Научная статья на тему 'Значимость государственного финансового контроля в системе управления государственными и муниципальными финансами'

Значимость государственного финансового контроля в системе управления государственными и муниципальными финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17628
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалаев Илья Андреевич, Мулюкина В.Д., Воробьева В.А.

В статье отмечается, что в современных условиях финансовой системы особую актуальность имеет задача разработки государственной финансовой безопасности, где особую значимость необходимо предавать эффективному и действенному государственному финансовому контролю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость государственного финансового контроля в системе управления государственными и муниципальными финансами»

PRACTICE OF STATISTICAL ACCOUNTING OF FIXED MEASURING INNOVATIVE ACTIVITY IN RUSSIA AND EU COUNTRIES

The article reveals the issues of accounting and analysis of statistical data on innovative activities. A comparative analysis of expenditure on research and experimental development (R&D) in Russia and EU countries. Discusses major issues of innovation statistics in Russia. Key words: statistical analysis, innovation, statistics.

УДК 33

ЗНАЧИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Шалаев Илья Андреевич, к.э.н., доцент Мулюкина В.Д., Воробьева.В.А.

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС

В статье отмечается, что в современных условиях финансовой системы особую актуальность имеет задача разработки государственной финансовой безопасности, где особую значимость необходимо предавать эффективному и действенному государственному финансовому контролю.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовая система, управление государственными и муниципальными финансами.

Государственный финансовый контроль (ГФК) в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по проверке соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления финансового законодательства Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов.

Основной целью ГФК является соответствие законности и обеспечение эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. На основе цели мы определили главные задачи ГФК, без осуществления которых невозможно выполнить основную цель ГФК: 1) обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; 2) соблюдение налогового и бюджетного законодательств; 3) осуществлять контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; 4) проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; 5) улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; 6) выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней; 7) контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений, формированием и распределением целевых бюджетных фондов, а также финансовой поддержки регионов;8)проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; 9) пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых

льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;10)выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;11)проведение профилактической информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

В зависимости от задачи назначения и времени проведения мы выявили следующие формы ГФК. Рассмотрим рис.1:

Формы ГФК

Пр ед в арител ьны й

Текущий

Последующий

Рисунок 1 - Формы ГФК

Предварительный финансовый контроль - реализуется на этапе рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. На общегосударственном уровне - при составлении законов и нормативных актов по финансовым вопросам, а также при рассмотрении проектов бюджета и бюджетных кредитов. На уровне предприятия реализуется при составлении учредительной документации, документов по расходу МПЗ [материально-производственные запасы], а также при составлении смет.

Текущий финансовый контроль - заключается в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, а именно налоговых платежей и финансовых норм. Осуществляется финансовыми службами с задачей предупреждения нарушения финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль представляет собой проверку финансовых результатов деятельности организаций. Задачей последующего финансового контроля является определение наиболее эффективных методов финансовой деятельности организации.

Вышеуказанные формы финансового контроля зафиксированы законодательством в бюджетном кодексе РФ (раздел 9 Государственный и муниципальный финансовый контроль, глава 26 "Основы государственного и муниципального финансового контроля"). Также особое внимание мы уделили видам ГФК и их классификации, которые представлены в таблице 1.

Таблица - Виды ГФК и признаки классификации

Виды контроля Признак классификации

1.По субъектам контроля президентский, исполнительных органов власти, финансово - кредитных органов, ведомственный, негосударственный

2. По формам проведения Обязательный (внешний), инициативный (внутренний)

3. По сферам финансовой деятельности кредитный, инвестиционный и страховой

4. По методам проведения проверка, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии

С целью реализации финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. В качестве примера мы приведем парламентский контроль. На федеральном уровне его реализуют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ. Особое место в проведении парламентского контроля отводится Счетной палате РФ. Счетная палата РФ выполняет глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. Об итогах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания либо нецелевого применения бюджетных средств направляет представления надлежащим следственным органам: Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ для привлечения виновных к ответственности по зако-ну.Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от простых контрольных проверок и ревизий к аудиту производительности - новейшему направлению финансового контроля, в ходе которого основное внимание уделяется не только лишь выявлению законности совершаемых финансовых действий, но и производительности изготовленных затрат и их оправданности.

Кроме органов законодательной власти достаточно существенное значение имеют органы исполнительной Государственной власти общей компетенции. По нашему мнению наиболее важными из них считаются:

Правительство РФ, администрации субъектов РФ, направляющие и организующие деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также осуществляющие финансовый контроль сами. Деятельность Правительства РФ в области финансов показана большим количеством направлений, включающих проблемы внутреннего характера с учетом их международного значения.

