Научная статья на тему 'Категория «Легенда» в региональном топонимическом пространстве (на примере Днепропетровской области Украины)'

Категория «Легенда» в региональном топонимическом пространстве (на примере Днепропетровской области Украины) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1130
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИЧЕСКАЯ ЛЕГЕНДА / ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ТОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОПОНИМ / ДУХОВНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРИЗНАКИ ТОПОНИМИЧЕСКИХ ЛЕГЕНД / КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГЕНД / СЮЖЕТНОСТЬ ТОПОНИМИЧЕСКИХ ЛЕГЕНД / ТУРИСТСКАЯ ФУНКЦИЯ ТОПОНИМИЧЕСКОЙ ЛЕГЕНДЫ / TOPONYMIC LEGENDS / TOPONYM TERRITORIAL SYSTEMS / TOPONIMIC SPACE / SPIRITUAL AND CULTURAL HERITAGE / FEATURES OF TOPONYMIC LEGENDS / LEGENDS CLASSIFICATION / PLOT OF TOPONYMIC LEGENDS / TOURIST FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьев Олег Евгеньевич, Троценко Александра Владиславовна

В статье ставится вопрос об актуальности и значимости научного подхода к изучению топонимических легенд как жанра (формы) народного фольклорно-эпического творчества, своеобразных сюжетно завершенных рассказов о причинах наименования отдельных географических объектов. Отмечено, что топонимические легенды могут считаться важной составляющей духовного и культурного наследия отдельного народа, региона. Обосновано отнесение географических названий, имеющих топонимические легенды в их семантическом содержании, к топонимическим территориальным системам, их понимание в качестве источника геоинформации. Предложена авторская схема классификации топонимических легенд, выделены их признаки, определены важнейшие характеристики. На примере ойконимов (названий населённых пунктов) Днепропетровской области Украины апробирована авторская методика выявления, отбора, систематизации и классификации топонимических легенд, определены основные географические характеристики данной семантической категории топонимов региона. Акцентируется внимание на важности использования топонимических легенд в сфере туризма, учебно-воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY “LEGEND” IN THE REGIONAL TOPONYMIC SPACE (BY THE EXAMPLE OF THE DNEPROPETROVSK REGION IN UKRAINE)

The article deals with the question of relevance and importance of a scientific approach to the study of toponymic legends as a genre (form) the folk-epic art, original plot completed stories about the causes of individual names of geographical objects. It is noted, that toponymic legends can be considered as an important part of the spiritual and cultural heritage of particular peoples of the region. Belonging geographical names that have toponymic legends in their semantic content to toponymic territorial systems, their understanding of the source geoinformation are substantiated. The author ’s classification scheme of toponymic legends is proposed, their features allocated, the major characteristics identified. The author ’s technique of identifying, selecting, systematization and classifying toponymic legends on an example oikonyms (names of settlements) Dnipropetrovsk region of Ukraine is approved, the basic geographical characteristics of the semantic category geographic names in the region identified. The attention is focused on the importance of toponymic legends in tourism, educational activities.

Текст научной работы на тему «Категория «Легенда» в региональном топонимическом пространстве (на примере Днепропетровской области Украины)»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 911.3:001.4

О. Е. Афанасьев, А. В. Троценко

КАТЕГОРИЯ «ЛЕГЕНДА» В РЕГИОНАЛЬНОМ ТОПОНИМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ)

В статье ставится вопрос об актуальности и значимости научного подхода к изучению топонимических легенд как жанра (формы) народного фольклорно-эпического творчества, своеобразных сюжетно завершенных рассказов о причинах наименования отдельных географических объектов. Отмечено, что топонимические легенды могут считаться важной составляющей духовного и культурного наследия отдельного народа, региона. Обосновано отнесение географических названий, имеющих топонимические легенды в их семантическом содержании, к топонимическим территориальным системам, их понимание в качестве источника геоинформации. Предложена авторская схема классификации топонимических легенд, выделены их признаки, определены важнейшие характеристики. На примере ойконимов (названий населённых пунктов) Днепропетровской области Украины апробирована авторская методика выявления, отбора, систематизации и классификации топонимических легенд, определены основные географические характеристики данной семантической категории топонимов региона. Акцентируется внимание на важности использования топонимических легенд в сфере туризма, учебно-воспитательной деятельности.

