Научная статья на тему 'Значимость эмоционального самочувствия студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Значимость эмоционального самочувствия студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТRANSFORMATION OF EDUCATION / ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ / NEEDS OF STUDENTS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EMOTIONAL STATE / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SATISFACTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матакаев А.И.

Трансформация образовательных потребностей молодежи и все возрастающий уровень требований к результатам профессиональной подготовки вызывает необходимость исследования удовлетворенности студентов образовательными услугами вузов. Среди факторов такой удовлетворенности существенное значение имеет эмоциональный аспект, исследованию которого и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of the students emotional well-being in the process of the professional training in the university

The transformation of the educational needs of the youth and the increasing level of requirements to the results of vocational training raises the need for research of satisfaction of students of educational services of higher education institutions. Among the factors such satisfaction is essential emotional aspect, the study of which this article is devoted to.

Текст научной работы на тему «Значимость эмоционального самочувствия студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

Матакаев А.И.

ЗНАЧИМОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В ВУЗЕ

Трансформация образовательных потребностей молодежи и все возрастающий уровень требований современного человека к результатам профессиональной подготовки в вузе вызывает необходимость пересмотра целевых ориентиров современного образования. Такой переход связан с многочисленными проблемами, среди которых и возрастающая роль удовлетворенности студентов образовательными услугами вузов.

Значимость, согласно словарю русского языка С.И. Ожегова,— это важность, значительность, роль. Соответственно, выявление значимости ситуаций в процессе подготовки студентов сводится к поиску и нахождению тех событий, которые играют в обучении молодежи важную роль. Значимые события не оставляют человека равнодушным, они радуют или огорчают, как бы помечают каждое событие эмоциональной меткой — позитивной или негативной. Воспринимаемые события человек сознательно или бессознательно соотносит со своими потребностями (интересами, ожиданиями) и, если соответствуют его запросам, порождают радость, если нет — огорчают его. Есть и такие события, которые не активизируют эмоциональную сферу личности, не радуют и не огорчают, оставляют равнодушным.

Для педагога знание эмоционально окрашенной сферы интересов студентов имеет исключительное значение. В первую очередь это касается проблемы побуждения к учебной деятельности, к желанию напрягать свои силы для повышения качества выполняемых учебных работ. Огорчения или их ожидание дают противоположный эффект. Словом, умение педагога раскрывать смысл эмоциональной жизни студентов дает в его руки могущественный инструмент управляющего воздействия на них. Во-вторых, педагогу необходимо глубоко понимать умонастроения студентов, их вкусы и запросы, реакцию на педагогическое воздействие, производимые в образовательной среде вуза. Без этого невозможно выстроить развивающую образовательную среду, при которой процесс и результат учебной деятельности вдохновлял студентов, настраивал на эффективную самостоятельную работу. Рыночная экономика призвана перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы учитывать образовательные потребности и порождаемые ими эмоциональными состояниями студентов как потребителей образовательных услуг, учитывать структурные и содержательные характеристики этих состояний.

Можно указать, по крайней мере, три уровня познания человека и его возможностей. Первый относится к изучению личности высококвалифицированным профессионалом-психологом, способным использовать научные методы исследования. Конечно, надеяться на то, что найдется гениальный психолог, которому под силу исчерпывающее познание личности, не приходится: еще далеко не совершенны имеющиеся методы, да и человек не остается постоянно подобным самому себе, абсолютно тождественным тому человеку, которого только что изучили, а непрерывно меняется. Приходится довольствоваться тем, что есть, иметь дело с человеком, которого даже наука не может познать «до конца», «до дна».

35

ISNN 1029-3338

Второй уровень познания — отнесение человека к определенному типу людей. Так мы выявили четыре типа студентов по признаку «образовательные потребности». Приводим их (исследование проведено среди студентов Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, выборка студентов составила 227 чел.).

Потребность в изменении (усилении, сохранении) социального статута (профессионального, личностного, культурного, экономического и т. д.) — это желание студента иметь возможность влиять на определенные процессы общественного развития, добиться посредством высшего образования привилегированных позиций в системе власти и распределения материальных ресурсов, иметь значимые социальные связи, предполагает расширение всевозможных прав и свобод личности.

