Научная статья на тему 'Методологические основы проектирования программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников'

Методологические основы проектирования программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / HUMANISTIC PARADIGM / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Ю. П., Петрихина А. С.

Анализируются методологические основы проектирования программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников в контексте гуманистической парадигмы развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological bases of designing program of psychological support for students research activity

The methodological bases of designing program of psychological support for students research activity in the context of the humanistic paradigm of personality development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Методологические основы проектирования программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников»

ISNN 1029-3388

7. Современный толковый словарь русского языка. - М.: РИДЕРЗ ДЖАЙДЖЕСТ.-2004.

8. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер.- 2007.

9. Шкуратов В. А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов н/Д: Наррадигма.- 2006.

10. Howe N.; Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books. -1997.

Проблемы современной школы

Ветров Ю.П., Петрихина А. С.

Методологические основы проектирования программы психологической поддержки исследовательской деятельности

школьников

Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности (А .Н. Поддъяков).

С позиций гуманистической парадигмы развития личности, базирующейся на антропоцентрической модели психологической картины мира, человек - творец общества и культуры, источник собственного развития. Формой развития личности с этой точки зрения выступает самоактуализация (важнейшим критерием развития человека является степень его активности и возможности изменять социум в своих интересах, реализация творческого потенциала). Источником развития при этом выступает собственная активность личности (Г. А. Берулава).

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Исследовательская деятельность школьников рассматривается как эффективная инновационная модель обогащения содержания образования через развитие деятельностных способностей учащихся (Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков и др.).

Перед научным и педагогическим сообществом, взявшим на себя ответственность за развитие исследовательской деятельности учащихся, встает целый ряд вопросов о ее ценностно-смысловых, организационно-содержательных и психологических основаниях.

Г.А. Берулава, анализируя методологические основы деятельности практических психологов, отмечает, что современный этап развития психологии

44

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

характеризуется бурным становлением ее практико-ориентированных направлений: развивающих методик, направленных на интенсивное личностное, интеллектуальное и творческое развитие; психокоррекционных техник, психодиагностических тестов, психотерапии. Характерной особенностью данных практико-ориентированных конструкций является практическое отсутствие соотнесения предлагаемых в их рамках методик с теми или иными теоретическими основами [1.С.3].

В то же время существует большая армия практических психологов, дистанцирующихся в своей повседневной работе от методологических основ практико - ориентированной деятельности, которая при этом превращается в эклектический набор различных приемов и техник, с теоретических позиций являющихся взаимоисключаемыми.

Отсутствие прямой связи психологической теории с практикой развития личности приводит к общему снижению авторитета психологической теории и в значительной степени тормозит развитие практико-ориентированных дисциплин психолого-педагогического цикла. Недостаточное внимание психологии к данным вопросам выразилось в ортодоксальном развитии отдельных направлений педагогической практики, которая не имела необходимого психологического сопровождения для развития ребенка на всех этапах его жизнедеятельности. Это, в частности, является одной из причин современного кризиса образования [1.С.52].

В качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века провозглашается проектная культура. Проектный тип культуры начинает доминировать на современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. При этом явственно обнаруживается универсальность и синтетический характер проектной деятельности. В ней прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационнообразовательного и социально-преобразовательного начал [6.С.3-4].

В настоящее время в условиях смены парадигмы образования формируется, по мнению Ю.В. Громыко, научность проектно-программного типа. Ее основу составляют деятельности проектирования и программирования, характеризующиеся разработкой, формированием и созданием еще не существующих в практике систем образования. При этом обеспечиваются научное описание и конструктивная разработка принципиально новых образовательных систем и их фрагментов, отличающихся от прошлых [5.С.66].

Г. А. Берулава в своих исследованиях также убедительно доказывает, что принципиальным отличием новой психолого-педагогической науки должен быть переход от исследования постфактум процессов развития личности к моделированию и проектированию заданного развития личности. В методологии науки наступила проективная эпоха, в которой именно проективное начало выдвигается на первый план. Сетевая методология обеспечивает переход в

45

ISNN 1029-3388

производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, что еще никогда не было[4.С.12].

В.И. Слободчиков пишет о двух типах проектирования, разделяя:

- психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию;

- социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы [7.С.5].

Психолого-педагогическое проектирование предполагает построение моделей процессов, связанных с преобразованием личности и межличностных отношений, исходя из особенностей мотивации, восприятии информации, усвоения знаний, участия в деятельности, общении. В центре его внимания оказываются образовательный процесс как таковой, условия эффективного обучения и воспитания, образовательные технологии, формы взаимодействия обучающихся с преподавателем, способы самопроектирования личности.

В нашей работе именно в контексте психолого-педагогического проектирования мы будем рассматривать проблему разработки программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников.

Идеи развивающейся личности, став предметом психологического освоения, определяют направление исследовательского поиска в различных областях психологической науки и практики. В психолого-педагогических исследованиях психологическая поддержка рассматривается в контексте гуманистического, экзистенциального, психоаналитического подходов (А. Адлер, А. Маслоу, Р.Мэй, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, 3. Фрейд, К. Юнг и др.).