Ключевые слова: топонимическая легенда, топонимические территориальные системы, топонимическое пространство, топоним, духовное и культурное наследие, признаки топонимических легенд, классификация легенд, сюжетность топонимических легенд, туристская функция топонимической легенды.

Введение. Актуальность изучения топонимических легенд с географической точки зрения связана с междисциплинарностью их положения и значимостью в современной жизни общества. С одной стороны топонимические легенды — это проявления народного фольклора, неотъемлемая составляющая духовного культурного наследия общества. Они отражают историю и природу края, сохраняют культуру и языковую традицию, являются важными туристскими аттракциями. С другой стороны, топонимические легенды являются частью «народной топонимии», поясняют географические названия и тесно связаны с топонимическими территориальными системами различного масштабного уровня. Сегодня на постсоветском пространстве, и в частности, в Украине, наблюдается рост интереса к топонимическим исследованиям, что связано с политическими, общественными и экономическими трансформациями, переименованиями и т. д. Но при этом топонимические легенды, исследования которых должны осуществляться на грани географии культуры, топонимики, истории, культурологии, фольклористики и лингвистики, на сегодня остаются почти не изученным понятием. Не существует единого определения «топонимическая ле-

генда», нет чёткой системы классификации, более того, в современной научной топонимике топонимические легенды относятся к разделу «Интересно знать», и почти не исследуются с географических позиций. Но в отдельных публикациях [12; 13 и др.] всё же ставится вопрос о необходимости научного разграничения понятий «топонимическая легенда», «топонимическое предание» и «топонимический миф» на основе сюжета фольклорного текста и степени его достоверности.

Исходные предпосылки. Анализ опыта изучения топонимических легенд как объекта фольклористики, лингвистики и культурологии, отчасти — и культурной географии, показывает, что на сегодняшний день накоплен и относительно изучен значительный массив топонимических легенд. В частности, изучением топонимических текстов занимались Н. А. Балакина, Е. С. Березович, И. С. Веселова, О. В. Гордеева, И. С. Карабулатова, Г. И. Канакина, А. К. Матвеев, И. З. Ярневский [2; 3; 5; 6; 12; 13; 15; 26] и др.

Для топонимики топонимические легенды тоже не новое понятие, однако, находится оно в ряду «неподтверждённые сведения» или «занятная топонимика» и практически не изучается как отдельное явление [7-10; 14; 16-20; 23; 25]. Как часть духовной, языковой культуры населения определённого региона топонимические легенды могут изучаться лингвистической, культурной и перцептивной географией, однако опыт таких исследований крайне невелик (например, [22; 24]).

Цель и задачи статьи. Изучение топонимических легенд как части духовного наследия топонимического пространства, особенно регионального уровня, определяется нами как перспективное направление современной регионологии стран постсоветского пространства. Это обусловлено тем, что топонимические легенды являются важными индикаторами сохранения национальной памяти и территориальной идентичности, влияют на идентификацию региона в социокультурном и экономическом пространстве страны, формируют его позитивный образ и являются туристскими аттракциями (значение топонимических легенд для туристской деятельности хорошо проиллюстрировано Е. М. Поспеловым [19]). Этим определяются цели и задачи данной статьи, заключающиеся в актуализации вопросов изучения категории «легенда» как компонента топонимических территориальных систем регионального уровня, освещении опыта выявления, отбора, систематизации и классификации топонимических легенд на примере ойконимов (названий населённых пунктов) Днепропетровской области Украины.

Изложение основного материала. Нами обоснована концепция топонимических территориальных систем как исторически изменяющихся номинационно-семантических характеристик геопространства, испытавших влияние многих народов и историко-цивилизационных формаций, а поэтому отражающих на сегодняшний момент времени географические представления прошлого [1]. Отсюда вытекает представление о топонимической геоинформации — специфическом географическом информационном ресурсе, который при его научном изучении способен раскрыть культурологические, этнографические, краеведческие аспекты данной сферы общественной жизни народа, а значит, значительно расширить представление об образе населённой им территории. Поскольку легенды как неотъемлемый атрибут «народной этимологии» топонимов с непрозрачной семантикой, либо укоренившиеся в повседневно-обывательской среде и не совпадающие с официальной научной трактовкой отдельных из них, являются одной из окружающих каждого человека

ментально-образно-знаковых сфер, то их изучение заслуживает особого внимания. К тому же, данная сфера деятельности имеет и значительное практическое применение в учебно-воспитательном, туристско-экскурсионном, адресно-справочном и региональном образно-формирующем процессах.

