Научная статья на тему 'Предмет и структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта'

Предмет и структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / PROFESSIONAL / СПЕЦИАЛИСТ / EXPERT / МИРОВОСПРИЯТИЕ / МИРОПОНИМАНИЕ / МИРООЦЕНИВАНИЕ / МИРООЩУЩЕНИЕ / WORLD VIEW IDEOLOGY / WORLD PERCEPTION / WORLD UNDERSTANDING / WORLD EVALUATION / WORLD FEELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тяглова Е. В.

Законодательные акты и нормативные образовательные документы среди основных целей и задач образования определяют формирование у молодежи целостного мировоззрения. В последние время наблюдается усиливающееся значение и профессионального мировоззрения в сознании и в жизни культурной и образованной части человечества, быстрый и живой прогресс в его построениях и обобщениях. Между тем, решение проблемы разработки мировоззренческих основ воспитания специалиста в практике отечественного образования в области Физической культуры и спорта не получило должного теоретического осмысления и становится все более насущным и необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject and structure of professional outlook of the expert in the field of physical culture and sport

Legislative Acts and Normative Educational Documents determine the creation of youth’s entire ideology among the main aims and obj ects. Recently it is observed the growing importance also the professional ideology in perception and life of educated and cultural part of mankind together with fast and alive progress in its constructions and relations. Meanwhile the solution ofthe problem ofworking out the world outlook ground of upbringing the speciali st in practice of native education in the field of physical training and sports did not get proper theoretical comprehension and it becomes more necessary and indispensable.

Текст научной работы на тему «Предмет и структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта»

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

2. Берулава Г. А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования // Гуманизация образования. - Сочи: Ин-т образоват. технологий РАО.- 2009.- № 3. -10-21 с.

3. Берулава Г. А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник Университета Российской академии образования. - М.: УРАО.- 2009. - № 1 (44).- 21-35с.

4. Берулава Г. А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях информационного пространства/ Г. А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - М.: УРАО.- 2010. - № 3 (51). - 10-20с.

5. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании / /Школьные технологии. - 2005.- №2.- 66с.

6. Педагогическое проектирование: Учеб пособие для высш. учеб. заведений/ И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия.- 2005. -288 с.

7. Слободчиков В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. / Ин-т педагогич. инноваций РАО. - М.: 1994. - 5-12с.

Профессиональное образование

Тяглова Е. В.

Предмет и структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта

Преобразования, проводимые в системе высшего образования, глубоко затронули актуальные вопросы физкультурного воспитания студенческой молодежи. Его совершенствование на основе традиционных положений, когда в учебном процессе осуществляется решение задач преимущественно физического (телесного) характера, приводит к деформации жизненных ориентаций. На этапах совершенствования спортивного мастерства и высших спортивных достижений ведущей установкой становится материальное благополучие, понятие свободы трактуется как свобода от обязанностей перед обществом. В результате меняются спортивные ценности и сама профессиональная деятельность. «Убеждение - это позиция человека по отношению к каким-либо действиям» [5], в том числе и профессиональным.

К Маркс писал, что «только в рамках общественных связей и взаимодействий существует отношение людей к окружающему» [2], т. е. предметом осмысления являются объективно существующие общественные профессиональные отношения, а также собственное отношение будущего специалиста к тому, что он осмысливает (Я в профессии), и осознается им как

51

ISNN 1029-3388

ориентация на определенные социальные ценности. Следовательно, предметом профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта являются профессиональные отношения, как часть материального мира, выражающиеся реакцией на события, факты, готовностью действовать в соответствии с ориентацией на социальные ценности физической культуры, включающих в себя потребность и деятельную активность в постоянном физическом совершенствовании и здоровом стиле жизни.

Ценностные ориентации тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Система профессиональных ценностных ориентаций поддерживает постоянство направленности личности специалиста в области физической культуры и спорта через сформированное мировоззрение и способствует целеполаганию поведения, к приобщению и утверждению принципов активного и здорового образа жизни, духовнонравственной направленности и их практической реализации средствами физической культуры.

