ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Ихтисанов И. И., Максимов Н. В. Особенности гуманитарной подготовки курсантов военных вузов: формирование профессиональной направленности к противодействию экстремизму // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С. 147-151.
Iktisanov I. I., Maximov N. V. The humanitarian features of training of cadets of military schools: the formation of a professional orientation to combating extremism. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 147-151. (In Russ.).
УДК 378
И. И. Ихтисанов, Н. В. Максимов
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия
ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ
Ихтисанов Ильнар Ильдарович - адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения).
E-mail: [email protected]
Максимов Никита Васильевич - адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения).
E-mail: markiz-nikita@mail. ru
В статье рассматривается вопрос формирования профессиональной направленности курсантов военных институтов к выполнению возложенных на них профессиональных задач. Авторами выявлены основания и приведены предложения по совершенствованию системы гуманитарной подготовки в высших военных образовательных учреждениях. Особо подчеркивается значение своевременной оптимизации подготовки курсантов для эффективной борьбы с экстремизмом.
Ключевые слова: профессиональная направленность, экстремизм, курсант, образовательный процесс, мотив.
I. I. Iktisanov, N. V. Maximov
Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia
THE HUMANITARIAN FEATURES OF TRAINING OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS: THE FORMATION OF A PROFESSIONAL ORIENTATION TO COMBATING EXTREMISM
Iktisanov Ilnar I. - Postgraduate Student.
E-mail: [email protected]
Maksimov Nikita V. - Postgraduate Student.
E-mail: markiz-nikita@mail. ru
© Ихтисанов И. И., Максимов Н. В., 2018
The article deals with the issue of formation of professional orientation of cadets of military institutions to perform tasks on combating extremism and terrorism. The authors of the study reveals the grounds and presents proposals for improving the system of humanitarian training in higher military educational institutions. The article emphasizes the importance of timely optimization of the process of training cadets designed to effectively combat extremism.
Key words: professional orientation, extremism, cadet, educational process, motive.
В настоящее время особенно важными становятся вопросы повышения квалификации выпускников и, как следствие, качества высшего образования. Современные вызовы, аргументация новых требований к профессиональной компетентности выпускника в итоге определяют эффективность образования на всех его ступенях, а также успешность подготовки военных кадров [4].
Качество военного образования, опыт творческой деятельности, готовность к освоению инноваций, технологическая грамотность, стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию и прочее являются особенностями профессиональной направленности выпускника военного вуза. Профессиональными особенностями будущих офицеров становятся профессиональная мобильность, целеустремленность, адаптируемость, рефлексивность, осведомленность, прогностичность, способность ориентироваться в сложных ситуациях, умение гибко и творчески подходить к их разрешению, самостоятельно и ответственно принимать адекватные решения, развивать управленческие и коммуникативные умения и др. Перечисленные характеристики определяют новый стандарт подготовки специалиста для решения им различных задач профессиональной деятельности.
Профессиональная активность личности, рассматриваемая как частное проявление общей направленности субъекта в деятельности, развивается в процессе профессионализации и существенно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. Направленность личности в профессиональной подготовке связана прежде всего с познавательной активностью и проявляется в интересах, установках, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях, связанных с всесторонним развитием специалиста.
Учитывая вышеперечисленное, мы рассматриваем профессиональный аспект как ведущий в решении проблемы противодействия экстремизму и терроризму. Побуждая курсанта к активности, формируя посредством гуманитарных знаний его чувства, направленность и мотивы, ценностное отношение к пресечению экстремистской деятельности, образовательный процесс решает первостепенную задачу и удовлетворяет потребность общества в безопасности и стабильном развитии [5]. Другими словами, акцентируя внимание на целях, задачах и содержании гуманитарных дисциплин, возможно скорректировать систему мотивов и потребностей к профессиональной деятельности. Особенно важно направить позитивную мотивацию курсантов на формирование ценностных ориентаций для эффективного противодействия экстремистским угрозам.
Согласно концепции В. А. Сластенина, центральным звеном профессиональной направленности выступает иерархическая система устойчиво доминирующих мотивов личности в виде совокупности внутренних и внешних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Данная система включает следующие группы мотивов:
• мотивы понимания предназначения профессии - возникают и развиваются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей обучения;
• мотивы профессиональной деятельности - выражают ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т. п.);
• мотивы профессионального общения - отражают стремление человека утвердиться в профессиональной среде, гордость за коллектив, солидарность в деятельности, стремление к достижению цели;
• проявления личности в профессии - выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессиональной деятельностью (убежденность в собственной востребованности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намеченный путь и есть «мое призвание») [6, с. 60].
Указанная концепция позволяет сделать вывод о том, что на этапах формирования и развития профессиональной направленности у курсантов приоритетную роль среди мотивов играет актуализация профессиональных интересов, выражающих позитивное отношение будущего офицера к военной службе и ее эмоциональную привлекательность. Профессиональные интересы курсанта войск национальной гвардии России являются категорией чувственных восприятий и суждений субъекта о личной значимости как гаранта безопасности личности, общества и государства.
Профессиональные интересы - это динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или профессиональную деятельность [1]. Другими словами, в процессе развития курсанта его интересы превращаются в склонности как проявление потребности к осуществлению своей профессиональной деятельности.
