ПУБЛИКАЦИИ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Берулава М. Н.
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Несомненно, что система образования уже долгие годы находится в кризисе. Этому есть несколько причин. Остановимся лишь на тех, которые практически не анализируются современными специалистами.
Прежде всего, это игнорирование достижений отечественных ученых - педагогов и психологов. Однако рефлексия по поводу жизни души всегда была в большей степени сферой интересов отечественной гуманитарной науки, и значительно в меньшей степени - европейской и, тем более, американской. Действительно, идеи поведенческой, гуманистической, экзистенциальной, позитивной психологии задолго до их появления многократно высказывались отечественными педагогами и психологами. Ситуация не изменилась и сегодня. Чего стоит одно только введение индекса цитируемости в англоязычной литературе для оценки деятельности отечественных ученых. Это приведет, конечно же, к полному уничтожению гуманитарной науки и гуманитарных отечественных научных школ, которые по своей философской глубине всегда превосходили англоязычные и часто были для менталитета иностранцев просто не понятны. Несомненно, нужно учиться друг у друга. Но почему отечественные чиновники идут на такое унижение отечественной науки и отечественных ученых, как оценка их достижений англоязычными учеными?
С другой стороны - и отечественная наука часто жила по принципу «нет кумиров в своем отечестве». В то же время, не секрет, что научные достижения и научное признание очень часто в отечественной науке соотносились с должностью и социальным статусом ученого, выявляемых только в пределах Садового кольца. В то же время наиболее творческие и новые идеи чаще рождались в отечественной культуре, прежде всего, в провинции, однако столичная научная мыль, как правило, не считает нужным изучать эти работы. Мы удивляемся, что к россиянам за границей не относятся с должным пиететом и это нас задевает. Но ведь именно в нашей традиции неуважение к личности, в том числе и к российским ученым, и как следствие - к отечественной науке.
Отечественная система образования, таким образом, иллюстрирует активное применение двойных стандартов. С одной стороны, мы декларируем, что наше образование намного лучше зарубежного, но, с другой стороны, наши чиновники делают все, чтобы убрать из нее все отечественное и полностью копируют подходы американской и европейской систем образования, даже там, где это вряд ли нужно. Теперь, оказывается, и оценивать ее эффективность, с подачи нашего Министерства образования, будут за рубежом.
Не секрет, что те образовательные прожекты, которые внедряются нашими чиновниками, не строятся на какой-либо теоретической платформе, там много схоластических деклараций, которые не имеют какого-либо технологического сопровождения. Сегодня общая тенденция в развитии системы образования - все большее ужесточение контро-
9
ISNN 1029-3388
лирующих функций - контролируется ежедневно все и вся. При этом региональное образование отдано на растерзание не только федеральным, но и региональным чиновникам, которые априори считают себя выдающимися педагогами и психологами. Постоянные аттестации и аккредитации, а также внеплановые проверки с ежедневной сменой теоретических подходов, ежегодные отмены приказов на деятельность диссертационных советов приводят к полной ликвидации самостоятельности вузов и исключению возможности их реального развития и подготовки кадров в стратегическом аспекте. Таким образом, копируя все детали технологического процесса функционирования вузов за рубежом, изымается основная идея этого процесса - а именно - придание вузам все большей самостоятельности. Именно за счет этого растет качество высшего образования в развитых странах. Но все, что не предполагает усиление роли чиновничества в реформах образования, которые оно и собирается проводить, его априори не интересует. В действительности, с точки зрения обычной логики, оценивать качество работы вузов может только работодатель, но он полностью исключен из этого процесса, который отдан на откуп опять же чиновникам, чей уровень компетенции в сфере философии, психологии, педагогики, истории образования более чем сомнителен.
