Федерации: указ Президента РФ от 11.01.1995 г. № 32 (ред. от 21.01.2020) // Российская газета. 1995. № 11-12.
15 Вопросы федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ от 30.04.2008 г. 634 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 18. Ст. 2006.
полномочные представители Президента РФ в федеральных округах освобождались от исполнения служебных обязанностей. Далее, Указом Президента РФ от 07.05.2008 №718 «О временном исполнении федеральными государственными гражданским служащими Администрации Президента Российской Федерации обязанностей по замещаемым должностям»16 было установлено, что федеральные государственные служащие Администрации Президента РФ продолжают временно исполнять свои обязанности до момента назначения Президентом РФ новых федеральных государственных гражданских служащих. Также хотелось бы отметить тот факт, что в Указе Президента РФ от 02.08.2012 №1100 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента РФ»17 утверждена таблица соотношения должностей федеральной государственной службы в Администрации Президента РФ и воинских должностей военнослужащих - должность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе соотносится с должностью заместителя начальника главного управления, руководителя департамента Министерства обороны РФ. По решению Президента РФ полномочные представители могут быть включены в специальные конституционные совещательные органы. Первым конституционным органом, в который могут быть включены полномочные представители, является Государственный Совет РФ. Целью включения полномочных представителей в данный орган является обеспечение согласованного функционирования, взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, и определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Данное положение установлено статьей 9 Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации»18. Вторым таким органом является Совет Безопасности РФ. В данном случае целью введения полномочных представителей главы государства в данный конституционный орган является координация деятельности органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности. Основанием для реализации данного решения является пункт «г» статьи 7 Указа Президента РФ «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации»19.
Черкасов отмечает, что полномочные представители Президента в субъектах РФ как структурные части Администрации Президента РФ играли чрезвычайно важную роль в системе государственной власти в середине 1990-х годов. Компетенция Администрации Президента РФ и, в частности, полномочных представителей Президента зачастую пересекалась с компетенцией Правительства РФ. Фактически же, Администрация Президента стала «вторым правительством», что приводило к противоборству внутри системы государственной власти между её отдельными органами. В связи с этим логичным кажется следующее нововведение в российском законодательстве [3].
В 2010 году были внесены изменения в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В отечественном законодательстве появилось интересное нововведение: полномочным представителям Президента РФ в федеральных
16 О временном исполнении федеральными государственными гражданским служащими Администрации Президента Российской Федерации обязанностей по замещаемым должностям: указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № 718 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 19. Ст. 2157.
17 О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.08.2012 г. № 1100 (ред. от 03.02.2020, с изм. от 01.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 32. Ст. 4490.
18 О Государственном Совете Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федер. от 08.12.2020 г. № 394-Ф3 // Российская газета. 2020. № 280.
19 Некоторые вопросы Совета Безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 07.03.2020 г. № 175 //Собрание законодательства РФ. 2020. № 10. Ст. 1323.
округах была предоставлена возможность одновременно занимать свою должность и должность члена Правительства РФ (например, в качестве заместителя Председателя Правительства РФ и/или федерального министра). Будучи членами Правительства РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах наделяются статусом представителей не только Президента РФ, но и Правительства РФ. В таком случае полномочные представители начинают исполнять свои функции не только в качестве представителей Президента, но и в качестве представителей всей федеральной исполнительной власти20. На данный момент один из заместителей Председателя Правительства РФ также является и полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе в связи с тем, что в обязанности заместителя входит осуществление государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, включенных в состав Дальневосточного федерального округа, и координация деятельности уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере развития Дальнего Востока - Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2012 году Указом Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»21 было установлено, что министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока является представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и до августа 2013 года руководитель Минвостокразвития России одновременно являлся полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе22. Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе является председателем Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, образованной для координации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ при решении вопросов социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа23.
Правительство Российской Федерации ввело полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в систему федеральных органов государственной власти, осуществляющих государственное управление на федеральном уровне. Особый статус полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2000 №29 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»24. На основании данного нормативно-правового акта институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах был признан одним из важнейших звеньев в системе федеральной исполнительной власти. В пункте 6 данного постановления установлены категории взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах. Первая категория - взаимодействие с федеральными органами
20 О внесении изменений и дополнений в статью 6 и 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»: федеральный конституционный закон от 29.01.2010 г. № 1- ФКЗ // Российская газета. 2010. № 19.
