Научная статья на тему 'Медиакультура как фактор формирования инновационной ментальности поколений'

Медиакультура как фактор формирования инновационной ментальности поколений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA CULTURE / ПОКОЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE MENTALITY / ТРАДИЦИОННАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / TRADITIONAL MENTALITY / GENERATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пищик В.И.

Рассматривается медиакультура как фактор формирования поколений. Обосновывается, что поколения инновационной ментальности в большей степени подвержены влиянию медиакультуры. Представлены характеристики поколений инновационной ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media culture as the factor of formation of innovative mentality of generations

The media culture as the factor of formation of generations Is considered. It is proved that generations of innovative mentality are in a greater degree subj ect to media culture influence. Characteristics of generations of innovative mentality are presented.

Текст научной работы на тему «Медиакультура как фактор формирования инновационной ментальности поколений»

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

Пищик В.И.

Медиакультура как фактор формирования инновационной ментальности поколений

В социальной модернизации общества существенную роль играет новая культура - медиакультура. Культура господства информационных посредников, объединяющая все виды аудиовизуального искусства, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности [4, с. 13]. Активность медиакультуры способствует формированию новых форм ментальности среди молодежи. Причем, как полагает В. А. Шкуратов, «медийная трансляция не передает, а производит» [10, с. 15], «производит содержание, которое принято называть ментальностью» [10, с. 29]. Медиаментальность строится, по мнению автора, на коммуникации в условиях медиасоциальности, опирается на визуальный образ, передаваемый в ускоренном времени.

По убеждению Ж. Бодрийяра, в современном мире происходит экспансия знаковых форм [7]. Ученый доказывает неподлинность мира, отрывающего человека от подлинной реальности. Современный знак создает ложные потребности, следовательно, создает референта и значения. В таком мире разрушаются отличия Другого, он разрушается как естественное. «Столь интенсивное в последние годы использование технологий виртуальной реальности имеет социальный смысл — замещение социальной реальности ее компьютерными симуляциями» [2, с. 14].

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются исследователи, является, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, феномен ускорения обновления «общедоступного и релевантного для всех знания» и медленное обновление «специфически-ролевого знания», что тормозит общую концепцию реальности в современном обществе [1, с. 592]. Из этого следует, что в современном мире общечеловеческие значения превалируют над социально-специфическими (профессиональными, статусными, институциональными). Изменения в координате значений ментального пространства связаны с изменениями смыслов поколений.

В ходе социализации ментальность, формируемая у поколений, обретает определенные социально-психологические характеристики, задаваемые своеобразными «формами социальности» (Л.С. Выготский) и культурным контекстом (М. Коул). В нашей типологии ментальность основывается на следующих социально-психологических феноменах: Я-концепция, значения и представления образа мира, ценностные ориентации, образ жизни, дискурс, особенности взаимодействия и отношения. Сочетание показателей характеристик ментальности определило традиционный, переходный, инновационный и постинновационный типы ментальности. Мы полагаем, что исходными должны быть два полюса, таковыми для нас стали - традиции как форма социального наследования, связи и инновации как «форма отклонения, нонконформизма» (С.

41

ISNN 1029-3388

Московичи), а другие выступают их продолжениями. При этом традиция связана с конформностью в группе. Таким образом, в основе лежат противоположности по С. Московичи процесса влияния как действия и противодействия [9, с. 64].

Традиционную ментальность мы понимаем как основанную на ценностях горизонтального коллективизма, предполагающую следование традициям, отношения между людьми более честные и дружественные, стабильный образ мира. Переходная ментальность находится на границе между инновационной и традиционной. Она основана на ценностях вертикального коллективизма. Коллективистские ценности сочетаются со строгой иерархией в отношениях. Инновационная ментальность основана на ценностях вертикального индивидуализма, предполагающая менее закрытые отношения, активную позицию в жизни, рациональность, ориентацию на личные достижения при представлениях нестабильного в образе мира. Постинновационная ментальность основана на ценностях стабильности, горизонтального индивидуализма, однако это провоцирует некоторую пассивность в образе жизни поколения. При этом провозглашаются равные права для всех, но при этом не нарушаются границы индивидуальности.

Слово «инновация» латинского происхождения и означает возобновление, перемену, обновление [8]. Инновационная ментальность - это вновь нарождающаяся ментальность, которая обычно представлена у представителей постинновационного поколения.

