Научная статья на тему 'Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования'

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24336
1816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ / ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ / BUDGETARY CONTROL / CONTROL OBJECTS / CONTROL PRINCIPLES / EXTERNAL AND INTERNAL FINANCIAL CONTROL / STATE FINANCIAL CONTROL / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пенчук Анна Витальевна

Статья посвящена вопросам организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе управления государственными финансами финансовый контроль выполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля позволит повысить эффективность использовать финансовые ресурсы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State financial control in the Russian Federation and the directions of its improvement

The author deals with the organization of the State financial control in the Russian Federation. In public financial management system, financial control is the function of management to achieve results. Further improvement of the state financial control will ensure efficient use of public financial resources.

Текст научной работы на тему «Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования»

Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. - 2014. -№ 07 (июль). - ART 14177. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14177. htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Пенчук Анна Витальевна,

студентка финансово-экономического факультета ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва V. I. P. Ane4ka@mail. ru

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе управления государственными финансами финансовый контроль выполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее совершенствование государственного финансового контроля позволит повысить эффективность использовать финансовые ресурсы государства.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, объект государственного финансового контроля, внешний и внутренний финансовый контроль, принципы контроля, налоговый, бюджетный контроль.

Раздел: (04) экономика.

Государственный финансовый контроль - функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Он является инструментом финансовой политики, направленным на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. табл. 1).

Таким образом, государственный финансовый контроль - это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств. Государственный финансовый контроль - это функция государственного управления, обеспечивающая реализацию финансовой политики государства.

Традиционно выделяют следующие виды государственного финансового контроля:

- бюджетный контроль - контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса, при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, при обслуживании и управлении государственным долгом;

- налоговый контроль - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет.

Организация государственного финансового контроля осуществляется с учетом следующих принципов:

- принцип законности - проведение контроля осуществляется на основании нормативно-правовой базы, в т. ч. регулирующей деятельность государственных контрольных органов;

- принцип объективности - отсутствие предвзятости и обоснованность выводов, сделанных по результатам проведения контрольных действий;

КОНТ TFTTT

научно-методический электронный журнал ART 14177 УДК 341.233.1

г\л Л г\л

■у f у у у у "I Т "1 Г f I Т Пенчук А. В. Государственный финансовый кон- |и|ЬС .ЕГи]

IV I 1 I I I I I ^ III троль в Российской Федерации и направления

Г\ % f I I I I I V III его совершенствования // Концепт. - 2014. -

-A- W/ N° 07 (июль). - ART 14177. - 0,4 п. л. - URL:

напчно-метадичегкий электппнныи жипнт http://e-koncept. ru/2014/14177. htm. - Гос. per. научно метооическии электронный журнал Эд No фс 77.4gg65 _ |SSN 2304-120Х. ГЙ1

ART 14177 УДК 341.233.1 uuli^

Таблица 1

Определение государственного финансового контроля

Автор Понятие «государственный финансовый контроль»

А. М. Бабич, Л. Н. Павлова Совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов [1]

Д. Н. Бахран Как функция социального управления [2]

Н. Т. Белуха Система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений [3]

А. Бланкенагель Внутренняя проверка системы и соответствия ее главным принципам, выраженным в основополагающих ценностях, политических институтах, важнейших характеристиках государства и общества, снимающая возникающее в обществе напряжение [4]

В. В. Бурцев Установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов [5]

М. В. Васильева Как функция государственного управления, пот отношению к которому он выступает средством и инструментом реализации государственной политики [6]

Е. Ю. Грачева Как подотрасль финансового права [7]

Ю. А. Козенко, Г. В. Федотова Индикатор соответствия потребностей экономических субъектов финансовой политике, проводимой государством и его финансовыми институтами [8]

А. В. Крикунов Совокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов [9]

И. Химичев Деятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов [10]

С. О. Шохин Межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета [11]

А. А. Ялбулганов Осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [12]

- принцип гласности - общедоступность результатов финансового контроля, а также соблюдение установленных норм, касающихся государственной и коммерческой тайны;

- принцип ответственности - строгое соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контроля над всеми субъектами контроля;

r\j

2 ~

Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. - 2014. -№ 07 (июль). - ART 14177. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14177. htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- принцип независимости органов финансового контроля - обеспечивается процедурами избрания и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов;

- принцип разграничения функций и полномочий - исключение дублирования функций органов финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности;

- принцип системности - наличие единой правовой базы, установление периодичности в проведении контрольных мероприятий.

