Научная статья на тему 'Институт полномочного представителя Президента России в субъекте Федерации: концептуальные и нормативные основания становления, основные этапы развития'

Институт полномочного представителя Президента России в субъекте Федерации: концептуальные и нормативные основания становления, основные этапы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1530
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / PRESIDENTIAL PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / RUSSIAN PRESIDENTIAL PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / SUBJECT OF FEDERATION / REGION / FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гогенко Людмила Анатольевна

Статья посвящена вопросам, касающимся становления и развития института полномочного представителя Президента России в административно-территориальных единицах государства, характеристике его места в системе органов государственной власти России. Осуществлена периодизация исторического развития института полномочного представителя Президента России, охарактеризованы его основные этапы: 1) 1991-2000 гг.; 2) с 2000 г. по настоящее время. Особое внимание уделено проблемам эволюции правового статуса и функций института полномочного представителя Президента России в регионах России в 1991-2000 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гогенко Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of Plenipotentiary of the President of Russia in the subject of the Russian Federation: legal and conceptual motives of formation and the stages of evolution

The article is dedicated to the problems of the evolution of legal position of the institution of Presidential Plenipotentiary Representative in the administrative-territorial entities and its place in the Russian public authority system. Also, author presented the periodization of the historical development of the institution of Russian Presidential Plenipotentiary Representative and described it key stages connected with the years of 1991-2000 and 2000 to present days. Main attention is paid to the problems of Presidential Plenipotentiary Representative to the subject of the Russian Federation legal position and functions’ evolution during the years of 1991-2000.

Текст научной работы на тему «Институт полномочного представителя Президента России в субъекте Федерации: концептуальные и нормативные основания становления, основные этапы развития»

видеозаписи//Система обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы и пути совершенствования : материалы международной научно-практической конференции. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2008. С. 100-106

3. Госавтоинспекция: опросы общественного мнения [Электронный ресурс] II Официальный сайт Госавтоинспекции. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/polls/new.php?ID=10 (дата обращения: 01.02.2017).

4. О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2013 г. № 20 II [Электронный ресурс] II СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141357 (дата обращения: 01.02.2017).

5. Россинский Б.В. Некоторые направления совершенствования надзорной деятельности подразделений до-рожно-патрульной службы ГИБДД II Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 3. С. 97-99.

6. Лыткин, А. В. Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения с использованием результатов применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме: дис... канд. юр. наук. М., 2012 г. 158 с.

7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ. [Электронный ресурс] II СПС Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/70305638 (дата обращения: 01.02.2017).

8. Храпов И.С., Суховицин В.И. Из истории Госавтоинспекции II Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов. Выи. 11. М.: НИЦ БДД МВД России, 2011. С. 17-34.

9. Низаметдинов A.M., Клименко Л.К. Практика реализации возможности привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств II Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина. Санкт-Петербург, 15 марта 2011 г. Ч. 1. СПб.: СПбУ МВД России, 2011. С. 151-156.

10. Госавтоинспекция: сведения о состоянии аварийности [Электронный ресурс] II Официальный сайт Госавтоинспекции. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat (дата обращения: 01.02.2017).

©Габова О.С., 2017

УДК 353.1 ГОГЕНКО Людмила Анатольевна

Соискатель кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-76 E-mail: [email protected]

GOGENKO Liudmila Anatolyevna

Applicant at the Departament ofTheory of State and Law of the Saint-Petersburg University ofthe MIA ofRussia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-76 E-mail: [email protected]

Институт полномочного представителя Президента России в субъекте Федерации: концептуальные и нормативные основания становления, основные этапы развития

Institute of Plenipotentiary of the President of Russia in the subject ofthe Russian Federation: legal and conceptual motives of formation and the stages of evolution

Статья посвящена вопросам, касающимся становления и развития института полномочного представителя Президента России в административно-территориальных единицах государства, характеристике его места в системе органов государственной власти России. Осуществлена периодизация исторического развития института полномочного представителя Президента России, охарактеризованы его основные этапы: 1) 1991-2000 гг.; 2) с 2000 г. по настоящее время. Особое внимание уделено проблемам эволюции правового статуса и функций института полномочного представителя Президента России в регионах России в 1991-2000 гг.

Ключевые слова: полномочный представитель президента, Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации, субъект Федерации, регион, федеральный округ.