Обоснован вопрос: почему театры, являющиеся проводниками культуры, никто не учит - какие им ставить спектакли. И почему вузам - являющимся проводниками образования, алгоритмизируют эту деятельность полностью. При этом все видят, что ужесточение руководства школами и вузами приводит каждый год к все более плачевным результатам. Уходят творчески работающие педагоги и руководители, из школ и вузов соответственно выходит все меньше талантливых учеников. Пока всевластие чиновников там, где должно произрастать творчество, не будет прекращено, ситуация лишь будет усугубляться. Должен измениться общий тренд в развитии отечественного образования. Он должен состоять в увеличении самостоятельности учебных заведений, их самоорганизации и автономизации, эффективность которых должны оценивать потребители.
В системе образования нужны не декоративные, а принципиальные изменения. Перетасовывание учебных программ и учебников, введение в них все более схоластической и местечковой терминологии, чтобы создать иллюзию научности, уже сейчас понятно, ни к какому подъему в сфере образования не приведет. Нужны принципиально новые идеи, и они имеют место в современной психологии и педагогике. Система образования должна базироваться на принципиально новой образовательной парадигме (названной нами условно сетевой), учитывающей кардинальные изменения, происходящие в социуме, в личностном развитии (современные дети и подростки не те, что были 5, 10, 15 лет назад), в технологиях получения знаний, характерных для современного электронного информационного пространства.
Отечественная система образования не может продолжать базироваться на идеях и теоретических концепциях, которым много десятилетий, и они не могли учитывать реалий сегодняшнего дня. Это, несомненно, снижает уровень развития науки в целом, которая начинает использовать большое количество симулякров. Так, достаточно сходные, а часто тождественные идеи, подаются с помощью вновь сконструированного экзотического понятийного аппарата, который, впрочем, не является свидетельством наличия в тех или иных формализованных построениях, претендующих на новые теоретические конструкции, оригинальных идей.
Большие надежды в развитии гуманистически ориентированной личности долгие годы возлагались на психологов. Однако сегодня психологическая практика представля-
10
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2013
ет из себя уродливую эклектику смешения всяческих парапсихологических практик, астрологии, верований, не имеющих какого-либо отношения к науке. Благо манипулировать людьми становится все проще, поскольку уровень их культуры и образования стремительно падает. Чем ниже уровень развития человека, чем уже его кругозор и неразвитее интеллект, тем проще манипулировать его волей и сознанием. Подавляющее большинство нашего населения верит в астрологию, ведьм, колдунов и иже с ними. Это и не удивительно - ведь они вещают со всех государственных каналов. Это еще одна проблема в развитии личности, которая должна будет строить новое индустриальное общество.
Все хорошо понимают, что в реальности не каждый человек сможет стать творцом и создавать что-либо новое в науке и своей профессии. Не все будут помнить химические формулы. Но общество хочет, чтобы все молодые люди имели необходимый для жизни в социуме набор личностных качеств, позволяющих называть их хорошими людьми, хорошими родителями. Общество хочет, чтобы у всех молодых людей отсутствовали патологические, агрессивные, дискомфортные для окружающих формы поведения. То есть вне связи с профессией общество настаивает на адекватном поведении каждого молодого человека, который выходит из стен школы и вуза. Еще раз подчеркнем - у человека может быть недостаточный багаж знаний, недостаточный уровень способностей для того, чтобы сделать карьеру в потенциально интеллектуальных видах деятельности, в сфере высоких технологий. И это нормально - не все должны стать гениальными учеными, выдающимися писателями, способными врачами, талантливыми философами и т. п. Но абсолютно все граждане должны быть адекватными в плане поведения - в его поведенческой (в узком смысле слова), коммуникативной, эмоциональной и двигательной составляющих, поскольку именно неадекватное поведение является дискомфортным и даже опасным для других людей.
Главный вывод, который из этого следует - одной из важнейших задач системы образования является формирование адекватного поведения у обучающихся. Поведение должно быть адекватным в сфере взаимоотношений со сверстниками, с взрослыми, с коллегами, в сфере сервиса, в сфере правовых и экономических отношений и в других сферах жизнедеятельности человека. Можно констатировать, что именно этой задачи современная система образования не только не может решить, но она ее даже не ставит. Действительно, анализ учебников и учебных пособий по педагогической психологии и педагогике показывает, что в них полностью отсутствуют разделы, посвященные феномену поведения - анализу механизмов его становления, развития и коррекции.