Профессиональное мировоззрение специалиста в области физической культуры и спорта как система - образование чрезвычайно сложное. Сложность структуры профессионального мировоззрения обусловлена многогранностью профессиональных связей и отношением субъекта к познанным связям в соответствии с социальными ценностями физической культуры.

В защищенных ранее положениях [4] выделены следующие компоненты структуры мировоззрения: мировосприятие, миропонимание, мирооценивание, мироощущение.

Мировосприятие человеком предметов и явлений имеет осмысленный и обобщенный характер. Восприятие мира осуществляется специалистом в области физической культуры и спорта путем придания определенного смысла, значимости, эмоциональной окраски каждому отраженному предмету и явлению, видению себя в профессии. Придание эмоциональной окраски осуществляется путем целостного восприятия, т.е. отражением предмета или явления в совокупности их свойств, во взаимосвязях с другими объектами или явлениями, не входящими в профессиональную деятельность: вид флага Российской Федерации, спортивного зала, зрителей, соперников.

Однако не все объекты спортсменом или тренером выделяются и осмысляются. Избирательность отражения зависит от потребностей, интересов, установок, от состояния психики личности. Одни спортсмены обращают больше внимания на соперников, другие сосредоточены на замечаниях тренера и т. д. Интересный и ценный для нашего исследования вывод сделан Н. Н. Волковым [1]: восприятие мира — это «не непосредственное пассивное отражение, законченное в голой данности образа, а процесс осмысленного, активного, чувственного предмета на основе его образа». Мировосприятие является, по существу, решением определенной задачи, которое исходит из раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных, с тем, чтобы истолковать их.

52

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

Деятельность истолкования включается в осмысление восприятия. По существу, находится ответ на вопрос: «Ради чего?» Мировосприятие специалиста в области физической культуры и спорта всегда направлено на возбуждение мыслительной и чувственной сферы.

Миропонимание —отражение окружающей действительности, изменяющееся под воздействием познавательной деятельности. Основной характеристикой миропонимания является его глубина — уровень проникновения мысли в сущность объекта или явления. Выражением этого процесса является полнота, разносторонность и существенность связей, вскрываемых в процессе познания.

Понимаются не объекты и явления как таковые в мире, а мысли, которые они выражают, то есть тот смысл, который заложен в них. Понять — значит обнаружить, раскрыть, извлечь и прочесть этот смысл или истолковать его. Поэтому процедура миропонимания специалиста в области физической культуры и спорта является поиском социальных ценностей, под которые удалось бы подвести профессиональную деятельность. Ценность физической культуры и спорта в этом случае выступает в качестве смысла проявлений жизни.

Мирооценивание — «явление ценностного характера» [3], производящееся на основании той ценностной ориентации, которая задается потребностью и интересом. Наиболее существенными признаками для мирооценивания будущих специалистов в области физической культуры и спорта являются: объективность, осознаваемость и сопоставляемость. Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина [6] выделяют три момента для понимания оценки, в том числе, и объективной реальности.

Во-первых, это сопоставление реального образа с образом идеальным, т.е. с представлением о том, как это должно быть. Если спортсмен осознает окружающий мир в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ, то у него возникает высокая оценка данного явления.

Во-вторых, это интериоризация социальных реакций на данного человека. Иными словами, спортсмен или тренер склонны оценивать окружающий мир так, как оценивают его другие.

В-третьих, это пропускание объективной реальности через призму своей идентичности. Специалист в области физической культуры и спорта прилагает большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом вписаться со своей мирооценкой в структуру общества.

Мирооценивание профессионала в области физической культуры и спорта независимо от того, лежат ли в его основе объективные суждения о мире или интерпретации суждений других спортсменов, индивидуальные идеалы или культурные стандарты, всегда носит субъективный характер, поскольку осуществляется путем определения степени совершенства, значимости предметов и явлений для самого себя. При высокой мирооценке профессиональное мировоззрение специалиста приобретает большую устойчивость и гуманитарность, вследствие чего определяется значимость конкретных предметов и явлений для него.