The article is dedicated to the problems of the evolution of legal position of the institution of Presidential Plenipotentiary Representative in the administrative-territorial entities and its place in the Russian public authority system. Also, author presented the periodization of the historical development of the institution of Russian Presidential Plenipotentiary Representative and described it key stages connected with the years of 1991-2000 and 2000 to present days. Main attention is paid to the problems of Presidential Plenipotentiary Representative to the subject of the Russian Federation legal position and functions' evolution during the years of 1991-2000.

Keywords: Presidential Plenipotentiary Representative, President of the Russian Federation, Russian Presidential Plenipotentiary Representative in the subject of the Russian Federation, subject of Federation, region, federal district.

Создание института полномочного представителя президента федеративного государства в субъекте

Федерации явилось результатом поиска оптимальной модели взаимодействия центра и регионов в усло-

виях кардинальных изменений политико-правовой организации России в 1990-х гг. Формирование механизма взаимодействия центра и регионов, определение его нормативной основы явились новой страницей государственного строительства в России.

В истории становления института полномочного представителя президента в субъекте Федерации в отечественной политико-правовой системе можно выделить два основных этапа:

1) 1991-2000 гг.;

2) с 2000 г по настоящее время.

2000 год стал рубежным годом этапов постсоветской истории в связи с созданием в это время крупнейших в истории нашей страны единиц административно-территориального деления — федеральных округов.

Отдельные аспекты функционирования института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе получили рассмотрение в трудах П.М. Кандалова [18], К.В. Черкасова [26], A.C. Бакирея [13], A.B. Семёнова [24], О.В. Перепелицы [20], A.A. Саурина [22], A.B. Петухова [21], Д.Д. Тесленко [25], Э.М. Коломейцева [19], Л.А. Го-генко [15, с. 373 - 383].

При этом до настоящего времени остаются изученными не в должной мере особенности становления института полномочного представителя Президента в субъекте Федерации в 1991 — 2000 гг. Этому этапу посвящены только публикации М.А. Сахле [23, с. 11 - 23] и работы Б.Н. Елисеева [16] и И.Л. Бачило [14, с.11 - 15] в которых роль представителей Президента России в регионах характеризуется в контексте анализа функционирования органов государственной власти того периода. Множество факторов, оказавших воздействие на формирование института полномочного представителя Президента; разнообразие законодательных норм, регулировавших отношения между центром и регионами; регулирующих отношения между центром и регионами; динамичное положение полномочного представителя Президента России в субъектах и регионах нашей страны до настоящего времени не получили комплексного анализа и оценки, соответствующей состоянию современной науки и практики государственного строительства. Однако тщательный анализ особенностей развития российского федерализма и его исключительного института — полномочного представителя Президента России может способствовать определению оптимальной модели взаимоотношений органов центральной и региональной власти в Российской Федерации.

Анализ нормативных правовых актов, закрепляющих статус полномочного представителя Президента России, можно осуществлять только в контексте событий социально-экономического и политико-правового развития России на этом историческом этапе. Первые нормативные акты в этой сфере были приняты вскоре поле окончательного прекращения деятельности ГКЧП, а именно в конце августа — начале сентября 1991 г. скорее всего они свидетельствовали о реакции высшего руководства страны на несогласованные действия регионального руководства по отношению к действиям путчистов и нежелание допустить подобной дезориентации впредь. Вместе с тем необходимость в правовых актах, нормы которых регулировали бы порядок взаимодействия Москвы и регионов в условиях меняющейся исторической реальности, уже назрела: к началу осени 1991 г. из состава СССР вышли не только союзные республики (Литва, Латвия, Эстония, Армения,