Поэтому только обращение системы образования к возможностям формирования поведения как системы коммуникативных, поведенческих (в узком значении слова), эмоциональных, аффективных и двигательных паттернов, инициирующихся без посредничества рефлексивных механизмов целеполагания, может обеспечить реальное изменения качества человека, и в этом большую роль может и должна играть система образования. Однако, сегодня ее суета вокруг формализации управленческих шагов, структуры учебных планов, их содержательного наполнения, как всегда, ничего не даст, но еще и ухудшит положение на фронте формирования гуманистически и интеллектуально развитой личности. В эпоху общества массового потребления и доминирования масс-медиа в формировании личности опора должна быть сделана на формирование у человека продуктивного и гуманистического поведения, опосредованного сферой бессознательного,
11
ISNN 1029-3388
в многообразных, но достаточно стандартных, из-за унификации жизнедеятельности людей, ситуациях их жизнедеятельности.
Однако, наша система образования продолжает делать упор на формирование знаний.
Но знания - это информация, которая интериоризирована человеком. Именно этого и не происходит в нашей школе и вузе. Важнейшей причиной этого является то, что традиционная система образования (и через педагога, и через учебник) продолжает апеллировать лишь к сфере рационального сознания, опираясь на вербально-теоретические методы воздействия на обучаемого. Однако, мышление молодого человека уже совершенно другое - оно эмоционально-образное, клиповое.
В настоящее время дана установка говорить о необходимости формирования компетентности, а не о ЗУНах. Как всегда, это делается начетнически, формально, в назывном плане, без обсуждения психологических механизмов компетентности и, соответственно, без предложения новых технологий обучения. Однако, психологическая традиция основывается на том, что компетентность предполагает сформированность, прежде всего, такого вида мышления, как практическое, уровень которого, как известно, не коррелирует с уровнем сформированности абстрактно-логического мышления. В свою очередь, практическое мышление, выступающее в социальной сфере как социальное, предполагает высокий уровень развития образного мышления. Как вид практического интеллекта выступает эмоциональный интеллект, который определяется как способность осознавать смысл эмоций. Однако, ни в школе, ни в вузе образное мышление, эмоциональный интеллект специально не формируется и не диагностируется. Без этого говорить о формировании компетенций является мало продуктивным.
Еще одной причиной застоя в системе образования является то, что современные технологии обучения уже давно не соответствуют специфике информационного общества, обусловившего доминирование других стилей получения информации молодыми людьми, специфику мышления молодежи, которое принципиально изменилась. Оно в большей степени образно-эмоциональное, клиповое. Поэтому педалирование использования вербально-логических технологий обучения приходит в противоречие с эмоционально-образным, практическим мышлением современных подростков, приводя к появлению когнитивного диссонанса, затрудняющего, а часто и делающего невозможным усвоение учебного материала. Однако целенаправленного системного перехода к другим технологиям обучения, которые смогли бы опираться на достижения и интернета, и масс-медиа, сегодня не происходит.
Система образования не учитывает, что знания могут выступать и в качестве когнитивных стереотипов, определенных клише, которые тесно связаны с продуцированием определенных эмоций и чувств, причем их связь также является стереотипной и устойчивой. В связи с этим можно сделать и некоторые выводы по поводу единых учебников. Создание единого учебника в этом смысле оправдано тем, что он позволяет сформировать определенные гуманистически ориентированные когнитивные стереотипы, которые сформируют общий нравственный каркас личности, важной составляющей которых как раз и является такой вид знаний, как когнитивные стереотипы. Несомненно, школа и вуз должны создавать мотивацию к чтению дополнительной литературы, надо учить учащихся думать, дискутировать, то есть формировать у них механизмы мышления и творческий потенциал. Но именно эти составляющие будут у всех очень различными, их диапазон будет очень широк в зависимости от внешних и внут-
12
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2013
ренних условий развития, лежащих вне системы школьного и вузовского образования. В то же время такая составляющая развития, как знания-стереотипы, может и должна быть в значительной степени унифицированной и находиться на необходимом для общества уровне, обеспечивающем адекватное гуманистически ориентированное поведение личности в социуме.