Традиционно в качестве объектов государственного финансового контроля выделяют государственные финансовые ресурсы, государственный долг и государственные резервы. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве объектов государственного финансового контроля определены:

- главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- финансовые органы в части соблюдениями ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

- государственные учреждения;

- государственные унитарные предприятия;

- хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

- юридические лица (за исключением государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- юридические лица, получающие средства из государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами в части соблюдениями ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета [13].

Таким образом, в рамках правовых изменений произошло смещение акцента в определении объекта государственного финансового контроля в пользу отдельных субъектов управления государственными финансами. Во многом это продиктовано стремлением расширить сферу государственного финансового контроля, вовлекая в нее не только получателей бюджетных средств (как участников бюджетного процесса), но и иные организации, не являющиеся таковыми.

До ввода в действие новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации основными методами осуществления государственного финансового контроля были проверка, ревизия, обследование. Новая редакция определила нали-

КОНТ TFTTT

научно-методический электронный журнал ART 14177 УДК 341.233.1

rw 2 ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14177 УДК 341.233.1

Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. - 2014. -№ 07 (июль). - ART 14177. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14177. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

чие еще одного метода - санкционирование операции, т. е. совершение разреши-

тельной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций (табл. 2).

Таблица 2

Методы государственного финансового контроля

Методы ГФК Характеристика

Проверка - Документальная и фактическая проверка законности и достоверности отдельных финансовых операций; - оформление результатов в форме акта

Ревизия - Документальная и фактическая проверка законности и достоверности всей совокупности финансовых операций; - оформление результатов в форме акта

Обследование - Анализ и оценка состояния определенной сферы; - оформление результатов в форме заключения

В настоящее время государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный финансовый контроль проводят Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. Внутренний контроль осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами Федерального казначейства (финансовыми органами субъектов Российской Федерации). Подобное разделение продиктовано различиями между подчиненностью и функциями указанных органов, а также объектом государственного финансового контроля.

В качестве объектов внутреннего государственного финансового контроля выступают исключительно финансовые ресурсы и имущество государства, их формирование и использование. Объект внешнего государственного финансового контроля не ограничен сферой государственных финансов и включает в себя экспертизу проектов нормативных правовых актов и результатов исполнения бюджета.

В связи с этим возникает проблема разграничения полномочий специально созданных органов финансового контроля - Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации. Полномочия данных органов дублируются.

Эффективность организации государственного финансового контроля зависит от ряда факторов:

- доступности качественной информации о реальном состоянии контролируемого объекта;

- стабильности законодательства;

- комплексного характера контроля, осуществляемого на постоянной основе и имеющего определенную периодичность;

- тесного взаимодействия и координации органов, осуществляющих государственный финансовый контроль;

- четкой регламентации контрольной деятельности, в т. ч. стандартизации процессов и документации;

- профессионализма и компетенции представителей органов государственного финансового контроля.

IV ^ rw

Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. - 2014. -№ 07 (июль). - ART 14177. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14177. htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации - непрерывный процесс, который прошел ряд этапов. В современных условиях совершенствование государственного финансового контроля обусловлено следующими недостатками:

- дублирование полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, которое приводит, с одной стороны, к излишней подконтрольности объектов государственного финансового контроля, а с другой, наоборот, к наличию ситуации, когда часть финансовых операций остается вне контроля;

- отсутствие единых подходов к осуществлению государственного финансового контроля и привлечению к ответственности за бюджетные нарушения;

- отсутствие универсальных подходов к сбору и предоставлению информации о выполнении показателей, большое количество методик их расчетов, что затрудняет проведение контроля за ходом реализации целевых программ.

Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия важно:

- четкое разграничение на законодательном уровне полномочий органов, осуществляющих государственный финансовый контроль;

- проведение совместных мероприятий разными контрольными органами по проверке одного и того же объекта контроля.

Важнейшим направлением совершенствования государственного финансового контроля является обеспечение стандартизации контрольной деятельности с учетом стандартов государственного контроля, которые утверждены Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). Необходимо разработать единый классификатор бюджетных нарушений, который позволит определить вид бюджетных нарушений и механизм ответственности за их совершение.

Таким образом, назначение государственного финансового контроля - обеспечение успешной реализации функций государства по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов.