Для Днепропетровской области Украины, расположенной на ментально-культурологическом фронтире между Восточной, Южной и Центральной Украиной, вопросы сбора и изучения территориального распределения топонимических легенд особенно актуальны. Этот регион имеет сложную историю, долгое время занимал пограничное положение между разными цивилизационными мирами, государственными образованиями и религиозно-культурными центрами. В регионе сегодня существует огромная масса топонимов (прежде всего гидронимов — названий водных объектов, и оронимов — названий форм рельефа), точное семантическое значение которых установить практически не возможно. Это обусловлено рядом факторов: 1) положение в прошлом территории современной Днепропетровщины в пределах Дикого Поля обусловило наличие отдельных реликтовых названий (палеотопонимов) как культурного наследия эпохи Великого переселения народов; 2) длительный исторический период слабозаселённости степного пространства при отсутствии постоянного населения как носителя топонимической информации привёл к сильному искажению и трансформациям ряда древних топонимов, что делает практически невозможным объяснение значения и происхождения данных названий; 3) фактор отсутствия постоянного населения вплоть до конца ХУШ в. с последующим интенсивным заселением края представителями разных народов по колонизацион-но-освоенческому принципу (русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки, немцы и немцы-меннониты, бельгийцы и французы, чехи, шведы, болгары и др.) привёл к лавиноподобному образованию названий на разных языках с разным значением, которые адаптировались, преобразовывались и объяснялись народной этимологией. Всё это привело к формированию чрезвычайно богатого и разнообразного «пласта» народного фольклора, связанного с названиями географических объектов. Попытки изучения этого «пласта» предпринимались во второй половине XIX — начале ХХ вв. историками, этнографами, фольклористами, краеведами (П. А. Кулиш, А. М. Максимович, И. И. Манжура, Я. П. Новицкий, А. А. Скальковский, Д. И. Яворницкий и др.). В советские годы информация о топонимических легендах Днепропетровщины пополнялась благодаря многочисленным этнографическим и краеведческим экспедициям, в т. ч. организованной на всеукраинском уровне краеведческой экспедиции учащейся и студенческой молодёжи с целью составления многотомной энциклопедии «История городов и сёл Украинской ССР». Однако сегодня учёт топонимических легенд практически не ведётся, а записанные в Х1Х-ХХ вв. предания находятся либо на грани исчезновения, либо переходят в категорию «утраченного наследия».

Всё это обуславливает необходимость изучения топонимических легенд Днепропетровской области как модельного полигона для отработки методики поиска, отбора, систематизации и обработки топонимических легенд, формирования соответствующих информационно-справочных топонимических баз и банков данных, апробации технологий использования в современных научно-практических целях данной сферы народного творчества и культуры. Для изучения географических особенностей распределения топонимических легенд Днепропетровской области необходимо предварительно обозначить характерные признаки этого понятия.

В современной науке имеется представление о топонимических легендах как части так называемого «мифологического пространства», создаваемого народом веками в попытках объяснить особенности окружающей среды посредством номинации собственными именами. Топонимические легенды возникают в результате попыток объяснить непонятные для местного населения названия, оставленные «в наследство» от предков с незапамятных времён. Такие объяснения обрастают лирическими подробностями и преобразуются в законченные литературные произведения, которые в своей народной (локальной и региональной) среде не подвергаются сомнениям и имеют социально-значимые выводы.

В целом понятие «топонимическая легенда» трактуется как жанр устного народного творчества, направленный на объяснение происхождение названий географических объектов и является ярким примером «народной этимологии». Сегодня топонимическая легенда — это духовное сокровище народа, часть его культуры, носитель информации и важное средство воспитания личности. Также отметим, что в современном мире легенды всё больше становятся туристским ресурсом [20-22].

В необъятном мифологическом пространстве любого этноса и любой территории топонимические легенды можно выделить по нижеследующим главным признакам и свойствам.

