Научная статья на тему 'Этнопарки: некоторые аспекты создания и развития в России и за рубежом'

Этнопарки: некоторые аспекты создания и развития в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5046
867
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПАРКИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ОБЗОР / ТУРИЗМ / ETHNO PARKS / HISTORICAL AND CULTURAL REVIEW / TOURISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ключикова Виктория Борисовна

В статье дается обзор существующих и соз­даваемых этнопарков в России, предыстория и современное состояние изучаемого вопро­са. Автором анализируются некоторые аспекты создания и развития российских и зарубеж­ных этнопарков, приводятся примеры музеев под открытым небом, парков развлечений и от­дыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of existing and forming ethno parks in Russia, their pre-history and current state of considered issue are considered in the article. The author analyses some aspects of formation and development of Russian and foreign ethno parks. Examples of outdoor museums, amusement and leisure parks are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Этнопарки: некоторые аспекты создания и развития в России и за рубежом»

Этнопарки: некоторые аспекты создания и развития в России и за рубежом

Ключикова В.Б.

В статье дается обзор существующих и создаваемых этнопарков в России, предыстория и современное состояние изучаемого вопроса. Автором анализируются некоторые аспекты создания и развития российских и зарубежных этнопарков, приводятся примеры музеев под открытым небом, парков развлечений и отдыха.

Ключевые слова: этнопарки, историко-культурный обзор, туризм

Review of existing and forming ethno parks in Russia, their pre-history and current state of considered issue are considered in the article. The author analyses some aspects of formation and development of Russian and foreign ethno parks. Examples of outdoor museums, amusement and leisure parks are presented in the article.

Keywords: ethno parks, historical and cultural review, tourism

Парки развлечений и отдыха сегодня являются мощным сегментом туристского бизнеса, а мировой опыт говорит о высокой перспективности аналогичных проектов. Особенно это актуально в условиях роста экономики и доходов населения. Создание парка копий — одно из средств сохранения памяти о культурном наследии наших предков, этнической культуры. По мнению специалистов, использование макетов

в натуральную величину в отсутствие подлинных памятников является вполне допустимым. Примером тому являются этнопарки в России, США, Норвегии, Дании, Украине и других странах. В настоящей публикации рассматриваются лишь некоторые из них.

Так, 200 лет назад было основано самое южное русское поселение на территории США. 30 августа 1812 г. было завершено строительство крепости, и лейтенант Иван Александрович Кусков поднял над Фортом Росс флаг Российско-Американской компании. Русские колонисты основали это поселение для того, чтобы промышлять пушнину, заготавливать провиант для русских поселений на Аляске. Но в 1841 г. Форт был продан. От тех времен остался только дом последнего коменданта Форта Александра Родчева. Многие постройки были разрушены временем и мощным землетрясением в 1906 году. Все остальные здания, хоть и собраны частично из бревен старого Форта, на деле — просто хорошая копия. И все эти годы русский дух здесь сохраняют, к сожалению, не русские эмигранты, а американцы [1].

Посетители парка имеют возможность ознакомиться с отчетами знаменитого мореплавателя Николая Резанова о его первом посещении Калифорнии, с документами Российско-Американской компании; положением об основании Форта Росс и его

экономической деятельности, описаниями отношений русских поселенцев с местными жителями [1].

В некоторых источниках этнопарки рассматриваются как альтернативная форма организации взаимодействия коренных народов Севера и индустриального хозяйства. Как правило, считается, что этнопарк должен быть центром знакомства, контакта и освоения элементов индустриально-информационной культуры, в котором охранительная функция является одной из важнейших по отношению к традиционным народам, их мировидению и культуре [13]. Однако общепринятой концепции таких парков пока, видимо, нет.

В частности, неоднозначную оценку, в т. ч. на страницах интернет-ресурсов, получил этнопарк в Коми, который был создан для популяризации наследия и современных достижений культуры финно-угорских народов в 2012 году. При разработке его концепции учитывались опыт деятельности подобных комплексов в России и за рубежом, специфика туристских ресурсов территории, а также особенности развития регионального туристского рынка. Концепция деятельности (работы) «Финно-угорского этнокультурного парка» определяет основные принципы и механизмы создания и направления развития современного многофункционального этнокультурного комплекса, осуществляющего функции общественно-политического и делового характера международного уровня, прежде всего, в качестве центра финно-угорского сотрудничества, ориентированного на сохранение, рациональное использование, популяризацию и развитие этнокультурного наследия финно-угорских народов, а также на развитие культурно-познавательного туризма.

