ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 3
0.Ю. Кокурина
ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И НАГРАДНАЯ СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВА
В статье исследуются функции и задачи института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (полномочньа представителей) в проведении государственной наградной политики. Дан анализ правового статуса полномочного представителя. Рассмотрена наградная система государства и роль полномочных представителей в наградных процессах.
Ключевые слова: государственная наградная политика, наградная система государства, роль полномочных представителей в наградных процессах.
Вся многовековая история российской государственности свидетельствует о широком использовании поощрений и наград за верную службу и заслуги. В современных условиях демократического развития страны, расширения прав и свобод личности роль государственных поощрений как инструмента государственной власти и управления возрастает. Оптимально выстроенная государственная наградная система наряду с использованием правовых методов убеждения и принуждения способна оказать значительное влияние на развитие общественных отношений, стимулирование позитивной социальной активности граждан, сдерживание отрицательных моментов в развитии государства и общества. Наградная сфера государства тесно связана с ее основными государственно-правовыми институтами, которые в последние десятилетия существенно реформируются сообразно стратегическим и тактическим задачам, стоящим перед страной. Соответственно меняются наградные отношения и процедуры, определяющие функции и роли органов государственной власти и управления в наградной сфере.
1. Об институте полномочного представителя Президента РФ
в федеральных округах
На всем протяжении исторического развития России особого внимания требовала организация и оптимизация взаимодействия центральной власти и регионов страны. В современных условиях эти задачи призван решать институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее — полномочных
представителей), который выполняет свои функции уже свыше десяти лет. Этот орган государственного управления и властных полномочий создан Указом главы государства от 13 мая 2000 г., №849', «в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений».
Роль и значение полномочных представителей в осуществлении контрольных функций в округах, координации взаимодействия федеральных и региональных органов власти остаются немаловажными и в динамично меняющихся реалиях сегодняшнего дня.
Фактически правовой статус полномочного представителя в федеральном округе устанавливает двойственность его функциональных полномочий. Как должностное лицо, назначаемое главой государства, согласно ст. 83 Конституции РФ2, пункт «К» полномочный представитель обеспечивает реализацию актов Президента страны в федеральном округе. Одновременно полномочный представитель действует как самостоятельное государственное должностное лицо и осуществляет в округе важные координационные и управленческие функции, способствуя повышению эффективности в решении социально-экономических и правоохранительных задач в регионах округа.
Основная деятельность полномочных представителей в федеральных округах связана с аналитическим, организационно-координационным, контрольным направлениями деятельности: обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти всех уровней; контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; реализация внутренней и внешней политики государства на местах; содействие развитию приоритетных политических и социально-экономических процессов в федеральном округе; реализация кадровой политики Президента страны.
Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе3, к основным задачам этого органа власти и управления относятся:
— содействие Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий;
— организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направле-
1 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г., № 849. URL: http://www.rg.ru
2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.
3 Положение о полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г., № 849. URL: http://www.rg.ru
ний внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом страны;
— организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации.
При решении возложенных главой государства задач полномочный представитель несет ряд функциональных обязанностей, в том числе:
— обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
— организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
— разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально- экономического развития территорий в пределах федерального округа;
— согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и на иные должности в пределах федерального округа;
— организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений главы государства, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
— принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
— организует по поручению главы государства проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;
— вносит главе государства предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Содержание и объем выполняемых сегодня полномочными представителями функций и задач таковы, что этот государственный институт власти в федеральных округах является важным механизмом эффективного руководства социально-экономическими и правоохранительными процессами в регионах страны. По мнению автора,
координационно-управленческий механизм института полномочных представителей отвечает специфике российского государства на современном этапе развития, хотя его правовой статус определен Конституцией страны не в полной мере.
Большое внимание в работе полномочного представителя в федеральном округе на современном этапе модернизации страны уделяется содействию Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в части проведения государственной кадровой и наградной политики.
