ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена необходимости изучения юридических дисциплин для формирования правосознания курсантов высших военных образовательных учреждений. Выявлены проблемы, препятствующие развитию правосознания. Уделено внимание профессиональной подготовке и профессиональной пригодности курсантов высших военных образовательных учреждений.
Ключевые слова: юридические дисциплины, правосознание, курсанты, высшее военное образовательное учреждение, ценностные ориентации, профессионально важные качества, профессиональная подготовка, профессиональная пригодность.
THE VALUE OF LAW DISCIPLINES IN THE LEGAL CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL
Annotation. The article is devoted to the necessity of studying of law disciplines for the legal consciousness development of cadets of military high school. The authors identify problems impeding the legal consciousness development. The focus is on the professional training and professional aptitude of cadets of military high school.
Keywords: law disciplines, legal consciousness, cadets, military high school, value orientations, professionally important qualities, professional training, professional aptitude.
На сегодняшний день приоритетными задачами для российского общества являются укрепление общественного порядка, законности, обеспечение национальной безопасности, построение правового государства и формирование гражданского общества, что невозможно без авторитета права и высокого уровня правового сознания и правовой культуры граждан вообще и курсантов высших военных образовательных учреждений, в частности. В рамках настоящей статьи особое внимание хотелось бы обратить на формирование высокого уровня правосознания курсантов высших военных образовательных учреждений, поскольку именно они, став офицерами, должны будут решать возникающие проблемы, связанные с обеспечением национальной безопасности в условиях стремительно развивающихся и усиливающихся угроз в экономической, политической, социальной, информационной, экологической, научно-технической, оборонной и иных сферах. При этом важно понимать, что формирование правосознания курсантов - достаточно длительный по времени процесс, связанный с необходимостью учета специфики высших военных образовательных учреждений и будущей профессиональной деятельности курсантов, на который невозможно повлиять одним лишь введением каких-то нормативных правовых актов.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в условиях происходящей глобализации предъявляют повышенные требования к курсантам высших военных образовательных учреждений. Эти требования заключаются в подготовке специалистов нового поколения: высокопрофессиональных, интеллектуальных, мобильных, обладающих устойчивой психикой, коммуникабельных, умеющих быстро принимать правильные управленческие решения, внутренне организованных и дисциплинированных, обладающих высоким правосознанием и правовой культурой, преданных интересам страны, умеющих определять приоритеты, имеющих устойчивую мотивацию к достижению успеха в профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем самоконтроля, способных правильно толковать и применять пра-
УДК 340 А.М. Панченко И.А. Канина
Alexander Panchenko Irina Kanina
© Панченко А.М., Канина И.А., 2015
вовые нормы. Процесс профессиональной подготовки специалистов такого уровня достаточно сложен, так как включает в себя различные технологические подходы к обучению, направленные не только на формирование у курсантов общекультурных и специальных компетенций, но и на развитие определенных профессиональных качеств. Среди которых можно выделить профессионально -психологическую ориентированность личности, склонность к разумному риску, умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей и ориентироваться в сложных ситуациях, психологическую устойчивость, склонность к напряженной умственной работе и т.п.
Сложность и многоаспектность профессиональной подготовки курсантов высших военных образовательных учреждений объясняются особенностями направлений государственной политики в сфере национальной безопасности, реалиями развития военно-политической обстановки в мире, а также подходами к обучению курсантов. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, представляется подход к обучению, представленный В.Н. Гуляевым и Д.В. Ворониным. В обобщенном виде его можно свести к оптимизации образовательного процесса. Педагог должен самостоятельно и целенаправленно выбирать такую композицию педагогических технологий, которая на определенном этапе обучения будет обеспечивать поступательное развитие военных специалистов [2, с. 29-31] .
Среди различных направлений в обучении таких специалистов, на наш взгляд, одним из важнейших является формирование профессионального мировоззрения и правосознания в области обеспечения национальной безопасности. Поскольку от правильного понимания курсантами таких категорий как «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «национальные интересы», «угрозы национальной безопасности», «функции государства», «механизм государства», «государственные органы», «механизм правового регулирования», «правоприменение», «виды актов правоприменения» и пр., правильного применения полученных знаний зависит способность успешно решать задачи, которые встанут перед ними в процессе осуществления профессиональной деятельности. Формирование правового мировоззрения, правового сознания, правовой культуры, юридического мышления курсантов происходит постепенно в процессе изучения различных юридических дисциплин. Базовой среди них является теория государства и права. Ее следует рассматривать и как науку, и как учебную дисциплину. Выступая в качестве науки, она раскрывает сущностные характеристики государства и права, их функции, роль, назначение в обществе, глубинные связи и отношения, тенденции и направления развития, и на этой основе делает основополагающие выводы и положения по вопросам государства и права. Выступая в качестве дисциплины, она изучает государство и право в единстве и неразрывной связи друг с другом. Безусловно, определяющими дисциплинами для дальнейшего формирования правового сознания курсантов военных высших образовательных учреждений являются отраслевые, межотраслевые, прикладные и иные (административное право, административный процесс, военное право, международное право, гражданское право, гражданский процесс, конституционное право, уголовное право, уголовный процесс и др.).