Местом размещения комплекса избрана территория сельского поселения Ыб. Ключевым символом парка является Дерево жизни — Дерево финно-угорских народов,

указывающее на их историческое и духовное родство [10]. На территории комплекса расположены ремесленные мастерские, сувенирные лавки, кафе, конгресс-холл на 500 мест с выставочными площадями и мини-гостиница на 50 мест; автостоянка, площадка-сцена, коми-подворье, установлен чум, открыт веревочный парк, действует квадро-сафари, проводятся мастер-классы и игровые программы. В перспективе будет сформирован мини-городок символов каждого муниципалитета республики.

В парке в 2012 году предлагалось девять развлекательных программ. На 2013 год запланированы организация этно-рафтин-га — сплавы по реке Сысола с экскурсионной программой, проведение конференции финно-угорских студентов и создание на территории комплекса одной из площадок конкурса «Завалинка» [2].

Интересным примером интеграции образовательных и культурно-досуговых технологий являются так называемые музеи под открытым небом как в Европе, так и в России. В данном случае их предыстория и европейский опыт создания и развития музейного дела не рассматриваются [6, с. 48-49; 9].

Во многих таких музеях проводится комплексная реконструкция прошлого, исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Посетители получают возможность побывать в реконструированном населенном пункте прошлого, получая общее представление об истории и этнографии соответствующей страны или местности [7].

В последнее время развивается тенденция воспроизводить в рамках музеев под открытым небом традиционные ремесла и виды деятельности, характерные для соответствующей местности и времени, например, работу мельника, ткача, кузнеца, гончара, плотника, винокура, пасечника и многих других. Иногда посетителям музея

Вид на Кижский погост. 2007 г. Фото Ключиковой В.Б.

предлагается также попробовать свои силы под руководством специалиста [8].

Приведем в пример один из самых известных музеев под открытым небом на Севере России — Кижи. Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Ансамбль Кижского погоста — объект всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО [14]. На современном этапе музей решает актуальные задачи, связанные с рекреационными целями, культурно-познавательным туризмом, активному приобщению посетителей к народной культуре, традициям и быту народных праздников, промыслов и ремесел. В рамках Летней этнографической школы и программы «Погружения в среду» проводятся различные культурно-образовательные мероприятия, предлагаются маршруты, организуются пленэры и многое другое [5].

Чусовской этнографический парк: путешествие в старину, к Ермаку, русским самоварам и игрушкам

Этнографический парк истории реки Чусовой известен среди спортсменов как база «Огонек». Здесь находится знаменитая школа олимпийского резерва, где

прошли подготовку многие известные российские спортсмены по горным лыжам, санному спорту, фристайлу. В их числе — обладатель Кубка мира Сергей Щуплецов и участник трех Олимпийских игр Альберт Демченко. Чусовской этнографический комплекс — музей под открытым небом, расположенный у подножия Арининой горы, на берегу горной речки Архиповки, которую в своих произведениях не раз описывал Виктор Астафьев, 15 лет проживший в этих местах. Основные объекты комплекса — постройки XIX — начала XX вв.: кузница, крестьянская изба, сельская лавка, пожарная каланча, балаган (музей-театр деревянной игрушки), гончарная мастерская, несколько часовен. По утверждению организаторов этнографического парка, все экспонаты, находящиеся внутри объектов, имеют подлинное происхождение [15].

Судя по названным примерам, в условиях сложившейся экономической ситуации налицо изменения в отношении музейного дела и музееведческих концепций. Конъюнктурные пристрастия и использование лишь в коммерческих целях памятников или новоделов заметным образом сказались на появлении и создании этнографических комплексов или так называемых этнопарков. Потребность в реализации данных проектов ставит на повестку дня вопросы о поиске приемлемых решений, создании благоприятной среды для сохранения и развития природного и историко-культурного наследия местного и регионального значения, обеспечении устойчивого развития региона в долгосрочной перспективе, включение в такие комплексы объектов, продиктованных местом, историческим окружением.

