Научная статья на тему 'Проблемы организации государственного финансового контроля в бюджетных учреждениях'

Проблемы организации государственного финансового контроля в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайдаметова С.С., Ваниева Э.А.

В данной статье рассмотрены проблемы организации государственного финансового контроля бюджетных учреждений. Раскрыты основные понятия, виды и формы финансового контроля. Проанализированы имеющиеся проблемы и определены пути реформирования существующей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сайдаметова С.С., Ваниева Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации государственного финансового контроля в бюджетных учреждениях»

УДК: 336.148

Сайдаметова С. С.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Ваниева Э. А.

к.э.н., доцент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В данной статье рассмотрены проблемы организации государственного финансового контроля бюджетных учреждений. Раскрыты основные понятия, виды и формы финансового контроля. Проанализированы имеющиеся проблемы и определены пути реформирования существующей системы.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетное учреждение, элементы финансового контроля, виды финансового контроля, проблемы проведения финансового контроля.

Рассматривая зарубежный опыт, можно сказать, что экономическое развитие государства в целом возможно только при соблюдении установленных государством норм каждым хозяйствующим субъектом. Соблюдение законодательства, целесообразность использования вверенных денежных средств и имущества хозяйствующими субъектами осуществляется органами финансового контроля.

На данном этапе развития в Российской Федерации необходимо уделить большое внимание созданию принципиально новой, действенной системе финансового контроля, которая была бы целостной, основанной на единых принципах.

Актуальность. В связи с изменениями социально- экономического и политического характера произошедшими в Российской Федерации тема финансового контроля стала более актуальной и вызвала интерес ученых--экономистов. Тема финансового контроля широко освещается в учебных пособиях и специальной литературе. Современное состояние, степень развития и изменения, происходящие в системе финансового контроля Российской Федерации оперативно и достаточно обширно освещаются в периодических изданиях.

Рассмотрим ученых, которые занимались вопросами финансового контроля. Шевлоков В. З. в учебном пособии «Организационные основы создания государственного финансового контроля» дал следующее определение финансового контроля: «Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации».

Фадейкина Н. В. и Воронов В. А. определяют финансовый контроль, как особую функцию финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений - своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Рассмотрим, что представляет собой система финансового контроля, по мнению отечественных ученых-экономистов. Вопросами системы контроля занимались такие ученые, как Бурцев В. В., Вознесенский Э. А., Воронов В. А., Кочерин Е. А., Ногина О. А., Шлейников В. И., Рабинович Г. Л. и др. Составляющими любой системы являются элементы, свойства этих элементов, связи, которые соединяют элементы со свойствами системы, а также структура системы, которая отражает наиболее существенные и устойчивые связи между элементами системы и их группами. Наиболее проблемным вопросом, вызывающим

дискуссию среди экономистов, является какие элементы включать в систему финансового контроля. На рисунке представлены элементы, которые по мнению Бурцева В. В., Вознесенского Э. А., Воронова В. А., Кочерина Е. А., Ногина О. А. и других ученых являются основополагающими в системе финансового контроля.

В системе государственного финансового контроля важное место занимает финансовый контроль бюджетных учреждений.

Бюджетные учреждения в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и Налоговым Кодексом Российской Федерации относятся к некоммерческим организациям.

Рисунок 1 - Элементы системы финансового контроля

Некоммерческие организации - это такие организации, которые не ставят перед собой цель получение прибыли и дальнейшее ее распределение. Некоммерческие организации могут получать прибыль только для достижения целей, ради которых они созданы.

В соответствии со статьями 116-123 ГК РФ виды некоммерческих организаций можно классифицировать по следующим признакам:

1) состав учредителей;

2) основная цель функционирования;

3) способ формирования имущества;

4) ответственность участников (учредителей) по обязательствам;

5) возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;

6) наличие и состав учредительных документов;

7) обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества. Финансовый контроль бюджетных учреждений - это часть финансово -экономического

контроля, проводимого государством для проверки целесообразности использования и распределения денежных средств субъектами РФ и местными органами самоуправления, а также нахождения резервов увеличения доходных поступлений в бюджет [1, 2].

В таблице 1 представлены основные виды финансового контроля в зависимости от проводящих его органов.

