Научная статья на тему 'Значение земельного налога в части доходов бюджета муниципалитетов: проблемы и пути повышения его эффективности'

Значение земельного налога в части доходов бюджета муниципалитетов: проблемы и пути повышения его эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР / ОЦЕНКА / LAND-TAX / MUNICIPALITY / LOCAL BUDGET / ASSESSMENT / NATIONAL INVENTORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Светлана Алексеевна, Лиманская Дарья Владимировна

В статье рассматривается значение земельного налога в целях необходимости наполнения бюджетов муниципалитетов. Авторы анализируют проблемы, возникающие при установлении и взимании земельного налога. Делается вывод о значении земельного налога в развитии отдельных территорий и муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Importance of the Land-Tax in the Budgets’ Revenues of the Municipalities: Problems and Ways of Improving its Effectiveness

The importance of the land-tax in the budgets’ revenues of municipalities is analyzed form the point of view of improving its effectiveness. The authors analyze the problems of the land-tax levy and collection. The conclusion of the importance of the land-tax in the development of individual territories and municipalities is made.

Текст научной работы на тему «Значение земельного налога в части доходов бюджета муниципалитетов: проблемы и пути повышения его эффективности»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Значение земельного налога в части доходов бюджета муниципалитетов: проблемы и пути повышения его эффективности

Литвинова

Светлана Алексеевна

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогообложения и бухгалтерского учета Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС

e-mail: [email protected]

Лиманская Дарья Владимировна

Студент 4 курса бакалавриата факультета экономики Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС

Svetlana A. Litvinova

Candidate of Economic Sciences, senior Lecturer of the Department of Taxation and Accounting of the South-Russian Institute of Management

- branch of the RANEPA

e-mail: [email protected] Darya V. Limanskaya

4-th year student of Bachelor's course of the faculty of Economics of the South-Russian Institute of Management

- branch of the RANEPA

УДК 336.221

На современном этапе развития российской экономики одной из важнейших задач является необходимость наполнения бюджетов муниципалитетов. В условиях, когда на местный уровень передается все больше и больше полномочий и обязанностей, в первую очередь, в социальной сфере, необходимость налоговых поступлений именно от налогов, полностью зачисляемых в бюджеты поселений, приобретает все большую актуальность.

The Importance of the Land-Tax in the Budgets' Revenues of the Municipalities: Problems and Ways of Improving its Effectiveness

В статье рассматривается значение земельного налога в целях необходимости наполнения бюджетов муниципалитетов. Авторы анализируют проблемы, возникающие при установлении и взимании земельного налога. Делается вывод о значении земельного налога в развитии отдельных территорий и муниципальных образований.

Ключевые слова и словосочетания: земельный налог, муниципалитет, местный бюджет, государственный кадастр, оценка.

The importance of the land-tax in the budgets' revenues of municipalities is analyzed form the point of view of improving its effectiveness. The authors analyze the problems of the land-tax levy and collection. The conclusion of the importance of the land-tax in the development of individual territories and municipalities is made.

Key words and word combinations: land-tax, municipality, local budget, national inventory, assessment.

Местные налоги, а именно налог на имущество физических лиц и земельный налог являются основной доходной частью бюджетов многих муниципальных образований. Одним из достоинств данных налогов является то, что их величина не зависит от финансово-экономических факторов, условий ведения бизнеса и кризисных явлений в экономике. Это объем налоговых поступлений от налога на прибыль, НДС, НДФЛ, в отличие от земельного налога и налога на имущество физических лиц, напрямую зависят от общего состояния экономике в стране. В этих условиях на первый план выходит грамотное управление местными налогами, умение пользоваться полномочиями, которые имеют местные органы власти, при установлении отдельных элементов налога.

С 2014 года в Росси планировалось введение налога на недвижимость в отношении физических лиц. Данный налог объединял бы в себе два налога, а именно: налог на имущество физических лиц и земельного налога[ 1]. В силу ряда причин введение нового налога откладывается до 2015 года, и эта дата, скорее всего, будет не окончательной. Поэтому в сегодняшних условиях необходимо грамотно использовать те рычаги, которые есть у местных органов власти при установлении элементов земельного налога для пополнения своих бюджетов.

Кроме этого, актуальность обращения к теме администрирования земельного налога связана с реализацией положений Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку данный Закон играет важную роль в обеспечении стабильности в обществе. Ведь если не будет доходов в муниципалитетах первого уровня, нельзя решить основные вопросы, связанные с жизнеобеспечением отдельных поселений (муниципальных образований) [2].

Еще одним фактором, который повышает роль земельного налога в доходной части бюджетов муниципалитетов,является то, что его составляющая в общей сумме доходов была не слишком велика. Еще совсем недавно расходы на администрирование земельного налога были более затратными,чем сами налоговые поступления. Данный парадокс был связан с тем, что во многом администрирование данного налога осуществлялось по остаточному принципу. Местные органы власти просто не придавали ему большого значения и не уделяли должного внимания своим возможностям при его установлении.

Сегодня ситуация резко меняется, и поэтому рассмотрение проблемных вопросов, вопросов грамотного управления, трудностей, которые возникают при установлении и взимании земельного налога, еще очень много.

Так, одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться как администрации поселений, так и налоговым органам при администрировании земельного налога, является проблема коммуникации между различными государственными структурами. До сих пор не решен вопрос с полным и объективным отражением налогооблагаемой базы, которой, согласно статье 390 НКРФ, является кадастровая стоимость земельного участка.

