Научная статья на тему 'Психологическая безопасность как условие профилактики терроризма'

Психологическая безопасность как условие профилактики терроризма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
992
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / УСТОЙЧИВОСТЬ / STABILITY / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / MANIPULATIONS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / PSYCHOLOGICAL INSTITUTIONS / МАНИПУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаева Э. Г.

Рассматриваются проблемы обеспечения психологической безопасности как условия профилактики экстремизма и терроризма. На основе теоретического и эмпирического исследования проанализировано влияние личностных (идентичности, эмоциональной устойчивости) и социальных механизмов (контрсуггестии, манипуляции, зомбирования), регулирующих процесс трансформации и устойчивости субъективных реальностей в ситуациях социальной угрозы человечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исаева Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SAFETY AS A CONDITION OF PREVENTION OF TERRORISM

The article deals with the problem of psychological safeguarding as a condition of prevention of terrorism. On the base of theoretical and empirical research, the influence of personality (identity, emotional stability) and social mechanisms (contra suggestion, manipulation, mesmerizing) are analyzed. These mechanisms regulate the process of transformation and stability of subjective reality in a situation of social threat for the humanity.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность как условие профилактики терроризма»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Исаева Э.Г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА

Террористические ситуации создают обстановку страха, депрессии, напряжения (А. Антонян), а жертвы в них имеют символическую цель (А. Шмидт). Проявления терроризма иллюстрируют функционирование установок, обуславливающих противоправные модели поведения. Трагические события, связанные с серией террористических актов, эскалацией насилия, проблему безопасности выдвигают как наиболее актуальную для современной социальной жизни, для всех конфессий мира. Психологическая безопасность, являясь одной из сфер национальной безопасности, трактуется как такое состояние психики, при котором обеспечивается успешное психическое развитие и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы и риски личности. Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или наличие возможностей надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как ресурсность и актуализация различных сил, которые являются дестабилизирующими или дисфункциональными по отношению к какой-либо системе. Причем деструктивными факторами являются такие силы, которые нарушают нормальное функционирование структуры, вплоть до вывода ее из строя или полного уничтожения.

В современных условиях наблюдаются различные формы реализации потребности в безопасности и связанных с ней других потребностей (Э. Фромм). К ним можно отнести, например, такие социально деформированные формы удовлетворения данных потребностей, как участие в общественно опасной деятельности структур организованной преступности, националистических объединений, группирований на мистической и религиозной основе и т. п. Терроризм следует рассматривать как неотъемлемый элемент международной преступной деятельности. Экстремистские группы на Северном Кавказе, входящие в единую террористическую сеть и выступающие под знаменем исламского фундаментализма, подчиняются в своей деятельности этно-националистическим и этносепаратистским целям [1].

Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что терроризм стал одной из глобальных проблем человечества.

Цель нашего эмпирического исследования состояла в определении картины террористических тенденций в сознании молодежи Республики Дагестан (РД).

Эксперимент содержал три блока: 1. Выявление террористических установок. Выборку составили школьники и студенты, общей численностью 320 респондентов, из которых у 12 % обнаружили наличие тенденций. 2. С выделенной категорией (37 чел.) провели диагностику их психологического портрета. Обнаружили кризисные профили их личностной идентичности и эмоциональной устойчивости [5]. С ними работали по специальной программе и у 70 % добились позитивной трансформации их субъективных реальностей. Идентичность и эмоциональную устойчивость мы рассматриваем как механизмы обеспечения психологической безопасности. 3. По заданию Национального

47

ISNN 1029-3338

Антитеррористического Комитета РД провели социологический опрос по изучению социально-психологического портрета жителя Дагестана. Респонденты (более 2 тыс. чел.) представляли современную дагестанскую школу, различные вузы, производство.

В процессе анализа анкетного материала обнаружили три категории ответов: в подавляющем большинстве типичны высокий уровень критичности и сопротивляемости негативным воздействиям (77 %); вторую категорию образуют индивиды, находящиеся в зоне сомнений, неустойчивости, неопределенности (18 %); третью — психотипы со скрытым локусом (5 %). Априори предполагаем, что представители второй категории могут быть контингентом нашего исследования в перспективе.

Полученные нами результаты являются свидетельством того, что позитивные или негативные тенденции в развитии личности обуславливаются уровнем сформированное™ механизмов личностной идентичности и эмоциональной устойчивости.