Первый признак топонимической легенды — явная недостоверность толкования семантики названия либо невозможность проверки подлинности описанного в легенде события, явления и т. п.; как правило, топонимические легенды не имеют никакого реального подтверждения и основаны на устных преданиях и домыслах, но зачастую в общих чертах отражают важное для региона или местности событие, происшествие, обросшее слухами, сказками, пересудами, откровенными мифами. Так, например, название одной из ныне затопленных скал в гряде Днепровских порогов — «Царицына скала» — объяснялось в среде запорожских казаков якобы имевшей место историей с тем, что путешествующая в Крым императрица Екатерина II присела на нём отдохнуть и понаблюдать за переправой лоцманов по порогам. Но от волнения постоянно вскакивала с места сидения, вследствие чего скала треснула надвое. Это типичный образец топонимической легенды, содержащей в себе недостоверный исторический факт, но описывающий важнейшее для всего региона историческое событие посещения его упомянутой монаршей особой.

Второй признак — это географическая привязка, т. е. тесная связь с конкретным географическим объектом номинации. Топонимические легенды объясняют происхождение названий форм рельефа, гидрологических объектов, названий поселений и т. п.

Третий признак — это сюжетность; топонимическая легенда — небольшое законченное литературное произведение, имеющее общественно-значимые выводы.

Ещё один признак топонимических легенд — это выполнение конкретной общественно-значимой цели: воспитание, передачи информации, удовлетворения любопытства относительно названия, привлечение внимания и т. п.

Пятый признак — принадлежность к народному творчеству, т. к. автором топонимической легенды является не один конкретный человек, а группа людей, за-

частую каждый новый рассказчик может сознательно или неосознанно добавить к содержанию что-то своё, или изменить отдельные части такого рассказа.

Выявление и учёт топонимических легенд требует их детальной систематизации и классификации. Сегодня разработаны подходы к классификации топонимов и легенд, связанных с ними [8; 10; 12; 16; 20; 22-25]: по объекту номинации, по семантике, по территории распространения, по жанру и стилю изложения, по времени возникновения, по среде происхождения, авторству, по общественной значимости, достоверности и т. д. Но не всегда эти подходы можно успешно применять для классификации именно топонимических легенд на примере конкретного региона. На основе изученных подходов нами разработана собственная модель классификации именно топонимических легенд (рис. 1).

Рис. 1. Модель комплексной классификации топонимических легенд региона

Для территории Днепропетровской области в результате изучения источников информации в приложении к самой многочисленной категории географических названий — названий населённых пунктов (ойконимов) — нами было отобрано 112 географических названий, происхождение и смысл которых имеют собственные топонимические легенды. Отметим, что в нашей работе мы рассматривали только топонимические легенды, связанные с существующими объектами, тогда как отдельное направление могут представлять и изучение топонимических легенд, связанных с исчезнувшими населёнными пунктами.

На основе отбора и разработанной классификации все топонимические легенды были систематизированы в 5 групп и 9 подгрупп (табл. 1).

Таблица 1

Группы ойконимов Днепропетровской области по характеру сюжета топонимических легенд

Группы и подгруппы Кол-во, ед. Группы и подгруппы Кол-во, ед.

Связанные с деятельностью человека 53 Связанные с природой 14

Личность 19 Растительный мир 7

Хозяйственная деятельность 11 Животный мир 1

Этнокультурная сфера 15 Природные явления 2

Мемориальная 7 Другое 4

Религиозная сфера 1 Географическое положение 2

Ассоциации со иноязычными словами 3 Несколько версий 40

Как видно из табл. 1, так как топонимические легенды относятся к сфере достоверно неизвестной информации, то очевидно, что большую по численности группу составляют названия, имеющие несколько версий. Значительную часть также составляют топонимические легенды, связанные с деятельностью человека: всего они разделены по пяти основным группам — названия, связанные с определённой личностью, религиозными и экономическими явлениями или объектами, этнокультурной сферой (связанные с языком, субкультурами, культурными объектами и явлениями, названиями этнических групп, проживавших в этих местах в прошлом), мемориальной (названия даны в ознаменование памяти о каком-либо человеке).

