Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
действий, но и педагогических принципов руководства по формированию профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта. Знание предмета и структуры профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта может стать ориентиром в отборе содержания высшего профессионального образования, являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса учреждений по формированию профессионального мировоззрения специалиста в области физической культуры и спорта.
Литература
1. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка.- М. -1950. - 382-383 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 6ю- 441 с.
3. Моносзон Э И., Рогова Р. М. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников. // Педагогика.- 1984. - 13 — 183 с.
4. Тяглова Е. В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Тяглова Елена Викторовна. - Волгоград. - 2003. - 158 с.
5. Филатов В. И. Мировоззрение. Бытие. Человек. Омск — 2002.- 5 с.
6. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение.- 1991. - 16 — 181с.
Социально-педагогические проблемы здравоохранения
Тлиш М.М.
Научное обоснование принципов коммуникативной компетенции врача в рамках реабилитационных программ для больных зудящими дерматозами
Обсуждая приоритеты обучения менеджеров, обеспечивающих подбор профессиональных кадров здравниц и учреждений здравоохранения, следует подчеркнуть высокую социальную значимость (в условиях отказа государства от обязательного ранее направления выпускников медицинских вузов в муниципальные ЛПУ) приобретает парадигма «информация-образование-коммуникативность» как методологический инструментарий совершенствования политики в сфере здравоохранения. При этом следует выделить возрастающую роль коммуникативной компетенции врача, особенно в тех ситуациях, где патогенез заболеваний сопряжен с повышенным уровнем тревоги, что в 90% случаев относится к больным, страдающим зудящими дерматозами. Обсуждая эту проблему, известный московский маркетолог Р.С. Морева (2009) указывает, что
57
ISNN 1029-3388
«коммуникативная компетентность врача - профессионально значимое качество для предпринимателя, работающего в сфере здравоохранения. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом - от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины». По свидетельству Р.Н. Короленко (2010), «психологическая сторона отношений «врач-больной» важна и в условиях платной медицины, когда пациент выступает в роли «заказчика» и оплачивает услуги. В этом случае он ориентируется не только на «профессионализм», но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача для больного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки». В работах И.М. Георгиевского (2008) и Д.С. Боброва (2009) приведены маркетинговые составляющие общих представлений больных об образе врача. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты. Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались пациентами особенно высоко. По свидетельству В.Б. Коржавина (2009), «коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится
58
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, врач должен уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач. В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) -терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач - больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли». Известный столичный ученый Т.В. Корниенко (2010), специализирующийся на вопросах психологии рынка, указывает, что «психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность, заключаются в умение общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с другими людьми, что формируется в процессе взаимодействия с окружающими, по мере накопления опыта отношений в различных социальных ситуациях, выполнения разных видов деятельности. В общении формируются и проявляются свойства личности: тревожность, агрессивность, ригидность и т. д. Во взаимодействии со складывающимися психологическими особенностями личности развивается и коммуникативная компетентность. В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину мира и самооценку, укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на происходящие события. Известно, что в состоянии тревоги повышается потребность в других людях, само их присутствие рядом снижает уровень тревоги, уменьшает интенсивность негативных эмоциональных переживаний. Для человека наличие социальных связей столь важно, что уже только их недостаточность считается возможной причиной развития стресса. Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, в литературе обозначается термином «аффилиация» - потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде
59
ISNN 1029-3388
чувства привязанности и верности, а внешне - в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения. Хекхаузен определяет аффилиацию как определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание таких взаимодействий заключается в общении со знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми, и такая их поддержка, которая приносит удовлетворение, увлекает и обогащает. В работе врача, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как без-личное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии». Другой известный специалист в области психологии рынка Т.Ф. Валюженич (2009) отмечает иную психологическую характеристику, обеспечивающую коммуникативную компетентность врача, - это эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. В большинстве случаев наблюдается также астения в качестве одной из наиболее распространенных и неспецифических форм психического реагирования на разнообразные внутренние и внешние патогенные факторы: психогенной, травматической, соматогенной и другой природы. Больные, с их нестабильной психикой, тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача. Известный медицинский психолог Н.А. Ванцовская (2008) указывает, что «психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач-больной», является также эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии), и