В связи с этим актуальными представляются следующие аспекты:

— уточнение функции этно-парков в деле сохранения и развития этнокультур;

— определение доли административного участия в их организации и финансировании;

— условия и возможности участия бизнеса в их спонсировании или создании;

— оптимизация регионального подхода к созданию таких комплексов;

— создание специальных программ и учреждений для подготовки кадров соответствующего профиля, например аниматоров этнокультурного направления;

— обеспечение баланса между качеством и содержанием предлагаемых услуг со стороны организаций и структур, занимающихся этнокультурным туризмом. Необходимо также учитывать природно-климатические и историко-культурные ресурсы, социально-политический климат региона. Развитие сферы туризма во многом зависит и от эффективности государственного регулирования и поддержки бизнеса. Можно лишь констатировать, что существующие тенденции в туриндустрии обусловлены в основном коммерческой выгодой, часто подчинены конъюнктуре потребительской моды без надлежащего участия этнографов, историков и культурологов и т. п.; да и строительство туристских объектов и комплексов осуществляется хаотично. В связи с этим возникла необходимость комплексного и системного подхода к развитию внутреннего и въездного туризма в России, исследовании существующих и создаваемых туристско-рекреационных центров, анализа сложившихся тенденций в этом секторе туриндустрии.

Рассмотрим некоторые примеры создания и развития этнопарков в России.

Виды объектов этнографического комплекса реки Чусовой [4]

Верхние Мандроги. Ленинградская область

Туристический центр Мандроги находится по Мурманскому направлению Ленинградской области между г. Лодейное поле и г. Подпорожье в 279 км от Санкт-Петербурга на границе с Карелией и расположен на левом берегу реки Свирь в межозерье Ладоги и Онеги, представляет собой стилизованную русскую деревню с несколькими избами, в которой каждый дом украшен резьбой и росписью, создан комплекс музеев. На территории комплекса располагаются «Музей русской водки», мельница, рыбное хозяйство, перепелиная и конеферма, лосиный питомник и минизоопарк, а также активно действуют ремесленные мастерские [8].

Тем не менее, основная цель данного комплекса — развлекательная. Достаточно обратить внимание на вольное использование мотивов и сюжетов русского деревянного зодчества, например дом с изображениями крокодилов [17].

В целом комплекс ориентирован на посетителей круизного туризма и мероприятия развлекательного характера.

Этнокультурный досуговый комплекс «Русская деревня» (Шуваловка), Ленинградская область

Этнокультурный досуговый комплекс «Русская деревня Шуваловка» находит-

ся в 30 минутах езды от Санкт-Петербурга по дороге к фонтанам и дворцам Петергофа. На территории комплекса расположены масляный луг, Дом ремесел и Традиционная изба, Изба Ремесел, Кузница и Гончарная мастерская, гостиница «Кошель» и Русская Баня, Блинный (чайный) домик, «Ладья», Часовня, ветряная мельница, которая является достаточно точной копией реальных столбовых мельниц. Осенью 2012 года закончилось строительство Скотного двора [19].

В зимний период работают почта Деда Мороза, каток, горки, ватрушечные трассы. Кроме того, «Русская деревня «Шуваловка» является официальной резиденцией Деда Мороза в Санкт-Петербурге. Также предлагаются мастер-классы по народным ремеслам, обзорные экскурсии по комплексу, развлекательные и фольклорные программы и катания на санях, лошадях и т. п. Следует отметить, что комплекс продолжает постоянно развиваться, на его территории строятся новые объекты.

Этнопарк «Усадьба Богословка», Всеволожский район, Ленинградская область

У границы Невского и Всеволожского районов находится крупный лесной массив — Невский лесопарк. Там с середины XVIII в. располагались парковый комплекс и деревянная «Усадьба Богословка». Здесь предполагается реконструкция и создание «Русского этнопарка погибших памятников деревянного зодчества», где будут воссоздаваться образцы уникальных храмов, деревень, крепостей. Расположен парковый комплекс на правом берегу Невы — на основной трассе водного туризма Северо-Запада европейской России, связывающей Петербург с Карелией и, в частности, с Валаамом и Кижами, а также с Новой и Старой Ладогой [10].

В рамках этнопарка «Усадьба Бого-словка» будут восстанавливаться и постройки находившейся здесь усадьбы Зиновьевых, Покровская церковь, планируется создание Культурно-просветительского центра (реконструкция Каргопольской крепости 1664—1665 гг.) с восстановлением

двух внутрикрепостных построек — Спасской церкви и воеводского дома; причала для круизного флота и мн. др.