Грузия и Молдавия), но и ряд автономных республик РСФСР (Северная Осетия, Карелия и Коми), принявших Декларации о суверенитете. Итог такого правотворчества своё нашел отражение в Распоряжении Президента РСФСР от 31 августа 1991 г. № 33-пп «Об утверждении временного положения о представительствах Президента Российской Федерации в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде» [11, ст. 1] и в Распоряжении Президента РСФСР от 2 сентября 1991г. № 34-рп, утвердившем Временное положение о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР [12, ст. 1]. Именно с «суверенным» статусом этих республик вязана одна из наиболее заметных особенностей указанных документов: Президент РСФСР, по сути, назначал чиновников в квазигосударственные образования. На эту особенность следует обратить внимание в свете большого комплекса полномочий, закрепляющихся за этим институтом: представитель не только отвечал за связи республики или региона с центром, но и мог вносить представления в органы государственной власти республики, если считал, что принимаемые ими документы имеют признаки «актов, противоречащих законодательству РСФСР, либо нарушающих хозяйственные связи или ущемляющие конструкционные права и свободы граждан [12, ст. 6]. Полномочия представителя Президента РСФСР не умаляли обретённый республиками суверенитет, поскольку представитель Президента РСФСР не мог вмешиваться в работу государственных органов республики или издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения на территории республики. Статус представителей Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде свидетельствует о том, что представители Президента РСФСР могли участвовать в работе органов государственной власти региона, но не вмешиваться в неё. При этом представитель Президента РСФСР в регионе мог предлагать Президенту РСФСР отстранять от должности местных чиновников и приостанавливать действие местных законов. Таким образом, сложились два различных механизма полномочного представителя главы государства на периферии — представительство в республиках и представительство в иных субъектах Федерации.

Различиям разделявшим эти два механизма в дальнейшем было суждено стать ещё более заметным. После принятия Федерального договора 31 марта 1992 г. [2, ст. 1], разграничившего полномочия и ответственность федерального цента и регионов России (представители национальных республик и иных регионов подписали разные составные части этого документа — «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации») стала очевидной гетерогенная структура федерализма в постсоветской России [5, с. 174 - 177].

Применительно к статусу представительства Президента России на периферии, отмеченная нами неоднородность отразилась в Указе Президента Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 765 [3, ст. 7]. Согласно этому документу, представитель Президента России получал право координировать работу местных органов исполнительной власти, согласовывать назначение или снятие с должности главы того или иного региона, вносить в местные органы государственного управления представления, которые обязательно рассматривались в течение 10 дней. Деятельность представителей, оставаясь подотчетной Президенту России, должна была координироваться Главным государственным инспектором Российской Федерации, а все аппараты представителей (которые пришли на смену представительствам) становились составной частью Администрации Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации не только существенным образом расширил влияние представителей Президента России, но и повысил их общий статус в системе органов государственной власти.

При этом следует отметить, что самая яркая новелла этого Указа — положение об обязательном согласовании полномочным представителем снятия или назначения главы региона — вскоре была отменена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. № 186, который закрепил норму о том, что полпред «вправе вносить предложения по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных служб федеральных органов исполнительной власти на соответствующей территории» [4, ст. 2]. Вместе с тем тенденция на дальнейшее повышение статуса молодого института получила дальнейшее закрепление: с момента принятия Указа деятельность представителя координировалась Управлением Администрации Президента Российской Федерации по работе с территориями, представителями Президента Российской Федерации, связям с Верховным Советом Российской Федерации. Такая ситуация свидетельствует о выделении взаимодействия с полномочными представителями в одну из ключевых задач профильного управления Администрации Президента Российской Федерации.

Важнейшим событием в истории института представительства явилось принятие в конце 1993 г. Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 5 Конституции Российской Федерации, все субъекты Федерации объявлялись равноправными [1, ст. 5]. Этот шаг был направлен, кроме прочего, и на корректировку гетерогенной структуры федерализма в постсоветской России. Попытки дальнейшего регулирования полномочий представителей Президента Российской Федерации выразились в принятии указов Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1186 [5, ст. 1] и от 17 января 1995 г. № 53 [6, ст. 3]. Этими нормативными правовыми актами устанавливалось единое наименование должности — «полномочный представитель Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации», а также вводился ряд уточняющих изменений, касающихся статуса этого представителя. С одной стороны, был проработан механизм ответственности полпреда перед Президентом России в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения первым своих обязанностей. С другой стороны, был чётко прописан комплекс социальных гарантий полпреду и членам его семьи, возникавших в связи с занятием им этой должности.

Положение института полномочного представителя Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации характеризовало его место в системе высших органов государственной власти России. Ранее координация деятельности полпредов осуществлялась по линии Управления Администрации Президента Российской Федерации по работе с территориями, представителями Президента Российской Федерации и связям с Верховным Советом Российской Федерации. В марте 1996 г. для осуществления этих задач было создано специальное управление в ранге «главного управления» Администрации Президента Российской Федерации, и вопросы, касающиеся полпредов, были переданы в Управление Администрации Президента Российской Федерации по координации деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации [7, ст. 1]. Организационные изменения такого рода следует рассматривать как своеобразное повышение статуса института полпредов в системе органов исполнительной власти России.