21 О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 (ред. от 21.01.2020) // Российская газета. 2012. № 114.
22 О Заместителе Председателя Правительства Российской Федерации - полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе: указ Президента РФ от 31.08.2013 г. № 692 // Российская газета. 2013. № 194.
23 Положение о Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока: постановление Правительства РФ от 17.09.2013 г. № 810 (ред. от 28.05.2020) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 38. Ст. 4824.
24 О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 12.08.2000 г. № 29 (ред. от 21.02.2018) // Российская газета. 2000. № 162.
исполнительной власти, не имеющими территориальных управлений, вторая категория - взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими территориальные органы только межрегионального уровня (на уровне федерального округа) и третья категория - взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими территориальные органы различных уровней. Подобный статус полномочных представителей Президента РФ позволяет Правительству РФ приглашать их на свои заседания с правом совещательного голоса, а также на заседания и совещания комиссий, советов и других коллегиальных органов, созданных Правительством РФ, или проводимых Председателем Правительства РФ и его заместителями. Стоит также отметить, что подобная юридическая практика относится только к заседаниям и совещаниям по вопросам, затрагивающими интересы соответствующих федеральных округов.
Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе будет играть весомую роль в деятельности вновь созданного совещательного органа при Правительстве РФ. В феврале 2021 года Председателем Правительства РФ Мишустиным М.В. было подписано постановление о создании Координационного центра при Правительстве РФ25. Данный совещательный орган был создан с целью обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации при разрешении штатных и нештатных ситуаций и реализации приоритетных задач Правительства РФ. Координационный центр будет состоять из следующих функциональных групп: из ситуационной, стратегической и проектной. Руководителем Координационного центра Правительства РФ является заместитель Председателя Правительства РФ, курирующий вопросы цифрового преобразования государственного управления, включая предоставление государственных услуг и осуществления контрольно-надзорной деятельности.
На сегодняшний день в нашей стране существуют специальные территориальные единицы, в которых действуют отраслевые органы государственной власти, их структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Одним из видов таких территориальных единиц являются федеральные округа. В 2000 году на основании Указа Президента РФ были образованы следующие федеральные округа: Северо-Западный федеральный округ (центр федерального округа - Санкт-Петербург); Центральный федеральный округ (центр федерального округа - Москва); Южный федеральный округ (центр федерального округа - Ростов-на-Дону); Приволжский федеральный округ (центр округа - Нижний Новгород); Уральский федеральный округ (центр округа - Екатеринбург); Сибирский федеральный округ (центр округа - Новосибирск) и Дальневосточный федеральный округ (центр округа - Владивосток). В 2010 году был образован Северо-Кавказский федеральный округ, в соответствии с Указом Президента РФ от 19 января 2010 г. №82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 и с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (центр федерального округа - Пятигорск, Ставропольский край)26. Целью создания данного федерального округа было решение специфических проблем Северного Кавказа: невысокая экономическая развитость относительно других регионов Южного федерального округа, особая ситуация в национальных республиках (терроризм, сепаратизм). В 2014 году в связи с образованием в
25 О Координационном центре Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.02.2021 г. № 171 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202102220029. (дата обращения: 22.02.2021).
26 О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: указ Президента РФ от 19.01.2010 г. № 82 // Российская газета. 2010. № 10.
составе Федерации новых субъектов - по Указу Президента РФ от 21.03.2014 №168 «Об образовании Крымского федерального округа» был образован Крымский федеральный округ, состоящий из 2 субъектов РФ: Республики Крым (административный центр - Симферополь) и города федерального значения Севастополя27, но двумя годами позднее по Указу Президента РФ от 28.07.2016 №375 «О Южном федеральном округе» Крымский федеральный округ вошел в состав Южного федерального округа с целью повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти28.