Вступление в силу новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечило:

- закрепление на законодательном уровне объектов государственного финансового контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разграничение государственного финансового контроля на внешний и внутренний;

- появление нового метода осуществления контроля - санкционирование расходов;

- закрепление на законодательном уровне определения бюджетного правонарушения;

- установление бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения.

В заключение хотелось бы отметить, что для любого государства наличие эффективно функционирующей системы государственного финансового контроля -это важный инструмент, который позволяет эффективно реализовывать внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать достижение целей и задач социально-экономических программ. Совершенствование государственного финансового контроля - важное направление в процессе противодействии коррупции.

КОНТ TFT7T

научно-методический электронный журнал ART 14177 УДК 341.233.1

(V Г IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14177 УДК 341.233.1

Ссылки на источники

Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. - 2014. -№ 07 (июль). - ART 14177. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14177. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

2. Бахран Д. Н. Административное право России. - М., 2001. - С. 166.

3. Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. - 1989. - № 1. - С. 102.

5. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: теория и практика. - М.: Дашков и К, 2002.

6. Васильева М. В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом. - Волгоград, 2003. - 182 с.

7. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. -М.: Юриспруденция, 2000.

8. Козенко Ю. А., Федотова Г. В. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами: монография. - Элиста: Изд-во «КИСЭПИ», 2006. - С. 57.

9. Крикунов А. В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в РФ. - СПб.: Изд. СПб государственного университета экономики и финансов, 2001.

10. Финансовое право: учеб. / под ред. Н. И. Химичевой. - М.: Юрист, 2004.

11. Шохин С. О., Воронина Л. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. - М.: Финансы и статистика, 1997.

12. Ялбулганов А. А. Финансовый контроль как институт финансового права. - М.: Юрист, 1999.

13. Финансовое право: учеб.

ISSN 2304-120Х

Anna Penchuk,

Student of the financial and economic department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow V. I. P. Ane4ka@mail. ru

State financial control in the Russian Federation and the directions of its improvement 9

Abstract. The author deals with the organization of the State financial control in the Russian Federation. In public financial management system, financial control is the function of management to achieve results. Further improvement of the state financial control will ensure efficient use of public financial resources.

Key words: state financial control, control objects, external and internal financial control, control principles, tax control, budgetary control.

References

1. Babich, A.M., Pavlova, L.N. (2003) Gosudarstvennye imunicipal'nye finansy, Finansy, JuNITI, Moscow (in Russiаn).

2. Bahran, D.N. (2001) Administrativnoe pravo Rossii, Moscow, p. 166 (in Russiаn).

3. Beluha, N.T. (2002) Kontrol' i revizija v otrasljah narodnogo hozjajstva: uchebnik, Finansy i statistika, Moscow (in Russiаn).

4. Blankenagel', A. (1989) “Teorija i praktika konstitucionnogo kontrolja v FRG”, Sovetskoe gosudarstvo i pravo, № 1, p. 102 (in Russiаn).

5. Burcev, V.V. (2002) Organizacija sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v RF: teorija i praktika, Dashkov i K, Moscow (in Russiаn).

6. Vasil'eva, M.V. (2003) Gosudarstvennyj finansovyjkontrol'v upravleniiregionom, Volgograd, 182 p. (in Russiаn).

7. Gracheva, E.Ju. (2000) Problemy pravovogo regulirovanija gosudarstvennogo finansovogo kontrolja, Jurisprudencija, Moscow (in Russiаn).

8. Kozenko, Ju. A., Fedotova, G.V. (2006) Rol' finansovogo kontrolja vpovysheniijeffektivnosti upravlen-ija bjudzhetami: monografija, Izd-vo “KlSJePI”, Jelista, p. 57 (in Russiаn).

9. Krikunov, A.V. (2001) Sushhnost', organizacija i perspektivy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v RF, Izd. SPb gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i finansov, St. Petersburg (in Russiаn).

10. Himicheva, N.I. (ed.) (2004) Finansovoe pravo: uchebnik, Jurist, Moscow (in Russiаn).

11. Shohin, S.O., Voronina,L.I. (1997) Bjudzhetno-finansovyj kontrol' i audit. Teorija i praktika primenenija v Rossii, Finansy i statistika, Moscow (in Russiаn).

12. Jalbulganov, A.A. (1999) Finansovyj kontrol' kak institut finansovogo prava, Jurist, Moscow (in Russiаn).

13. Himicheva, N.I. (ed.) (2004) Finansovoe pravo: uchebnik, Jurist, Moscow (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:

Васюниной М. Л., кандидатом экономических наук,

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.