Как оказалось, впоследствии, открытый принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. период эволюции института полномочных представителей Президента России на периферии, характеризующийся стремлением к унификации положения полпредов в различных субъектах, оказался относительно недолгим. В значительной мере это было предопределено, с одной стороны, неравномерностью социально-экономического развития территорий России, с другой стороны, ярко выраженной местной спецификой отдельных регионов, в частности, Северного Кавказа. Именно поэтому Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 1997 г. № 258 был введен отдельный пост полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Адыгея, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае [8, ст. 1]. Важную роль в принятии решения о введении этого поста сыграли очередное обострение межнациональных отношений на Кавказе и необходимость решительного и последовательного преодоления социально-экономических последствий Первой Чеченской войны для инфраструктуры и населения региона. В этой связи следует обратить внимание на то, что Чеченская Республика и Республика Ингушетия не были включены в сферу действия данного нормативного правового акта в связи с незавершенностью проведения там процедур по установлению конституционного порядка. Спектр полномочий нового полпреда был очень широк: помимо возможности докладывать Президенту Российской Федерации о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы по тому или иному вопросу, связанному с жизнью регионов, и возможности вносить представления в местные органы исполнительной власти при обнаружении нарушения законов, полпред Президента Российской Федерации на Кавказе имел право решать вопросы награждения государственными наградами. Более детально в Указе были проработаны проблемы обеспечения безопасности полномочного представителя, которыми параллельно занимались Министерство внутренних дел и Федеральная служба охраны. Численность аппарата для полномочного представителя Президента Российской Федерации устанавливалась в 30 человек, разместить которых предстояло в городе Ставрополе. Так впервые мелкие единицы административно-территориального деления

(субъекты Федерации) уступали место более крупным образованиям, когда дело касалось полномочного представительства Президента Российской Федерации.

Очевидно, последствия укрупнения были сочтены продуктивными и полезными, поскольку спустя менее полугода после них данное новшество было решено экстраполировать и на иные территории. Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 696 вводилась новая должность — полномочный представитель Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации [9, ст. 1]. Как известно, положения действующей Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве нашей страны не предполагают однозначной трактовки термина «регион». В данном конкретном случае под регионом было решено понимать группу субъектов Федерации, объединенных территориальной близостью. Анализ Указа Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 696 позволяет сделать вывод о том, что идея о преимуществе региона перед субъектом Федерации как зоны ответственности полномочного представителя Президента Российской Федерации, реализованная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2000 г., зародилась еще во второй половине 1990-х годов. Уместным будет заметить и сходство границ ответственности полпреда Президента Российской Федерации на Кавказе с границами будущего Северо-Кавказского федерального округа.

Один из последних «штрихов» к формированию положения полномочного представителя Президента Российской Федерации в субъекте Федерации был добавлен в мае 1998 г. [10, ст. 3]. Тогда был создан новый для российской государственной системы орган — Региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти. Коллегия должна была работать при полномочном представителе Президента Российской Федерации, а участвовать в её заседаниях были призваны ключевые представители органов исполнительной власти. Коллегия брала на себя две группы функций: аналитические функции (новый орган должен был изучать информацию о социальной и экономической ситуации в регионе и возможности по её совершенствованию) и функции информирования населения об актуальных вопросах деятельности местных органов исполнительной власти. Такое положение свидетельствовало о сосредоточении у полномочного представителя Президента Российской Федерации новых полномочий, выводивших полпреда на высокое место в иерархии органов государственной власти.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации II Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации II Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета. 1992. № 17. С. 893.

3. Об утверждении положения о представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге: Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 765 II Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 3. С. 102.

4. О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге: Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. № 186 II Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 6. С. 482.

5. О полномочных представителях Президента РФ в субъекте Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1186 II Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗРФ). 1994. № 7. С. 433.

6. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 5 февраля 1993 года № 186 «О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге: Указ Президента РФ от 17 января 1995 г. № 53 II Российская газета. 1995. № 19. 25 января.

Таким образом, институт полномочного представителя Президента Российской Федерации с момента своего создания являлся ключевым звеном во взаимодействии центра и периферии нашей страны. Несмотря на высокий статус и значительные полномочия, главным образом, сосредоточивавшиеся в сфере контроля и надзора над деятельностью органов исполнительной власти, деятельностью полномочных представителей Президента Российской Федерации так и не удалось охватить всю её современную территорию. Нормативные правовые акты, которыми Президент Российской Федерации регулировал статус своих полномочных представителей на периферии, почти всегда одновременно изменяли и круг обязанностей этих представителей в регионах, и их статус в структурах верховной власти, прежде всего — в Администрации Президента Российской Федерации.