Когнитивные потребности — желание студента осознать и осмыслить комплекс разнообразных знаний, насытить свои представления об избранной профессии конкретным содержанием, четким пониманием изучаемых проблем, явлений, их закономерных связей, приобрести способность к объяснению, анализу и синтезу профессиональных задач, уметь обосновывать усваиваемые знания и делать самостоятельные выводы из них.

Потребности духовного развития — студента мотивирует к обучению потребности познания мира, самого себя, выявление смысла человеческой жизни и развития общества в целом. Потребности духовного развития связаны с относительной независимостью мотивов учебной деятельности от прагматических целей, от достижения немедленного эффекта социального развития.

Потребность реализовать свой личностный потенциал — желание студента к умножению своих внутренних возможностей и способности к развитию, желание жить более разнообразной и богатой внутренней жизнью, приобрести способность к эффективному взаимодействию с окружающими, стать эффективным и успешным членом общества. От развития личностного потенциала в будущем студенты ожидают усиления таких психологических показателей, как внутренняя культура, внутренняя свобода, ответственность перед собой и обществом, любовь к людям, миру и себе, позитивная жизненная энергетика.

Потребность в профессиональной (или личностной) компетентности — желание соответствовать требованиям, предъявляемым к успешному специалисту. Этих студентов отличает не только желание получить определенный объем профессиональных знаний и умений, но и желание быть способным применять на практике профессиональные знания, умения, успешно действовать на основе приобретенного опыта, приобрести способность к решению сложных профессиональных задач на высоком конкурентном уровне.

Мы рассмотрели выше два уровня познания педагогом студентов. На первом уровне, как сказано выше, ведется научное исследование личности, выявляющее наиболее полно его качества и свойства, что требует от педагога способностей к профессиональному психологическому анализу. Это большинству рядовых педагогов, которые не являются профессиональными психологами, не под силу. Второй уровень применяется наиболее способными педагогами и сводится к отнесению человека к тому или иному типу людей, характеристики которых известны педагогу (по темпераменту, характеру, образовательным типажам, возрастным особенностям, профессиональным наклонностям и т. д.). Наконец, третий уровень изучения студентов доступен всем педагогам и, в основном, заключается в познании непосредственно наблюдаемых форм эмоционального реагирования на те или иные события (воздействия). К таким формам

36

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

эмоционального реагирования относятся: радость по поводу события, огорчения, связанные с событием и равнодушие, когда воспринимаемое событие не находит отклика в эмоциональной сфере человека. Все они достаточно наглядно проявляются во внешнем облике личности, сравнительно легко идентифицируются, поддаются наблюдению педагога.

Радость — это одна из простейших реакций с точки зрения расшифровки его смысла педагогом, не имеющим специального психологического образования. Она внешне выражается улыбкой и смехом. Различают три типа улыбок: искреннюю, фальшивую и несчастную, жалобную. Педагогу необходимо учиться отличать искреннюю улыбку от фальшивой и несчастной об этом [см. : Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. СПб. : Питер, 2000]. «Когда мы радуемся»,— пишет Изард,— мы становимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь преисполнена глубокого смысла» [Там же. С. 1520]. И далее: «Мы чувствуем себя нужными, мы довольны собой и миром. Радость обостряет восприимчивость к миру, помогает воспринимать людей в их лучших проявлениях. Это не просто позитивное отношение к миру и к себе, а своеобразная связь между человеком и миром, сопровождаемая ощущением энергии и силы, что порождает у человека чувство компетентности, уверенности в собственных силах». Наблюдая все эти признаки, педагог познает подчиненного, его эмоциональное отношение к событиям и фактам. Если педагог к тому же сам находит в себе силы радоваться, то это сближает его со студентами, формирует чувство взаимной привязанности и взаимного доверия. Радость благотворно сказывается не только во взаимоотношениях со студентами, но и на выполняемой деятельности. Устремленность к цели, преодолевая препятствия, тем, что сама целенаправленная деятельность и надежда на достижение цели возбуждают человека, настраивают на плодотворную совместную деятельность. Достигаемая цель, в свою очередь, тоже приносит радость победы. Вот почему педагогу надо научиться преодолевать в себе преграды на пути к радостному настроению и помогать студентам самим преодолевать возникающие препятствия. Вот некоторые типы преград: обилие правил и инструкций, призванных регулировать поведение личности, а также назойливый контроль гасят творческую активность, порождают посредственность и серость; вред умонастроениям студентов наносят поверхностные, чрезмерно иерархизированные отношения между участниками учебного процесса.