Например, название села Калужино (Верхнеднепровский район) объясняет довольно типичная для региона по сюжетности легенда: по преданию, населённый пункт основал запорожец Калуга [10], который первым разбил здесь землянку и небольшой сад. Впоследствии возле него начали селиться другие отставные казаки. Так и возникло село, в названии которого был увековечен первый его житель. Таких топонимических легенд, в сюжете которых фигурировал мифический или легендарный основатель, на территории региона к началу ХХ в. было достаточно много. Многие из них впоследствии были переименованы, многие исчезли с карты вследствие укрупнения поселений, создания крупных гидротехнических сооружений, сокращения сельского населения. Только в пределах областного центра Днепропетровска можно назвать ранее отдельные поселения Мандрыковка, Диевка, Сухачевка, Че-челевка, Мануйловка, Одинковка и др., имеющие в своей основе легенду о первопоселенце — как правило, некоем отставном запорожском казаке. Все они сегодня входят в черту города, многие были переименованы ещё до включения (например, Мандрыковка, названная в честь мифического казака Мандрыки, в 1920-е гг. носило название Пушкино, сегодня — это жилой массив Победа). Всего существующих поселений, названия которых объясняют топонимические легенды, связанных сюжетно с личностью мифического или относительно реального основателя-первопоселенца, насчитывается 19 единиц.

Проявления местного колорита отразились в топонимических легендах, связанных с этнокультурной сферой: например, название «Бабайковка» объясняет легенда о том, что в нём проживали женатые казаки, которых сечевики называли насмешливо «бабаки». Поэтому село и прозвали «Бабайковка».

Примером топонимической легенды из группы мемориальной сферы является село Нововасильевка (Софиевский район). О происхождении названия существует легенда о том, что в 1920 г. здесь остановился отряд красноармейцев по дороге к Перекопу. Когда они узнали, что село ещё не имеет названия, то попросили жителей назвать село именем их товарища, погибшего в бою — Васильевкой, которое позднее трансформировалось в Нововасильевку [3].

По объекту номинации все топонимические легенды, объясняющие названия населённых пунктов, можно разделить на комонимы (названия сельских поселений) и полисонимы (названия городских поселений). Наибольшее количество объектов относится к комонимам (94 %) — это связано с тем, что количество городов и посёлков городского типа в Днепропетровской области значительно меньше количества сёл, а также с тем, что города чаще переименовывались, имели более достоверные сведения о названии, зачастую — достаточно молодые по времени возникновения. При этом многие города в себя включают разнообразные поселения, границы и названия которых до сих пор сохраняются в сознании местных жителей и отражаются в урботопонии местности (т. н. «вернакулярные районы»), но это тема для отдельной публикации.

По времени возникновения все легендосодержащие ойконимы можно разделить на восемь больших групп (рис. 2).

Не выяснено XX ст

]] пол. XIX ст.

I пол, XIX ст.

11 нал. Х\1Б ст.

1 пол. Х\Н]

П пол. Х\И ст.

] геол. Х\"П ст.

О 10 20 30 40 50 50 70 ед.

Рис. 2. Распределение ойконимов с «легендарной» семантикой по хронологическим интервалам их возникновения

Как следует из рис. 2, большинство топонимических легенд возникло в первой половине ХХ в. Несколько меньше — во второй половине XVIII — XIХ вв. Древнейшие названия сосредоточены в Днепропетровском и Царичанском районах, наибольшее количество современных названий — в Апостоловском, Криворожском и Васильковском районах. Это связано с особенностями заселения этих местностей и формирования хозяйственной специализации региона.

Важным критерием оценки топонимических легенд как литературных произведений является их сюжетность. В целом на основе оценки полноты топонимического текста и присутствия в нём основных композиционных элементов нами выделены

три группы сюжетности — низкая, средняя и высокая. В силу особенностей сохранения топонимических легенд в народной памяти и письменных источниках, большинство изученных ойконимов (71 %) относятся к категории низкой сюжетности, тем временем топонимических легенд высокой сюжетности в регионе только 8 % и сосредоточены они в основном на севере области — наиболее давней по времени заселения территории.

В целом наибольшее количество объектов, название которых объясняется топонимической легендой, находится в Апостоловском районе (28 %), несколько меньше — в Царичанском (18 %), Петриковском (15 %) и Новомосковском (15 %) районах (табл. 2).

