Научная статья на тему 'Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях'

Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3152
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ЗАКОННОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов Артем Дмитриевич

Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает наличие четко отлаженной, действенной системы государственного финансового контроля, выявляющей финансовые правонарушения, тормозящие экономическое развитие и обеспечивающие экономическую безопасность страны. Целью государственного финансового контроля в Российской Федерации является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступлений средств в бюджетную систему, предотвращение финансовых нарушений в государственном секторе экономики и укрепление экономической безопасности Российской Федерации. Автором в статье рассматриваются особенности осуществления государственного финансового контроля в России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

The effective implementation of the regulatory function of the state in the economic sphere requires a well-established, effective system of state financial control, identifying financial offenses that hinder economic development and ensure the economic security of the country. The purpose of the state financial control in the Russian Federation is to implement measures aimed at ensuring the completeness of funds received in the budget system, preventing financial violations in the public sector of the economy and strengthening the economic security of the Russian Federation. The author considers the peculiarities of state financial control in Russia in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях»

Краснов А. Д.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

14.7. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Краснов Артем Дмитриевич, соискатель

Место учебы: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

krasnoff177@gmail.com

Аннотация: эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает наличие четко отлаженной, действенной системы государственного финансового контроля, выявляющей финансовые правонарушения, тормозящие экономическое развитие и обеспечивающие экономическую безопасность страны. Целью государственного финансового контроля в Российской Федерации является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступлений средств в бюджетную систему, предотвращение финансовых нарушений в государственном секторе экономики и укрепление экономической безопасности Российской Федерации. Автором в статье рассматриваются особенности осуществления государственного финансового контроля в России в современных условиях.

Ключевые слова: бюджет, государственные резервы, законность, финансовый контроль, целевое расходование.

FEATURES OF THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

Krasnov Artem D., the competitor

Study place: Russian Academy of national economy under President of the Russian Federation

krasnoff177@gmail. com

Annotation: the effective implementation of the regulatory function of the state in the economic sphere requires a well-established, effective system of state financial control, identifying financial offenses that hinder economic development and ensure the economic security of the country. The purpose of the state financial control in the Russian Federation is to implement measures aimed at ensuring the completeness of funds received in the budget system, preventing financial violations in the public sector of the economy and strengthening the economic security of the Russian Federation. The author considers the peculiarities of state financial control in Russia in modern conditions.

Keywords: budget, state reserves, legality, financial control, target expenditure.

Довольно значимой угрозой для безопасности экономики страны считается масштабное нецелевое применение государственных материальных и денежных ресурсов, зачастую коррупция, прямое хищение и махинации по их изъятию, массовый вывоз за рубеж капиталов. Государственный финансовый контроль обязан стать реальным механизмом экономической безопасности для защиты от угроз и вызовов, поскольку финансово-кредитная система страны может работать эффективно лишь при комплексном, регулярном и действенном контроле.

В материально-финансовой сфере ключевым инструментом государственного финансового контроля принято считать финансовый контроль, который организуется непосредственно государством. Обязательная функция финансового контроля заключается в непосредственном обеспечении органов государственной власти и общественности полной и достоверной информацией о выделении и использовании государственных бюджетных средств.

Исследования, связанные с вопросами необходимости создания действенной системы государственного финансового контроля (далее - ГФК) в Российской Федерации, довольно часто становятся предметом научных исследований. Однако проблема выстраивания эффективно действующей и целостной системы государственного финансового контроля и ее совершенствования не перестает быть актуальной и востребованной.

В указе Президента Российской Федерации № 1095от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» ГФК зафиксирован в качестве контроля непосредственно за процессом денежного обращения; исполнением бюджета Российской Федерации, а также бюджетов внебюджетных федеральных фондов; применением кредитных ресурсов; положением государственных резервов, государственного внешнего и внутреннего долга; предоставлением налоговых и финансовых преимуществ и льгот.