Современная система образования ориентирована на формирование деятельности, полностью игнорируя при этом сферу поведения, пускает ее развитие на самотек. Под поведением понимается вид психической активности, который не осознается человеком на этапе ее осуществления, хотя в дальнейшем он может целенаправленно анализироваться. Деятельность человека также имеет внешние проявления, но она обязательно имеет рациональную целевую основу. Поведенческие стереотипы намного устойчивее, чем рациональные формы деятельности: «сформируешь привычку - пожнешь натуру». Но именно этот пласт развития личности сегодня остается вне сферы внимания нашей системы образования, хотя очень многое в психической активности человека занимают не рациональные и продуманные виды деятельности, а бессознательные автоматизированные паттерны поведения, называемые стереотипами. Это могут быть поведенческие стереотипы, когда человек совершает стереотипные действия и поступки совершенно бессознательно, на автомате, не задумываясь о том, что он делает. Не меньшее значение в нашей жизни имеют коммуникативные стереотипы, когда человек общается в стандартных ситуациях с помощью устоявшихся и привычных шаблонов, не задумываясь - что надо сказать и как ответить, а делает это с помощью привычных фраз и словесных клише. Каждый человек использует в межличностном общении эмоциональные стереотипы, выражая свои эмоции, симпатии и антипатии привычным способом. Индивидуальные когнитивные стереотипы содержат представления о действиях в конкретных ситуациях, о сопровождающей их коммуникации и их эмоциональной окраске. Такие стереотипы формируются до сформированности реального опыта поведения.
Действительно, культурный человек, у которого сформированы эффективные стереотипы поведения, не должен задумываться: вставать ему или нет, чтобы уступить место старшему, женщине, маленькому ребенку. Он должен делать это автоматически. У него должны быть сформированы соответствующие стереотипы поведения. Он не должен думать, что надо помочь пожилой женщине перейти через дорогу, помочь, если она что-то уронила. Он должен делать это автоматически. Он не должен стоять в стороне, если видит, что обижают или унижают женщину, ребенка, пожилого человека, вообще более слабого. Он должен прийти на помощь, не раздумывая. Для этого у него должен быть сформирован соответствующий эффективный шаблон поведения.
Не менее важны позитивные стереотипы в сфере эмоциональной активности человека. Надо уметь, специально не рефлексируя, улыбнуться, приветствуя другого человека. Надо уметь правильно, комфортно для окружающих эмоционально реагировать на стандартные и типичные ситуации в социальной и межличностной сфере взаимоотношений. Надо испытывать чувство гордости при виде своего флага, при звучании своего гимна. Это также должно происходить автоматически, быть в поведенческом репертуаре сферы бессознательного, что совершенно правильно внедрено в системе образования многих стран.
Не секрет, что у нас много молодых людей, которые не понимают, что культурный человек должен уметь выразить радость, когда кому-то хорошо, не знают, как правильно
13
ISNN 1029-3388
себя вести в той или иной стандартной ситуации, не знают - как говорить с чиновниками, как звонить в какие-то службы, как говорить с руководством. Эффективный и социально адаптивный человек не должен задумываться - как поздороваться, что нужно сказать, когда у другого человека случилось горе, что надо сказать, когда другому человеку хорошо, как донести до него свою радость. Не секрет, что у нас очень многие люди не умеют делать таких элементарных вещей. У многих молодых людей не сформированы умения радоваться чужим талантам, чужим достижениям, чужой радости. А это также должны быть привычные и естественные формы поведения, человек не должен заставлять себя раздумывать - как это сделать. Это должно быть так же естественно - как дышать.