Теория государства и права изучается на первом курсе. Это неслучайно, поскольку она закладывает основы теоретического и прикладного характера. В теоретическом плане - способствует развитию понятийного аппарата. В прикладном - способствует приобретению первоначальных навыков работы с нормативными правовыми актами (например, их правильным толкованием и, как следствие, адекватным соблюдением, использованием, исполнением и применением правовых норм). В рамках изучения предмета курсанты должны получить общие представления о государственно-правовой действительности, овладеть основными понятиями, которые будут служить фундаментом при теоретическом исследовании других дисциплин, а также получить базовые навыки работы с нормативными правовыми актами. По окончании изучения дисциплины они обязаны знать виды государственных органов, в частности, органов безопасности, их полномочия, функции, место и роль в механизме государства, особенности организации и деятельности, нормы права, на основе которых они форми-
руются и действуют, их роль в осуществлении внутренних и внешних функций государства, особенности правоприменительной деятельности, а также виды и уровни правосознания, правовой культуры, виды деформации правового сознания, методы и способы правового воспитания, понятия законности, правопорядка, дисциплины и др. Они должны понимать, что изменения в любой сфере общественной жизни (социальной, экономической, политической и пр.) всегда находят отражение в законодательстве путем его изменения, дополнения и пр. Им следует ясно представлять, что принимаемые в стране нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции страны, внутреннему законодательству, международным конвенциям и соглашениям (по которым существуют правовые обязательства). Они должны осознавать, что происходящая глобализация, в том числе. и правовая, несет для России как положительные, так и отрицательные последствия. Они должны уметь соотносить моральные, нравственные, духовные ценности с правовыми.
На втором, третьем, четвертом и пятом курсах обучающиеся знакомятся с конституционным правом, административным правом, административным процессом, военным правом, международным правом, гражданским правом, гражданским процессом, уголовным правом, финансовым правом, уголовным процессом и др. Значение этих предметов в формировании правосознания курсантов трудно переоценить. Понятия и выводы, сделанные при их изучении, в дальнейшем помогут курсантам ориентироваться во внутренних и международных вопросах, в правовой сфере профессиональной деятельности, глубоко анализировать любые трансформации, происходящие в стране, в различных государственных и политических институтах; делать умозаключения, обоснования, предположения, прогнозы относительно тех или иных изменений государственно-правовой действительности, тенденций ее развития; создавать концепции, совершенствовать или разрабатывать стратегии обеспечения безопасности общества, личности и государства, соответствующие тенденциям времени; проявлять нетерпимость к коррупции в любых ее проявлениях; анализировать юридические факты, правильно квалифицировать конкретные правоотношения, адекватно применять нормы права; формировать внутренние ценностно-правовые установки на совершение активного правомерного поведения.
Отдельные положения ряда юридических дисциплин, в частности, касающиеся изменения численности субъектов в составе РФ, геополитического положения государства в мире, участия в международных организациях и военно-политических союзах, научно-технического и военного потенциала, степени контроля над мировыми источниками сырья и др., находятся в постоянной динамике. Соответственно, курсантам необходимо постоянно и непрерывно совершенствовать свое профессиональное правосознание.
Исходя из изложенного, можно предположить, что развитие правосознания курсантов высших военных образовательных учреждений проходит следующие стадии.
1. Формирование системы знаний, умений и навыков, включающей в себя:
- знание основных принципов построения государства и права, правового статуса личности, конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, приоритетов в области обеспечения национальной безопасности;
- знание специфики отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью курсантов;
умения и навыки применения знаний, полученных в ходе изучения правовых дисциплин, на практике.
2. Формирование ценностных ориентаций и правовых установок, направленных на соблюдение требований нормативных правовых актов, правильное толкование и применение правовых норм в реальной жизни.
Таким образом, можно прийти к следующему выводу. Роль юридических дисциплин в формировании правового сознания курсантов высших военных образовательных учреждений велика.