53

ISNN 1029-3388

Мироощущение. Ощущение себя частью мира посредством связи сознания с окружающей действительностью, предполагает определенный характер профессиональной деятельности в области физической культуры. Мироощущение специалиста в области физической культуры и спорта характеризуется следующими свойствами:

• качеством — сущностной характеристикой, позволяющей отличать различные вариации ощущений соревновательной деятельности;

• интенсивностью — количественной характеристикой, определяемой силой действующего раздражителя как промежуточного результата профессиональной деятельности;

• продолжительностью — временной характеристикой, определяемой временем воздействия раздражителя (головокружением от успехов или раздражительностью от поражения).

Ощущение человеком влечения, направленного на удовлетворение осознанной или неосознанной профессиональной потребности, выражается в мотивации, желании и потребности к утверждению ценностей физической культуры и спорта.

Структура профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта выделяется нами на основании проявления функций: аффилиации (мировосприятие), гуманитаризации (миропонимание), ориентации (мирооценивание), регуляции (мироощущение) и устойчивости, активного взаимодействия функций в структуре мировоззрения субъекта.

Функция устойчивости: теоретически и эмпирически обоснованная готовность к социально ценным действиям по реализации определенной идеи, обеспечивающая защиту к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Поведение специалиста в области физической культуры и спорта с выраженной функцией устойчивости мировоззрения осуществляется по схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации — осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — понижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).

Когда в мировоззрении выражена функция устойчивости, все происходящее интерпретируется для ее подтверждения. В нашей практике очень часто встречаются студенты, у которых в мировоззрении функция устойчивости не проявляется. У них наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, тем самым еще более разрушая логику поведения. В данных условиях специалист в области физической культуры и спорта чувствует полную беспомощность по отношению к трудным заданиям и к своему поведению в неординарной ситуации.

Чрезмерная выраженность функции устойчивости мировоззрения также носит негативный характер, проявляющийся в отношениях субъекта:

54

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

требовательны к себе и в то же время снисходительны к другим, своим воспитанникам или товарищам по команде. Такие студенты отстаивают свою независимость, не принимая замечаний тренера не только в отношении себя, но и других спортсменов.

Плодотворные результаты достигаются там, где есть «стремление человека быть в обществе других людей (аффилиация). В связи с чем мы выделяем в мировоззренческой позиции функцию аффилиации.

Функция аффилиации проявляется в трех последовательных стадиях. Первая — это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида (соревнование), и это событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности психических процессов. На второй стадии определяется знак эмоций: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное; отрицательная, — когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная — побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием. На третьей стадии контролируется степень эмоции.

По нашим наблюдениям, чрезмерная выраженность данной функции приводит к тому, что человек часто находится в состоянии обиды, гнева, раздражения. При этом он, естественно, не может созидать, выполнять целенаправленные мыслительные операции. Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, сломать, смять, разорвать, разрушить, чтобы дать выход отрицательному эмоциональному напряжению.

Неразвитость функции аффилиации предполагает неполноценное и не всеобъемлющее восприятие и осмысление научной картины мира, жизни и деятельности выдающихся спортсменов и общественных деятелей, что снижает и проявление функции устойчивости мировоззрения.

Специалист в области физической культуры и спорта открыт миру, его переживания спортивного результата и своей спортивной деятельности являются реальностью, а совместная деятельность команды создает общность эмоциональных переживаний, формирует гуманное отношение к другим.

При этом выделяется следующая функция мировоззренческой позиции — гуманитаризации, которая понимается нами как создание и совершенствование научной картины, привнесение в профессиональное мировоззрение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества. В основе лежит диалектико-материалистический способ отбора и упорядочения информации. Данная функция позволяет привнести в мировоззрение идеи гуманизма, позволяющие осмыслить и гармонизировать взаимоотношения между природой, обществом и человеком.