Совершенно понятно, что школа не ставила перед собой эту задачу профессионально. Несомненно, школьникам говорили, что надо вести себя хорошо. Но как хорошо, как и в каких ситуациях (очень часто и учитель не является образцом этого поведения). Профессионально создавать такие ситуации и формировать стереотипные формы поведения, которые презентовались бы уже на уровне бессознательного, - такую задачу не ставит перед собой сегодня система школьного и вузовского обучения, не предусматривают новые образовательные стандарты. А ведь это не менее важная задача, чем задача развития рационального сознания, развития мышления, формирования знаний.
Именно в этом мы видим сегодня основной недостаток школьного и вузовского обучения и, соответственно, всех образовательных программ и стандартов. Нельзя получить развитую личность, формируя только ее сознание, и не формируя ее поведение, поскольку они имеют разные психологические механизмы.
В дореволюционной школе было понятие муштры. В советское время, да и сейчас, это понятие всегда используется со знаком минус. Но сегодня очень многие стремятся отдать своих сыновей в суворовские училища, в армию, подсознательно понимая под термином «там их научат жить» именно то, что у них сформируют стереотипы продуктивной психической активности (поведенческой, коммуникативной, аффективной, двигательной). В быту это, как правило, называют привычками. Научат рано вставать, быстро одеваться, убирать за собой одежду и кровать, привычкам личной гигиены, тому, что со старшими, с женщинами надо общаться в определенном формате, с уважением, выработают привычку к систематическому чтению и другие, не менее важные стереотипы психической активности. Многие состоятельные люди отдают своих чад в закрытые европейские школы, где очень жесткий и часто аскетический режим. И привлекает их там не столько то, что у их детей сформируют высокий творческий потенциал, а чаще именно то, что ребенок будет учиться в «жестких рамках», смыслом чего является опять желание, чтобы у детей были сформированы определенные поведенческие стереотипы. Когда будет выработана привычка весь день работать, а не бить баклуши. Родители уверены, что после такой школы у их детей будет сформирована привычка (поведенческий стереотип) заниматься спортом - то есть привычки в двигательной активности.
Многих руководителей шокирует поведение молодых людей, приходящих устраиваться на работу и не имеющих элементарных навыков общения в конкретном стандартном формате. Сейчас все чаще употребляется термин «формат общения», он очень специфичен для различных сфер взаимоотношения людей. Но сегодня из школы и из вуза выходят молодые люди, имеющие крайне ущербный и очень узкий диапазон таких коммуникативных шаблонов поведения. Но именно умение общаться, которое в значитель-
14
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2013
ной степени определяется наличием у человека адекватных и продуктивных коммуникативных и эмоциональных стереотипов, определяет очень во многом его успешность в сфере социальных и личных взаимоотношений, а значит, в целом его карьерную и личностную успешность. Говорят «по одежке встречают». Поведенческие стереотипы - это та же психологическая одежка, которая определяет первое впечатление о человеке, и если это впечатление отрицательное, то жизнь и карьера такого человека сложится не так, как она могла бы сложиться. Именно поведенческие стереотипы формируют менталитет нации, ее имидж.
Не менее важную роль в жизнедеятельности человека имеют когнитивные стереотипы, как определенные гештальты представлений, являющиеся приоритетными по отношению к дальнейшему формированию поведенческих, коммуникативных и аффективных стереотипов, которые уже будут выступать как актуальные формы психической активности субъекта. Таким образом, в реальных практических ситуациях поведение человека в значительной степени автоматизировано за счет предпроектного когнитивного этапа, при этом оно реализуется в поведенческих актах, в коммуникации и эмоциональном реагировании. Именно с этих позиций важна роль общих учебников, на которые как раз и ложится функция формирования универсальных когнитивных стереотипов гуманистической направленности, которые должны стать стержнем, основой гуманного и продуктивного поведения человека в социальной и профессиональной сфере, а также в среде межличностного взаимодействия. При отсутствии таких общих и универсальных когнитивных схем невозможно быть уверенным в адекватном поведении человека, что важно для общества в целом.