Негативно на процесс возникновения радости могут влиять экономические, социальные и культурные условия жизни, если они вынуждают людей бороться за выживание [Там же]. Последнее обстоятельство особенно актуально для современного российского общества, в котором за годы экономических реформ зародились свойственные переходному периоду негативные умонастроения, которые проецируются и в образовательный процесс вуза.

Таковы настроения неуверенности в завтрашнем дне. Они связаны с тем, что ожидавшиеся в связи с перестройкой позитивные изменения в условиях жизни общества все еще не происходят. Напротив, обстановка ухудшается. Обесцениваются деньги, дорожают товары, усиливается преступность, обостряются конфликты на национальной почве. У людей формируется чувство обреченности и безысходности, усиливаются разочарования в собственной способности добиться улучшения базовых условий жизни, уменьшается уровень доверия к государству.

По силе своего воздействия на поведение человека негативные эмоции (горе, печаль, страх, тревога, стыд, отвращение и презрение, гнев, вина и др.) обладают более

37

ISNN 1029-3338

могущественным влиянием, чем позитивные. Главная причина почти всех негативных эмоций — утрата чего-то, что было во власти человека или ожидалось. Она глубже, чем приобретение, порождающее радость, задевает эмоциональную сферу и поведение человека. При этом предметом утраты могут быть элементы как духовного, так и материального характера. Как показывают наши исследования, утрата материальных условий жизни, предметов и вещей, находящихся в собственности человека, играют ведущую роль в формировании отрицательной эмоциональной реакции. В качестве утрачиваемых реалий могут выступать и идеальные образования типа мнений, позиций, оценок, соприкасающиеся с интересами личности. Утрата чего бы то ни было возбуждает огорчение — неприятность, душевную боль. Так, в ходе опроса студентов, был задан вопрос: «Какие события в последнее время огорчили Вас?» Реципиенты назвали самые разные причины, среди которых указаны: политические события в стране и мире (революции в арабском мире, природные катастрофы, место России среди других стран, реформа образования, выборы и др.); экономические проблемы (сложности трудоустройства, инфляция, низкая зарплата, коррупция, и пр.); гуманитарные катастрофы и социальные события, касающиеся взаимоотношений людей (гибель известных лиц, разлука с любимым человеком, смерть близких, здоровье родных, проблемы с детьми и т. д.)

Как видно из такого рода материалов, огорчение порождается не только утратой в прямом смысле этого слова, но и покушением на то, что личность рассматривает как принадлежащее ей самой, на то, что можно назвать собственностью. Под собственностью обычно понимается принадлежность каких-то материальных ценностей человеку-собственнику. В рамках нашего исследования это понятие мы понимаем расширенно, включаем в него не только материальные, но и идеальные ценности типа мнений, оценок, позиций и т. д. Для этого есть основания. Так, недаром говорится о «собственном мнении», то есть о мнении, которое человек рассматривает как принадлежащее только ему самому. Так, к примеру, недовольство американизацией страны означает, что люди придерживаются мнения, что Россия — самобытная страна, традиции и обычаи которой нельзя разбавлять зарубежным опытом. Отрицание такой позиции, несогласие с ней огорчает человека точно так же, как огорчает лишение принадлежащих ему вещей.