Таблица 1 - Виды финансового контроля

№ Вид финансового Контролирующий Краткая характеристика

п/п контроля орган

1 2 3 4

1 Государственный Органы В ходе этого контроля обеспечиваются

бюджетный государственной интересы государства и общества,

контроль власти проверяется выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований

2 Общественный Неправительственные Объект контроля зависит от

контроль организации и учреждения поставленных перед проверяющими конкретных задач

3 Ведомственный Контрольно- Проверяется расходование бюджетных

контроль ревизионные управления министерств и ведомств средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета

4 Независимый Финансово- Объектом контроля выступает

контроль экономические службы предприятий, организаций и учреждений, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование, использование выделенных бюджетных средств

При проведении финансового контроля бюджетных учреждений проводится проверка:

1) соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных актов и инструкций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;

2) расчетные операции бюджетного учреждения;

3) правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете операций с наличными денежными средствами;

4) расчеты по заработной плате;

5) учет материальных ценностей и основных средств;

6) учет средств федерального бюджета, кассовые и фактические расходы;

7) периодическая и годовая бухгалтерская отчетность об исполнении смет расходов на содержание органов федерального казначейства.

Также проводится проверка организации работы с кадрами, информационно-техническое обеспечение деятельности Управление Федерального казначейства и проверка обеспечения безопасности информации.

На данный момент существует крайне мало работ отечественных ученых, содержащих анализ проблем государственного контроля в Российской Федерации. Предложенные зарубежными учеными решения тех или иных вопросов, касающихся вопросов становления и функционирования органов государственного финансового контроля, должны быть адекватны

политической реальности, а это очень сложно в условиях стремительных перемен, происходящих в России.

Среди основных проблем, ведущих к неэффективности государственного финансового контроля можно выделить следующие:

1) отсутствие единого федерального закона, регулирующего границы и объемы проверок, а также права и обязанности сторон;

2) низкий уровень правовой осведомленности сторон;

3) несоблюдение государственными контрольными органами сроков и периодичности проведения проверок (проверки зачастую проводятся не регулярно, а по указанию вышестоящих органов);

4) органы государственной и исполнительной власти, а также органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению доходной части бюджета в результате чего растет дотационность местных бюджетов;

5) задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной власти не выполняются в полной мере;

6) многочисленные нарушения правил ведения бухгалтерского учета;

7) нецелевое расходование бюджетных средств организациями;

8) главами администраций допускаются нарушения при использовании дополнительных денежных средств, поступающих в бюджет организации и др. [3, с. 29-31].

Все вышеописанные негативные моменты существующей системы государственного финансового контроля, а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение информационных потоков - все это требует создания адекватной современным условиям хозяйствования системы государственного финансового контроля на основе надежного правого «фундамента», реформирования существующей структуры и преобразования методов действия.

Все вышеописанные моменты, существующие на данный момент в системе государственного финансового контроля, а также меняющиеся условия социально-политической и хозяйственной жизни в Российской Федерации требуют решения существующих проблем и создания принципиально новой системы финансового контроля, которая способствовала бы развитию экономики государства в целом.

Учитывая все вышеперечисленное, для совершенствования системы государственного контроля Российской Федерации необходимо:

1) внедрять новые методы проведения проверок, использовать новейшие разработки в сфере информационных технологий для повышения эффективности проверок законности и целесообразности использования бюджетных денежных средств;

2) контролировать результативность и прозрачность использования денежных средств главами администраций;

3) разработать единую для контрольно - счетных органов и иных органов финансового контроля методологическую базу проведения финансового контроля в соответствии с общепринятыми в разных странах принципами и методами (Положения, акты, указы Президента и др.);

4) усилить правовую осведомленность сторон - в Бюджетный Кодекс Российской Федерации внести дополнительные положения, регулирующие права и ответственность получателей бюджетных средств;

5) главы организаций - получателей бюджетных средств должны взять под контроль периодичность проведения финансового контроля вверенных им учреждений, а также осуществлять контрольные мероприятия по устранению выявленных нарушений;

6) усовершенствовать систему контроля ведения бухгалтерского учета для минимизации количества нарушений;

7) наделить контрольно-ревизионные органы большими полномочиями [4, с. 31-41].

Выводы. Государственной финансовый контроль является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики в целом. В настоящее время в России уделяется большое внимание созданию действенного механизма финансового контроля и решению существующих проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с федеративным устройством государства, которое создает дополнительные сложности, связанные с контролируемостью и управляемостью использования денежных средств на различных уровнях исполнения бюджета. Необходима переработка действующих нормативных актов, устранения противоречий правового регулирования системы контроля.

Литература:

1. Конституция РФ // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875

2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194033

3. Клейменов Я. С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я. С. Клейменов //Административное и муниципальное право. - 2010. - № 6.

4. Шевченко А. А., Аюбов И. А. Актуальные проблемы государственного финансового контроля/Журнал Финансовые исследования. - 2008. - № 01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.