Они являются необходимым стержнем и последовательными ступенями на пути к его развитию и дальнейшей профессиональной пригодности, поскольку от степени усвоения правовых знаний (низкая, средняя, высокая) в рамках обучения в высших военных образовательных учреждений и сфор-мированности морально-нравственных ценностей зависит качественное (либо посредственное) выполнение профессиональной деятельности.
Поскольку процесс совершенствования профессионального правосознания курсантов сложный и достаточно продолжительный по времени, важно знать, каким же образом происходит его формирование. На этот счет следует согласиться с мнением Т.В. Фединой, полагающий, что «формирование правосознания курсантов необходимо рассматривать как процесс развития трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного ..., эмоционально-ценностного ..., поведенческого» [4, с. 14]. Когнитивный (познавательный) компонент предусматривает овладение правовыми знаниями, способность к анализу правовых ситуаций и применению полученных знаний на практике. Эмоционально-ценностный компонент вырабатывает подход к сознательной потребности систематического отслеживания изменений в правовой теории и практике, совершенствования своих правовых знаний и навыков, формирование уважительного отношения к праву и закону. Поведенческий компонент способствует формированию устойчивой правомерной позиции и установок на активную правомерную деятельность [4, с. 14].
Если все вышеуказанные компоненты у курсантов будут развиты в достаточной степени, можно говорить о высоком уровне правосознания и, соответственно, о дальнейшей профессиональной пригодности к выполнению своей профессиональной деятельности. Здесь важно обратить внимание на точку зрения С.Н. Федотова и В.В. Простякова, трактующих «профессиональную пригодность не только как условие, делающее специалиста способным к выполнению уже существующих видов деятельности, но и как индивидуальное психологическое качество, как психологический феномен, позволяющий индивиду перестраивать ранее сформированные виды деятельности, и, что важно для современной эпохи быстрого технического, информационного прогресса, открывать новые виды деятельности, оперативно переходить от одного ее вида к другому» [5, с. 33]. Таким образом, важно понимать, что только в специально организованной среде возможно целенаправленное формирование профессионального правосознания, которое в процессе обучения в высших военных образовательных учреждениях может достичь такого уровня, при котором будет возможно эффективное осуществление гражданского и военно-профессионального правового взаимодействия.
К сожалению, идеальные условия для формирования высокого уровня профессионального правосознания и, как следствие, профессиональной пригодности можно создать не всегда. Существует ряд проблем, препятствующих их развитию. По нашему мнению, к ним можно отнести следующие. Во-первых, негативное воздействие средств массовой информации и социальной среды на формирование нравственных, духовных, правовых ценностей курсантов, и, как следствие, на деформацию их правового сознания. Во-вторых, кризис высших военных образовательных учреждений в условиях реформирования системы образования: нехватка специалистов-практиков, способных передать свои знания и опыт курсантам; недостаток преподавателей, хорошо знающих специфику военной деятельности и умело сочетающих традиционные и интерактивные формы обучения; жесткие требования к качеству образования и др. А также, по верному замечанию В.Я. Гожикова, объективные противоречия «между высокими требованиями к гуманитарной подготовке (как фактору принципиально инициативной и интеллектуально активной позиции будущего офицера) и недостаточным уровнем адекватных психолого-педагогических условий реализации этих задач; между внедрением в систему образования инновационных гуманитарных и правовых форматов, современных информационно-коммуникационных технологий и сохранением в российской высшей военной школе традиционно-классической дидактики и форм организации образовательного процесса с наличием
элементов стереотипно-статической направленности учебно-познавательной деятельности курсантов и др.» [1, с. 37]. В-третьих, трудности экономического и социального характера (например, недостаточность материально-технического снабжения (устаревшая военная техника и сооружение, утрата веры в престижность и необходимость ратного труда), что влечет за собой формирование в сознании размытых критериев понимания необходимости того, как поддерживать высокую степень боеготовности войск в современных условиях). В-четвертых, падение авторитета человека в военной форме, сосредотачивающего в себе лучшие качества (патриотизм, бескорыстие, отвагу, смелость, бескорыстное служение Отечеству, мужество и др.). В-пятых, увеличение масштабов коррупции, злоупотребление властью и пр. В-шестых, недостаточность воли, нежелание либо неспособность (в крайне редких случаях) курсантов к внутренней работе над собой с целью развития нравственно-правовых ориентиров, убеждений в ценности права, способностей к правильному толкованию правовых норм, применению их в практической деятельности, установок к активному правовому поведению.