О том, как чувствует себя человек, которого лишают собственности, метко сказал В. Джеймс. Личность в широком смысле слова, по его мнению, есть общий итог всего того, что человек может назвать своим, включая не только тело и свои психические силы, но также принадлежащие ему платье и дом, жену и детей, предков и друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность и лошадей, яхту и текущий счет. И когда мы утрачивает что-либо из всего этого, появляется чувство умаления нашей личности, превращающая части нас в ничто. Словом, покушение на собственность воспринимается человеком как покушение на него самого и порождает глубочайшие огорчения.

Таким образом, всякое ухудшение условий жизнедеятельности и обучения студентов неизбежно вызывает немалые огорчения. Для снятия отрицательных эмоций в таких случаях необходима специально проводимая работа для формирования понимания, что это явление временное.

Глубина огорчения в связи с ущербом материальному достатку или статусу личности во многом зависит, конечно, от психологических особенностей самого человека. Но не только. Заметно меняется сила негативной эмоции с возрастом. Так, до 20-летнего возраста «ничто не огорчает» 7,5 % реципиентов, в возрастной группе от 21 до 30 лет — 8,3 %. В третьей возрастной группе (от 31 до 40 лет) ничто не огорчает только 2,6,

38

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

у 41-50-летних — 3,0 %. В последних двух возрастных группах (от 51 до 60 лет и от 61 и выше) «ничто не огорчает» — не может сказать никто.

Как оказалось, численность людей, которых «ничто не обрадовало», до пенсионного возраста неуклонно растет, а реципиентов, ответивших «ничто не огорчает», с возрастом падает вплоть до нулевого значения. Показательно и то, что соотношение «ничто не радует» и «ничто не огорчает» с возрастом растет в пользу первого ответа. А это соотношение весьма показательно для оценки самочувствия человека.

Какие выводы можно сделать из описанных выше материалов? Во-первых, традиционное мнение, согласно которому в организаторской и идеологической работе по поддержанию оптимистического настроения участников образовательного процесса, упор нужно делать, главным образом, на самочувствие студентов, педагогу следует постоянно помнить, что настроение студентов как фактор оптимизации учебного процесса способно многократно повысить производительность учебной деятельности. Это значит, что и в учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации педагогов необходимо готовить будущих педагогов к управлению настроениями учащихся.

В ходе исследования, для выявления характера зависимости эмоциональной реакции на события от рода деятельности реципиентов, рассматривалось семь разновидностей респондентов, отличающихся друг от друга по данному признаку (учащиеся, рабочие, специалисты, служащие, предприниматели, пенсионеры и безработные). Как оказалось, радости и огорчения у каждой из этих семи групп связаны с экономическими и политическими событиями (табл. 1).

Данные, приведенные в табл. 1, содержат парадоксальные цифры. Так, 25 % всех безработных связывают свои позитивные эмоции с экономическими ситуациями. Это не значит, разумеется, будто материально они обеспечены лучше, чем все другие группы населения. Просто у них порог чувствительности к доходам значительно ниже. Чтобы он обрадовался, ему достаточно самых малых экономических приобретений.

Вслед за безработными по позитивной эмоциональной отзывчивости на экономические ситуации идут пенсионеры. Их радости чаще связаны с возможностью подработать дополнительно к пенсии. Специалисты (профессионалы без подчиненных) и служащие обычно не могут рассчитывать на дополнительный приработок, а потому их радости меньше связаны с экономическими неожиданностями. В несколько лучшем

Таблица 1. Эмоциональные реакции на события

(в числителе — экономические, в знаменателе — политические)

№ п/п Эффект воздействия Род занятий

учащиеся рабочие спе- циалисты служащие предпринима- тели пенсио- неры

1 Радости 18,1 15,7 8,8 11,7 12,5 20,0

15,8 5,4 11,2 17,6 12,5 —

2 Огорчения 39,1 59,6 65,8 73,4 37,5 100,0

11,0 5,3 14,7 11,7 — —

3 Сумма эффектов 57,2 75,3 74,6 85,1 50,0 120

26,8 10,7 25,8 29,3 12,5 —

39

ISNN 1029-3338

положении предприниматели, радостей экономического характера у них больше, но работа постоянно требует от них максимального и непрерывного напряжения сил. Радости учащихся (в т. ч. студентов) проистекают от меры щедрости родителей, хотя некоторые из них пробуют подрабатывать самостоятельно. Наконец, рабочие могут позволить себе подработать на стороне в свободное время, соответственно их радости порождаются и за пределами предприятия, поэтому они занимают четвертое (из семи) место по объему радостных переживаний, связанных с экономическими ситуациями.