Государственная кадастровая оценка земель производится территориальными органами Государственного комитета РФ по земельной политике и основывается на классификации угодий по их целевому назначению и виду функционального использования. Полученные данные вносятся в государственный земельный кадастр и затем используются для определения налоговой базы по земельному налогу. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по своему местонахождению сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января, года, являющегося текущим налоговым периодом[3].

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день не создана единая база, учитывающая все объекты налогообложения земельным налогом.

Кроме того, органы, отвечающие за ведение государственного кадастра, не могут сообщить в налоговые инспекции правильные данные о земельных участках, их назначении и собственниках. Данная проблема должна решаться совместными усилиями всех заинтересованных сторон и комитетом по земельной политике, и налоговым органом, и местными органами власти. Чем быстрее будет налажена совместная работа по кадастровому учету, тем быстрее будет получен дополнительный эффект от администрирования земельного налога.

Еще одной проблемой, которая требует решения, является то, что кадастровая стоимость земельных участков может меняться, а следовательно, меняется и сумма налога. Так, в конце 2011 года произошло увеличение кадастровой стоимости земельных участков. Это было связано с принятием новой методики

Социально-экономическое развитие территорий

оценки кадастровой стоимости земельных участков, которая была утверждена на уровне Российской Федерации, что повлекло за собой существенное увеличение сумм налога. В некоторых регионах она увеличилась в три, а в некоторых - в десять раз. Исходя из вышесказанного, необходимо более четко зафиксировать повышение кадастровой стоимости земли, что создаст предсказуемость налогообложения. Это поможет, с одной стороны, более объективно планировать доходы бюджетов муниципалитетов, а с другой стороны, не будет создавать излишней социальной напряженности.

Еще одной проблемой с которой приходится сталкиваться как налоговым органам, так и муниципалитетам, - это проблема собираемости данного налога. Дело в том, что при увеличении налогооблагаемой базы неизбежно увеличиваются и суммы налога. То есть те платежи, которые указаны налогоплательщику в квитанции об оплате, могут быть очень и очень значительны, и заплатить налог единой суммой для налогоплательщика бывает очень трудно.

В первую очередь это относится к малоимущим гражданам. Поэтому необходимо, на наш взгляд, предусмотреть оплату земельного налога по желанию налогоплательщика: или поквартально, или в некоторых случаях один раз в год единой суммой.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются муниципалитеты при установлении элементов земельного налога, - это методика оценки земельных участков для целей налогообложения. Уже сегодня понятно, что данная методика несовершенна и требует серьезных доработок. Утвержденная методика не учитывает особенностей земельных участков, их месторасположения. А ведь качество земельного участка может быть разным. На сегодняшний день для всех земельных участков применяется одинаковая методика оценки, будь то ровные участки с хорошей почвой, болота, овраги и т.д. То есть для разного качества земельных участков применяются одинаковые подходы. Данная методика оценки разрабатывалась чиновниками из Минэкономразвития и сделана в целом для всей России, не учитывая ни региональных особенностей, ни тем более особенностей местности. Поэтому такая методика не может дать более или менее удовлетворительных результатов.

Данную проблему можно решить на местном уровне путем применения разных ставок земельного налога. Но это очень большая и кропотливая работа, требующая определенных финансовых затрат, особенно для больших городов. В свою очередь, грамотный подход к планированию и администрированию земельного налога может помочь муниципалитетам развивать свои территории. На сегодняшний день во многих муниципальных образованиях нет системного подхода к планированию своих бюджетов, в том числе и к налоговым поступлениям. Более того, с учетом грамотного регулирования земельного налога администрации поселений могут во многом планировать развитие своих городов. Для более качественной работы по пополнению бюджетов поселений от земельного налога было бы целесообразным создать единую систему управления недвижимостью. Это могла бы быть своеобразная база данных, где в режиме реального времени можно было бы моделировать и прогнозировать собираемость земельного налога, постоянно актуализировать информацию.

Благодаря созданию такой системы, можно было бы более качественно обеспечить поступление земельного налога в бюджеты. При этом можно и не повышать ставки земельного налога. Наоборот, если уменьшить ставку земельного налога и провести работу по налаживанию собираемости платежей, собираемость будет выше, чем при более высоких ставках, по которым люди не платят. Здесь необходим системный подход.

Повышение качества налогового администрирования земельного налога, а следовательно, и того эффекта, на который могут рассчитывать муниципалитеты, во многом будет зависеть от организации взаимодействия территориальных органов ФНС России, органов Росрегистрации, Роснедвижимости, органов государственной и муниципальной власти. Здесь необходимо проведение расширенных совместных совещаний, обучений, выездных заседаний непосредственно на территории муниципальных образований с органами Роснедвижимости, Росрегистрации и БТИ. Может быть, необходимо создать постоянно действующую рабочую группу со всеми заинтересованными сторонами, чтобы более оперативно решать те вопросы, которые могут возникнуть при администрировании земельного налога.

Таким образом, хотелось бы отметить, что земельный налог, даже в том виде, в котором он существует, может стать реальным механизмом, с помощью которого муниципальные органы власти могут стимулировать развитие отдельных территорий и микрорайонов, направлять это развитие в нужное русло, необходимое всем жителям. Но чтобы принимать такие грамотные решения, необходимо создать единую систему управления недвижимостью, которая бы объединяла в себе все заинтересованные в этом вопросе государственные структуры.

Библиографический список

1)Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 03-05-06-01/22078 «О введении налога на недвижимое имущество физических лиц»// Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70601168/ #ixzz3M0JT7qrN

2) Федеральный закон № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»// [Электронный ресурс] // Режим доступа :URL: http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/67_1.html

3) Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним// [Электронный ресурс] // Режим доступа : URL: http://to61.rosreestr.ru/registr/rights_1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.