Современный терроризм многогранен, поэтому закономерно рассматривать данное и неднозначное явление с различных точек зрения и с учетом всего многообразия имеющихся в современной науке подходов и методов.

Проблемы безопасности рассматриваются в рамках различных психологических школ: психоаналитической, гештальтпсихологии, когнитивного направления, экзистенциальной и гуманистической психологии. Так, психоаналитическая психология рассматривала безопасность личности как безусловный позитив. Ее основоположник З. Фрейд считал, что основная опасность для человека исходит из глубин его бессознательного, которое способно на субъективном уровне придать угрожающую окраску даже внешне нейтральным факторам. В построение психологической теории безопасности вклад З. Фрейда состоит в обосновании того, что прямым фактором нарушения безопасности человека является любая ситуация, включающая в себя потерю любви или объекта любви, а также в проведении анализа динамики источников опасностей и их влияния на развитие человека в его детские годы.

К. Хорни показала ведущую роль потребности в безопасности для детского возраста. В рамках своей теории она выделила несколько типов поведенческих стратегий, к которым ребенок вынужден прибегать, чтобы справиться с чувством недостаточной безопасности: это ориентация на людей, ориентация от людей и ориентация против людей.

Экспериментальные исследования в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин), позволили получить важные данные о процессе восприятия, лежащем в основе исходных шагов обеспечения человеком личной безопасности. Когнитивное направление в психологии (Д. Миллер, У. Найссер, К. Шеннон, Дж. А. Келли) исходило из признания того, что наибольшую опасность для человека представляет собой неадекватность связей, устанавливаемых им с внешним миром, что проявляется в отсутствии или неполноте имеющейся у него информации. Переход от опасности к безопасности интерпретировался в данном научном ракурсе как преодоление этой неадекватности через преобразование неопределённости информации в определенность.

В социально-когнитивной теории А. Бандуры обозначен возможный путь достижения человеком безопасности, связанный с совершенствованием его поведенческих проявлений. Исследователь указывал на то, что поведение человека, в т. ч. и в опасных, экстремальных ситуациях, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями происходящего. Тот, кто считает себя неспособным добиться успеха, более склонен к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачивается

48

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

на том, что все будет плохо, по сравнению с теми, кто мысленно представляет себе удачный сценарий.

Представители экзистенциальной психологии (Ж.П. Сартр, А. Камю, Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй), в обсуждении проблем личной безопасности отталкиваются от утверждения, что в человеческом существовании отсутствуют причинно-следственные отношения, есть только последовательность поведенческих событий.

Гуманистической психологией (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) выявлен противоречивый характер состояния безопасности для человека, с одной стороны, позитивный, создающий основу психического развития, с другой,— негативный, сдерживающий появление нового, а в силу этого, тормозящий развитие.

Отечественные исследователи проблему безопасности рассматривали в контексте концепции внутриличностной защиты (В.Ф. Бассин, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Е.Л. Доценко, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куликов, Б.Ф. Поршнев), акцентируя внимание на проблеме психологической защиты от внешнего воздействия.

При исследовании закономерностей внушающего воздействия был выявлен такой механизм защиты от него, как контрсуггестия, который прямо трактовался как одна из форм «психологической защиты личности и социальной общности от внешних воздействий». Причем, обращалось внимание на то, что механизм контрсуггестивности формируется прижизненно, в т. ч. с помощью целенаправленных обучающих процессов. Представляет интерес подход к изучению психологической защиты от манипулятивного воздействия, разрабатываемый Е.Л. Доценко. Психологическая защита в данном подходе исследуется в несколько ином психологическом контексте, ориентированном на межличностные манипуляции и не охватывает всего многообразия форм манипулятивного воздействия.

В то же время рассмотрение понятия психологической защиты в контексте нейтрализации психологических манипуляций в процессе межличностного взаимодействия привело к новому этапу его теоретического осмысления и практического применения. Был выделен новый самостоятельный класс психологических защит межличностных, имеющих иные функции в отличие от внутриличностных психологических защит, которые традиционно разрабатывались в концептуальных рамках психоаналитической парадигмы. В рамках этого «межличностного» подхода сформулирован ряд положений, позволяющих расширить понимание психологической защиты как специфического явления межсубъектного взаимодействия.