В свою очередь, В. А. Мижериков и П. И. Пидкасистый определяют профессиональную направленность личности как совокупность устойчивых, независимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [7, с. 206].
Э. Ф. Зеер в своих трудах характеризует профессиональную направленность как ин-тегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии и придает учебно-трудовой деятельности учащегося глубоко личностный смысл, повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков. Уровень профессиональной направленности определяется характером и силой выраженности ее составляющих: системы ценностных ориентаций, психологической установки, профессиональных интересов, мотивов, отношения личности к профессии [2, с. 119], что особенно важно в формировании ценностных отношений курсантов к феноменам и явлениям общества, носящим противоправный и деструктирующий характер, в частности к современному экстремизму и его производным.
Одной из целей подготовки курсантов в военном вузе является готовность их к целостной военно-профессиональной деятельности, которая кроме когнитивного компонента соединяет в себе интеллектуальное, ценностное и эмоциональное развитие личности курсантов. Формирование профессиональной направленности курсантов определяется на гуманитарных, общественных и профильных дисциплинах, на которых воспитываются особые ценности и качества личности обучаемого. В процессе подготовки курсанта задачей педагога становится наполнение его сознания убеждениями неотвратимости борьбы с гражданами, которые принимают экстремистскую идеологию.
Как сказано выше, обучение курсантов на гуманитарных дисциплинах заключается в передаче им всесторонних знаний о происходящих процессах, в выработке понимания их сущности. Однако построенное таким образом обучение не формирует глубоких нравственных и духовных качеств, не воспитывает характер личности, способной эффективно противостоять экстремистам. На наш взгляд, современный подход интеллектуального
наполнения должен быть нацелен на творческие виды работы со знанием. Для чего необходимо овладеть рядом технологических операций, которые помогут курсанту создавать собственные модели творческого поиска, выделяя наиболее результативные и перспективные в решении рассматриваемой проблемы. Полученные таким образом знания позволят курсанту овладеть необходимой компетентностью и обеспечат базис профессиональной подготовки будущего офицера.
Цели преподавания гуманитарных дисциплин: раскрыть творческие возможности курсанта, побудить его к самопознанию, самосовершенствованию, утвердить его в избранной профессии, развить его общую культуру [3 ]. Исходя из этого, переоценить значимость гуманитарных дисциплин невозможно, особенно в период «расчеловечивания» ценностей и идеалов в обществе. Формируя мотивацию, любознательность, гибкость и глубину мышления, гуманитарные дисциплины являются базой для получения профильных знаний. По словам Л. Шестоперовой, обогащение гуманитарными дисциплинами естественно-научных специальностей за рубежом идет давно, т. к. считается, что оно развивает ассоциативно-образное мышление, помогает преодолевать стереотипность мышления, делая подготовку специалистов более разносторонней и эффективной [8, с. 166]. Гуманитарная подготовка курсантов затрагивает сущность их творческой деятельности не только в профессиональной, но и в социальной и экономической сферах.
Анализируя развитие современного образования, мы приходим к выводу о порочной системе формирования личности технократической направленности. На практике это проявляется в увеличении количества академических часов на изучение профильных дисциплин в ущерб гуманитарным и социальным дисциплинам. На наш взгляд, подобная смена приоритетов в пользу профессиональных, но безнравственных специалистов приведет к деградации общества, моральной деформации и разложению социальных и культурных ценностей. Следовательно, необходимо осознать потребность всестороннего развития личности: когнитивного и духовного компонента, нравственного и профессионального потенциала, личного и коллективного воспитания. Иначе такие преступные и разрушительные феномены, как экстремизм и терроризм, ксенофобия и национализм, породят общество, построенное на идеалах насилия, страха и порока.
Таким образом, гуманитарные дисциплины в вузе призваны обогащать курсантов, воспитывать в них духовность, человеколюбие и милосердие, моральные качества и активность, повышать общекультурный уровень будущих офицеров, развивать общеобразовательные качества (философские, нравственные, культурные основы, самостоятельность, творчество, образное мышление), что является необходимым инструментом в борьбе с экстремизмом. Главной ценностью изучения курсантами гуманитарных дисциплин является всестороннее развитие личности благодаря познанию идей и истин явлений и процессов, благодаря формированию целостного представления об обществе и мире.
Библиографический список
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.: Моск. психол.-социал. ин-т,
2003.
3. Ихтисанов И. И. К вопросу подготовки курсантов военных институтов к управленческой деятельности // Военное образование: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. / под общ. ред. В. Ф. Ку-павского. Пермь, 2016. С. 69-71.
4. Коломийченко Л. В., Максимов Н. В., Костаренко И. В. Некоторые проблемы развития профессионально-правовой компетентности командиров военных вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. науч. тр. Пермь, 2017. С. 146-151.
5. Максимов Н. В., Коломийченко Л. В., Костаренко И. В. О профилактике и совершенствовании методов противодействия экстремизму в Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. тр. конф. / ПВИ ВНГ России. Пермь, 2017. С.197-203.
6. Педагогика высшего профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004.
7. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под ред. П. И. Пидкаси-стого. М.: Сфера, 2004.
8. Шестоперова Л. Зарубежный опыт подготовки специалистов и некоторые образовательные процессы в России // Высшее образование в России. 1995. № 1. С. 165-169.