Таблица 2

Количественное распределение ойконимов с «легендарным» семантическим

сюжетом по административным районам Днепропетровской области

Админи- стративный район Общее число анализируемых ойкони-мов Топонимические легенды Админи- стративный район Общее число анализируемых ойкони-мов Топонимические легенды

I % I %

Апостолов- ский 39 11 28 Петропав- ловский 49 4 8

Васильков- ский 84 7 8 Покровский 69 2 3

Верхнеднеп- ровский 70 5 7 Пятихатский 82 7 9

Днепропет- ровский 41 4 10 Синельни- ковский 125 8 6

Криворож- ский 88 9 10 Солонянский 103 5 5

Криничан- ский 103 8 8 Софиевский 76 5 7

Магдалинов- ский 60 3 5 Томаковский 53 1 2

Межевской 52 2 4 Царичанский 49 9 18

Новомосков- ский 55 8 15 Широков- ский 66 7 11

Павлоград- ский 41 2 5 Юрьевский 51 1 2

Петриков- ский 20 3 15 ВСЕГО 1376 112 8,14

На наш взгляд, это обусловлено тем, что данные районы являются территориями давнейшего освоения и заселения в регионе. В частности, сопоставляя эти данные с классификационными группами по времени создания, можно отметить, что в этих районах сконцентрировано и наибольшее количество поселений, образованных в XVШ-XIX вв. Это обычно связано с тем, что такие названия могут быть непрозрачными, поэтому их более часто объясняют именно народные легенды. К тому же, более древние по времени создания поселения попадают в поле зрения разных наук

вследствие их «историчности» и, как следствие, высокой репрезентативности в письменных источниках информации. Наименьшее количество топонимических легенд связано с поселениями Юрьевского и Томаковского районов — нами выявлено здесь всего по одной топонимической легенде. Вероятно, это связано с преобладанием здесь современных названий.

Полученные в ходе исследований результаты имеют широкое практическое применение. Так, нами разработан банк данных топонимических легенд Днепропетровской области, который постоянно пополняется. На его основе ведётся создание электронных справочных карт, которые станут доступными в онлайн-режиме, а также справочных материалов различного характера (буклетов, туристских паспортов поселений), которые сегодня активно внедряются в туристско-экскурсионную деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что топонимическая легенда — это часть мифологического пространства, создаваемого народом веками в попытках объяснить особенности окружающей среды, те или иные палеотопонимы. Они являются неотъемлемой частью топонимии края, культуры народа, продуктом творчества, а поэтому должны быть исследованы методами географической культуры, топонимики и фольклористики одновременно. Региональные топонимические «легендарные» и «мифические» сюжеты, несмотря на их неприятие официальной топонимикой как ложного и/или ошибочного и необъективного толкования географических названий объектов геопространства, заслуживают пристального внимания в качестве фольклорно-специфических научных категорий.

Литература

1. Афанасьев О. Є. Географічне дослідження топонімічної системи України: Автореф. дис. ... к-та ге-огр.. наук: 11.00.11 / Київський нац. ун-т ім. Т. Шевченка. К., 2006. 22 с.

2. Балакина Н. А. Научное и ложноэтимологическое значение географических названий на примере топонимических преданий (на основе материалов архива ПГУ). URL: http://folk.pomorsu.ru/index. php?page=opensource/29

3. Березович Е. Л. О специфике топонимической версии этнокультурной информации // Известия Уральского университета. Сер. «Гуманитарные науки». Вып. 1. № 7. 1997.

4. Богомаз М. С., Мороз В.С. Топонімія Дніпропетровщини. Дніпропетровськ: ВАТ «Дніпрокнига», 2006. 500 с.

5. Веселова И. С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. URL: www.ruthenia.ru/folklore/disser.htm.

6. Гордеева О. В. Народная топонимика и жанры несказочной прозы (по материалам экспедиции 1985 г. в Сивинский район Пермской области) // Итоги фольклорного года в Уральском регионе: тезисы докладов и сообщений межвузовской конференции. Свердловск, 1985. С. 11-12.

7. Жучкевич В. А. Общая топонимика. Минск: Вышейша школа, 1968. 432 с.

8. Жучкевич В. А. Общая топонимика. Минск: Вышейша школа, 1980. 287 с.

9. Жучкевич В. А. Топонимика Белоруссии. Минск: Вышейша школа, 1968. 184 с.

10. Изучение географических названий / Отв. ред.: Мурзаев Э. М., Никонов В. А. М.: Мысль, 1966. 208 с.

11. Історія міст і сіл Української РСР. В 26 т. Т. 4. Дніпропетровська область. К.: Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1969. 959 с.