Полагаем, что некоторые из обозначенных выше трудностей можно решить путем развития и культивирования убежденности в ценности права. Это, по верному замечанию В.В. Собольникова, возможно лишь тогда, когда государственные и общественные структуры относятся к праву как к высшей ценности. Поскольку «Каждый гражданин на собственном опыте должен быть убежден в своей психологической и физической правовой защищенности, видеть неукоснительное соблюдение правовых норм всеми членами общества независимо от их имущественного положения, статуса и занимаемой должности» [3, с. 28]. При этом не нужно забывать и о параллельном формировании общекультурных ценностей, поскольку без них невозможно развитие высокого уровня правового сознания, правового менталитете, правового мышления, правовой культуры. Кроме того, необходимо повышать престиж военной службы и военной профессии, прививать любовь к Родине, всячески способствовать формированию готовности к защите Отчизны, привлекать квалифицированных специалистов и преподавателей, знающих специфику военного дела, осуществлять подготовку или переподготовку имеющихся в высших военных образовательных учреждениях преподавателей, совершенствовать систему военного управления, материально-технического обеспечения и др. путем осуществления комплекса государственных мер.
Потребность общества в повышении профессионализма курсантов-выпускников высших военных образовательных учреждений, формировании новых ценностных ориентаций в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями предъявляет серьезные требования к совершенствованию их профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка курсантов - это единый, неразрывный, постоянно совершенствующийся процесс в условиях трансформации различных сфер общества. Профессиональная подготовка курсантов связана, в первую очередь, с необходимостью обеспечения будущих офицеров профессиональными знаниями и умениями аналитического, прикладного, прогностического характера, определенными навыками работы с нормативными правовыми документами, которые впоследствии позволят решать важные военно-политические задачи. Например, заниматься поиском путей охраны и защиты суверенитета и национальных интересов России, обеспечивать безопасность общества, личности и государства, делать все возможное для предотвращения военных и национальных конфликтов в рамках правового поля, осуществлять взаимодействие с организациями-партнерами в международной политике и пр. Эффективность решения этих задач будет зависеть от качества профессиональной подготовки курсантов высших военных образовательных учреждений.
Базой для достижения высокого качества такой подготовки и, как следствие, профессиональной пригодности является изучение юридических дисциплин, которые посредством развития понятийного аппарата, накопления нормативно-правовых знаний, реализации полученных умений и навыков на практике, военно-патриотического воспитания способствуют формированию правового
сознания, общеправовой культуры, правового мировоззрения, юридического мышления курсантов, правовых установок на совершение правомерного поведения. При этом одной из важнейших составляющих процесса профессиональной подготовки является преподавание правовых дисциплин, которое должно быть целенаправленным, последовательным и учитывающим оптимальные варианты педагогических технологий. Следовательно, юридические дисциплины закладывают базу, определяющую цель профессиональной подготовки курсантов - получение по окончании высших военных образовательных учреждений специалиста нового поколения (имеющего морально-нравственные ориентиры, профессиональную систему знаний, умений и навыков, с высоким уровнем правового сознания, правовой культуры, правового менталитета, юридического мышления, профессионально готового к выполнению учебных, оперативно-боевых и иных задач и др.). Воспитание и выпуск такого специалиста в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества приобретает особое значение. Однако важно отметить, что идеализировать право и государство в рамках теории не нужно, необходимо с практической точки зрения подходить к объяснению понятий юридических дисциплин и обращать особое внимание на нормативную правовую базу, лежащую в основе того или иного государственно-правового явления, института, проводить мониторинг изменений, вносимых в законодательство, на занятиях отрабатывать формы реализации специальных прав, а также способы защиты в случае их нарушения.
Таким образом, высокий уровень профессионального правосознания курсантов, в конечном итоге, зависит от правового обучения и воспитания обучающихся, основанных на учете специфики и практической значимости профессиональной и общегражданской деятельности будущих офицеров.
Библиографический список
1. Гожиков, В. Я. Психолого-педагогические, аксиологические и правовые аспекты модернизации гуманитарной подготовки курсантов высшей военной школы / В. Я. Гожиков // Юридическая психология. -2012. - № 4. - С. 37.
2. Гуляев, В. Н. Оптимизация технологических подходов к обучению курсантов военных вузов / В. Н. Гуляев, Д. В. Воронин // Юридическая психология. - 2013. - № 2. - С. 29-31.
3. Собольников, В. В. Ценность права как мотив правопослушного поведения сотрудников правоохранительных органов / В. В. Собольников // Юридическая психология. - 2013. - № 2. - С. 28.
4. Федина, Т. В. Оптимизация процесса формирования правосознания курсантов военных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Татьяна Викторовна Федина. - Ульяновск, 2010. - 14 с.
5. Федотов, С. Н. Социальный интеллект как детерминанта профессиональной пригодности сотрудников-выпускников образовательных учреждений правоохранительных органов / С. Н. Федотов, В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2013. - № 4. - С. 33.