Проблема психологической поддержки развития личности является предметом исследований таких ученых, как А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, И.Б. Котова и др. Ими разработаны основные подходы к решению проблем саморазвития и самоопределения личности, очерчены основные характеристики человека как субъекта собственной жизни, осуществлены исследования в области теоретических и практических вопросов, непосредственно связанных с осуществлением психологической поддержки развития личности человека.

Поддерживающее отношение к другому человеку как ценности отмечено в исследованиях B.C. Братуся, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л. Рубинштейна. Проблема психологической поддержки нашла своё отражение во многих исследованиях, рассматривающих разные подходы к ее изучению: И.В. Дубровина, Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быков и др. рассматривают психологическую поддержку как деятельность, сосредоточенную на позитивных сторонах личности; А.И. Волкова, Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - как межличностное взаимодействие, основанное на сопереживании, содействии, помощи; А. И. Баева, С. В. Кривцова, Е.А. Мухуматуллина и др. - как знак внимания в проблемной

46

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

ситуации; Н.Н. Суртаева, Л.М. Митина, Т.В. Черникова, О.В. Хухлаева и др. - как воспитание фрустрационной толерантности, как составляющую психологического здоровья.

В исследования последних лет обозначенный феномен стал предметом научного осмысления в особой степени. Именно в этом направлении идет интенсивная разработка новых образовательных и психологических технологий, направленных на психологическую поддержку личности и способствующих ее развитию, повышению устойчивости к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам (С. А. Беличева, С. А. Бадмаев, А.И. Захаров, Н.Н. Загрядская и др.).

При определении методологических основ проектирования программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников принципиальное значение для нас имеет позиция Г. А. Берулава о том, что развитие личности носит нелинейный, многомерный характер; оно многовариантно, альтернативно, его темп и направленность не заданы однозначно и не сводимы к простой поэтапной поступательности; новый, нелинейный, тип детерминизма исключает возможность любого однозначного описания и вероятностного прогнозирования будущего состояния трансформирующихся систем; управление сложноорганизованными системами, в частности, человеком должно предполагать осознанный учет сущностных особенностей нелинейной динамики неустойчивость, незапрограммированность и альтернативность в процессах развития и, соответственно, допускать возможность существования сфер и ситуаций, не подвластных контролю и непредсказуемых [1.С.17].

Психологическая поддержка исследовательской деятельности рассматривается нами как система совместной деятельности психолога в сотрудничестве с педагогами, направленная на создание оптимальных социальнопсихологических условий для развития ценностно-смыслового отношения к исследовательской деятельности, становления исследовательской позиции учащихся, овладения ими исследовательскими умениями и навыками, развитие позитивных отношений детей и взрослых (учеников и педагогов), психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайших интересов. Стратегической целью психологической поддержки исследовательской деятельности в школе является личностное развитие учащихся, их социальнопсихологическая адаптация к динамичным социокультурным изменениям в сочетании с самореализацией.

Для достижения данной цели необходимо:

- раскрытие и конкретизация основных смысловых компонентов модели проектирования и организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве школе;

- выделение специфических особенностей образовательного учреждения и контингента обучающихся по отношению к смысловой модели (какие функции исследовательской деятельности могут эффективно «работать» в этих условиях);

- определение форм и направлений осуществления исследовательской

47

ISNN 1029-3388

деятельности, которые могут быть успешно реализованы в условиях образовательного учреждения с учетом особенностей его внутренней и внешней социокультурной среды;

- организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса на основе интереса к исследовательской деятельности.

Реализация данных направлений позволяет осуществить проблематизацию, т.е. ценностное самоопределение в проблемном поле исследовательской деятельности в образовании. Продуктивными методами формирования общего поля проблем в нашем исследовании выступили: групповое и коллективное обсуждение культурных и психологических смыслов исследовательской деятельности и ее личностноразвивающего потенциала с использованием таких приемов, как мозговая атака, построение пирамиды проблем, контент-анализ научных и методических текстов и т.д. Процедура проблематизации предполагает содержательно-смысловую «сортировку» полученных мнений, суждений, высказываний с целью их последующей классификации (дифференциации, ранжирования).

При проектировании программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников особую роль играет концептуализация, включающая поиск оснований для содержания, направлений, форм и средств психологической поддержки старшеклассников.

В данном контексте концептуализация выступает как определенный способ понимания, трактовки, интерпретации системно-целостного представления о роли и значении психологической поддержки старших школьников, активно включенных в различные виды исследовательской деятельности.

Концептуализация относится к методологическим процедурам. В нашем случае источником методологических знаний являются следующие философские, междисциплинарные, психолого-педагогические идеи, подходы и принципы по поводу направлений, форм и методов психологической поддержки старшеклассников в процессе освоения исследовательского способа изучения объективной и субъективной реальности.

В качестве базовых были выделены основные положения:

• Психологическая служба школы при переходе к личностноразвивающей парадигме образования выполняет функции профориентационной, психолого-педагогической, социально-психологической, психологогигиенической и общей консультативной поддержки всех субъектов образовательного пространства.