2. Функции полномочных представителей в наградной сфере
Российской Федерации
Несмотря на свою универсальность и сохранение исторической преемственности, наградная система России, созданная в основном в 90-е годы, уже в новом веке перестала отвечать требованиям нового этапа социально-экономического и политического развития российского общества в полной мере. Важным вкладом в развитие российского наградного дела стал Указ главы государства «О мерах по совершенствовании государственной наградной системы Российской Федерации», внесший ряд новаций в систему государственных наград и наградное производство4. В соответствии с утвержденным этим указом Положением5, государственные награды Российской Федерации являются «высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья и жизни, защите прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством».
Значительная роль в наградной системе России отведена институту полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, который действует на основании «Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»6.
4 См.: О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., №1099 // Российская газета. 2010. № 207; Кокурина О.Ю. Новации в наградной системе Российской Федерации // Научно-политический журнал «Государственная служба». 2010. № 6. С. 26-29.
5 Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099, «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 207.
6 Положение о полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. Указа Президента РФ от 07.09.2010, № 1099 // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
В соответствии с пунктом «б» ст. 89 Конституции Российской Федерации глава государства уполномочен осуществлять высшую форму государственного поощрения — награждать государственными наградами Российской Федерации и присваивать почетные звания Российской Федерации.
В то же время в соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации: ... к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Феде-рации»7.
Конституционное определение представителей Президента Российской Федерации как «полномочных представителей» имеет неформальное значение. Оно означает, что Президент страны наделяет своих представителей правом реализации некоторых своих конституционных полномочий.
В соответствии с Положением8 полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим главу государства в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства; среди его основных задач, как уже отмечалось выше, находится обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации. Одной из основных составляющих кадровой политики на всех уровнях государственного и местного управления, значение которой зачастую недооценивается в теории и в практике государственной службы, следует признать наградную политику государства, в проведении которой видная роль отведена полномочным представителям главы государства в округах. Действительно, согласно действующему Положению9 полномочный представитель:
— «согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, ..., а также о присвоении почетных званий Российской Федерации ...»;
— «вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации.».
7 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.
8 Положение о полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г., № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. Указа Президента РФ от 07.09.2010, № 1099) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
9 Там же.
Необходимо отметить, что институт представителей Президента Российской Федерации существует с 1991 г.10, и в историко-право-вом аспекте институт претерпел определенную трансформацию. Так, с 1991 по 1993 г. — это институт представителей Президента Российской Федерации (в том числе и постоянных представителей), с 1994 по 1997 гг. — институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах РФ, с 1997 по 2000 гг. — институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах РФ, с 2000 г. по настоящее время — институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах11.
Менялось не только наименование института представителей, менялись и их функции, в том числе и в области государственных наград.
Так, с 1991 по 1997 гг., в соответствии с контрольными функциями представителей Президента России, изложенными в положениях о представителях, руководство Администрации Президента Российской Федерации направляло материалы по представлениям к государственным наградам для согласования соответствующим полномочным представителям (представителям).
Здесь уместно отметить, что функция согласования полномочным представителем представлений о награждении государственными наградами Российской Федерации, присвоении почетных званий Российской Федерации, а также вручения государственных наград впервые нормативно была закреплена в Положении о полномочном представителе Президента РФ в Республике Адыгея, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае12.
В июле 1997 г., после преобразования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации, вышеуказанная функция была нормативно распространена на всех полномочных представителей в регионах.
Так, в соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации
10 О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР. Указ Президента Российской Федерации от 22 августа 1991 г. № 75. URL: http://lawrussia.ru/
11 Указы Президента Российской Федерации от 24 августа 1991 г. № 87, от 15 июля 1992 г. № 765, от 5 февраля 1993 г. № 186, от 10 июня 1994 г. № 1186, от 9 июля 1997 г. № 696, от 13 мая 2000 г. № 849, Распоряжения Президента РСФСР от 31 августа 1991 г. № 33-рп, от 20 сентября 1991 г. №34-рп // СЗ РФ. 1991-2000 гг.
