Научная статья на тему 'Этнопарки как инфраструктурный элемент краеведческо-образовательной деятельности школьников'

Этнопарки как инфраструктурный элемент краеведческо-образовательной деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
259
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнический туризм / фольклорно-этнический центр / этнопарк.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Голубева Ольга Леонидовна, Погодина Виктория Леонидовна

Исследуется комплекс условий развития школьного этнического туризма. Отмечены направления эффективной реализации планов по использованию этнокультурных туристских комплексов туристско-образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопарки как инфраструктурный элемент краеведческо-образовательной деятельности школьников»

ЭТНОПАРКИ КАК ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КРАЕВЕДЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

О. Л. Голубева*, В. Л. Погодина** *ГБУ ЛО Информационно-туристский центр Ленинградской области, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]

**Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]

Аннотация: Исследуется комплекс условий развития школьного этнического туризма. Отмечены направления эффективной реализации планов по использованию этнокультурных туристских комплексов туристско-образовательной деятельности.

Ключевые слова: этнический туризм, фольклорно-этнический центр, этнопарк.

В практике этнического туризма активно используются эт-нопарки, представляющие собой этнокультурные (этно-фольк-лорные) комплексы. Некоторые из подобных центров создаются на базе сохранившихся традиционных поселений, иные специально строятся с учетом тех этнических характеристик, которые присущи (либо были присущи) населению, проживавшему на данных территориях с древних времен [3].

Процессы глобализации способствуют росту актуальности вопросов этничности. Этнографические особенности населения представляют значительный интерес для учащихся, поскольку этническое разнообразие делает общество многоаспектным, вариативным. Задача развития культуры межэтнических отношений обозначена в числе приоритетных в национальной доктрине образования России. Различным аспектам формирования основ этнической культуры и опыта межнационального общения в рамках школьного образования посвящены исследования Л.Д. Столяренко, Т. Г. Стефаненко, Д. И. Латышиной, Е. А. Ко-четовой, Ж. В. Топорковой, Л. С. Ядрихинской, Е. А. Найдено-

вой, А. Н. Жолудовой и др. Анализ школьной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев такая работа проводится учителями эпизодически.

Туризм может рассматриваться как действенное средство, мобилизующее познавательную активность обучающихся, он приобщает детей и молодежь к самостоятельной творческой деятельности, развивает инициативу, умения и навыки самообразования. Средствами образовательного туризма формируются личностные качества молодого человека: патриотизм и гражданская зрелость, интеллект, оптимизм, самостоятельность и альтернативность мышления, надежность, трудоспособность, самообладание, стрессоустойчивость, настойчивость, широта кругозора, высокий уровень познавательных стремлений и др.

Путь к взаимопониманию культур проходит не только через знания, представления, но и через чувства. Поэтому формирование этнической культуры достигается посредством организации формы общения и взаимодействия различных этнических культур. Общение с людьми другой национальности - один из важных элементов интернационального воспитания. Такое общение, в частности, возможно в ходе образовательных экскурсий, поездок и походов. Знание этнических устоев и правил народа, проживающего на территории, где запланирована туристская деятельность,- обязательное требование не только для организаторов путешествий, но и для туристов, в данном случае - учащихся.

Работу по формированию этнической культуры школьников можно проводить в форме этнографического и этнического видов туризма. Образовательные туры, организуемые с целью знакомства школьников с этническими особенностями территории, чаще являются этнографическими [4]. Школьные этнографические образовательные туры могут сочетаться с такими видами туризма как рекреационный, оздоровительный, спортивный, паломнический (например, военно-патриотический), развлекательный, экологический, событийный, коллек-ционерный, приключенческий и др.

Этнологические историко-культурные туристские ресурсы особо отличает свойство экзотичности (отличительности). Такими ресурсами могут стать сохраненные этнические особен-

ности коренного населения: поселения, их внешний облик и внутреннее устройство, памятники народное зодчество, предметы, характеризующие бытовой уклад, орудия и результаты труда как свидетельство многообразия форм и характера основных (традиционных) занятий населения, одежду и украшения, предметы народного промысла и народно-художественного творчества, предметы, используемые при совершении ритуальных действий, обычаев, обрядов и др.

Туристский интерес может быть связан с познанием традиций народов, проявляющимися в национальных играх, праздничных развлечениях. Интерес представляют народныезнания, нередко использующиеся в повседневной жизни (знания о синоптических народных приметах, сведения о лекарственных растениях, народные мудрости, высказываемые в пословицах, присказках, поговорках и т.д.).

В тех регионах, где не сохранилось крупных народных поселений, достаточных для организации на их основе туристских центров, прибегают к созданию этнотуристских комплексов, или этнопарков. Такие комплексы представляет собой социально управляемую систему, центральной подсистемой которой являются субъекты туризма, а целевой функцией - наиболее полное удовлетворение их рекреационных потребностей.

