Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной работы студентов средствами интернет-технологий в условиях реализации теории сетевого образования'

Активизация самостоятельной работы студентов средствами интернет-технологий в условиях реализации теории сетевого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY OF NETWORK EDUCATION / ПРОДУКТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PRODUCTIVE LEGAL BEHAVIOUR / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT STUDENT'S WORK / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сплавская Н. В.

Рассматривается осуществление реализации теории сетевого образования в самостоятельной работе студентов средствами информационных технологий. Представлены результаты внедрения инновационных технологий обучения. Теория сетевого образования, продуктивное правовое поведение, самостоятельная работа студентов, информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF INDEPENDENT STUDENT’S WORK BY MEANS OF INTERNET TECHNOLOGY IN THE IMPLEMENTATION OF THE THEORY OF NETWORK EDUCATION

The article touches upon questions on theory of network education during independent student’s work by means of information technology. The results of implementation of innovative learning technologies are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной работы студентов средствами интернет-технологий в условиях реализации теории сетевого образования»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

Сплавская Н.В.

АКТИВИЗАЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

средствами интернет-технологий в условиях реализации теории сетевого образования

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одной из самых важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в вузе. Главное в стратегической линии организации СРС в вузе заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности, ответственности и способности к самоорганизации студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, так и приобретению навыков рационального поиска полезной информации и использования ее в учебном процессе. Все это позволяет рассматривать самостоятельную работу, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, с другой стороны,— как основу для самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, с учетом направления подготовки, профессиональных требований, реальных условий хозяйствования и т. д.

Неслучайно поэтому СРС в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе. С одной стороны, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т. е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой,— форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания.

В процессе самостоятельной работы происходит выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства.

СРС присущи следующие характеристики: 1) она вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; 2) является важнейшим условием самоорганизации обучающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; 3) является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью студента в процессе обучения и профессионального самоопределения.

Исходя из этого, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем.

Особый интерес для нас представляет СРС с использованием информационных технологий. Сегодня в условиях всемирной глобализации развитие информационных технологий приводит к образованию новых инновационных образовательных

19

ISNN 1029-3338

технологий, обеспечивающих соответствие реалиям информационного общества. Современный учебный процесс невозможно представить без поддержки средствами информационных технологий, которые призваны способствовать повышению качества обучения.

Различные средства информационных технологий расширяют возможности студента, оптимизируют изучение дисциплин, делают его увлекательным процессом открытия неизведанного мира. Информационные технологии позволяют использовать как основу для СРС не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет — электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т. д. Организация индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности студентов предполагает использование новейших педагогических технологий. К таким технологиям относится теория сетевого образования, основателем и разработчиком которой является профессор Г.А. Берулава. Ее отличительными особенностями можно назвать обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации, в равной степени, как сферы рационального сознания, так и сферы бессознательного [2. С. 16]. Сетевая методология обеспечивает переход в производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, что еще никогда не было.

Поскольку одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация СРС, то в условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отведенных на изучение дисциплин, высококачественная подготовка специалиста возможна лишь в том случае, если основной упор при обучении сделан не столько на аудиторные занятия, сколько на самостоятельную деятельность студентов, грамотно объединенную с современными информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями, в частности.

Эти факторы приводят к необходимости активного использования Интернетресурсов в образовании. Самостоятельная работа в данном случае строится таким образом, что дает возможность студенту выполнять учебные задачи в любом удобном ему месте с точкой доступа в Интернет. Внеаудиторный вариант интеграции Интернеттехнологий позволяет реализовать ряд задач: 1) учитывать индивидуальные особенности студентов, предоставляя им большую свободу во времени и информационном пространстве для действий; 2) минимизировать техническую сложность поставленных задач путем учета уровня владения компьютером и навыков работы в Интернете студентов; 3) оптимально интегрировать формы использования Интернет-технологий обучения с учетом основных аспектов учебного процесса при обучении иностранному языку с минимальными затратами; 4) научить студента быть более ответственным за свои собственные знания, поскольку он должен уметь организовать собственное время, решить, какая информация может быть использована для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения [1. С. 117].

С учетом вышесказанного мы в организации СРС используем возможности электронных дискуссионных профессиональных клубов, которые созданы на сайте НОУ ВПО «Международный инновационный университет» (МИУ), в рамках реализации теории сетевого образования.

Задачами создания клубов является формирование когнитивных, социальных, коммуникативных, эмоциональных, личностных и профессиональных компетенций, важной составляющей которых являются продуктивные стереотипы психической активности студентов, направленные на расширение возможности их будущей

20

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

личностной и профессиональной самореализации на основе их работы в пространстве Интернета.

Клубы по профессиям работают в режиме открытых форумов. Инновационность предлагаемой технологии состоит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Любой из участников форума может инициировать обсуждение какой-либо проблемы [3]. Электронные профессиональные клубы являются уникальной возможностью для студента стать полноправным участником образовательного процесса: получить качественно новую информацию, показать свою эрудицию, развить навыки практического консультирования [3. С. 29].

Электронный клуб позволяет осуществлять интерактивное обучение-взаимодействие участников образовательного процесса. В web-ориентированном образовании осуществляется специальная, особая форма организации познавательной деятельности студентов.

Соответственно интерактивная деятельность преподавателя направлена на управление web-ориентированной учебной и научной деятельностью студентов. Web-ориентированная учебная деятельность (web-training) рассматривается нами как активное взаимодействие субъекта (студента) с образовательными web-ресурсами. Содержанием web-training является формирование навыков обработки знаний, информации, размещенной в глобальной сети, овладение интеллектуальными умениями, необходимыми для работы с информационными ресурсами: умение создавать и преобразовывать информационные ресурсы, способность управлять информационными потоками [6. С. 69] и т. д. Продуктом web-training, соответственно, является актуализированное знание, лежащее в основе умения решать задачи путем поиска и обработки разнообразной информации, обретение индивидуального опыта работы с Интернет-ресурсами.