Важнейшим психологическим механизмом формирования позитивных поведенческих стереотипов является имитация внешних образцов поведения и интериоризация их во внутренний план. Очень большую положительную роль в этом плане в прошлом играли средства массовой информации - лучшие наши режиссеры, артисты, вообще целые поколения выросли на положительных примерах советского кино. Существенно и то, что если раньше передача определенных культурных ценностей, стереотипов культурного поведения осуществлялась из поколения в поколение, то сейчас эти цивилизационные паттерны кардинально меняются всего за несколько лет.
К сожалению, необходимо констатировать, что наше телевидение уже давно не является источником положительных и продуктивных образцов поведенческой активности. Наоборот - настойчиво, практически 24 часа в сутки оно презентует шаблоны патологического, агрессивного, антигуманного поведения, которое по законам психологии не может не присваиваться молодым человеком, превращая эти шаблоны в отрицательные поведенческие стереотипы, которые в целом формируют менталитет современного поколения.
Нельзя сегодня недоучитывать и колоссальную роль интернета в формировании стереотипных форм психической активности личности. Сегодня интернет во многом психологически заменяет для молодых людей реальную деятельность на активность в виртуальном мире. Тексты, презентуемые электронными носителями информации, выступают сегодня как сенсорные и перцептивные эталоны, а представляемые сетью возможности достижения целей и удовлетворения потребностей - как нормы поведения и социального взаимодействия. Сегодня виртуальное электронное пространство превратилось в новую реальность, которая для многих молодых людей подменяет собой действительный мир вещей, людей, отношений. Анализ жизнедея-
15
ISNN 1029-3388
тельности человека в виртуальном пространстве дает основание говорить о ранее неизвестных процессах, оказывающих воздействие на восприятие людей и их психическое функционирование. Замена объективной реальности виртуальной становится для многих людей образом жизни. Это дает основания констатировать существенные сдвиги в эволюции человека.
Итак, безусловный кризис современной системы образования, обусловленный рассмотренными выше причинами, в значительной степени привел отечественный социум не только к неконкурентоспособности в сфере высоких технологий, генерировании новых научных идей и открытий, но самое опасное - к массовым проявлениям неадекватного, агрессивного, патологического поведения среди наших сограждан и, прежде всего, молодежи. Нельзя сегодня оставлять эту важную проблему без пристального внимания и, конечно же, разрешения. В значительной степени преодолеть имеющиеся недостатки может опора на теорию сетевого образования - как новую методологическую платформу развития личности.
Библиографический список
1. Берулава, М. Н. Теоретические основы современного образования - М.:Гуманитарная наука, 2011.
2. Берулава, Г. А., Берулава, М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 5-18.
3. Берулава, Г.А., Берулава, М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. - 2012. - № 4.
4. Берулава, Г. А., Берулава, М.Н. Теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования // Гуманизация образования. - 2012. - № 4.
5. Берулава, ГА. Методологические основы деятельности практического психолога. - М.: Высшая школа, 2003.
6. Берулава, Г.А. Психология развития личности. - М.: Изд-во УРАО, 2009.
7. Берулава, Г. А. Методология современной психологии / Г. А. Берулава. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009.
8. Берулава, Г.А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности. - М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2010.
9. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
10. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг и др. - СПб.: Питер, 2002.
11. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - М., 1997.
12. Berulava, G. Psychology in Practice. - Seattle, USA, 2008.
16
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования
Сахроков В.А.
РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИСТИКИ
Содержание данной книги отражает темы, представленные в философском толковании религии, культуры и общества как с уклоном в исторический период развития общества, так и в условиях современных процессов глобализации.
С одной стороны, культурное состояние общества в его непосредственной связи с духовностью оценивается как более высокая ступень человеческой эволюции, имеющая поистине огромный исторический опыт и наследие. С другой стороны, человечество в настоящее время (за последние 50 лет) вступило в период беспрецедентной чрезмерной материальной заинтересованности, перекрывающей духовную «надстройку», которая, будучи подпитываемой природной сущностью самого человека, не может не испытывать сильного давления как со стороны материального «базиса», так и со стороны неразумных действий человека по отношению к самому себе и природе, что не могло не привести к кризису современной цивилизации.