В этно-туристский комплекс входят специализированные, ориентированные на показ посетителям этнических занятий и результатов этно-культурной деятельности, рекреационных сооружений и сопутствующие им предприятия инфраструктуры, объединенные функциональными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом. Таким образом, этнопарки - это совокупность элементов сферы рекреации и туризма, объединенных пространственными отношениями и взаимосвязями. Для целей проектирования этнического образовательного туризма необходимо включение в этот комплекс методического отдела, ориентированного на работу со школьниками, потенциальными посетителями парка.

Особое внимание при проектировании этнопарка уделяют отделу народно-художественных традиционных промыслов.

Развитие национальныхпромыслов, как домашних, так и ремесленных, характерная особенность туристских этноцентров. К ним относятся обработка растительного волокна, шерсти и шелка (прядение ткачество, плетение, вязание), обработка кожи, кости, рога, дерева (изготовление различной утвари, тележное, бондарное), рогожное производство, обработка глины (гончарство), камня, металла и т. д. Важно создать условия для того, чтобы участники экскурсии не только увидели результаты труда, но и посмотрели, как работают мастера, в идеале - смогли сами поучаствовать в технологическом процессе.

Этническими особенностями нередко обусловлен ассортимент сувенирной продукции. Туристы могут заинтересоваться как небольшими сувенирами, стилизованными под предметы традиционного быта, выполненными в специфичной для данного народа манере, так и собственно товарами, которые могут в дальнейшем использоваться в обыденной жизни (игрушки, предметы одежды и бытовой утвари и др.).

Одежда (костюм)- один из характерных элементов национальной культуры. Она отличается у разных народов материалами, покроем, техникой шитья, способом ношения и назначения. В национальном костюме часто используют узоры традиционных орнаментов, специальные расцветки и рисунки.

Процессы урбанизации и технического прогресса во многих регионах способствовали нивелированию различия условий проживания в сельской местности и городах. В этнопарках реставрируют (возрождают) и используют технологии строительства традиционных построек. Школьникам важно посетить традиционные поселения, познакомиться с народной архитектурой строений и национальным укладом жизни местного населения. Так, специфика хозяйственных построек определялась во многом специализаций хозяйственных занятий населения. В зависимости от этого при доме существуют хлев, конюшня, саж для откармливания свиней, птичник, сеновал, амбар, погреб, ледник, яма для овощей, баня, рига, овин, гумно и т.д.

Практически все туристы, прибывающие в незнакомый регион, стремятся познакомиться с особенностями национальной кухни. Кулинарная специализация народа зависит от возможностей и способов получения, заготовки и хранения про-

дуктов питания (вяление, копчение, сушка, засолка, варенье, консервирование и т. д.). Организаторам программ следует учесть своеобразие продуктов, и технологии их приготовления, которые применяются в национальной кухне, при организации питания школьников. Предметы национальной сервировки стола туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров.

В традициях разных народов - использование различных средств и способов передвижения. Знакомство, или даже передвижение на какое-либо расстояние с помощью национальных средств транспорта (телега, двуколка, тарантас, арба, сани, собачья упряжь и др.) может включаться в экскурсионную программу посещения этнопарка.

Устный, письменный литературный и музыкальный фольклор способен привносить эмоциональную окраску пребыванию в этнопарке. Народные сказки, сказания, легенды, предания, загадки, народные шутки повышают познавательный интерес гостя. Народное искусство является ярким выражением национальной культуры. Памятники народного искусства порой сохраняются в оформлении современного крестьянского жилища (резьба наличников, роспись ставен, вышитые полотенца, скатерти, вязаные варежки, глиняные и деревянные игрушки и т.д.).

Многие обряды и традиции местного населения хранят память о традиционных формах хозяйственных занятий. Так, с земледелием, животноводством зачастую связаны обряды и обычаи, верования, гадания, народные календари и др. В некоторых случаях выбор времени для посещения этнопарка, в котором происходит знакомство с местными этническими группами, может определяться какими-либо традиционными (календарными) событиями в жизни народа принимающей стороны (празднования Рождества, отмечание дня середины лета, проведение народных соревнований, фестивалей, ярмарок и т.д.).

Юные туристы становятся должны стать свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фести-валей[1].

Здесь важно отметить, что создание подобных этнических комплексов-музеев значимо не только для путешествующих, но и для местных детей и молодежи, которые с «приходом цивилизации» имеют все более скромные возможности для знакомства

с укладом жизни своих предков. Во многих регионах России осуществляются масштабные проекты, связанные с этническим туризмом. История создания этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества насчитывает более пятидесяти лет. Этноде-ревни - многофункциональные комплексы, включающие гостиницы, места общественного питания, развлекательные центры этнического характера, а также подворья, этнографические музеи под открытым небом созданы во многих регионах. Ростовской области, Краснодарском крае, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Якутии и др. В Ленинградской области уникальным (и по технологии создания и по осуществляемой деятельности) является этнокомплекс Верхние Мандроги (Под-порожский район)[5].