В границах собственных возможностей Правительство РФ на основании Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" разрабатывает и осуществляет политику в области международного экономического сотрудничества; гарантирует проведение в стране общей финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный госбюджет и гарантирует его выполнение. Кроме того к его компетенции отнесено принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг; реализация денежного регулирования и денежного контроля; управление валютно-финансовой деятельностью в взаимоотношениях РФ с иностранными государствами. Вместе с тем в прямые обязанности Правительства РФ входит управление и надзор за работой в сфере финансов федеральных министерств и иных государственных ведомств, в том числе органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.

Кроме того нами был рассмотрен процесс казначейского выполнения городского бюджета. Исполнение бюджета - ход, который гарантирует полное и своевременное поступление прибыли в целом и по каждому ис-

точнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах одобренных по бюджету сумм в течении экономического года.

То, что касается порядка исполнения местного бюджета, то он следующий: 1. Вводится казначейское исполнение городского бюджета. 2. Выполнение городского бюджета гарантируется администрацией города. 3.Организация выполнения муниципального бюджета возлагается на управление финансов администрации города. 4. Выполнение городского бюджета исполняется управлением финансов администрации города на основе принципа единства кассы и подведомственности затрат.

Кроме того следует помнить о Федеральной Налоговой службе [ФНС] как субъекте ГФК. Мы проанализировали и выявили главные задачи и функции ФНС:

Основной задачей ФНС считается реализация контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, точностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды муниципальных налогов и других платежей, определенных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, исполняя свою основную задачу, осуществляет последующие функции :1)Проводит напрямую и организует работу муниципальных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и иных платежах в госбюджет; 2.Совершает в министерствах и ведомствах, в фирмах, в учреждениях и организациях, основанных в различных конфигурациях имущества, и у людей контроля валютных бумаг, регистров бухгалтерского учета, проектов, смет, деклараций и других бумаг, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в госбюджет;3.Организует работу государственных налоговых инспекций согласно учету, оценке и осуществлении конфискованной, бесхозяйной собственности, кладов;4.Реализовывает возвращение чрезмерно взятых и уплаченных налогов и других обязательных платежей в госбюджет посредством кредитных компаний;5.Исследует отчетные, статистические сведения и итоги проверок в участках, подготавливает на их основе предписания о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных действий о налогах и других платежах в госбюджет.

Таким образом, организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в управлении государственными и муниципальными финансами государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования. Необходимо наблюдать за проведением должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока недостаточно эффективна. В связи с

этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства и механизма функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу деятельности каждого органа финансового контроля.

В деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты РФ важное значение отводится такой мере взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Достигнув решения поставленных задач можно будет говорить об успешном формировании целостной систем финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату.

Список литературы

1. Шалаев, И. А Внутренний налоговый контроль и аудит как элемента экономической безопасности организации/ Шалаев И.А., Алексеенкова К.Ю., Титова О.Н. //Современный взгляд на будущее науки.-2016.-С .170-172.

2. Шалаев И. А. Современный анализ и методы оценки финансовых рисков/ Шалаев И.А., Мишунина И.С., Покопцева С.А.// Экономика и социум. 2016. №12-2(31). С. 1677-1683.

3. Шалаев И. А. Отток капитала как один из аспектов обострения проблемы экономической безопасности России в условиях «Политики санкций»/ Шалаев, И. А., Корот-ков Д.Ю., Колодникова Е.Е.//Инновационная наука. 2016. №6-1. С.295-298.

4. Шалаев И. А. Значимость информационного обеспечения инновационного процесса как стратегического ресурса развития предприятия/Шалаев И. А., Волкова Д. А., Бу-дагян К.А. //Инновационная наука. 2017. С.112-115.

5. Шалаев И. А. Практика расчета движения денежных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности/ Шалаев И. А., Маричева А.Н.//Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. №6(8). С. 123-128.

6. Шалаев И.А. Инновационная составляющая экономической безопасности финансово-кредитных организаций/ Шалаев И.А., Будаева А.Ю., Халфеева С.М.// Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее. 2016. С.274-277.

Shalaev I. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Mulyukina V.D., Vorobeva V.A.

Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia

THE SIGNIFICANCE OF THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE SYSTEM

OF STATE AND MUNICIPAL FINANCES

The article notes that in modern conditions the financial system of particular relevance was the task of developing a state of financial security where the special significance it is necessary to make effective and efficient state financial control.

Keywords: state financial control, financial system, management of state and municipal finances.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.