В отдельных изданиях встречаются некоторые наработки относительно представителей инновационной ментальности. Рассмотрим некоторые из них. В концепции модернизации А. Инкелеса и Д. Смита описываются «традиционные» и «модернизированные» культурные типы по параметрам изменения характера производства, социальных связей, духовных ценностей и значимых личностных характеристик. В традиционном обществе доминируют докапиталистические экономические отношения, низок уровень образования населения, внутрисемейные социальные связи являются ведущими, преобладает жесткая религиозная система ценностей, личность характеризуется высокой потребностью в аффилиации. В условиях модернизации развития жизни приводит к тому, что большинство населения включается в машинное производство, повышается уровень образования, внесемейные социальные связи приобретают большую значимость, чем внутрисемейные, наука занимает место религиозной веры, наиболее значимыми личностными характеристиками становятся стремление к достижению успеха и внутренний локус контроля [3]. Предполагаем, что можно провести параллели между представленными культурными типами и выделенными инновационной и традиционной ментальностями.

В исследовании Э. Хаген также выделены характеристики инновационной личности менеджера: отношение к миру определяется любознательностью и стремлением управлять, контролировать; стремление к изменениям и высокая ответственность за свои поступки; откровенность и терпимость к инновациям подчиненных; творчество, стремление к новизне. Это наблюдается, когда рушатся

42

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

предписанные статусы, характерные для закрытого общества, а на смену им приходят интенсивная социальная мобильность, открытые классовые и социальные стратификации [3]. Н.М. Лебедева показала, что ценности открытости к изменениям (по методике Шварца - самостоятельность и стимуляция) и ценность универсализма связаны с инновативными установками [6].

Howe N.; Strauss W. выделили в Америке поколение Y (1983-2000 гг. рождения), которые находятся в своем формировании под влиянием медиакультуры и имеют отличительные характеристики: готовы меняться, оптимисты, общительные, обязательно входят в контакт с другими посредством интернета, уверенны в себе, помещают свои фото, эпизоды жизни в интернете, являются профи в технике, ожидают быстрых вознаграждений за содеянное [11].

Эмпирически нами установлено, что у поколений 70-80-х гг. ХХ в. преобладает традиционная ментальность при доминировании надсистемы этноса с направленностью на социальную стабильность и со следующими социальнопсихологическими характеристиками: взаимозависимыми представлениями о своем «Я», образ мира содержит стабильные характеристики, коллективистские ценности, направленностью на социальную стабилизацию, преобладанием конформизма в отношениях, дискурсивной гомогенностью. У молодого поколения начала ХХ! в. преобладает инновационная ментальность при доминировании надсистемы социума, с направленностью на социальную изменчивость и со следующими социально-психологическими характеристиками: независимыми представлениями о своем «Я», в образе мира преобладают нестабильные характеристики, индивидуалистические ценности, с направленностью на социальные изменения, дискурсивной гетерогенностью.

Таким образом, очевидно, что традиционная ментальность сформирована в большей степени под влиянием традиционной культуры, а инновационная ментальность под влиянием медиакультуры.

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум».- 1995.

2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение.-2000.Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. - СПб.: Питер.-2004.

3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический проект; Культура.- 2008.

4. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Пер. с англ. -Харьков: Изд-во Гуманитарный центр.- 2007.

5. Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям российских и канадских студентов // Психологический журнал.- 2009. -№ 4.

6. Самарская Е. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.- 2006. — с. 251—264

43

ISNN 1029-3388

7. Современный толковый словарь русского языка. - М.: РИДЕРЗ ДЖАЙДЖЕСТ.-2004.

8. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер.- 2007.

9. Шкуратов В. А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов н/Д: Наррадигма.- 2006.

10. Howe N.; Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books. -1997.

Проблемы современной школы

Ветров Ю.П., Петрихина А. С.

Методологические основы проектирования программы психологической поддержки исследовательской деятельности

школьников

Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности (А .Н. Поддъяков).

С позиций гуманистической парадигмы развития личности, базирующейся на антропоцентрической модели психологической картины мира, человек - творец общества и культуры, источник собственного развития. Формой развития личности с этой точки зрения выступает самоактуализация (важнейшим критерием развития человека является степень его активности и возможности изменять социум в своих интересах, реализация творческого потенциала). Источником развития при этом выступает собственная активность личности (Г. А. Берулава).

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Исследовательская деятельность школьников рассматривается как эффективная инновационная модель обогащения содержания образования через развитие деятельностных способностей учащихся (Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков и др.).

Перед научным и педагогическим сообществом, взявшим на себя ответственность за развитие исследовательской деятельности учащихся, встает целый ряд вопросов о ее ценностно-смысловых, организационно-содержательных и психологических основаниях.

Г.А. Берулава, анализируя методологические основы деятельности практических психологов, отмечает, что современный этап развития психологии

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.