Научная статья на тему 'Приоритеты налоговой политики в области имущественного налогообложения и направления ее реализации в современных условиях'

Приоритеты налоговой политики в области имущественного налогообложения и направления ее реализации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / ОЦЕНКА / TAXATION POLICY / REFORM OF TAXATION / REAL ESTATE TAX / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобошко Н. М.

Рассмотрены проблемы, связанные с преобразованием существующих налогов на землю и имущество в единый налог на недвижимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF TAXATION POLICY IN PROPERTY TAXATION AND THE DIRECTION OF ITS REALIZATION IN MODERN CONDITIONS

The problems associated with the transformation of existing taxes on land and property in a single tax on real estate.

Текст научной работы на тему «Приоритеты налоговой политики в области имущественного налогообложения и направления ее реализации в современных условиях»

ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ политики в области имущественного НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Бобошко Н.М., к.э.н., профессор кафедры экономического анализа, финансов и статистики Московского университета МВД России Рассмотрены проблемы, связанные с преобразованием существующих налогов на землю и имущество в единый налог на недвижимость. Ключевые слова: налоговая политика, реформирование налогообложения, налог на недвижимость, оценка.

PRIORITIES OF TAXATION POLICY IN PROPERTY TAXATION AND THE DIRECTION OF ITS REALIZATION IN MODERN CONDITIONS

Boboshko N., Professor of Economic Analysis, Finance and Statistics of Moscow University MIA Russia The problems associated with the transformation of existing taxes on land and property in a single tax on real estate.

Keywords: taxation policy, reform of taxation, real estate tax, assessment.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию «О бюджетной политики в 2011-2013 годах» были определены основные направления, и ориентиры бюджетной политики в указанный период времени.

В трехлетней перспективе 2011 - 2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Основные направления налоговой политики разработаны с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2010 - 2011 годы».

При этом реализация основных направлений налоговой политики проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации.

Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базисное основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и про-гнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы.

В частности, планируется введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Для введения налога на недвижимость необходимо решение некоторых проблем:

Формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 01.03.2008, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. В ближайшей перспективе налог на недвижимость может быть введен только в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недви-

жимости.

В настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения их государственной кадастровой оценки. Необходима разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости [1].

Серьёзной проработке подлежит вопрос администрирования региональных и местных налогов. В сложившейся кризисной экономической ситуации администрирование имущественных налогов приобретает особое значение, поскольку их величина практически не зависит от экономической конъюнктуры и условий деятельности налогоплательщиков. В то же время такие местные налоги, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, являются основой бюджетов многих муниципальных образований.

Следует признать, что до недавнего времени администрирование имущественных налогов осуществлялось по остаточному принципу, поскольку затраты на их администрирование были больше, чем доходы от них. На сегодняшний день ситуация принципиальным образом меняется. А в среднесрочной перспективе, в связи с переходом на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки, эти налоги вообще должны стать бюджетообразующим для муниципальных образований.

Аксиома решения всех этих проблем - повышение качества налогового администрирования местных налогов - в значительной степени определяется эффективностью организации взаимодействия территориальных органов ФНС России, органов Росрегист-рации, Роснедвижимости, органов государственной и муниципальной власти. Без эффективного взаимодействия всех этих органов проблемы не решить [2].

Таким образом для успешного решения реформы налогового администрирования региональных и местных налогов необходимо дифференцированно подойти к проработке каждой проблемы.

Так например:

1. Несовершенство существующего порядка информационного обмена с регистрирующими органами. Базу данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы вынуждены формировать по сведениям разных информационных ресурсов (Роснед-вижимости, Росрегистрации, БТИ, органов местного самоуправления) и многократно вводить в свою информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике, в том числе и в ручном режиме. Учитывая объем поступающих данных (в 2008 г. в налоговые органы поступило более 1,3 млн. сообщений [3]), данный процесс является достаточно трудоемким.

Решением данной проблемы станет создание единого информационного ресурса - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, основанной на единой технологической платформе.

2. Невозможность налогообложения паевых земель из-за от-

сутствия информации о собственниках земельных долей. В настоящее время существуют определенные проблемы по привлечению к уплате земельного налога собственников земельных паев, получивших их при приватизации в начале 1990-ч гг. Если в отношении собственников паевых земель, оформивших права собственности, информация из органов Росрегистрации и Роснедвижимости поступает регулярно, то в отношении граждан-пайщиков, не переоформивших свидетельства, зачастую отсутствует информация о кадастровой стоимости.

Решением проблемы является законодательное изъятие невостребованных земельных участков после соответствующего предупреждения и истечения нормативного срока.

3. Незаинтересованность граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости. Эта проблема возникает из-за существенных затрат на кадастровый учет этих объектов, а также из-за непрозрачности, сложности и трудоёмкости самой процедуры оформления соответствующих документов.