Как отмечает В.М. Родионова, ГФК включает, опираясь на нормы финансового права, «совокупность мероприятий и органов, направленных на проверку целесообразности и законности в областях образования, применения и распределения государственных денежных фондов, также ГФК относится к числу форм государственного контроля, который помогает охране государственной собственности, обеспечению законности, эффективному и целевому экономному применению государственных средств, дает возможность вскрыть нарушения, установленной в финансовой дисциплины государством» [7, с. 28].

ГФК считается неразделимой частью государственного управления. В современных условиях в России значительное внимание уделяется процессу организации действенного механизма ГФК. Данное явление, в первую очередь, объясняется тем, что рыночная форма отношений, федератив-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

ный тип устройства государства формируют дополнительные проблемы, имеющие непосредственную связь с контролируемостью и управляемостью на федеральном, местном и региональном уровнях.

Ключевой целью ГФК является поиск отклонений от установленных законодательством стандартов, а также нарушений принципов законности, экономии и эффективности расходования ресурсов материального характера. Результаты выявленных нарушений и отклонений позволяют принять меры, а в отдельных случаях, привлечь к ответственности виновных за причиненный ущерб лиц, получить компенсацию или реализовать соответствующие меры по предотвращению, а также сокращению в будущем количества подобного рода нарушений.

Ключевые задачи финансового контроля состоят непосредственно в проверке следования правилам совершения операций финансового характера, хранения и расчетов денежных средств; проверке реализации перед органами местного самоуправления и государством, гражданами и организациями финансовых обязательств; проверке точности применения муниципальными и государственными предприятиями денежных ресурсов, которые находятся в их оперативном управлении или хозяйственном ведении; выявлении внутренних производственных резервов; использовании административной ответственности, а также подготовке материалов для передачи в правоохранительные и следственные органы; предупреждении и устранении нарушений дисциплины; использовании бюджетных мер принуждения. В следствие четкого осуществления задач финансового контроля государственная финансовая дисциплина укрепляется, тем самым выражая одну из сторон законности.

Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях контрольная функция системы управления государственными финансами в Российской Федерации требует эффективного совершенствования. Отсутствие четкого механизма ГФК имеет отрицательное воздействие на экономическую деятельность всех структур власти, устанавливает благоприятные условия для совершения коррупционных действий в России; препятствует достижению стоящих перед страной стратегических целей экономического развития.

Правовая база государственного финансового контроля в Российской Федерации включает Конституцию Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской федерации, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ряд других федеральных законов, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Важно подчеркнуть, что в Бюджетном Кодексе Российской Федерации отсутствует содержательное определение ГФК, не обозначены также его цели и задачи. При этом ГФК не рассматривается как система, а выделяются лишь отдельные органы государственного и муниципального контроля [4, с. 49]. Помимо всего этого, в области финансов интересы государства не ограничиваются исключительно бюджетом, контрольная деятельность имеет отношение также и к таможенной, налоговой, банковской системам.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации среди объектов ГФК названы:

- государственные унитарные организации; государственные учреждения;

- финансовые получатели и органы средств бюджета, которому межбюджетные трансферты предоставляются;

- государственные компании и государственные корпорации; хозяйственные товарищества, а также общества с участием правовых и публичных образований в их уставных капиталах, и коммерческие организации с долей подобных товариществ и обществ в их уставных капиталах;

- органы управления внебюджетными фондами;

- индивидуальные предприниматели, юридические лица, физические лица с точки зрения соблюдения ими условий договоров о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договоров о предоставлении муниципальных или государственных гарантий;

- юридические лица, которые из бюджетов государственных внебюджетных фондов получают средства по договорам о финансовом обеспечении медицинского страхования;

- кредитные организации, которые осуществляют конкретные операции со средствами бюджета.

Одним из основных элементов программно-целевого управления бюджетными расходами в процессах перехода на программный принцип создания бюджета ключевое значение имеет государственный контроль. По мнению Б.Г. Лакути, «программно-целевой принцип формирования и расходования бюджетных средств усиливает понимание природы государственного бюджета как особой формы перераспределительных отношений, связанных с обособлением части стоимости общественного продукта и ее использованием на удовлетворение бюджетных потребностей на разных уровнях единой бюджетной системы» [6, электронный ресурс].