60
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебнодиагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больным субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания: при аггравации, диссимуляции и анозогнозии, а также в случае симулятивного поведения. Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности врача, является и сенситивиость к отвержению. Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилиативную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны больного заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут реально отразиться на качестве работы. Неуверенность в собственной профессиональной состоятельности может стать причиной психической травматизации и приводить к эмоциональным расстройствам». Иную профессиональную точку зрения высказывает Л.С. Рубенштейн (г. Санкт-Петербург, 2000), который описывает психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача. Данный исследователь пишет следующее: «профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль. Тревога - это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, эмоция тревоги возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом. Легкая степень тревоги (беспокойство) - обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве
61
ISNN 1029-3388
свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Больным это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача, его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач-больной». Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его. Под влиянием тревоги могут нарушаться различные функции организма, который реагирует, например, нарушениями сна, снижением аппетита, либо, напротив, его повышением (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия). Повышенная тревожность отмечается у многих пациентов, страдающих различными заболеваниями, и ее усиление под влиянием страха, переживаемого врачом, крайне не желательно. В этом случае больной может почувствовать безнадежность своего состояния, перестает верить в возможность выздоровления. Врачи с высокой личностной тревожностью, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для больных, которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных врачей. Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессивность. Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия больного». В этой связи, формирование коммуникативной компетенции врача является одним из основных атрибутов процесса обучения в медицинском вузе. Особую социальную значимость коммуникативные умения врача должны приобретать в учебных программах кафедр дерматологии, поскольку аспект психологической тревожности пациента является одной из составляющих патогенеза заболеваний кожи, включая зудящие дерматозы.
Литература
1. Бобров Д.С. Качество личности врача в маркетинговых мероприятиях индивидуального предпринимательства.// Рынок сбыта.- 2009.- №7.- 15-19 с.
2. Георгиевский И.М. Маркетинговые составляющие общих представлений
62
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
больных об образе врача.// Психология рынка.- 2008.- №4.- 24-26 с.
3. Валюженич Т.Ф. Медицинский маркетинг и психосоциальные услуги.// Рыночная аффилиация.- 2009.- №3.- 35-40 с.
4. Ванцовская Н.А. Психологические аспекты маркетинговой функции предпринимателей-медиков.// Сбыт,- 2008.- №8.- 21-23 с.
5. Коржавин В.Б. Коммуникативная компетентность в системе психологических знаний.// Российский психоаналитик.- 2009.- №2.- 67-70 с.
6. Корниенко Т.В. Психология рынка в отечественной медицине.// Психоанализ.-2010.- №1.- 37-39 с.
7. Морева Р.С. Коммуникативная компетентность врача.// Предпринимательское дело.- 2009.- №2.- 61-64 с.
8. Рубинштейн С.Л. Рыночная психология в России.// Психоаналитика.- 2000.-№4.- 47-49 с.
Филиппов Е. Ф.
Объективизация эпикризных и катамнестических результатов предложенной схемы преемственности поликлинического и санаторно-курортного этапов восстановительного лечения женщин с относительным бесплодием
Говоря о достоверном подтверждении авторских теоретических предположений, необходимо констатировать, что избранные нами научные принципы верификации базировались на санагенетической составляющей природных лечебных физических факторов черноморского побережья Кубани, составляющих базовую систему немедикаментозной реабилитации женщин с относительным бесплодием. В этой связи необходимо адресоваться к сложившимся научным представлениям о возможности немедикаментозной коррекции показателей качества жизни изучаемого контингента пациенток, когда известные кубанские курортологи А.И. Скибицкий и В.И. Скибицкая (2007) отмечают, что «обилие солнечного света с большим содержанием ультрафиолетовых лучей, морской воздух, насыщенный водяными парами и солями морской воды, аромат цветов и зелени, положительные и отрицательные ионы, в большом количестве содержащиеся в морском воздухе, благоприятно влияют на организм. Самое лучшее время года на курорте - осень со средней температурой воздуха от +20°С (в сентябре) и до +12°С (в конце ноября). Влажность воздуха в этот период резко снижается. Нагретое за лето море медленно отдает тепло, способствуя формирова-нию, так называемого, бархатного сезона. Зима в Сочи короткая, теплая, мягкая. Средняя температура самого холодного месяца (января) равна +6-7°С. Выпавший снег обычно держится здесь лишь несколько дней. Благоприятный климат Сочинского курорта является основным фоном, на ко-тором создаются комплексные методы лечения как в санаторных, так и в поликлинических условиях».
63