Этнокультурный комплекс северных народов Хаски Лэнд, Успенское п/о, поселок Сосны, Московская область

Этнокультурный центр Хаски Лэнд площадью 10 га расположился на западе Москвы на территории оздоровительного пансионата «Сосны» Управления делами президента РФ, на живописном берегу Мо-сквы-реки. В основе проекта Хаски Лэнд — приобщение туристов к этнокультурной самобытности, бережно хранимой северными народами на протяжении веков. Всем желающим предоставляется возможность познакомиться с жизненным укладом, традициями и культурой народов Крайнего Севера. Для этого здесь представлены пять традиционных культур северных народов, причем все экспонаты расположены на площадке под открытым небом, в среде, максимально приближенной к естественной.

На территории этнокомплекса среди прочего расположены корпоративная зона «Лежбище моржей»; бобровая ферма; питомник хаски, стойбище северных оленей. Посетителям предлагаются посещение собачьей фермы и фотосессия, стрельба в тире, танцы, рыбалка, демонстрация чукотского обряда и не только. Также можно посетить национальные чумы и яранги, принять участие в традиционных обрядах, играх и состязаниях, познакомиться с условиями жизни и быта жителей Крайнего Севера [22].

Однако не все в этнокомплексе соответствует заявленному в программе. Так, национальная одежда чукчей на сотрудни-ках-аниматорах представляет собой белые полупрозрачные куртки-имитации; яранга, в которую приглашают посетителей, не имеет ничего общего с тем, что изображено на сайте Хаски Лэнд. На самом деле это наскоро собранная конструкция, обтянутая брезентом; предлагаются не настоящие чукотские нарты, а современный новодел, в который помещается только ма-

ленький ребенок и другое. В итоге качество услуг не соответствует установленным на них ценам.

Этнопарк «Вишера-порт», Пермский край

В Пермском крае организуется архитектурно-ландшафтный комплекс «Вишера-порт», размещение которого предполагается на территории городского парка Красновишерска. В настоящее время это крупный рабочий поселок со статусом города, где развивается лесная отрасль, добываются алмазы [20]. Здесь в уменьшенном виде предполагается реконструкция жилищ и бытовых построек народов, населявших Вишерскую землю. Смысл проекта «Вишера-порт» состоит в следующем: Красновишерск традиционно воспринимается как некий «медвежий угол». От Перми до него 350 километров. Это территория, на которой живут последние манси и ко-ми-язьвинцы, уникальнейшие народности. Здесь представлена и история 1920-х годов, когда Красновишерск возник как поселок при бумажном комбинате, который строили заключенные, среди них, например, был и Варлам Шаламов. Это вообще была первая промышленная стройка ГУЛАГа. Также на территории этнопарка среди прочего планируется проведение этнофестивалей, концертов и многих других мероприятий.

«Этномир» — Никола-Ленивец, д. Петрово, Калужская область

Следующий природно-творческий кластер площадью 84 га располагается на северо-востоке Калужской области в Боровском районе у границы с Московской областью, на берегу реки Угры. Николо-Ленивец представляет в популярной форме традиционные культуры значительной части народов мира. «Этномир» позиционирует себя как культурно-образовательный туристический центр, в котором проводится и предлагается масса мероприятий. Данный комплекс — проект, связанный с диалогом культур, дружбой народов или социальными вопросами. Также он известен проведением масштабного артистического фестиваля «Архстояние». По-

степенно Николо-Ленивец превратился в лабораторию архитектурных идей. Например, художник Николай Полисский начал создавать здесь объекты из сена и дерева, превращая их в хитроумные инсталляции. К нему присоединились другие любители лэнд-арта («искусства в ландшафте»).

В настоящее время это действующий этнографический парк и, по сути, не менее дорогой, с энергосберегающими технологиями, проектируется по принципу энергетической и водноресурсной самодостаточности. Вход в этнопарк представляет собой символический «дом человека». Он скомпонован из отдельных панелей, олицетворяющих природные стихии как потенциальные источники энергии: земля, вода, огонь, растительность и т. д. Сосновый бор как символ местной флоры (Боровский район) образуется четко фиксированными границами (обвалование, «живая изгородь», каналы и т. п.). Посетители воспринимают сосновый бор по предлагаемому сценарию — подвесная дорога, оборудованные висты, «зеленые комнаты», экологическая тропа. Режим «визуального парка» обеспечивает минимальную антропогенную нагрузку. Агротехническое обслуживание во многом берет на себя волонтерский центр [16].

«Этномир» поделен на 52 этнодво-ра. Большая часть территории комплекса все еще остается неосвоенной, продолжается строительство. В запланированном виде комплекс, как ожидается, будет готов в 2020 году [8].

