ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Рашидова Е.В., Барашко Е.Н.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
В условиях информационного общества интеллектуальный капитал является главным фактором социально-экономического развития, который есть более ценный резерв, чем природные ресурсы или накопленные богатства. В связи с этим, качественно изменяются требования социального заказа к системе образования.
Информационное общество испытывает потребность в людях, способных к инновациям, быстро ориентирующихся в незнакомых условиях, способных находить рациональные решения нестандартных задач. Это, в свою очередь, требует трансформации образовательных ориентиров от индустриальных (узкое профессиональное обучение; акцент на воспитание дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности, на развитие способностей к пониманию, усвоению и практическому применению информации) к информационным (непрерывное образование в течение всей жизни; самореализация и творчество; формирование инициативности, гибкости и самостоятельности мышления, личной ответственности; способность к смене позиций и видов деятельности, умение делать выбор).
Одной из основных задач общеобразовательной школы в современных условиях является становление и развитие самостоятельного мышления, творческой активности школьников, формирование их мировоззрения. Все более востребованным становится математическое мышление. Оно необходимо при постановке новых задач, в поиске оригинальных подходов и методов их решения, при переносе идей из одной предметной области в другие конкретные условия. Сегодня универсальные математические методы используются практически во всех сферах деятельности, и, в первую очередь, тесно связаны с техникой, компьютерными системами и информационными технологиями. Математическое мышление становится необходимым инструментом активной жизнедеятельности людей в современном обществе.
Поиск новых методов и стратегий обучения не может игнорировать особенности информационного общества, основанные на массовом вхождении социальных сетей (Интернета) в жизнь молодежи. Способ получения информации оказывает непосредственное влияние на психологические особенности личности, поскольку образует то культурное поле, в котором она существует, и это поле в настоящее время принципиально изменилось [3]. Трудности, возникающие при организации процесса обучения, направленного на развитие математического мышления школьников, обусловлены практическими целями учебной деятельности; отсутствием мотивации к познавательной деятельности; дефицитом опыта творчества; недостаточным вниманием к активным деятельностным методам обучения; игнорированием когнитивных особенностей личности учащихся.
В исследованиях по вопросам модернизации образования в условиях информационного общества одна из основных задач посвящена проблеме социального моделирования образовательной системы, реализующей гуманистические нормы
49
ISNN 1029-3338
и идеалы. Гуманизация образования, как форма организации учебного процесса, «направлена на развитие личности, на формирование механизмов ее самовоспитания и самообучения через удовлетворение базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями» [4].
В условиях информационного общества современная школа, решающая задачу развития личности, должна быть ориентирована на [1, 3]:
— интерактивность процесса обучения;
— смещение приоритетов в сторону самостоятельной познавательной деятельности;
— обучение в процессе собственных и совместных исследований;
— коллективную поисковую деятельность;
— построение индивидуальных образовательных траекторий;
— развитие творческих способностей школьников;
— создание благоприятного психологического климата в процессе обучения;
— организацию системной работы с информаций в компьютерных сетях, широкое использование динамически образной, эмоционально окрашенной информации;
— проблемно-сетевой подход, характеризующийся самостоятельным поиском информации для решения индивидуальных задач учащихся;
— формирование механизмов самообучения и рефлексии.
На основе анализа различных психолого-педагогических подходов [2, 6-8] к трактовке понятия «математическое мышление», можно выделить основные характеристики математического мышления (ММ). Математическое мышление, как значимая составная часть мышления вообще, обусловлено спецификой отражения реальной действительности и методами ее познания с точки зрения математической науки и характеризуется взаимосвязанными способностями:
— к восприятию, представлению, воображению (В);
— к выявлению связей, количественных величин и соотношений (С);
— оперировать математическими образами, понятиями и суждениями (МО);
— к рефлексии (Р);
— к языковому и знаковому закреплению мысли (Я).
Рис. 1. Вектор развития математического мышления
50
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
Эффективное развитие математического мышления предполагает системное развитие всех его составляющих, образующих целостную структуру мышления (рис. 1) и определяется педагогическими условиями.
По характеру и отношению к содержанию образовательной деятельности педагогические условия можно классифицировать как социально-педагогические, организационно-дидактические и личностно-ориентированные.
Организационно-дидактические условия характеризуют организационные подходы к обучению, учебный инструментарий, оборудование, коммуникационное, техническое и другое обеспечение образовательного процесса. Предполагают активное включение школьников в исследовательскую работу, познавательную деятельность, направленную на абстрактное представление, установление логических связей и количественных отношений информации.
Личностно-ориентированные условия определяются в соответствии с познавательными интересами школьников на основе их субъективного опыта, с учетом традиций и особенно стей социокультурной среды. Они характеризуются мотивационным окружением и стимулированием, признанием личностных качеств субъектов; предполагают обеспечение возможности для оценки и самооценки, в процессе которых происходит индивидуальное личностное развитие.
Социально-педагогические условия определяют специальное коммуникативное взаимодействие, которое создает особые виды общностей «учащиеся + учащиеся», «учащиеся + педагоги». Исходным постулатом является тот факт, что участие школьников в совместной образовательной деятельности с другими детьми и педагогами, участниками процесса обучения — необходимое условие их личностного развития. Это сотрудничество определяет доверительные межличностные отношения субъектов, благоприятную эмоциональную среду, развивающую совместную деятельность.