Хотелось бы отметить такой факт, что до декабря 2018 года административным центром Дальневосточного федерального округа являлся город Хабаровск, но в соотвествии с Указом Президента Российской Федерации от 13.12.2018 № 716 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента РФ от 13.05.2000 №849» центр федерального округа был перенесен в город Владивосто. Полагаем, что данное изменение связано с тем, что Владивосток сыграл весомую роль в развитии Дальнего Востока - «Владивосток давно хотел стать столицей, он ближе к границе, там и центр, где проходят саммиты и форумы, «ворота» в Китай и Японию», - высказался первый вице-президент Центра политических технологий Макаркин А.В. [2]. Также в 2018 году на основании Указа Президента РФ от 03.11.2018 №632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 №849» Республика Бурятия и Забайкальский край вышли из состава Сибирского федерального округа и вошли в состав Дальневосточного федерального округа. Такие преобразования были проведены с целью предоставления этим двум субъектам Федерации следующих льгот: создание территорий опережающего социального-экономического развития (часть территории определенного субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности с целью обеспечения социально-экономического развития), свободный порт, строительство социальной инфраструктуры и бесплатное предоставление дальневосточного гектара.
Вся деятельность полномочных представителей Президента РФ направлена на организацию работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства органами государственной власти субъектов РФ [4, с. 400]. В круг обязанностей полномочных представителей Президента РФ входят следующие обязанности: определение направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе, организация взаимодействия между органами федеральной исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, проведение политической медиации для разрешения споров в отношениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ [5, с. 25].
Значимость функции полномочного представителя по координации деятельности правоохранительных органов на территории федерального округа трудно переоценить. В условиях, когда право согласования назначения прокуроров субъекта РФ, руководителя Главного управления Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ (ГУ МВД РФ по субъекту РФ), Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ (ГУФСИН по субъекту РФ), Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по субъекту РФ (ГУ МЧС РФ по субъекту РФ), Управления Федеральной службы безопасности по субъекту РФ (УФСБ России по субъекту РФ), Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по субъекту
27 Об образовании Крымского федерального округа: указ Президента РФ от 21.03.2014 г. 168 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 12. Ст. 1265.
28 О Южном федеральном округе. Указ Президента РФ от 28.07.2016 № 375 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 31. Ст. 4984.
РФ (УФСВНГ РФ по субъекту РФ), Управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту РФ (УФССП РФ по субъекту РФ, Следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ (СУ СК РФ по субъекту РФ) было возвращено в компетенцию высших должностных лиц субъектов РФ, значимость полномочного представителя Президента РФ в руководстве правоохранительной системы федерального округа существенно увеличилась после расширения списка полномочий. Новые полномочия добавили влияния на руководство правоохранительных органов федерального округа через оценку его деятельности, кадровые назначения и перестановки [6, с. 413]. Также полномочный представитель Президента РФ координирует деятельность следующих федеральных органов исполнительной власти: Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральном округе, округа войск национальной гвардии РФ, Главного управления Банка России по федеральному округу, Главного управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по федеральному округу, Следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ по федеральному округу, таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ по федеральному округу, Управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ, межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы РФ по федеральному округу, межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ по федеральному округу, межотраслевого управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу, управление Федерального агентства по государственным резервам по федеральному округу, департамента Федерального агентства лесного хозяйства по федеральному округу и управления Федеральной службы по аккредитации по федеральному органу.
В 2012 году на основании Распоряжения Президента РФ от 28.07.2012 №344-рп «О межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям»29 при полномочном представителе были созданы межведомственные рабочие группы по противодействию незаконным финансовым операциям, в состав которых входят: Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ (ГУЭБиПК МВД РФ), Совет Безопасности РФ, Генеральная прокуратура РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Счетная палата РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ, Служба экономической безопасности Федеральной службы безопасности РФ (СЭБ ФСБ РФ), Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство РФ [7, с. 39].
С полномочными представителями Президента РФ согласовываются представления на присвоение высших специальных званий должностных лиц правоохранительных органов и высших воинских представлений на присвоение высших специальных званий должностных лиц правоохранительных органов и высших воинских званий. Таким образом, полномочные представители Президента РФ выступают в роли представителей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Например, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе представляет на присвоение сотрудникам правоохранительных органов субъекта РФ, входящего в состав федерального округа, звания высшего начальствующего состава (генерал-майора; генерал-лейтенанта и генерал-полковника).