В первой главе дается философское понятие религии и культуры, где представлена динамика их развития в ретроспективном и современном отношениях. Здесь религия и культура рассматриваются не с точки зрения противопоставления, как борьба противоположностей, а с позиции единства этих противоположностей. Именно «содействие» (религии культуре и культуры религии) как разновидность единства играет в развитии, во взаимодействии противоположных систем не меньшую, чем борьба противоположностей, роль.
Необходимо ощущать не только противоположность, но и единство между культурой и религией, которая, в свою очередь, также производила и накапливала способы и приемы осуществления бытия человека в его материальной и духовной деятельности, реализовывала их в продуктах и передавала от поколения к поколению. При всей сложности взаимоотношений религии с другими областями духовной культуры на протяжении всей истории они взаимно оказывали воздействие друг на друга и образовывали единство и целостность.
Религия, как подчеркивает профессор О.Ф. Лобазова, «становится частью культурного универсума и синтезирует внутри себя определенные явления других областей культурной жизни, изменяя свои формы, и внутреннее содержание. На протяжении истории человечества сменилось несколько форм религии, которые соответствовали общему развитию человеческого общества» [2].
Известный социолог Т. Парсонс предложил признать и сохранить за религией две довольно значительные по своему масштабу функции - как интеграции и фактора стабильности общества, так и стимула социального изменения. В частности, христианство и отдельные элементы правового порядка Римской империи он рассматривает как два главных моста между древним и современным мирами. «Как культурная система хрис-
17
ISNN 1029-3388
тианство в конечном счете доказало свою способность и впитать в себя наиболее значительные компоненты светской культуры Античности, и создать матрицу, из которой смогли выделиться новые устои секулярной культуры» [4].
Одновременно единство и целостность взаимосвязи религии и культуры (веры и разума) рассматриваются через призму так называемой «золотой пропорции», знаменитой математической «формулы красоты» или гармонии мироздания, идея которой проходит «красной нитью» через всю историю человечества и продолжает являться предметом исследования многих ученых всех народов и стран.
Согласно известной классической китайской философской концепции Ян-Инь, предопределяющей высокое и низкое начала, математическую модель принципа двойственности можно представить в виде единичного отрезка с двумя предельными состояниями 0 и 1 на концах (Рис. 1).
Ян Инь
т 0 т т X <- т
Рис. 1
Рассматривая основную тему религии и культуры (веры и разума), можно отобразить графически возможное соотношение этих понятий, памятуя о том, что вера, как правило, являет собой религиозное отношение человека к жизни, в которой, по его мнению, все предопределено Всевышним, а разум, являясь извечным проводником в поступательном развитии культуры, выступает против излишнего преклонения перед Богом и в этом отношении препятствует порой фанатичному волеизлиянию многих верующих той же культуры, тормозящему прогресс последней.
В эпоху раннего развития человечества, когда многое, если не все, было предопределено верой, точка X (Рис. 1) приближалась к конечному состоянию 1 и своим ходом как бы вытесняла или значительно сокращала состояние (X - 1) (илиразум), которое, в свою очередь, всеми силами стремилось сопротивляться натиску состояния (0 - X) (или веры), цель которого заключалась в недопущении и запрещении каких-либо научно-технических познаний. Поэтому зону (X - 1) можно называть зоной риска, состояние которой, как известно истории развития мировой цивилизации (или отдельно взятой культуры), издревле подвергалось большим колебаниям между насильственными проявлениями веры и пробными возможностями разума.
В настоящее время наблюдается иная картина, когда состояние разума, по-видимому, достигающее своего апогея, стремится, наоборот, вытеснить состояние веры, что видно на Рис. 2.
Ян Инь
т т т
0______________> X <______________________________________1
Рис. 2
Точка X на рис. 2 значительно сдвинута к предельному состоянию 0, что сузило до опасного предела зону (0 - X) (или веры), тем самым расширив зону (X - 1) (или разума), которая сейчас стремится вытеснить состояние (0 - X). Теперь состояние (0 - X)
18