С учётом того, что в истории становления института полномочного представителя президента в субъекте Федерации в отечественной политико-правовой системе выделяются два основных этапа: 1) 1991—2000 гг.; 2) с 2000 г по настоящее время, то в рамках первого этапа можно выделить периоды:

1) 1991—1993 гг.: начинается с введения института полномочного представителя Президента и заканчивается принятием Конституции Российской Федерации и вытекающих из её норм актов, регулирующих правовой статус полномочного представителя Президента; законодательное закрепление неоднородности, асимметрии структуры федерализма на территории РСФСР, и, как следствие, разного статуса полномочного представителя главы государства в различных территориях;

2) 1994—1997 гг.: законодательное закрепление формального равенства всех субъектов Федерации и равного статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Федерации; фиксация привязки полномочного представителя Президента Российской Федерации к субъекту Федерации как к зоне ответственности;

3) 1997—2000 гг.: переход к идее соотнесения территории ведения полномочного представителя не с субъектом Федерации, а с группой субъектов — регионом.

В 2000 г. был введен пост полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, и в истории института полномочного представителя президента в российской политико-правовой системе начался новый этап.

7. Об Управлении Администрации Президента Российской Федерации по координации деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 384 // СЗ РФ. 1996. № 12. С. 1067.

8. Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Адыгея, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае: Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1997 г. № 258 II СЗ РФ. 1997. № 12. С. 142.

9. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 696 II Российская газета. 1997. 16 июля.

10. О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1998 г. № 586 II Российская газета. 1998. 28 мая.

11. Об утверждении временного положения о представительствах Президента РФ в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде: Распоряжение Президента РСФСР от 31 августа 1991 г. № 33-рп II Российская газета. 1991. 6 сентября.

12. Об утверждении временного положения о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР: Распоряжение Президента РСФСР от 2 сентября 1991 года № 34-рп II Российская газета. 1991. 6 сентября.

13. Бакирей A.C. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в механизме согласования федеральных и региональных интересов: дис. ... канд. полит, наук. СПб., 2004. С. 225.

14. Бачило И.Л., Мелюхин И.С. О концепции развития системы исполнительной власти в РФ II Государство и право. 1996. № 8. С. 11-15.

15. Гогенко Л.А. Представительство органов федеральной власти в регионах: опыт сравнительного анализа (на примере России и США) II Жалпы к;ук;ык; теориясынын, K;a3ipri мэселелерг Современные проблемы общей теории права: Хальщаралык; гылыми-тэж1рибелш конференция материалдары. Алматы: Казахстан Республикасы ИМ Алматы академиясы ГЗжРБЖ¥Б, 2016. С. 373-383.

16. Елисеев Б.Н. Система органов гос. власти в современной России: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1998. С. 323.

17. Железнов Б.Л., Губайдуллин Р.Х. Федеративный договор 1992 года и современный российский федерализм II Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 4. С. 174-177.

18. Кандалов, П.М. Конституционно-правовые основы становления и развития института полномочного представителя Президента России в федеральном округе: дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 203.

19. Коломейцев Э.М. Трансформация федеративных и этнонациональных отношений в России в контексте развития института полномочных представителей президента в федеральных округах (на примере Северо-Кавказского федерального округа): дис. ... канд. полит, наук. М., 2010. С. 179.

20. Перепелица О.В. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в условиях реформирования органов государственной власти современной России (на материалах Центрального федерального округа): дис. ... канд. полит, наук. Орёл, 2005. С. 207.

21. Петухов A.B. Взаимоотношения институтов центра и субъектов федерации в современной России: дис. ... канд. социол. наук. Саранск, 2005. С. 237.

22. Саурин A.A. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации (на опыте Южного федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005. 168 с.

23. Сахле М.А. Организационные формы взаимодействия Президента РФ с субъектами РФ II Законодательство. 1998. № 6. С. 11-23.

24. Семёнов A.B. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (вопросы теории и конституционно-правового регулирования): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С 202.

25. Тесленко, Д.Д. Президент Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы взаимоотношений: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С 216.

26. Черкасов, К.В. Конституционно-правовой статус института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 220.

© ГогенкоЛ.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.