Разрабатывается и более общий подход к рассматриваемой проблематике, определяющий, в частности, в качестве обеспечения безопасности профессиональной деятельности и в целом жизнедеятельности человека, повышение уровня его индивидуальной защищенности путем формирования механизмов организации более безопасного поведения. Создаются программы по обеспечению психологической безопасности в различных социальных сферах.

В наиболее общем виде как основная функция психологической защиты выделяется предотвращение нарушения внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психической жизни человека и его поведения под влиянием нежелательных и социально вредных последствий.

В контексте этого подхода А.В. Петровский отмечает значение внутренних оценок, убеждений и идеалов личности, В.А. Петровский раскрывает влияние надситуативной активности, Ю.А. Шерковин говорит о «барьерах» в виде имеющихся в сознании социальных установок, сформированных мнений, привычек, предрассудков,

49

ISNN 1029-3338

П.М. Якобсон рассматривает «эмоциональный барьер» на пути внешних воздействий, который является выражением симпатий личности, ее пристрастий, а Е.Л. Доценко отмечает влияние семантических и смысловых барьеров [4].

Особый интерес представляет концепция И.А. Баевой, рассматривающей психологическую безопасность как процесс, состояние и свойство личности, реализуемое на уровне общества, локальной среды и личности [2].

Все это свидетельствует о том, что психологическую безопасность следует рассматривать как функцию личности в целом, представляющую собой сложную структурно-функциональную систему. В этой системе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: мировоззренческие, включающие убеждения и взгляды личности; мыслительные, куда входят сомнение, недоверие и др.; эмоциональные, включающие антипатию, робость, страх и т. п.; волевые — принципиальность, негативизм.

Достаточное внимание уделяется проблемам самообеспечения безопасности. Т.М. Краснянская указывает на два основных подхода к обеспечению безопасности человека. Согласно первому, состояние безопасности основывается на устранении источников опасности или нейтрализации их действия с привлечением неких внешних для рассматриваемого человека сил. Согласно второму подходу, безопасность человека является результатом его собственных усилий как субъекта опасной или экстремальной ситуации, оперативно предотвращающих или минимизирующих негативное воздействие этой ситуации. Кроме того, автор указывает на основные стратегии организации системы самообеспечения безопасности в экстремальной ситуации: стратегия избегания, консервативная стратегия, стратегия копирования, «впитывающая» стратегия, стратегия коммуникативного резонанса.

Процесс самоообеспечения психологической безопасности можно разделить на ряд этапов: ориентировка субъекта в ситуации; снижение силы отрицательных эмоций; поиск способов взаимодействия с ситуацией; мобилизация субъективных ресурсов на взаимодействие с ситуацией; осуществление адекватного ситуации взаимодействия; максимально эффективный выход из ситуации (в ряде случаев это может быть минимизация отрицательных последствий). Данные этапы различаются по содержанию, развернутости и скорости реализации. Обозначенное своеобразие находит выражение в стратегиях обеспечения психологической безопасности.

Успешность выбора стратегии безопасности основывается на объективном анализе потребностей, ситуации и наличных ресурсов субъекта. Перцептивная оценка ситуаций предстоящего действия является первым звеном процесса актуального поведения человека, находящегося в сложных и нестандартных ситуациях, и определяющаяся субъективными (представления об опасности-безопасности, стереотипы) и объективными факторами (особенности ситуации, содержание и условие деятельности). От содержания и качества (полноты, точности, адекватности, избирательности) перцептивной оценки ситуации во многом зависит как физическая, так и психологическая безопасность человека. Специфика процесса формирования представлений об опасности или безопасности и его влияние на процесс психологической безопасности субъекта будет определяться не только особенностями его личностной структуры и отношением к миру, но и характеристиками самой среды, которые также являются взаимосвязанными, не изолированными друг от друга (А.Д. Тырсикова).

В образовательной среде к опасностям и угрозам для здоровья обучающихся относятся несоответствие уровня требований изучаемого предмета возможностям личности, трудности контактов аудитории и преподавателя в учебной деятельности,

50

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

пассивная позиция в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными дисциплинами. Все это может быть результатом обучения, не ориентированного на личность как на приоритет обучения и как субъект деятельности, определяющий самостоятельно свою жизненную позицию (Л.А. Регуш).