Перейдем к анализу огорчающих событий. Пенсионеры на все 100 % связывают сферу своих огорчений с экономическими ситуациями, даже состояние здоровья, которое, казалось бы, у пожилых людей по силе негативного эмоционального воздействия должно было бы занимать первое место, не всплывает в опросах как источник огорчений. Конечно, не потому что болезни их не беспокоят, а по причине низкого уровня жизни, которое переживается болезненнее, чем заболевания, которые воспринимаются как естественное состояние человека пенсионного возраста. Даже безработные пишут (6,3 %), что их огорчает состояние здоровья и политические события (12,5 %), хотя главную боль они испытывают от давления экономических ситуаций. Из всех семи групп (по роду деятельности) безработные, оказывается, наиболее отзывчивы на политические события, с которыми связывают радостные переживания (18,8 %). Все остальные группы (кроме рабочих) реагируют на политические события приблизительно одинаково радостно. У рабочих радость в три раза меньше порождается в связи с политическими событиями, чем с экономическими. У специалистов и служащих позитивный настрой к политике сильнее, чем к экономике. Но тут, видимо, причина в том, что влиять на экономику, в частности, на свои материальные условия жизни, они сколько-нибудь существенно не могут, а приватное увлечение политикой создает иллюзию влияния на происходящее.

Заслуживающие внимания обобщения можно сделать при рассмотрении вопроса о том, насколько сила негативного эмоционального отклика на экономические ситуации больше, чем огорчения, связываемые реципиентами с политикой. У учащихся огорчения экономического происхождения встречаются в 3,5 раза чаще, чем негативное впечатление от политики. У рабочих это соотношение многократно резче: более чем в 11 раз представители рабочих специальностей острее реагирует на экономические факторы, чем на политические. У специалистов этот показатель более чем четырехкратный, у служащих — более 6,5 раз. Предприниматели, пенсионеры и безработные не связывают с политическими событиями свои негативные переживания, а относят их целиком к экономическим.

В табл. 3 есть еще один критерий оценки эмоциональных реакций респондентов, которая отражает «сумму эффектов». Цифры в числителе относятся к эмоциональным аспектам восприятия экономических ситуаций, а в знаменателе — к политическим. Если представить себе семантическое пространство эмоциональных эффектов (позитивных и негативных вместе), воздействующих на психологию личности из окружающей среды, то процент объема этого пространства, занятого радостями и огорчениями от экономики, опишет числитель дроби, а от политики — знаменатель. Например, первый набор цифр из позиции третьей «сумма эффектов» (57,2/26,8) означает, что у учащихся 57,2 % семантического пространства эмоций приходится на экономические ситуации, а 26,8 % на политические. Можно выполнить еще одну операцию — сложить числитель и знаменатель. Тогда полученное число покажет, какой процент эмоционального пространства респондентов занимают экономические и политические реакции вместе

40

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

взятые. Количественные показатели могут быть и больше 100 %, поскольку экономика и политика взаимопроникают друг в друга, и, приводя цифры по экономическим реакциям, мы невольно включаем в них политику, и наоборот. Отдельного объяснения требуют цифры у пенсионеров, превышающие 100 % эмоционального пространства. Во-первых, видимо, пенсионеры несколько преувеличили (до 100 %) процент огорчений, приходящихся на экономику. Во-вторых, радости и огорчения можно складывать только условно, чисто теоретически. По той же причине сумма радостей и огорчений тоже превышает 100 %. Частично это относится и к служащим.