• Основными принципами психологической поддержки являются принципы

содействия, системности, индивидуализации, практической целесообразности, активизации, преемственности и вариативности и прогностичности.

• Личностно-деятельностный подход выступает ведущей стратегией

гуманизации образования и требует качественно иной практики взаимодействия между субъектами образовательного пространства.

48

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. Она - субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в котором могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого индивида.

• Личностно развивающую функцию выполняет та деятельность, которая детерминирует характер основных социально-нравственных и профессионально значимых новообразований личности.

В образовании цель исследовательской деятельности определяется перспективами личностного развития и становлением субъектных свойств обучающихся, т.е. заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

• Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления, ориентация на саморазвитие, на формирование позиции субъекта учебной деятельности, на готовность к самореализации и к осознанному конструированию своего жизненного пути.

• Педагог в каждом обучаемом должен видеть уникальную личность, формировать у него отношение к себе и к окружающим людям как высшей ценности. Реализация личностного подхода связана с оказанием помощи в общекультурном, социально-нравственном и профессиональном развитии. Однако такая помощь станет действенной лишь тогда, когда в процессе исследовательской деятельности созданы условия для проявления активности, субъектности в смысложизненном и профессиональном самоопределении.

• Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности предполагает, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого -в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

• Основными условиями реализации диалогического подхода в процессе психологической поддержки являются: наличие психологического контакта; безусловное позитивное отношение к личности; эмпатическое понимание ее субъективного мира и т. п.

Исходя из перечисленных концептуальных идей и положений, нами были

49

ISNN 1029-3388

определены основные задачи программы психологической поддержки исследовательской деятельности старшеклассников:

- создание условий для успешного познавательного и личностного развития каждого учащегося, включенного в исследовательскую деятельность;

- участие в проектировании и выстраивании индивидуальной исследовательской траектории каждого ученика, психологическое сопровождение этого процесса;

- психологический анализ процесса и динамики становления исследовательской позиции школьника как личностного интегративного образования;

- оказание разносторонней помощи учащимся психологического, педагогического, социального характера на всех этапах выполнения исследовательских проектов;

- участие в построении и постоянном развитии социокультурного пространства школы как основы совместного исследовательского поиска взрослых и учащихся;

- помощь педагогам в развитии навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования вариативных представлений об объектах и явлениях;

- помощь педагогам в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе исследовательского характера;

- психологическая экспертиза развивающей и развивающейся образовательной среды школы.

Таким образом, методологическое обоснование программы психологической поддержки исследовательской деятельности школьников с позиций гуманистической парадигмы развития личности строилось на понимании проектирования как формы инновационного развития и ценностносмыслового согласования позиций и действий всех субъектов образовательного процесса.

Методологически обоснованная и практико-ориентированная программа психологической поддержки исследовательской деятельности школьников обеспечивает организацию познавательной деятельности на основе субъектного подхода; содействует обогащению исследовательского опыта школьников на основе вариативных моделей организации образовательного процесса; развитию рефлексивного и критического сознания и самосознания учащихся; формированию поливерсионных представлений о мире; диалогического характера учебного и профессионального взаимодействия в условиях многокомпозиционной развивающей и развивающейся образовательной среды.

Литература

1. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии: монография / Г. А. Берулава. - М.: Изд-во УРАО.- 2009.- 176 с.

50

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

2. Берулава Г. А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования // Гуманизация образования. - Сочи: Ин-т образоват. технологий РАО.- 2009.- № 3. -10-21 с.

3. Берулава Г. А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. - М.: УРАО.- 2009. - № 1 (44).- 21-35с.

4. Берулава Г. А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях информационного пространства/ Г. А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - М.: УРАО.- 2010. - № 3 (51). - 10-20с.

5. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании / /Школьные технологии. - 2005.- №2.- 66с.

6. Педагогическое проектирование: Учеб пособие для высш. учеб. заведений/ И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия.- 2005. -288 с.

7. Слободчиков В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. / Ин-т педагогич. инноваций РАО. - М.: 1994. - 5-12с.

Профессиональное образование

Тяглова Е. В.

Предмет и структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта

Преобразования, проводимые в системе высшего образования, глубоко затронули актуальные вопросы физкультурного воспитания студенческой молодежи. Его совершенствование на основе традиционных положений, когда в учебном процессе осуществляется решение задач преимущественно физического (телесного) характера, приводит к деформации жизненных ориентаций. На этапах совершенствования спортивного мастерства и высших спортивных достижений ведущей установкой становится материальное благополучие, понятие свободы трактуется как свобода от обязанностей перед обществом. В результате меняются спортивные ценности и сама профессиональная деятельность. «Убеждение - это позиция человека по отношению к каким-либо действиям» [5], в том числе и профессиональным.

К Маркс писал, что «только в рамках общественных связей и взаимодействий существует отношение людей к окружающему» [2], т. е. предметом осмысления являются объективно существующие общественные профессиональные отношения, а также собственное отношение будущего специалиста к тому, что он осмысливает (Я в профессии), и осознается им как

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.