Во исполнение Указа Президента РФ от 15.02.2006 №116 «О мерах по противодействию терроризму» в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был создан Национальный антитеррористический комитет, основной деятельностью которого стало планирование применения сил и средств федеральныхорганов
29 О межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям: распоряжение Президента РФ от 28.07.2012 г. № 344-рп (ред. от 30.07.2018) // Собр. законодательства РФ. 2012. № 32. Ст. 4540.
исполнительной власти и их территориальных управлений в борьбе с терроризмом30. В составе Национального антитеррористического комитета был образован Федеральный оперативный штаб, оперативные штабы в субъектах РФ и их аппараты - полномочные представители Президента и сотрудники аппарата (главные федеральные инспекторы в субъектах РФ) могут быть включены в состав оперативных антитеррористических штабов субъектов РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ как руководителя оперативного штаба [8, с. 183184]. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах могут создавать коллегии по вопросам безопасности, обеспечивающие плановое взаимодействие правоохранительных органов, осуществляющих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Структура аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе выглядит следующим образом: заместители полномочного представителя, помощники полномочного представителя и главные федеральные инспекторы по субъектам РФ, включенных в состав федерального округа. Согласно Положению о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, главный федеральный инспектор в субъекте РФ - федеральный государственный служащий аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, осуществляющий контроль за исполнением указов, распоряжений и иных поручений Президента РФ. Для эффективной реализации целей контрольных полномочий Президента РФ главные федеральные инспекторы в каждом субъекте, входящем в состав определенного федерального округа, взаимодействуют с Главным контрольным управлением Президента РФ и с Управлениями Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, возглавляемые старшими помощниками Генерального прокурора РФ и деятельность которых курируют заместители Генерального прокурора РФ - при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ31. Главные федеральные инспекторы в субъектах РФ могут быть назначены на должность представителя Президента РФ в квалификационных коллегиях судей субъектов РФ на основании Указа Президента РФ. Аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе также образует и обслуживает приемные Президента РФ в федеральных округах, которые создаются с целью обеспечения рассмотрения в пределах федерального округа обращений граждан, адресованных Президенту РФ, которые после рассмотрения передаются в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Данное управление создано на основании Указа Президента РФ от 17.02.2010 №201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций»32 с целью усовершенствования деятельности Администрации Президента РФ по вопросам оперативного рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
Окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ является составной частью аппарата полномочного представителя. Основной деятельностью Главного контрольного управления Президента РФ является осуществление систематического руководства указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля в области исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, реализацией федеральных программ и национальных проектов.
30 О мерах по противодействию терроризму: указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 (ред. от 25.11.2019) // Российская газета. 2006. № 34.
31 Положение об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах: приказ Генеральной прокуратуры России от 27.05.2015 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genprac.gov.ra/web/prac_urfo/documents?item=3191068 (дата обращения: 22.12.2020).
32 Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций: указ Президента РФ от 17.02.2010 г. № 201 (ред. от 25.07.2014) // Российская газета. 2010. № 37.
Необходимо отметить, что главные федеральные инспекторы в субъектах РФ взаимодействуют со Счетной палатой РФ, с контрольно-счетными палатами субъектов РФ, с Федеральным казначейством РФ, являющимся оператором государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»33 и управлениями Федерального казначейства в субъектах РФ в процессе осуществления деятельности по контролю за исполнением и движением средств как федерального, так и регионального бюджета. Также при полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе могут быть созданы координационные и совещательные органы - в Уральском федеральном округе создана региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе с целью обеспечения координации деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, организации взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ в решении задач по вопросам безопасности. В 2005 году, в соответствии с Указом Президента РФ от 24.03.2005 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах»34, в федеральных округах были созданы совещательные органы, содействующие обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и повышению эффективности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
В компетенцию полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах входит решение вопросов, связанных с награждением государственными наградами и почетными грамотами Президента РФ [8, с. 170]. Например, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе вручает удостоверения назначенным специальным указом главы государства судьям Арбитражных судов Свердловской области, Челябинской области, Курганской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа и судьям Свердловского, Челябинского, Тюменского, Курганского областных судов, судов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В 2011 году на основании Распоряжения Президента РФ от 03.08.2011 №535 - рп «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах»35 был создан институт инвестиционных полномочных в федеральных округах. Данный институт был создан в целях обеспечения реализации первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Полномочия по оказанию содействия хозяйствующим субъектам в реализации частных инвестиционных проектов, прежде всего в сфере взаимодействия инвесторов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления были возложены на заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. В 2011 году одновременно должность заместителя полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе и инвестиционного уполномоченного в Уральском федеральном округе занимал ныне действующий губернатор (высшее должностное лицо) Свердловской области Куйвашев Е.В.