12 Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Адыгея, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае // Указ Президента РФ от 20 марта 1997 г. № 258. СЗ РФ. 1997. №12. Ст. 1420.
(Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г., №69613) полномочный представитель:
— «согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в регионе, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации;
— вручает в регионе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации ,..»14.
В 2000 г., после преобразования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах РФ в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, функция согласования представлений о награждении государственными наградами, поступающих из субъектов РФ, также была закреплена за полномочными представителя-ми15. В утвержденном главой государства Положении полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе имеет право «вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрениях руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа»16.
В 2004 г. функции полномочного представителя были расширены. В соответствии с «Положением о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»17 полномочному представителю было предоставлено право вносить предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти).
И в том же 2004 г., Указом главы государства №1272 полномочному представителю было предоставлено право вносить Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами РФ высших должностных лиц субъектов РФ (руко-
13 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 696 // СЗ РФ. 1997. №28. Ст. 3421.
14 Там же.
15 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г., № 849. URL: http://www.rg.ru
16 Положение о полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849. URL: http://www.rg.ru
17 О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 1603. // СЗ РФ. 2004. №52 (часть 2). Ст. 5427.
водителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа18.
В Методических рекомендациях о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами РФ отмечается, что ходатайство о награждении на высшее должностное лицо (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта федерации перед полномочным представителем может возбуждать соответствующий представительный (законодательный) орган власти субъекта Российской Федерации и наоборот. Наградные листы на руководителей субъекта РФ оформляются в аппаратах полномочных представителей в федеральных округах, а представление главе государства о награждении государственной наградой вносит полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе. При этом на каждого представляемого к награждению составляется наградной лист, который является основным наградным документом, отражающим необходимые данные о личности награждаемого.
Пункт 24 Положения о государственных наградах19, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., №1099, также предусматривает, что полномочные представители главы государства в федеральных округах находятся среди инстанций, имеющих право вносить Президенту Российской Федерации представления к награждению государственными наградами. Документы о награждении направляются на согласование полномочному представителю в федеральном округе по результатам рассмотрения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (пункт 19 Положения20). Полномочный представитель рассматривает документы о награждении и в случае согласования возвращает их высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, за исключением документов о награждении граждан, представление которых Президенту Российской Федерации осуществляет сам полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (пункт 20 Положения21). После согласования полномочным представителем документов о награждении высшее должностное лицо субъекта Россий-
18 О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации по вопросам представления к награждению государственными наградами Российской Федерации. Указ Президента РФ от 05.10.2004, № 1272 (ред. от 07.09.2010) // СЗ РФ-2004. № 41. Ст. 4021.
19 Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., №1099, «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Российская газета, 2010. № 207.
20 Там же.
21 Там же.
ской Федерации представляет их в соответствии со своей компетенцией Президенту страны либо направляет документы о награждении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти согласно с отраслевой принадлежностью лиц, представленных к награде.
Следует отметить, что помимо функций согласования представлений о награждении и вручения государственных наград глава государства поручил своим полномочным представителям согласовывать в федеральных округах представления о награждении Почетной грамотой Президента и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также объявлять благодарности главы государства и вручать от его имени Почетные грамоты22.
Хотя согласно нормативным документам Почетная грамота и благодарность Президента Российской Федерации формально не относятся к государственным наградам, перечисленным в Указе №109923, эти отличия являются высокими наградами государства и широко признанной официальной формой поощрения за социально-активное заслуженное поведение и достижения. Так, благодарность главы государства вручается гражданам и коллективам организаций «за заслуги в защите Отечества и обеспечении безопасности государства, укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, спорте, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством»24. Почетной грамотой Президента Российской Федерации «награждаются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные служащие Российской Федерации, видные деятели в области науки, культуры, искусства, воспитания, просвещения и спорта, авторитетные представители общественности и деловых кругов, граждане Российской Федерации, внесшие значительный вклад в реализацию государственной политики Российской Федерации и, как правило, имеющие широкую известность»25.