Современная молодежь «погружена» в виртуальные пространства социальных сетей, что неизбежно приводит к развитию образно-эмоционального стиля мышления [3]. Компетентностная парадигма предполагает развитие практических видов мышления, однако особенности информационного общества налагают свои требования к их эффективности и качеству, неразрывно связанные с формированием математического мышления.
Представленные противоречия можно преодолеть посредством активного внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, с учетом особенностей их психолого-педагогических воздействий. Виртуальное образовательное пространство имеет свои преимущества: инициативность получения информации субъектом; высокая мотивированность к усвоению; психологический комфорт в получении информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями [1, 3]. Поэтому целенаправленная (а не беспорядочная, случайная) работа с информацией в компьютерных сетях (Интернет) способствует воспитанию самостоятельности, развивает способности к анализу, синтезу, обобщению.
Гуманистическому характеру образовательной деятельности соответствуют интерактивные методы развития математического мышления. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей обучения. Характер педагогического воздействия изменяется в сторону сотрудничества, сотворчества, при этом развивающая функция педагога является приоритетной по отношении к обучающей, информационной и контролирующей.
51
ISNN 1029-3338
К интерактивным методам развития математического мышления можно отнести:
— поисково-исследовательские (организация под руководством педагога активного поиска учащимися решения познавательных задач; процесс мышления становится продуктивным);
— исследовательские (после анализа материала, постановки проблемы и исследовательской задачи учащиеся самостоятельно исследуют источники информации, производят наблюдения и измерения, высказывают гипотезы, формулируют выводы; педагог поддерживает проявление инициативы, самостоятельности, творчества);
— проблемные (педагог не подает знания в готовом виде, а осуществляет перед учащимися постановку проблемных задач, побуждает к поиску путей их решения; исследование проблемы требует включения математического мышления).
Организация поисково-исследовательской деятельности школьников способствует активизации их познавательных способностей, развитию математического мышления и мотивации школьников к генерированию собственных научных идей. Такая деятельность включает разнообразные виды самостоятельной работы учащихся исследовательского, поискового, творческого характера.
При поисково-исследовательском подходе к обучению роль педагога изменяется, учитель выстраивает развивающую среду, соответствующую личному опыту обучающегося. Педагог увлекает учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, адресует их к источникам информации, организует опытно-экспериментальные исследования, предоставляет обучающимся возможность для регулярных отчетов и обмена мнениями, стимулирует их творческое мышление, поощряет критическую позицию к исследовательским действиям, поддерживает высказывания по выдвижению новых исследовательских курсов. Задача поисково-исследовательского подхода в обучении состоит в создании таких условий, при которых обучение и учение протекали бы естественно и плодотворно, так, чтобы обучающиеся не могли бы не научиться.
В качестве ожидаемого итогового образовательного продукта поисково-исследовательской деятельности учащихся выступают их исследовательские работы в различных предметных областях, обнаруженная и систематизированная информация, идеи решения поставленной проблемы, представленные в виде мультимедийных проектов.
В основе данной технологии лежат принципы поэтапного формирования умственных действий [5]. Основными этапами организации учебной поисково-исследовательской деятельности школьников являются:
1. Создание мотивационной основы исследования.
2. Проектирование ориентировочной схемы модели исследования.
3. Проведение отдельных этапов исследования в реальной действительности.
4. Построение речевой модели исследования. Освоение каждого этапа исследования в речевой форме.
5. Формирование действия во внутренней речи, «про себя». Перевод действия в умственный план.
6. Преобразование внутренней речи в мысль.
Работа над созданием мультимедийного проекта позволяет учащимся формировать навыки использования современных компьютерных технологий, развивать способности к восприятию, представлению, воображению и творчеству.
Организация поисково-исследовательской деятельности школьников в условиях гуманизации образования обеспечивает не только эффективное формирование
52
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
математического мышления, но и способствует развитию личностно-смысловой сферы школьников, их познавательной активности, повышает мотивацию учащихся. Гуманизация образования как одна из значимых педагогических концепций позволяет учитывать социальное развитие и культурные потребности молодежи, обеспечивать возможности для становления компетентной личности с хорошо развитым мышлением, способной легко адаптироваться к быстроизменяющимся потребностям информационного общества.
Библиографический список
1. Берулава, Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства [Текст] / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. 2010. № 4. С. 8-24.
2. Она же. Психология естественнонаучного мышления [Текст] / Г. А. Берулава. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1991. 185 с.
3. Она же. Методологические основы развития личности в системе высшего образования [Текст] / Г.А. Берулава // Вестн. практ. психологии образования. 2009. № 4 (21). С. 27-34.
4. Берулава, М.Н. Современные проблемы гуманизации образования : Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации [Текст] / Г. А. Берулава // Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 2 (195). С. 29-37.
5. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М., 1969. 430 с.
6. Мордухай-Болтовский, Д. Психология математического мышления [Текст] / Д. Мор-духай-Болтовский // Вопросы философии и психологии / Моск. психолог, о-во. 1918. № 94. С. 491-534.
7. Мышление : Процесс, деятельность, общение [Текст] / под ред. А. В. Брушлинского. М. : Наука, 1982. 387 с.