33 О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»: распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 1275-р // Собр. законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4773.
34 О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах: указ Президента РФ от 24.03.2005 г. № 337 (ред. от 25.12.2004) // Собр. законодательства РФ. 2005. № 13. Ст. 1139.
35 Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах: распоряжение Президента РФ от 03.08.2011 № 535-рп (ред. от 03.10.2019) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 32. Ст. 4818.
В 2015 году Губернатором Московской области было принято решение о создании отдела Администрации Губернатора Московской области по обеспечению взаимодействия с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе - отдел создавался с целью согласованного взаимодействия Губернатора Московской области с полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе.
В январе 2020 года на заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления было принято решение о создании центров управлений регионами в каждом субъекте Федерации (ЦУРы) с целью сбора и обработки всех обращений жителей субъекта РФ в федеральные, региональные органы государственной власти. Центр управления регионом - комплексная структура, способная выявлять и систематизировать проблемы, возникающие в определенном субъекте РФ, оптимизировать процессы их решения с помощью внедрения цифровых платформ, предотвращать их повторное появление и выстраивать механизмы обратной связи и информирования населения. В сентябре 2020 года Губернатором Свердловской области был подписан указ о создании центра управления регионом Свердловской области36, немаловажную роль в обеспечении устойчивой деятельности ЦУРа будет играть полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе.
Обращает внимание на себя тот факт, что в статье 2 Федерального закона от 08.12.2020 №394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» раскрыто понятие единой системы публичной власти. Единая система публичной власти - система, функционирующая на основании Конституции РФ, целью которой является социально-экономическое развитие, реализующееся посредством национальных проектов. Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах оказывает огромное значение в реализации в субъектах Федерации определенного федерального округа следующих национальных проектов, закрепленных в Указе Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «Здравоохранение», «Образование», «Наука», «Экология», «Цифровая экономика»37 и в развитии единой системы публичной власти, ведь определение понятия «единая система публичной власти» позволяет включить в данную систему также институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Институт полномочного представителя Президента РФ, «как структура, созданная для «обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа», и в соответствии с функциями, обозначенными в Указе Президента РФ, обретает реальные очертания одного из звеньев, активно действующих в рамках реализации приоритетных национальных проектов.
Деятельность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе предполагает его тесное взаимодействие с различными структурами как по горизонтали, так и по вертикали. Многофункциональность возложенных на него задач подразумевает привлечение к своей деятельности специалистов из самых различных отраслей знаний, получение и использование разной информации. Создание института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в 2000 году усилило влияние центра Федерации в регионах, их взаимодействие способствовало сближению субъектов Российской Федерации и самой Федерации, доведению и реализации государственной политики на местах, информированию федеральных органов государственной власти о проблемах, возникающих в осуществлении регионального управления и совместному их разрешению. Введение института полномочного
36 О создании проектного офиса по созданию Центра управления регионом Свердловской области: указ Губернатора Свердловской области от 03.09.2020 г. № 487-УГ // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. 2020. № 27131.
37 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) // Российская газета. 2018. № 97.
представителя Президента РФ в федеральном округе за относительно небольшой срок сделало возможным усилить государственное управление, финансовый и кадровый контроль на местах, обеспечить межрегиональную интеграцию и единство экономико-правового и политического пространства на всей территории Российского федеративного государства.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о необходимости дополнительного правового оформления института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, включая принятие специальных федеральных законов и внесение изменений в действующие законодательные акты. Вопросы практического характера, касающиеся положения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах должны быть системно и последовательно отражены в федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и в положениях о федеральных органах государственной власти.