Соответственно в функции полномочного представителя в федеральном округе входит процедура внесения Президенту Российской
22 Положение о полномочном представителе Президента Российской федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г., № 849. URL: http://www.rg.ru
23 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., № 1099 // Российская газета, 2010. № 207.
24 Положение о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2008 г., №487 «О Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru
25 Там же.
Федерации представления о награждении Почетной грамотой высших должностных лиц исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, и об объявлении им благодарности Президента. Полномочный представитель согласовывает направляемые органами государственной власти субъектов федерации своего округа Президенту Российской Федерации представления о награждении Почетной грамотой Президента страны и об объявлении благодарности главы государства. При этом в представлениях о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации должны указываться необходимые сведения о заслугах награждаемых лиц, а в представлениях об объявлении благодарности главы государства коллективам предприятий, организаций или учреждений — сведения о производственных, научных или иных достижениях этих коллективов26. О награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности издается распоряжение главы государства. Вручение этих наград осуществляется главой государства лично или по его поручению руко водителем Администрации Президента Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе или иным должностным лицом.
В целом представленный материал позволяет сделать вывод, что глава государства отвел институту полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах важную роль в наградных процессах и проведении государственной наградной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. №237. 25 декабря 1993 г. [КошШиеца Кгж^ко] Federacii (ргщаТа па узепаго^ош яо^оуапи 12 dekabгja 1993 я.) // Яовад^а яаге!а. N 237. 25 dekabrja 1993 я.]
2. Методические рекомендации о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами Российской Федерации. Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. М., 2010. [Metodicheskie rekomendacii о porjadke оЮишкпуа i predstavlenija doku-mentov о nagrazhdenii gosudarstvennymi nagradaшi Rossijskoj Federacii. Кош^вв^'а рп Prezidente Яо^'в^ Federacii ро gosudarstvennym тягабаш. М., 2010]
3. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., №1099 // Российская газета. 2010. № 207. [О merah ро sovershenstvovamju
26 Там же.
gosudarstvennoj nagradnoj sistemy Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 sentjabrja 2010 g., N 1099 // Rossijskaja gazeta. 2010. N 207]
4. Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г., №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Российская газета, 2010. № 207. [olozhenie o gosudarstvennyh nagradah Rossijskoj Federacii. Utverzhdeno Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 sentjabrja 2010 g., N 1099 «O merah po sovershenstvovaniju gosudarstvennoj nagradnoj sistemy Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta, 2010. N 207]
5. Положение о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2008 г., № 487 «О Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru [Polozhenie o Pochetnoj gramote Prezidenta Rossijskoj Federacii i ob ob#javlenii blagodarnosti Prezidenta Rossijskoj Federacii. Utverzhdeno Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 11 aprelja 2008 g., N 487 «O Pochetnoj gramote Prezidenta Rossijskoj Federacii i blagodarnosti Prezidenta Rossijskoj Federacii». URL: http://www.rg.ru]
6. Указы Президента Российской Федерации от 24 августа 1991 г., № 87, от 15 июля 1992 г., № 765, от 5 февраля 1993 г., № 186, от 10 июня 1994 г., № 1186, от 9 июля 1997 г., № 696, от 13 мая 2000 г., № 849, Распоряжения Президента РСФСР от 31 августа 1991 г., № 33-рп, от 20 сентября 1991 г. , № 34-рп // СЗ РФ. 1991-2000 гг. [Ukazy Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 avgusta 1991 g., N 87, ot 15 ijulja 1992 g., N 765, ot 5 fevralja 1993 g., N 186, ot 10 ijunja 1994 g., N 1186, ot 9 ijulja 1997 g., N 696, ot 13 maja 2000 g., N 849, Rasporjazhenija Prezidenta RSFSR ot 31 avgusta 1991 g., N 33-rp, ot 20 sentjabrja 1991 g. , N 34-rp // SZ RF. 1991-2000 gg]