12. Канакина Г. И. Топонимический текст как жанр устного народного творчества, репрезентирующий фрагменты провинциальной культуры // Известия Пензенского государственного педагогического ун-та им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 270-274.

13. Карабулатова И. С. Краткий словарь топонимов и топонимических ассоциаций (на материале географических названий Тюменской обл.). М.: ИЯ РАН, 2002. 125 с.

14. Коваль А. П. Знайомі незнайомці: Походження назв поселень України. К.: Либідь, 2001. 420 с.

15. Матвеев А. К. Cобственно русская топонимия как источник сведений о древнем населении Cеве-ра европейской части России // Известия Уральского государственного университета. 2GG4. № 33. C. 5-11.

16. Мурзаев Э. М. Основные направления топонимических исследований // Принципы топонимики: сборник научных трудов. М.: Наука, 1964. C. 23-34.

17. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М.: Мысль, 1974. 382 с.

18. Мурзаев Э. М. ^оварь народных географических терминов. М.: Мысль, 1984. 653 с.

19. ПоспеловЕ. М. Туристу о географических названиях. М.: Профиздат, 1988. 192 с.

2G. ПоспеловЕ. М. Историко-топонимический словарь России. М.: Профиздат, 2GGG. 224 с.

21. Троценко А. В. Легенды города Cвятой Екатерины. Тернополь: Крок, 2G12. 324 с.

22. Троценко О. В. Туристичні легенди як складова гуманітарно-географічного образу великого міста // Тези доповідей X з’їзду Українського географічного товариства. 2G13. Т. 3. C. 286-289.

23. Черняховская Е. М. История разработки топонимических классификаций // Развитие методов топонимических исследований: сборник научных трудов. М.: Наука, 197G. C. 55-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Яблоков В. М. Топонимическая карта Холмогорья и ее роль в сохранении культурно-исторического наследия родины М. В. Ломоносова / В. М. Яблоков, Н. А. Алексеенко, В. Н. Калуцков // Туризм и культура в современном мире. CTO.: Астерион CTO., 2G11. C. 4G2-41G.

25. ЯнкоМ. Т. Топонімічний словник України. К.: Знання, 1998. 432 с.

26. Ярневский И. З. Изобразительные средства топонимических преданий, записанных в ^бири // Материалы докладов XII научно-теоретической и методологической конференции, организованной кафедрой русской литературы. М., 1969. C. 49-5G.

Об авторах

Афанасьев Олег Евгеньевич — доктор географических наук, доцент кафедры физической и экономической географии, геолого-географический факультет, Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, Украина.

E-mail: [email protected], [email protected]

Троценко Александра Владиславовна — кандидат географических наук, доцент кафедры физической и экономической географии, геолого-географический факультет, Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, Украина.

E-mail: [email protected]

О. Аfanasiev, А. ^otsenko

CATEGORY “LEGEND” IN THE REGIONAL TOPONYMIC SPACE (BY THE EXAMPLE OF THE DNEPROPETROVSK REGION IN UKRAINE)

The article deals with the question of relevance and importance of a scientific approach to the study of toponymic legends as a genre (form) the folk-epic art, original plot completed stories about the causes of individual names of geographical objects. It is noted, that toponymic legends can be considered as an important part of the spiritual and cultural heritage of particular peoples of the region. Belonging geographical names that have toponymic legends in their semantic content to toponymic territorial systems, their understanding of the source geoinformation are substantiated. The author’s classification scheme of toponymic legends is proposed, theirfeatures allocated, the major characteristics identified.

The author’s technique of identifying, selecting, systematization and classifying toponymic legends on an example oikonyms (names of settlements) Dnipropetrovsk region of Ukraine is approved, the basic geographical characteristics of the semantic category geographic names in the region identified. The attention is focused on the importance of toponymic legends in tourism, educational activities.

Key worlds: toponymic legends, toponym territorial systems, toponimic space, spiritual and cultural heritage, features of toponymic legends, legends classification, plot of toponymic legends, tourist function.

About the authors

Prof. Oleg Аfanasiev, Department of Physical and Economic Geography, Oles’ Honchar Dnepropetrovsk National University, Ukraine.

E-mail: [email protected], [email protected]

Dr Aleksandra ^otsenko, Associate Professor, Department of Physical and Economic Geography, Oles’ Honchar Dnepropetrovsk National University, Ukraine.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.