Отдельного объяснения требуют цифры, относящиеся и к эмоциональным реакциям предпринимателей. В табл. 1 сумма их радостей и огорчений от экономики и политики заметно меньше 100 %. Это и понятно, бизнесмен тратит немало эмоциональной энергии на личную жизнь, и многие радости и огорчения связаны с отдыхом и самопрезентацией.

Проведенный анализ эмоциональных реакций респондентов на разного рода события показывает, что наиболее глубокое впечатление на психологию человека оказывают экономические ситуации. За ними по значимости следуют политические события. Отсюда проистекают важнейшие направления деятельности по совершенствованию подготовки педагогов и повышению эффективности их труда.

Как известно, главной целью педагога является достижение максимальной эффективности процесса обучения. Однако добиться этого невозможно без учета потребностей и эмоционального состояния студентов, ибо не существует прямой связи между успехами студентов, с одной стороны, и количеством и качеством деятельности педагога — с другой. Нельзя утверждать, будто чем больше знает педагог, тем лучше он передает свои знания и умения студентам. К сожалению, студенты и преподаватели воспринимают и оценивают учебные ситуации по-разному. Каковы последствия такой психологической практики наглядно демонстрирует современная практика, при которой удовлетворенность студентов образовательными услугами вуза снижается. Вместе с тем снижается и удовлетворенность преподавателя образовательным процессом, оплатой и результатами своей деятельности.

Отсюда в образовательном пространстве современного общества стоит важнейшая задача: найти такой способ привязки количества и качества работы педагогов и студентов к самочувствию участников образовательного процесса настолько жестко, чтобы они не могли уклониться от количественных и качественных результатов совместной деятельности.

Зарубежные специалисты, работающие в русле гуманистической парадигмы образования, давно поняли, что резервы человека в образовательной деятельности практически неисчерпаемы, а потому главное — не принуждать студента к учебной деятельности, а найти мягкие методы воздействия, под влиянием которых он сам добровольно будет отдавать все свои силы, проявляя собственную заинтересованность в достижении высоких результатов обучения.

Эффективностьобразовательного процессаи качествоконечнойпродукциизависят не только от уровня оплаты труда и дисциплины педагогов, но и от представлений студентов о том, для чего они получают образование, какие неприятности для них могут спровоцировать пробелы в полученных знаниях, умениях и навыках. При таком подходе к организации учебной деятельности педагог тонко прикасается к психологии студентов и может рассчитывать на максимальный эффект от своей образовательной деятельности.

41

ISNN 1029-3338

Российским психологам следовало бы настойчивее вторгаться в проблемы современного образования, а педагогам начинать считаться с эмоциональными ситуациями, возникающими в ближайшей к студентам социально-экономической среде, которые могут выступать как мощные мотивационные факторы образовательной деятельности. Тогда психологические знания превратятся в средство повышения эффективности образовательной деятельности, а психологи будут выступать силой, которая способна убедить педагогов и администрацию вузов в необходимости реформирования образования через всемерное расширение психологического вмешательства в образовательное пространство.

Гулянова Л.П.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА В РАМКАХ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ1

Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамического социально-экономического развития страны анализ запросов сообщества, запросов студентов и имеющегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования.

Современное общество, по мнению многих исследователей, находится на стадии перехода от индустриального типа к информационному, а информационное общество требует информационно грамотных людей. Именно поэтому информатизация общества диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности.

Информатизация образования представляет собой сложнейшую и актуальную материально-техническую, научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему. Информатизация образования — процесс довольно сложный и потребовал определенного времени и поэтапности осуществления:

1. Массовое освоение средств новых информационных технологий — создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки преподавателей и студентов.

2. Активное внедрение средств новых информационных технологий в учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения; видео- и аудиоматериалов на внутреннем портале вуза.

3. Введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

Современное российское общество сегодня находится на пороге смены образовательных парадигм. Преподаватели уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких как электронная почта, видеокниги, учебнометодические пособия, обучающие игры и др. на лазерных дисках, системы мультимедиа,

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-00316).— Примеч. ред.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.