Представим опыт организации СРС в электронных профессиональных клубах на примере работы электронного профессионального клуба юристов. Студенты, зайдя на сайт МИУ, выбирают вкладку «Электронные клубы по профессиям» и переходят в «Электронный клуб юристов», в котором могут работать, используя свой логин и пароль. Модераторами «Электронного клуба юристов» являются заведующие кафедрами. Для получения консультации можно отправить модератору личное сообщение.

Общими правилами работы в электронном клубе являются: обязанность при общении в электронном клубе соблюдать существующие в современном обществе и государстве нормы морали, этики и законодательства и обязанность уважать точку зрения собеседника, и, вступая в дискуссию, помнить, о существующем плюрализме мнений и суждений.

Электронный клуб юристов разбит на ряд дискуссионных тем, которые, в свою очередь, сгруппированы в три блока: учебно-методическая работа, научноисследовательская, воспитательная и профориентационная работа. Преподаватели на лекционных и семинарских занятиях регулярно организуют и контролируют СРС в электронном клубе, в частности: в заданиях для самостоятельной работы обязательно делается «привязка» к работе электронного клуба, через инициирование преподавателем обсуждения какой-либо проблемы дисциплины учебного плана; преподаватели, проводя семинарские занятия в компьютерных классах, зачитывают положительные оценки студентам только после выступления их в форуме.

Для того чтобы получить допуск к зачету или экзамену, студентам необходимо не только посещать лекции, но и выполнять задания СРС, заявленные в дискуссионных

21

ISNN 1029-3338

темах клуба. Задача преподавателя заключается в том, чтобы своевременно проверять ответы и комментировать их.

Участие в работе электронного клуба юриста помогает студентам-юристам приобретать не только профессиональные знания, но и опыт работы с электронными ресурсами. Помимо вышесказанного студенту всех форм обучения электронный клуб юриста предоставляет следующие возможности: 1) получать постоянную

квалифицированную юридическую помощь модераторов клуба, профессорскопреподавательского состава и практических работников по интересующей его проблеме, а также узнавать мнения своих однокурсников — будущих коллег; 2) общаться в электронном клубе (задавать вопросы или отвечать на них) в удобное для него время;

3) вступить в профессиональное сообщество юристов, т. к., являясь в электронном клубе активным участником дискуссии, студент становится частью данного сообщества;

4) получать помощь в подготовке к зачетно-экзаменационным сессиям, т. к. на обсуждения выносятся актуальные вопросы как из российской, так и зарубежной правовой реальности.

Таким образом, в течение всего учебного года и на каникулах студенты имеют возможность оставлять свои комментарии, задавать вопросы, имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый студент вносит особый индивидуальный вклад в освоение учебного материала. Обмен знаниями, идеями и способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, это позволяет не только получать новое знание, но и развивать навыки кооперации и сотрудничества.

В ходе внедрения рассматриваемой инновации, проводился опрос среди студентов, результаты которого подтверждают важность и необходимость сетевой методологии. Среди отзывов студентов можно выделить следующие: «очень важно, что я могу заниматься в удобное для меня время»; «работа в клубе помогает мне развить компьютерную грамотность»; «интересно участвовать в дискуссиях он-лайн во внеучебное время, когда появляется какой-нибудь вопрос»; «можно всегда получить квалифицированную помощь» и др.

При реализации теории сетевого образования в организации СРС в электронных профессиональных клубах следует учитывать особенности виртуальной реальности, влияющие на обучение: 1) возможность управления событиями — изменять информационные потоки, комбинировать, а также генерировать новые; 2) каждый пользователь может сам создавать свою виртуальную реальность; 3) мгновенный доступ к любой области пространства в отличие от пространства подлинной реальности, где для этого требуется затрата значительных усилий и времени на перемещение из одной точки в другую [5. С. 132].

Учитывая эти особенности, можно утверждать, что для участия в виртуальном обучении необходимо иметь навыки управления информацией, развивать умение быстро (мгновенно) ориентироваться в виртуальном пространстве [Там же. С. 133]. Эти навыки обретают актуальность в связи с тем, что в обучении предполагается увеличение объема СРС, возрастает необходимость организации постоянной оперативной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей.

Опыт реализации теории сетевого образования в организации СРС показал, что заметно повышается потребность студентов в поиске информации, в использовании достаточно большого количества источников информации с целью ее оценки и выбора значимой, потребность в овладении программными продуктами, способность

22

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

актуализировать и применять имеющиеся знания в новых условиях. Все вышеуказанное позволяет сделать образование удобным, доступным, гибким и мобильным.

Библиографический список

1. Ажель, Ю.П. Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе [Текст] / Ю. П. Ажель // Молодой ученый. 2011. № 6. Т 2. С. 116-119.

2. Берулава, Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства [Текст] / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. 2010. № 4.

3. Международный инновационный университет [Электронный ресурс] / НОУ ВПО «Международный инновационный университет». Режим доступа : http://www.miu-sochi.ru/obshhie_svedenija_31_1.html. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

4. Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов по направлению 030500.62 «Юриспруденция» [Текст] / сост. А.В. Дружинина. Сочи : РИО МИУ, 2011.

6. Рулиене, Л.Н. Дистанционное обучение : сущность, проблемы, перспективы [Текст] / Л.Н. Рулиене. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. С. 133.

5. Чернова, Ю.К. Основы учебной деятельности [Текст] : учеб. пособие для развития умения учиться / Ю.К. Чернова. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.