ISNN 1029-3338
Российским психологам следовало бы настойчивее вторгаться в проблемы современного образования, а педагогам начинать считаться с эмоциональными ситуациями, возникающими в ближайшей к студентам социально-экономической среде, которые могут выступать как мощные мотивационные факторы образовательной деятельности. Тогда психологические знания превратятся в средство повышения эффективности образовательной деятельности, а психологи будут выступать силой, которая способна убедить педагогов и администрацию вузов в необходимости реформирования образования через всемерное расширение психологического вмешательства в образовательное пространство.
Гулянова Л.П.
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА В РАМКАХ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ1
Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамического социально-экономического развития страны анализ запросов сообщества, запросов студентов и имеющегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования.
Современное общество, по мнению многих исследователей, находится на стадии перехода от индустриального типа к информационному, а информационное общество требует информационно грамотных людей. Именно поэтому информатизация общества диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности.
Информатизация образования представляет собой сложнейшую и актуальную материально-техническую, научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему. Информатизация образования — процесс довольно сложный и потребовал определенного времени и поэтапности осуществления:
1. Массовое освоение средств новых информационных технологий — создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки преподавателей и студентов.
2. Активное внедрение средств новых информационных технологий в учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения; видео- и аудиоматериалов на внутреннем портале вуза.
3. Введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.
Современное российское общество сегодня находится на пороге смены образовательных парадигм. Преподаватели уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких как электронная почта, видеокниги, учебнометодические пособия, обучающие игры и др. на лазерных дисках, системы мультимедиа,
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-00316).— Примеч. ред.
42
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
и многое др. Пересмотрены организационные формы учебного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной и индивидуальной работы студентов, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций преподавателя, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.
Использование в учебно-воспитательном процессе электронных средств обучения позволяет преподавателю добиться следующих результатов:
— упростить процесс планирования индивидуальной работы студента и сократить время на подготовку — за счет использования программного обеспечения;
— составить систему заданий для каждого студента, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования;
— предложить студентам дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей и из Интернета;
— при использовании на занятии сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную работу каждого студента, вносить коррективы и оценивать его деятельность. Студенты могут работать в темпе, соответствующем их природным задаткам и уровню подготовленности.
Теоретическая платформа сетевого образования базируется на системной интеграции виртуального и традиционного образовательного пространства.
В настоящее время университет предоставляет студентам и преподавателям возможность использовать в учебном процессе:
— электронную почту для обмена информацией, как внутри сети, так и с внешними абонентами;
— электронную библиотеку;
— внутривузовскую электронную доску объявлений на сайте НОУ ВПО «Международный инновационный университет» (НОУ ВПО МИУ, г. Сочи);
— участие в телеконференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;
— доступ к открытым файловым серверам сети Internet для получения свободно распространяемых программных средств;
— доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных работ и проведении научных исследований;
— участие в on-line-телеконференциях сети Internet;
— самостоятельное и контрольное тестирование;
— самостоятельное наполнение образовательной информационной среды, в частности, через созданные на сайте вуза профессиональные электронные клубы;
— работа на внутреннем портале, содержащем электронные задания и образную визуализацию по всем темам всех дисциплин.
Внутренний образовательный портал университета включает рубрики:
— обучающие программы;
— телелекции;
— задания студентам;
— библиотеку;
— тестовый материал.
43
ISNN 1029-3338
Особо делается акцент на психологических преимуществах электронного образовательного пространства для формирования продуктивных коммуникативных стереотипов психической активности.
Для работы с обучающими программами, телелекциями и заданиями студентам достаточно заполнить окна «наименование направления» и «дисциплину», согласно рабочему учебному плану. В задании для самостоятельной работы студента по дисциплине указаны темы, содержание задания по каждой теме, предусмотренное для самостоятельного изучения и Интернет-ресурсы, включающие в себя электронные учебники, библиотеки, словари, статьи, журналы, видеолекции и обучающие программы (электронные адреса, по которым можно изучать материал и отвечать на вопросы заданий). Также в каждом файле этой рубрики включена программа изучаемой дисциплины. Кроме этого, для студентов заочной формы обучения разработаны кейс-пакеты, содержащие также программу дисциплины и электронные ресурсы для самостоятельного изучения.