Легенды Тамани — Этнопарк, Темрюкский район, Краснодарский край

На Кубани проживают представители более 100 национальностей со своей самобытной культурой и богатой историей. По территории края проходил Великий Шелковый путь, здесь основывали свои поселения древние греки, римляне, генуэзцы. Особой популярностью у российских и зарубежных гостей пользуется тур «Кубань казачья» с посещением этнодеревни Атамань на Таманском полуострове. Большой

интерес к этнографическому туризму проявляют итальянцы, немцы, финны.

Атамань — огромный этнографический комплекс, в котором представлены все станицы Краснодарского края, был открыт в августе 2009 года. Каждое муниципальное образование края (а их 44) создавало здесь свой объект. Расположен этнопарк на берегу Черного моря в Таманском заливе, к западу от станицы Тамань на Лысой горе на площади 20 га.

В 1792 году по приказу царицы Екатерины Второй на Таманский полуостров высадились первые казаки. Так зародилась Кубань, так появились кубанские казаки [12].

Туристический комплекс воспроизводит казачью станицу в натуральную величину. Станица строилась по единому плану, разработанному специалистами края (историками, архитекторами, работниками культуры) на основе исторических материалов, изучения быта и уклада казаков XVIII—XX в. В Атамани не только есть что посмотреть, можно получить представление об особенностях казачьего костюма — для молодого казака, для атамана, для казачки, узнать, что такое башлык и папаха, примерить красную рубаху и мегер-ку. Здесь проводятся ярмарки, зрелищные соревнования с участием казаков — джигитовки, гонки. По отзывам посетителей,

люди здесь живут не в декорациях, а на самом деле [21].

В целом основные постройки в Атама-ни являются хорошей имитацией исторических объектов. Реконструкция выполнена с использованием современных технологий и материалов, а колодцы и подвалы обозначены лишь надземной частью в целях сохранности предполагаемых геообъектов, так как весь комплекс находится на территории, имеющей важное археологическое значение. Вместе с тем в этнической станице туристический сезон лимитирован — он открыт с весны и до поздней осени. На зиму проект частично сворачивается в целях сохранения экспонатов, никаких мероприятий в этнопарке не проводится. Соответственно нет обеспечения полного годового цикла и загрузки комплекса.

Этнопарк «Изумрудная долина», Приморский край

Ландшафтно-исторический парк семейного отдыха «Изумрудная Долина» располагается недалеко от Уссурийска. В средние века здесь стояло городище чжурчжэней, а сейчас «Изумрудная Долина» — место реконструкции исторических жилищ, обрядовых и хозяйственных построек разных эпох и культур, центр экологического отдыха. На территории парка предполагается воссоздание поселений разных культур и эпох. Тут можно увидеть поселение первобытного времени, янковской культуры, культуры мохэ, бохайскую и чжурдженьскую деревни и т. д.

Встречает посетителей эт-нопарка воссозданный по старым образцам участок русского казачьего острога — часть крепостной стены с воротами и башнями. В 1655 г. отряд Онуфрия Степанова совершил экспедицию по территории от Сунгари и Амура до Уссури и Имана и земель Приморья. В то время русские казаки исследовали территории Примо-

Природно-творческий кластер «Этномир». Подвесная дорога. Фото Ключиковой В. Б.

рья в районе озера Ханки, назвав его Белым Озером [13].

В перспективе здесь планируется воссоздать поселение русских переселенцев XIX — начала ХХ веков, сочетающее в себе элементы быта и культуры представителей разных губерний Российской империи — от Малороссии до Сибири. На территории этнопарка планируется помимо воссоздания архитектурных форм разных народов и эпох проведение этнофестивалей, концертов и других мероприятий. Окончательное открытие намечено на 2015 год, когда будут возведены все планируемые историко-реконструкторские и развлекательные постройки, но парк и сейчас открыт для всех посетителей.

Таким образом, на основе обзора приведенных примеров можно сделать некоторые выводы о функциональной специфике этно-парков:

• создание современного поселения, которое бы обеспечивало социальную стабилизацию и развитие территориального общества;

• формирование и развитие природноландшафтного парка, на базе которого может функционировать рекреационная зона;

• размещение историко-культурных объектов в парковой обстановке;

• восстановление исторических памятников как в городах, так и в сельской местности, обеспечение их сохранности для будущих поколений;

• обеспечение условий для открытости и доступности посетителям, которые хотят получить представление об архитектуре соответствующей страны или местности, о ее истории, культурных ценностях, традициях и быте;

• создание условий для активного привлечения посетителей к народной культуре, в которой они будут не только зрителями, но и активными участниками;

• проведение мероприятий массового характера, призванных возрождать тра-

диции народных праздников, промыслов и ремесел.