Чрезмерное развитие функции гуманитаризации также сказывается негативно на индивидуально — личностном развития будущего профессионала в области физической культуры и спорта. В этом случае в сознании юноши не

55

ISNN 1029-3388

формируется целостная научная картина мира из-за недополучения естественно — научных знаний. Такие студенты слишком чувствительны, нервозны, с ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию и в то же время не способны к осуществлению этих процессов.

Выбор значимой информации в образовательной и житейской деятельности приводит к обобщению и нравственной оценке получаемых знаний; определению образцов поведения и в заключение постановки жизненных целей, что соответствует функции ориентации мировоззрения.

Посредством проявления функции ориентации субъект формирует систему представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определяет оценочную деятельность. Именно устойчивые ценности человека выражают ориентацию и характеризуют его в личностном плане.

Выраженная функция ориентации включает в себя мировоззренческий поиск, т.е. осознание субъектом себя частицей спортивного сообщества, выбор своего социального положения в будущем и способов его достижения. Объединяя всю совокупность ценностных отношений человека к спорту и физической культуры, профессиональное мировоззрение специалиста в области физической культуры и спорта интегрирует все свойства и качества индивида, определяя при этом мировоззренческую ориентацию его как субъекта на формы гражданского поведения и деятельности.

Функция регуляции определяет развитие элементов самокритичности, самовоспитания и саморегуляции поведения. Студент желает выяснить объективное, социальное последствие возможных вариантов своей профессиональной спортивной деятельности деятельности, понять, что может дать эта деятельность ему лично, насколько соответствует она его мировоззрению: каково именно его место в спортивном мире, в какой спортивной деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.

Чем устойчивее мировоззрение субъекта в отношении некоторого вопроса или изучаемого явления, тем легче он ориентируется в отношении выбора своего поведения, а значит эмоциональнее будет восприятие данного объекта, следовательно, и регуляция собственного поведения будет сопровождаться меньшими усилиями. Высшей формой проявления выраженности функции регуляции позиции является регуляция как не один из вариантов предложенного поведения, а сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением, где путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение (отказ от вредных привычек). Такой акт не осуществляется мгновенно, для его проявления требуется ярко выраженная устойчивость, подкрепленная гуманными ценностными ориентациями, прочувствованными и выношенными самим субъектом.

Практика занятий физической культурой и спортом требует сегодня более высокого уровня теоретического осмысления не только механизмов двигательных

56

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

действий, но и педагогических принципов руководства по формированию профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта. Знание предмета и структуры профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта может стать ориентиром в отборе содержания высшего профессионального образования, являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса учреждений по формированию профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта.

Литература

1. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка.- М. -1950. - 382-383 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 6ю- 441 с.

3. Моносзон Э И., Рогова Р. М. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников. // Педагогика.- 1984. - 13 — 183 с.

4. Тяглова Е. В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Тяглова Елена Викторовна. - Волгоград. - 2003. - 158 с.

5. Филатов В. И. Мировоззрение. Бытие. Человек. Омск — 2002.- 5 с.

6. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение.- 1991. - 16 — 181с.

Социально-педагогические проблемы здравоохранения

Тлиш М.М.

Научное обоснование принципов коммуникативной компетенции врача в рамках реабилитационных программ для больных зудящими дерматозами

Обсуждая приоритеты обучения менеджеров, обеспечивающих подбор профессиональных кадров здравниц и учреждений здравоохранения, следует подчеркнуть высокую социальную значимость (в условиях отказа государства от обязательного ранее направления выпускников медицинских вузов в муниципальные ЛПУ) приобретает парадигма «информация-образование-коммуникативность» как методологический инструментарий совершенствования политики в сфере здравоохранения. При этом следует выделить возрастающую роль коммуникативной компетенции врача, особенно в тех ситуациях, где патогенез заболеваний сопряжен с повышенным уровнем тревоги, что в 90% случаев относится к больным, страдающим зудящими дерматозами. Обсуждая эту проблему, известный московский маркетолог Р.С. Морева (2009) указывает, что

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.