Научная статья на тему 'Значениетопонимических мифов в туризме Хакасии'

Значениетопонимических мифов в туризме Хакасии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хакасия / топонимы / туризм / региональный туризм / мифология / хакасские мифы

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гулякина Дарья Владимировна

В статье рассматривается понятие топонимических мифов и легенд, выявляется возможность их применения в сфере туризма. Прослеживается связь топонимических мифов и туристской легенды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значениетопонимических мифов в туризме Хакасии»

3. Матвеевская А. С., Погодина В. Л. Специальные виды туризма: учебное пособие. Т. 2. Культурный туризм. - СПб.: СПбГУТиД, 2015. - 246 с.

4. Матвеевская А. С., Погодина В. Л. Туристско-рекреационное проектирование: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУТиД, 2013. - 264 с.

5. Погодина В. Л. Географо-ресурсный подход к типологии туристских дестинаций и путешествий. 4-ая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития». -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - 34 с.

6. Погодина В. Л., Матвеевская А. С. Туристско-рекреационное проектирование: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУТиД, 2013. - 264 с.

ЗНАЧЕНИЕТОПОНИМИЧЕСКИХ МИФОВ В ТУРИЗМЕ ХАКАСИИ

Д. В. Гулякина

Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова, Абакан, Республика Хакасия, Россия, e-mail: gulyakinadaria@gmail. com

Аннотация. В статье рассматривается понятие топонимических мифов и легенд, выявляется возможность их применения в сфере туризма. Прослеживается связь топонимических мифов и туристской легенды.

Ключевые слова: Хакасия, топонимы, туризм, региональный туризм, мифология, хакасские мифы.

Топонимика, наука о названиях местности, сохраняет нам древние обозначения географической среды обитания людей и переплетается с традиционныммировоззрением и мифологией народов. Многие легенды и сказания, повествующие об истории и происхождении названий географических объектов, несомненно, тесным образом связаны с историей, обычаями, традициями живущих в этих краях народов. Очень часто многие топонимические легенды являются фантастическим вымыслом, проявлением творческой способности народа, что формирует у туристов своеобразный образ географического объекта. Топо-

нимы имеют познавательное значение для туристов, которые посещают территорию Хакасии. Они являются своего рода информационным ресурсом, который необходимо учитывать и использовать при проектировании туристского маршрута. Топонимика может дать представление об истории, обычаях и культуре местных жителей, географические мифы и легенды помогают формировать у туристов яркий образ посещаемой территории.

Таким образом, при грамотном использовании топонимических мифов в экскурсиях и турах и благодаря географической привязке, восприятие информации улучшается, что в целом способствует более успешному продвижению тура на туристском рынке [4].

Перед собой мы ставили цель определить возможность использования топонимических мифов в качестве туристского ресурса Хакасии.

В ходе исследования были выполнены следующие задачи:

1. Изучить топонимические мифы Хакасии.

2. Выявить место топонимических мифов в структуре туризма Хакасии.

Топонимические мифы относятся к несказочной прозе кип-чоох, по классификации Миндибековой [3]. В целом несказочную прозу можно разделить на мифологическую и историческую.

Понятие «топонимическая легенда» относится к жанрам устного народного творчества, в котором содержится объяснение происхождения названий географических объектов, представляет собой яркий пример «народной этимологии». Можно сказать, что топонимическая легенда является духовным сокровищем народа, важной частью культуры, а также содержит в себе историческую информацию и может служить средством воспитания личности.

Топонимические мифы рассказывают о различных географических объектах. Названия объектов содержат характеристику их внешних признаков, их значение в жизни народа. Мифы содержат сюжеты о горах, скалах, хребтах, озерах и реках. Топонимические мифы являются отражением своеобразия духовной и материальной жизни народа.

Известны мифы о горах Борус, Куня, Хан-Сын [2]. Например, в легенде о горе Борус говорится о ясновидце из кыргызского народа, возраст которого составлял 700 лет. До того, как весь кыргызский народ погиб от потопа, ясновидец Борус построил плот, тем самым спас себя, своих детей и жену, а также некоторых зверей и птиц. На своем плоту Борус в течение сорока дней плавал по образовавшемуся морю, а затем, когда вода стала убывать, показалась вершина одного из тасхылов Саянских гор. Этот тасхыл был назван Борусом в честь первого человека, вступившего на сухой гребень.

Гора Ымай Тас (Каменная Умай), на которой, согласно хакасским мифам, находится храм богини Умай, где хранятся души детей тюрков Саяно-Алтая.

К общим особенностям несказочной прозы можно отнести установку на достоверность, отсутствие зачинов и концовки, произведения имеют свободную композицию и содержат описание конкретных реально существующих мест. Топонимические мифы, в частности, содержат в себе отражение явлений природы и окружающего мира, попытку понимания, объяснения объективной реальности. Тексты мифов отличаются краткостью изложения, простотой сюжета, небольшим объемом.

Туристские легенды являются туристским ресурсом наравне с памятниками истории и культуры или природными объектами [5]. Топонимические мифы при вовлечении в туристскую сферу также относятся к туристским легендам и включаются в мифологическое туристское пространство территории.

Мифы, предания и легенды являются одним из важнейших источников для изучения истории, быта, верований, материальной и духовной культуры народа. Они имеют большое познавательное значение для этнографического изучения народа, изучения проблем этнической истории, мировоззрения. Мифы как архаичный фольклорный жанр занимают особое место в духовной жизни хакасов.

Природа служила основным источником, вдохновлявшим древних людей на создание топонимических мифов. Древний человек имел неразрывную связь с окружающим его миром, мир воспринимался как живой. Следствием этого было одушевление природы, олицетворение вещей и явлений, широкое метафори-

ческое сопоставление природы и общества. Люди переносили на природные объекты свои собственные свойства (антропоморфизм), свойства животных (зооморфизм), что порождало причудливую человеческую фантастику.

Республика Хакасия обладает значительным туристским потенциалом. Помимо природных, культурно-исторических ресурсов можно выделить имиджевые ресурсы территории, которые не используются в полной мере. Они создаются и трансформируются во многом под влиянием мифа и являются результатом мифотворчества в туризме. Изучение и использование мифологии в туризме позволит развивать и наиболее полно использовать туристский потенциал территории, в том числе в детско-юношеском туризме.

Использование легенд в туризме представляется таким инструментом, который позволит сформировать уникальный туристский продукт [1]. Наглядность и емкость информации, географическая и временная привязка способствует более легкому и живому усвоению материала, что в дальнейшем благоприятно сказывается на продвижении тура на туристическом рынке.

Литература:

1. Афанасьев О. Е. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций / О.Е. Афанасьев, А.В. Афанасьева // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса: научный журнал. - Том 9. № 1. М., 2015 - С. 52-60.

2. Бутанаев В. Я. Мир хонгорского (хакасского) фольклора: монография / В.Я. Бутанаев, И.И. Бутанаева. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2008. - 376 с.

3. Миндибекова В. В. Жанровые особенности несказочной прозы хакасов // Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2006. С.101-104.

4. Мирзеханова Д. Г. Значение топонимов в формировании туристического продукта// Материалы У1-й Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческий научный поиск -науке и образованию XXI века», 25 апреля 2014 г. - Т.1. - Рязань: СТИ, 2014. - С. 213-218.

5. Синцов А. Ю. Мифология в туризме: опыт историко-культурного анализа // Вестник КАЗГУКИ. - 2016. - №1. - С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.