Научная статья на тему 'Земельный налог и совершенствование механизма его администрирования в Республике Дагестан'

Земельный налог и совершенствование механизма его администрирования в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадиева Р.А.

К основным целям земельного налогообложения относятся стимулирование рационального использования земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования, на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Land tax and improvement of the mechanism for its administration in the Republic of Dagestan

In the context of local government reform in progress in the country, it is becoming more important to ensure equal support for the activities of local authorities. Among the major sources of revenues for local budgets is the land tax. The paper reviews the taxation trends and proposes a mechanism for improving the administration of land tax in regard to a specific area: the Republic of Dagestan

Текст научной работы на тему «Земельный налог и совершенствование механизма его администрирования в Республике Дагестан»

и накормлю,, и напою...

земельный налог и совершенствование механизма

его администрирования в Республике Дагестан

_К основным целям земельного налогообложения относятся

_стимулирование рационального использования земель, повышение

плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий

_хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития

инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий, освоение и охрана земель.

Кадиева Р.А.

старший преподаватель Северо-Кавказского государственного налогового института

Земельный налог устанавливается Земельным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действие в соответствии с Земельным кодексом и нормативными правовыми актами этих представительных органов. Он обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования, а физические лица - и на праве пожизненного наследуемого владения. Налоговые ставки за землепользование устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, не могут превышать 0,3%.

Статистические данные по Республике Дагестан свидетельствуют, что доля налога

за землепользование в общей сумме налоговых поступлений, также как и по Российской Федерации, имеет тенденцию к возрастанию. Более того, с 1994 г. по 1997 г. произошел значительный рост поступлений налога за землепользование и его доля достигла 3,1%. В дальнейшем, в 1998-1999 гг. произошло некоторое снижение поступлений земельного налога, обусловленное кризисом 1998 г. Однако в 2000 г. наметилась тенденция роста доли данного налога в общей сумме налоговых поступлений по республике и в 2003 г. она составила 3,5%. В последние два года она мало изменилась: 2004-3,4%, 2005 - 3,6%. Однако в связи с значительным улучшением положения со сбором налогов с коммерческих предприятий в 2006 г. доля земельного налогообложения уменьшилась до 2,6%. Одновременно уменьшился сбор налога за землепользование на 6,7%. Следует отметить, что текущий рост поступлений налога на землю в основном обусловлен индексацией ставок земельного налога. С развитием и расширением рыночной экономики, совершенствованием земельных отношений, развитием правовой базы в части владения и пользования землей, налоговые поступления от землепользования в России будут расти. Причём в субъектах федерации и муниципальных образованиях эта тенденция будет иметь ещё более ярко выраженный характер. Об этом свидетельствует сложившаяся динамика налога на землепользование. Так, за период с 1997 г. по 2003 г. при общем росте налоговых поступлений в Республике Дагестан в 10,8 раза, налог на землю вырос в 12,1 раза, к 2005 - в 16,1 раза, в 2006г. он составил 15,1 раза.

В структуре налога на землепользование преобладает земельный налог на земли городов и посёлков. Это объясняется тем, что земля стала объектом купли-продажи и ограниченность площадей привела к увеличению ставок земельного налога. Так, например, в г. Махачкале ставки земельного налога по разным территориальным зонам выросли с 2002

с развитием и расширением рыночной экономики, совершенствованием земельных отношений, развитием правовой базы в части владения и пользования землей, налоговые поступления от землепользования в России будут расти

земля стала

_объектом

_купли-продажи

и ограниченность площадей в городах _и поселках привела

_к увеличению

_ставок земельного

налога

г. по 2004 г. почти в два раза, а с 2005 г. по 2006 г. - в четыре раза.