Анализ деятельности полномочных представителей как координирующей федеральной власти в субъектах Российской Федерации показывает, что в этом качестве их функции должны быть четко прописаны после того, как практика выявит перечень реальных сфер региональной жизни, где регулирующая деятельность института полномочного представителя важна и необходима. При этом представляется целесообразным закрепить в нормах законодательства широкие полномочия полномочных представителей Президента РФ по эффективному участию в государственном регулировании социально-экономической сферы, определении бюджетной политики и межбюджетных отношений федерального округа.
Должность полномочного представителя как таковая имеет неопределенный статус в единой системе публичной власти. Решение данной проблемы видится авторами статьи в следующем. Необходимо разработать проект Федерального закона «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах», в котором было бы дано четкое определение данной должности, закреплено его положение в единой системе публичной власти, перечислены его полномочия в координации деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, а также внести изменения в Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации», в котором будет отражено то, что должность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе будет являться федеральной государственной должностью.
Библиографический список
1. Солукова А.А. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.02 / Московский университет МВД РФ. Москва, 2010. - 213 с.
2. Черкасов К.В. Федеральные округа в механизме модернизации современного российского федерализма. [Текст] / К.В. Черкасов / Журнал российского права. 2008. № 10. С. 19-24.
3. Черкасов К.В. О месте полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в системе и структуре Администрации Президента Российской Федерации. // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. № 3. С 66-69.
4. Владивосток стал столицей Дальнего Востока. Газета «РБК». [Электронный ресурс]. 2020. Дата обновления: 13.12.2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/12/2018/ 5c1267859a794778e0dd7cdb (дата обращения: 30.12.2020)
5. Эбзеев Б.С. Конституционное право России. М., 2019. 768 с.
6. Шмелев А. Политическая медиация как способ разрешения международных и внутригосударственных конфликтов. // Вестник восстановительной юстиции. 2013. № 10. С. 24-30.
7. Кокотов А.Н., Саликов М.С. Конституционное право России. М., 2014. 447 с.
8. Дощатов А.А., Миронов Н.В. Значимость Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ в Национальной стратегии противодействия коррупции. // Материалы Международной научно-практической конференция «Коррупция: анатомия явления» (Екатеринбург, 12-13 марта 2020 года). Уральский государственный юридический университет. С. 34-40.
9. Вяткин А.П. 100 лет на службе государства. 1918-2018. Управление ФСБ России по Свердловской области. - Екатеринбург, 2020. 208 с.
Bibliography
1. A.A. Solukova Institute of Plenipotentiary Representatives of the President of the Russian Federation in the Federal Districts: dissertation of the Candidate of Legal Sciences: 12.00.02 / Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. - Moscow, 2010. - 213 p.
2. K.V. Cherkasov Federal Districts in the Mechanism of Modernization of Modern Russian Federalism. [Text] / K. V. Cherkasov / Journal of Russian Law. 2008. No. 10. - p. 19-24.
3. Vladivostok became the capital of the Far East. (2020) https://www.rbc.ru/politics/13/12/2018/ 5c1267859a794778e0dd7cdb (accessed: 30.12.2020)
4. B.S. Ebzeev Constitutional law of Russia. Moscow, 2019. - 768 p.
5. A. Shmelev Political mediation as a way to resolve international and domestic conflicts. [Text] / A. Shmelev // Bulletin of restorative Justice. 2013. No. 10. pp. 24-30
6. A. N. Kokotov, M.S. Salikov Constitutional law of Russia. Moscow, 2014. - 447 p.
7. A.A. Doschatov, N.V. Mironov The significance of the Federal Service for Financial Monitoring of the Russian Federation in the National Anti-Corruption Strategy. [Text] / A. A. Doschatov, N. V. Mironov / Materials of the International Scientific and Practical Conference "Corruption: the anatomy of the phenomenon" (Yekaterinburg, March 12 - 13, 2020). - Ural State Law University. - p. 34-40
8. . A.P. Vyatkin 100 years in the service of the state. 1918 - 2018. Management of the FSB of Russia in the Sverdlovsk region. - E., 2020 - 208 p.