Этнопарки пытаются соединить решение задач музеефикации и культурно-познавательного туризма с рекреационными целями, а также использовать возможности создания благоприятных условий для активного приобщения посетителей к народной культуре, проведения мероприятий массового характера, призванных возрождать традиции народных празднеств и промыслов. Однако в России нет единого подхода к таким комплексам, как и общих принципов субсидирования, а потому много вкусовщины и самодеятельности. Между тем в рамках реализации Федеральной целевой программы развития туризма до 2018 года назрела необходимость в дополнительных мерах по развитию данной формы организации туризма и досуга людей. Определенный вклад в решение указанных задач вносят ученые. Так, сотрудники Научно-образовательного центра изучения народных художественных промыслов ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» разработали и реализуют специальную программу дополнительного профессионального образования по развитию этнокультурного туризма. Кроме того, проведена комплексная классификация народных художественных промыслов как объектов этнокультурного туризма, которая позволит разработать систему адресных мер поддержки и развития этнокультурных комплексов на их базе. Предложенный коллективом центра проект «Деревни мастеров» на примере русской народной культуры может стать типовым для большинства субъектов РФ [3].

Важными условиями дальнейшего развития и совершенствования этнопарков в целом являются научное обоснование создания проектируемых этнокомплексов относительно планируемой местности и региона, выявление региональных особенностей при реализации данных проектов, достаточно точное копирование памятни-

ков и артефактов представляемых этнических культур, что требует, в свою очередь, комплексного подхода и интеграции усилий специалистов разных отраслей — этнографов и историков, культурологов, искусствоведов и архитекторов, художников и дизайнеров, аниматоров, экскурсоводов, специалистов по логистике, менеджеров. Успех подобного рода комплексов

возможен лишь в неразрывной связи с этнокультурным и историческим наследием, социально-экономическим состоянием региона, должным нормативно-правовым обеспечением и административным ресурсом. Немаловажно и то, что создание туристско-рекреационного центра должно позиционироваться как уникальный региональный туристский продукт.

Литература:

1. Юбилей Форта Росс URL: http://rusac.com/ (дата обращения: 23.12.2012).

2. URL: http://www.interfax.ru/tourism/ (дата обращения: 18.12.2012).

3. Аманжолова Д. А. Рукотворные сокровища России. М.: КноРус, 2011.

4. Виды объектов этнографического комплекса реки Чусовой. URL: http:www.ogonek.3dn. ru (дата обращения: 11.01.2013).

5. См., например: Ключикова В.Б. Народные художественные промыслы и ремесла: О проблемах развития системы специального образования. Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. — № 3. С. 81-89.

6. Лысикова О.В. Музеи мира. — М.: Флинта, Наука, 2002. С. 48-49. — 128 с.

7. См., например: Музейное дело России. — М., 2003; Севан О.Г. Российские музеи под открытым небом. Обсерватория культуры — М., 2006. — № 6. С. 66-757.

8. URL: http://www.ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 09.01.2013).

9. Чайковский Е. Музеям под открытым небом — 100 лет. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники. Отв. ред. Н. Никишин,

О. Севан. — М., 1991.

10. URL: http://www. bogoslovka.ru (дата обращения: 18.12.2012).

11. URL: http://www.do.gendocs.ru/ (дата обращения: 19.12.2012).

12. URL: http://istorii-puteshestviy.ru/ (дата обращения: 18.12.2012).

13. URL: http://uss.dvfu.ru/ (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.12.2012) .

14. URL: http://www.kizhi.karelia.ru/ (дата обращения: 09.01.2013).

15. URL: http://www.ogonek.3dn.ru (дата обращения: 11.01.2013).

16. URL: http://www.radidomapro.ru/ (дата обращения: 18.12.2012).

17. URL: http://www.riku.ru (дата обращения:

10.01.2013) .

18. URL: http://www.situation.ru/ (дата обращения: 18.12. 2012).

19. URL: http://www.shuvalovka.ru (дата обращения: 11.01.2013).

20. URL: http://www.smartnews.ru/ (дата обращения: 18.12.2012).

21. URL: http://www.tamannews.ru/ (дата обращения: 19.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.