Доля земельного налога сельскохозяйственного назначения в структуре налога на землепользование сократилась с 23,2% в 2000 г. до 12,4% в 2003 г. Причиной явилось не снижение ставок земельного налога, а опережающий рост земельного налога на городские земли. В перспективе эта тенденция сохранится, и его доля в налоговых поступлениях городов будет расти. В 2004 г. продолжился процесс снижения этой доли - 12,0%, а в последующие 2 года произошел резкий рост: 25,6% в 2005г. и 34,8% в 2006г, что обусловлено опережающим ростом налогов и сборов на землю сельскохозяйственного использования. Земельный налог в городах развитых стран обеспечивает 40-50% всех доходных поступлений, в то время как в Москве, например, едва превышает 2%-й уровень. В Махачкале доля земельного налога составляет 5,3 % . Растёт также доля земельного налога на прочие земли. В тоже время наблюдается снижение доли поступлений за счет арендной платы на землепользование - в 2002-2003 гг. она практически приблизилась к нулю, что связано с реализацией прав собственности на землю. Таким образом, состав, структура и динамика земельного налога в Республике Дагестан отражают происходящие изменения в отношениях землепользования. Однако структура земельного налога по уровням бюджетов значительно различается в разрезе административных районов и городов Республики Дагестан.

Одна из существенных проблем действующей налоговой системы - это низкая собираемость и высокий уровень недоимок по налогам и сборам. Причин, обуславливающих такое явление, достаточно много, но основная из них связана с убыточностью многих налогоплательщиков, так как сельское хозяйство республики является преимущественно убыточной отраслью - число таких неблагополучных предприятий и сама величина задолженности растут из года в год.

В целях совершенствования практики администрирования земельного налога в рамках реализации положений Постановления Правительства РФ 2004 г. № 410 1 на наш взгляд, необходимо тесное взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления. Цель взаимодействия - обеспечение финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения местных бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. В свою очередь, органы местных администраций обязаны представлять необходимую информацию в налоговые органы. Для оперативного решения вопросов обмена информацией органы местного самоуправления должны быть полностью оснащены компьютерной техникой и программным обеспечением. Соответствующее программное обеспечение уже разработано и апробировано налоговой службой в Татарстане и Кемеровской области.

Важным направлением улучшения администрирования земельного налога может стать унификация баз данных территориальных органов Росрегистрации и Роснедвижимости по Республике Дагестан. Кадастровые номера земельных участков, содержащиеся в базе этих двух ведомств, не всегда совпадают. Сведения о правообладателях могут находиться в архивах земельных комитетов и муниципальных образований, которые ранее выделяли земельные участки. Поэтому налоговым органам придется самостоятельно актуализировать сведения об упомянутых лицах.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».

земельный налог в городах развитых стран обеспечивает 40-50% всех доходных поступлений

В целом можно констатировать, что Управление федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан готово к администрированию земельного налога в новых условиях. Однако чтобы сохранить этот источник дохода местных бюджетов, необходимы согласованные действия и других органов власти - участников земельных правоотношений.

Литература

1. Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства. Ростов н/Д, Изд. центр «Март», 2002 .

2. Шагайда Н. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений. Вопросы экономики, 2005, №6.

3. Шелковников Н. Совершенствование экономического механизма аграрных отношений. АПК: Экономика и управление 2001, №12.

4. Эльдиев М. Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. АПК: Экономика и управление, 2001, №4.

5. Юсуфов А.М. Формирование земельных отношений и их экономическое регулирование. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий,1999, №6.

RA. Kadiyeva,

senior lecturer, North-Caucasian State Taxation Institute

Land tax and improvement of the mechanism for its administration in the Republic of Dagestan

In the context of local government reform in progress in the country, it is becoming more important to ensure equal support for the activities of local authorities. Among the major sources of revenues for local budgets is the land tax. The paper reviews the taxation trends and proposes a mechanism for improving the administration of land tax in regard to a specific area: the Republic of Dagestan.

_в целях

совершенствования практики _администрирования земельного налога необходимо тесное взаимодействие налоговых органов и органов местного самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.