Ленинградская область обладает емким и разноплановым туристско-ресурсным потенциалом для развития этнического туризма, в том числе инновационного. Условия, в целом, для этого развития также имеются. Однако, на наш взгляд, жителям и правительству, как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области необходимо задуматься над проектом решения проблемы отсутствия в мегаполисе и в предместье уникальной в природном и культурном отношении области комплексного краеведческого музея, который бы выполнял функции всесторонней презентации региона. Удивительно, но в Санкт-Петербурге отсутствует «классический» комплексный краеведческий музей. Есть областные краеведческие музеи в районах, однако в них представлены локальные материалы по конкретному району или по одному из аспектов истории. Самый популярный - музей Выборгского замка (однако признать и его коллекцию представляющей все направления, которые обязан представить краеведческий музей нельзя). Есть в Ленинградской области этнографические музеи. Самыми известными являются: Музей-центр вепсской культуры в деревне Тервеничи Лодейнопольско-го района, Музей вепсской культуры и быта «Вепсская изба» в деревне Сарозеро и Центр вепсского фольклора в селе Винницы Подпорожского района [2].

Пожалуй, наиболее полную информацию о финно-угорских этнических группах, издревле заселявших прибалтийские земли, ныне занятые территорией Ленинградской области, туристы

могут получить в Историко-этнографическом музее-заповеднике «Ялкала», расположенном в поселке Ильичево Выборгского района (12 км от Курортного района Санкт-Петербурга). Но информация эта размещена на нескольких стендах данного маленького музея, а способ подачи ее не соответствует требованиям, предъявляемым к современным музеям посетителями.

Полагаем, что пришло время создать полноценный краеведческий музей (возможно, музейно-образовательный центр в форме этнопарка), в котором с использованием современных средств и методов была бы представлена полная информация о крае. В классическом варианте краеведческие музеи должны располагать как минимум пятью отделами:

1) природоведческий;

2) исторический (в него и должен входить этнографический блок);

3) хозяйственно-экономический;

4) культурно-искусствоведческий;

5) экологический.

Полагаем, что спроектировать и создать подобный фольклорный этно-музейный центр можно на базе музея в пос. Ильичево. В его пользу следующие факторы: близкое расположение к мегаполису, откуда будет направляться основной поток экскурсантов, имеющиеся площади, необходимые для обустройства основных экспонатов и инфраструктуры парка, наличие опыта использования прежде реально существовавшего этнического поселения в экскурсионной деятельности, в том числе, учитывающей специфику приема школьных групп.

Литература:

1. Безуглый Д. С. Использование потенциала краеведческого музея в проектировании инновационных туристских программ в Российской Арктике. Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие Арктики», 10-13 ноября 2016 г. -СПб, : РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 264 с.

2. Матвеевская А. С. Характеристика этноориентированных путешествий как специального вида туризма. Первая Международная научно-практическая конференция «Этнографический туризм Ленинградской области как инструмент развития региона», 19-20 января 2017 г. - СПб.: НицАрт, 2017. - 128 с.

3. Матвеевская А. С., Погодина В. Л. Специальные виды туризма: учебное пособие. Т. 2. Культурный туризм. - СПб.: СПбГУТиД, 2015. - 246 с.

4. Матвеевская А. С., Погодина В. Л. Туристско-рекреационное проектирование: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУТиД, 2013. - 264 с.

5. Погодина В. Л. Географо-ресурсный подход к типологии туристских дестинаций и путешествий. 4-ая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития». -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - 34 с.

6. Погодина В. Л., Матвеевская А. С. Туристско-рекреационное проектирование: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУТиД, 2013. - 264 с.

ЗНАЧЕНИЕТОПОНИМИЧЕСКИХ МИФОВ В ТУРИЗМЕ ХАКАСИИ

Д. В. Гулякина

Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова, Абакан, Республика Хакасия, Россия, e-mail: gulyakinadaria@gmail. com

Аннотация. В статье рассматривается понятие топонимических мифов и легенд, выявляется возможность их применения в сфере туризма. Прослеживается связь топонимических мифов и туристской легенды.

Ключевые слова: Хакасия, топонимы, туризм, региональный туризм, мифология, хакасские мифы.

Топонимика, наука о названиях местности, сохраняет нам древние обозначения географической среды обитания людей и переплетается с традиционныммировоззрением и мифологией народов. Многие легенды и сказания, повествующие об истории и происхождении названий географических объектов, несомненно, тесным образом связаны с историей, обычаями, традициями живущих в этих краях народов. Очень часто многие топонимические легенды являются фантастическим вымыслом, проявлением творческой способности народа, что формирует у туристов своеобразный образ географического объекта. Топо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.