Таким образом, существующие подходы к пониманию психологической защищенности личности позволяют не просто говорить о различных направлениях трактовки этого понятия, а иллюстрируют утверждение, что у человека имеются две основные и достаточно автономные специальные регулятивные системы, обеспечивающие его психологическую стабильность, соответственно, от внутреннего психологического дискомфорта и от внешнего психологического воздействия

Сотрудниками института психологии РАО обозначена многогранность этой проблематики, ее сложность и недостаточная разработанность. Понимание информационно-психологической безопасности как состояния защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора, привело к необходимости переосмысления подходов к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия, а также ряда других социальнопсихологических процессов и явлений в современном обществе.

Основное внимание исследователей при рассмотрении общения, информационного взаимодействия, функционирования средств массовой коммуникации в последнее время чаще всего сосредоточивалось на разработке новых способов и форм социального взаимодействия, современных информационно-коммуникативных технологий, на их необходимости и в целом на деятельность, социальное управление, развитие общества (В.Г. Грачев).

Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми, выдвинув отношения соревновательности, конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений. Причем это отразилось на всех уровнях социального взаимодействия от межличностного общения, до массовой коммуникации. Манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной политической жизни и экономической конкуренции, представляя реальную угрозу для развития личности и общества в целом. Формирование установок для ориентации в жизненных ситуациях выступает одним из условий для социально-психологической адаптации личности, ее конструктивного осмысления происходящих событий.

Понимание угроз психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью социальной практики.

Анализ научной и практической разработанности темы показывает, что, несмотря на значительное расширение исследований в области обеспечения психологической безопасности и изучения современного терроризма, отсутствует целостная социальнопсихологическая концепция, позволяющая обосновать подходы к проблеме профилактики экстремизма и терроризма

Зрелая личностная идентичность и эмоциональная устойчивость выступают стратегическими ориентирами в обеспечении психического здоровья и креативной социальной позиции.

51

ISNN 1029-3338

Блокирование удовлетворения потребности в безопасности является одной из основных причин изменений психики, проецируемых в психической напряженности, неадекватном социальном поведении, что провоцирует манипулирование и зомбирова-ние ими.

Библиографический список

1. Алиев, А.К. Терроризм как угроза глобальной и национальной безопасности [Текст] // А.К. Алиев. Махачкала : ДНЦ РАН, 2010.

2. Баева, И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды [Текст] : моногр. / И.А. Баева М. : МИШУ, 2008.

3. Берулава, Г.А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности [Текст] / Г.А. Берулава. М. : Гуманитарная наука, 2010.

4. Петровский, В.А. Человек над ситуацией [Текст] / В.А. Петровский. М. : Смысл, 2010.

5. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. М. : Прогресс, 2011.

Напсо З.К.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЧЕТАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

инновационных методик психокоррекции и схем аппаратной физиотерапии при реабилитации в здравницах больных с синдромом компьютерной усталости

И УТОМЛЯЕМОСТИ ОТ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Актуальность темы исследования состоит в том, что (при наличии почти 50 млн. ежедневных пользователей компьютерной техникой и потребителей услуг сети Интернет) в России до настоящего времени не существует утвержденных на федеральном уровне унифицированных методик немедикаментозного лечения синдрома компьютерной усталости. В этой связи актуализируется проблема использования физиотерапевтических аппаратов нового поколения как инструментария немедикаментозной коррекции клинических проявлений синдрома утомляемости от сотовой связи и синдрома компьютерной усталости. В рамках настоящего исследования для достижения позитивной динамики клинико-функциональных проявлений названной патологии применялось комбинированное воздействие высокоинтенсивной лазеротерапии и физиотерапевтического аппарата нового поколения КАПфс-БОС, оснащенного компьютерными программами «Нейрокор», при которых удается достигнуть реципроктного торможения очагов застойного возбуждения, а также полностью или частично подавить реакцию немотивированной тревоги у пациента. Вышеназванный физиотерапевтический комплекс имеет регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения РФ № 29/03010402/39-32-02 от 14 июня 2002 г. и сертификат соответствия № РОСС RU. МЕ20.В02531 от 24 июня 2002 г. В процессе лечения больных синдромом компьютерной усталости применялись

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.