Для решения данной проблемы необходимо принять программу бюджетного софинансирования землеустроительных работ для мотивации граждан и хозяйствующих субъектов к регистрации своих прав на объекты недвижимости. В этой программе логично предусмотреть совместное финансирование расходов на проведение кадастрового учета объектов недвижимости: из средств субъекта

права, средств поселения и средств регионального бюджета.

Имущество является одним из наиболее стабильных объектов налогообложения по сравнению с другими объектами (доход, добавленная стоимость). Обложение налогом имущества стимулирует более эффективное его использование; его труднее скрыть от налогообложения. При этом применение имущественных налогов именно на региональном и местном уровне способно в значительной степени повысить основные функции налогов - фискальную, регулирующую и контрольную. Наконец, налогообложение имущества является естественным дополнением подоходного налогообложения, включая в объекты обложения капитализированный доход, созданный в прошлые периоды.

Имущественные налоги являются составной частью налоговой системы большинства стран мира, занимая достаточно весомое место в общегосударственных доходах, являясь основой местных (региональных) бюджетов многих государств.

Литература:

1. Лермонтов Ю.М. Тенденции налогового законодательства Российской Федерации. Материал подготовлен для системы Консультант Плюс.

2. Миронова О.А., Фанафеев Ф.Ф. Налоговая политика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3. Полежаев В.А. Вопросы администрирования местных налогов в регионе // Российский налоговый курьер. 2009. № 13-14.

ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федяинов А.И., ведущий специалист Департамента кредитных операций ОАО АКБ «РОСБАНК»

В статье указывается необходимость учета отраслевых особенностей предпринимательства и определения ключевых показателей финансово-хозяйственной деятельности. Автором, на основе собственного опыта анализа различных предпринимательских структур, даются примеры показателей эффективности для торговых, производственных, добывающих, транспортных, коммунальных организаций, организаций сферы услуг, банков и инвестиционных компаний.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, экономический анализ, эффективность, отраслевые показатели.

INDUSTRY SPECIFICITY OF INDICATORS OF ENTERPRISE ACTIVITY’S EFFICIENCY

Fedyainov A., senior specialist of Credit department of OJSC «ROSBANK»

The necessity of understanding of industry’s specific and definition of key indicators of financial and economic activity are presented in the article. The author based on private experience of analyze of different business gives examples of indicators of efficiency for trading, industrial, extracting, transport, municipal organizations, organizations of sphere of services, banks and investment companies.

Keywords: enterprise activity, the economic analysis, efficiency, industry’s indicators

В экономической литературе посвященной анализу финансовохозяйственной деятельности предпринимательских структур, как правило, предлагаются стандартные наборы показателей, объединяемые в самостоятельные группы: показатели финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности, деловой активности [1, 2]. При этом практически не встречается описание отраслевых особенностей экономического анализа и выделение ключевых показателей эффективности предпринимательской деятельности [3, 4]. Необходимо отметить, что в каждой отрасли существуют собственные ключевые показатели деятельности и, соответственно, эффективности. Задача любого экономиста-аналитика состоит в составлении перечня ключевых показателей, учитывающего отраслевую специфику предпринимательской деятельности, определении их информационной базы, проведении мониторинга данных показателей на регулярной основе и своевременной подготовке рекомендаций менеджменту относительно корректировки текущей деятельности компании. Рассмотрим специфику показателей деятельности и эффективности предпринимательства, на примере отдельных отраслей:

1. Организации торговли. В данных организациях центральное место занимают показатели объема продаж (за месяц, год), торговой наценки, оборачиваемости готовой продукции и дебиторской задолженности. Ключевыми показателями являются объем продаж и величина торговой наценки, так как эти именно они формируют валовую маржу компании, являющуюся источником оплаты ее текущих расходов. Для обеспечения высокой эффективности

предпринимательской деятельности менеджеры компании должны контролировать объемы реализации и достаточность товарных остатков, для чего используются показатели выручки отдельной точки продаж, выручки с одного квадратного метра торговой площади, величины товарных остатков на одну торговую точку или на один квадратный метр торговой площади. В процессе хозяйственной деятельности возникает некоторое противоречие: с одной стороны, организация должна обеспечивать наличие товарного запаса на торговых точках, а с другой - стремиться к его минимизации, так как поддержание товарных остатков требует наличия дополнительных источников их финансирования. Важным показателем, влияющим на результаты предпринимательской деятельности организации, занимающейся оптовой торговлей, является показатель доли просроченной и проблемной дебиторской задолженности покупателей или доля выручки, оплаченной денежными средствами. Рост проблемной задолженности или снижение платежеспособного покупательского спроса могут выразиться в увеличении периода оборачиваемости дебиторской задолженности, снижении объема денежных поступлений и ухудшении показателей эффективности предпринимательской деятельности.

2. Производственные организации. Специфическими показателями финансово-хозяйственной деятельности производственных организаций, используемыми для оценки эффективности предпринимательской деятельности, являются рыночная цена и себестоимость единицы продукции, объем текущего заказа и загрузка про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.