Государственные и муниципальные программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

При анализе ГФК за бюджетными расходами на реализацию целевых программ можно выделить:

- организационные особенности, которые имеют непосредственную связь с обеспечением внутренней согласованности и упорядоченности элементов системы;

- методологические особенности, которые характеризуют специфику принципов и методов контроля за программными бюджетными расходами.

Специфика объекта, который подвергается проверке, отражается непосредственно на выборе определенных механизмов контроля, в связи с тем, что финансовый контроль с методологической точки зрения представляет собой совокупность метода и предмета контроля. ГФК обязан опираться на методы, имеющие непосредственную связь с оценкой эффективности расходования бюджетных средств, а также возможностей достижения государственных стратегических целей. Содержание целевого и программного управления формирует изменение принципов ГФК за бюджетными расходами на реализацию целевых государственных программ.

В современных условиях в России значительное внимание уделяется процессу организации действенного механизма ГФК. Данное явление в первую очередь объясняется тем,

Краснов А. Д.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

что рыночная форма отношений, федеративный тип устройства государства формируют дополнительные проблемы, имеющие непосредственную связь с контролируемостью и управляемостью на федеральном, местном и региональном уровне. В процессе совершенствования системы ГФК в Бюджетном кодексе установлено несколько ключевых методов реализации ГФК: проверка; обследование; ревизия; санкционирование операций.

Как отмечает М.А. Котоян, «важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института» [3, электронный ресурс].

В условиях современных экономических преобразований необходимо построение единой и эффективной системы государственного контроля, создание действенной системы государственных финансов, реализация успешной экономической политики страны. Повышение эффективности ГФК возможно при своевременном решении организационно-структурных вопросов, касающихся финансового контроля, совершенствовании правового регулирования статуса органов и организационной структуры государственного контроля, успешном внедрении результатов научных исследований.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,18%.

Список литературы:

1. Гурова А.В., Скифская А.Л. Государственный финансовый контроль // в сборнике: Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий. 2018. С. 121-123.

2. Карпенко Ю.А., Дроздецкая В.А. Государственный финансовый контроль: сущность, формы, принципы // в сборнике: World science: problems and innovations. 2018. С. 11-20.

3. Котоян М.А. Проблемы финансового контроля в России // Общественные науки. 2016. № 11. URL: https://sibac.info/archive /social/11(47).

4. Кузькин А.П., Лукин А.Г. Современные проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 4. С. 49-53.

5. Клепиков С.К. К вопросу о сущности и путях совершенствования государственного финансово-бюджетного контроля в России // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 89-97.

6. Лакути Б.Г. Программно-целевой принцип формирования и расходования бюджетных средств // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 8. URL: http://uecs.mcnip.ru

7. Родионова В.М. Финансовый контроль. М., 2002. 319 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Краснова А.Д. на тему: Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях Актуальность представленной на рецензирование статьи не вызывает сомнений, так как в современных условиях в России значительное внимание уделяется процессу организации действенного механизма государственного финансового контроля, поскольку рыночная форма отношений, федеративный тип устройства государства формируют дополнительные проблемы, имеющие непосредственную связь с контролируемостью и управляемостью на федеральном, местном и региональном уровнях.

Проведенный Красновым А.Д. анализ позволил обозначить основные проблемы эффективного осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации. По мнению автора, «отсутствие четкого механизма ГФК имеет отрицательное воздействие на экономическую деятельность всех структур власти, устанавливает благоприятные условия для совершения коррупционных действий в России; препятствует достижению стоящих перед страной стратегических целей экономического развития».

Статья Краснова А.Д. написана в рамках специальности 08.00.10 -финансы, денежное обращение и кредит. Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации в научном издании, рекомендованном ВАК России.

Кандидат экономических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

С.В. Блохин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.