Рубрика «Обучающие программы» содержит большое количество разнообразных программ, которые могут помочь студентам успешно освоить изучаемые в вузе дисциплины. Удобны обучающие программы для изучения иностранных языков, включающие в себя не только теоретический материал, но и практические задания, а также программы для изучения дисциплин сфер искусства и истории: не выходя из стен университета, студенты могут посетить музеи и значимые исторические места мира, узнать о произведениях искусства, великих деятелях России и зарубежья. Какое бы направление для изучения студент ни выбрал, он сможет найти для себя нужную обучающую программу. Студенты, изучающие психологию, научатся проводить тренинги, будущие управленцы — правильно взаимодействовать с персоналом, экономисты — узнают много нового об экономике нашего и других регионов страны и мира, а студенты технических специальностей научатся работать со сложным программным обеспечением.
Выполнение практических заданий помогает студентам лучше усвоить теоретический материал.
В рубрике «библиотека» при заполнении окон «направление», «дисциплина», «вид литературы» можно осуществлять поиск всех видов литературы, имеющихся в библиотеке, а также работать с электронными учебниками. Кроме того, возможен поиск литературы по наименованию.
Особое место среди форм контроля в системе образования занимает тестирование. По каждой теме курса различных дисциплин разработан комплекс тестов. Тестирование позволяет осуществить не только контроль, но и самоконтроль знаний студента, систематизировать их. Тесты являются хорошим средством для подготовки к экзамену или зачету. В сочетании с персональными компьютерами и новыми информационными технологиями тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля. Компьютерные классы НОУ ВПО МИУ оснащены программами, в которых имеются тесты практически по всем читаемым преподавателями дисциплинам.
Полученные в результате тестирования данные постоянно обобщаются и анализируются как преподавателями-предметниками, так и в целом по дисциплинам кафедры, что позволяет оценить в динамике степень овладения студентами учебным материалом.
В настоящее время разработан план кафедр по внедрению информационных технологий, содержащий несколько разделов. Среди них выделяем следующие:
— подготовка методических материалов по чтению лекций с использованием информационных технологий и использование их при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ;
44
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
— подготовка демонстрационных материалов с использованием мультимедийных систем;
— использование информационных технологий в учебном процессе;
— повышение квалификации преподавательских кадров по использованию информационных технологий;
— регулярное обновление и накопление портала и электронной библиотеки.
Повышение информационной культуры преподавателей положительно влияет на
учебно-воспитательный процесс и позволяет выйти на новый уровень использования новых информационных технологий.
Продолжается работа по созданию и внедрению электронных учебно-методических пособий в образовательный процесс, с целью увеличения доли самостоятельной работы студентов и апробации форм дистанционного обучения для повышения качества обучения.
В целом внедрение информационных технологий как формы самостоятельной работы студентов способствует с позиции нового теоретического подхода:
— индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов, занятости и потребностей обучаемых;
— стимулированию стремления студентов к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению;
— повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамическому обновлению.
Библиографический список
1. Берулава, Г.А. Методология современной психологии : моногр. / Г.А. Берулава. М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2009.
2. Она же. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности : моногр. / Г. А. Берулава. Сочи : ИОТ РАО, 2010.
3. Она же. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г.А. Берулава // Вестн. практ. психол. 2010. № 4. С. 6-14.
Сагилян Э.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ У СТУДЕНТОВ В рамках НОВОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1
Переход современного общества к цивилизованной рыночной экономике немыслим без привлечения специалистов, имеющих качественную подготовку. Научнотехнический прогресс и инновационная экономическая политика XXI в. направлены
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-06-00316).— Примеч. ред.
45