С.H. Хутчев. Проблемы формирования военно-профессиональных, знаний, умений и навыков
УДК 355.543.2(072.8)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
С.Н. Хутчев
Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ E-mail: [email protected]
На основе базовых понятий психофизиологии человеческой памяти анализируются компоненты военно-профессиональной подготовки курсантов военно-образовательных учреждений высшего профессионального обучения МВД России. Даётся классификация профессиональных навыков с точки зрения функционального назначения и степени включения сознания. Исследуется соотношение знаний, умений и навыков в профессиональной подготовке курсантов.
Ключевые слова: военно-профессиональная подготовка, знания, умения, навыки, память.
Problems of the Graduates' Professional Military Knowledge, Skills and Abilities Forming of the Military Educational Institutions of Higher Professional Training of Ministry of the Interior of Russian Federation
S.N. Hutchev
The author analyses the cadets' professional military training, based on the fundamental concepts of human psychophysiologic memory. The classification of professional skills from the point of view of their functional area and cognition activating grade has been represented. There have been investigated the correlation of knowledge, skills and abilities in the cadets' professional military training. Key words: professional military training, knowledge, skills, abilities, memory.
Одной из главных проблем качества подготовки выпускников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России является их профессиональная компетенция.
Эта проблема существовала всегда. Для её решения необходимо ответить на вопрос: что такое «профессионализм», из чего он складывается и как формируется? Военным профессионалом мы обычно называем специалиста, способного решать поставленные задачи в условиях дефицита времени на принятие решения и при достаточно жёстких ограничениях на использование материальных ресурсов. Таким образом, можно считать, что профессионализм - это знания, помноженные на опыт. При этом под «знания-
ми» обычно понимается базовая подготовка, включающая теоретическую подготовку (собственно «знания») и практическую подготовку (умения и навыки). Уточним эти понятия.
Знания, по И.Я. Лернеру, означают «информацию, усвоенную на уровне творческого ее применения» и подразделяются на следующие виды: термины и понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания. Другими словами, это информация, полученная и накопленная преподавателем и воспринимаемая обучаемым в готовом виде. В роли преподавателя в данном случае могут выступать и неодушевлённые носители информации: радио, телевидение, книги, Интернет и т.д.
Навыки - это информация, заключённая в способах реакции человека на внешние воздействия. Чаще всего навык определяется как действие, сформированное путём повторения, сознательной поэлементной регуляции и контроля . Поэтому для исследования процессов формирования профессиональных навыков рассматриваем только нервную память, наличие, которой отмечается у живых организмов, обладающих нервной системой. Существует определение нервной памяти как совокупности сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма (субъекта) . При этом отмечается, что нервная память использует не только собственные специфические механизмы, обеспечивающие индивидуальную адаптацию организма, но и механизмы более древней генетической памяти, способствующей выживанию биологического вида. Наличие такого допущения весьма осложняет анализ причинно-следственных связей в процессах формирования профессиональных навыков.
© С.И. Хутчев, 2009
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4
В качестве рабочей модели биологической памяти примем наличие генотипиче-ской и фенотипической памяти. Генотипиче-ская, или врожденная память у высших животных обеспечивает становление безусловных рефлексов, различных форм врожденного поведения (инстинктов), играющих важную роль в приспособлении и выживаемости вида.
В нашем случае - это навыки, осуществляемые автоматически, т.е. без осознавания, оценки ситуации.
Соответствующие навыки проявляются в виде условных рефлексов или иных реакций, требующих определенного осмысления ситуации.
По степени включения сознания фено-типические навыки можно разделить на частные и обобщенные, а также на автоматические (инстинктивные) и автоматизированные (осознаваемые) (рис. 1).
НАВЫКИ
ЧАСТНЫЕ
АВТОМАТИЧЕСКИЕ
ОБОБЩЕННЫЕ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
Рис. 1. Классификация фенотипических навыков по степени участия сознания
Есть основания предположить, что на рис. 1 представлены крайние проявления реакций человека на возникающие практические ситуации: частные автоматические навыки реализуются на уровне условных рефлексов, обобщенные автоматизированные навыки в некоторых случаях могут быть отнесены к уровню умений. То есть, пока открытым, требующим дальнейших исследований, остается вопрос: можно ли указать границы (видимо, по времени реакции), отделяющие условный рефлекс от инстинктивной реакции и от умения?
С точки зрения функционального назначения и степени включения сознания можно выделить три группы фенотипических навыков: первичные, вторичные и третичные.
Группу первичных навыков, реализуемых, как правило, в виде условных рефлексов, образуют двигательные, физиологические и психические навыки. В группу вторичных навыков можно включить сенсорные, коммуникативные и психологические навыки. Третичные навыки, требующие наибольшего участия сознания по сравнению с другими группами, включают фактуальные, процедурные и когнитивные (познавательные) навыки.
К какой группе принадлежат профессиональные навыки? Как и любая другая подсистема навыков, они базируются на группе первичных навыков, частично включают вторичные навыки и в основном позиционируются в группе третичных навыков, т. е. профессиональные навыки - это те качества, которые выделяют данную личность среди других людей, объединённых общим родом деятельности.
Понятия навыков и знаний являются базисными для определения понятия «умения». Умения - это опосредованная информация о виде моделей поведения в различных ситуациях. Иными словами, это методы решения различных задач.
Имеющиеся знания позволяют решать возникающие перед человеком задачи различного уровня сложности: на репродуктивном, продуктивном и творческом уровне. Поэтому «умение» в качестве третьего базового компонента содержит творческое мышление, которое выполняет функцию элемента управления. Тогда содержание понятия «профессионализм» можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
Рис. 2. Соотношения знаний, умений и навыков в профессиональной подготовке
118
Научный отдел
СИ. Хутчев. Проблемы формирования военно-прсфесснональных знаний, умений и навыков
Сказанное позволяет уточнить первоначальное определение профессионализма: это базовые теоретические знания и опыт, представляющий совокупность умений и навыков. При этом теоретические знания приобретаются в готовом виде как опыт предшествующих поколений, а практические знания приобретаются лично специалистом в ходе выполнения должностных обязанностей.
В Саратовском военном институте внутренних войск МВД РФ на кафедрах военно-профессиональных дисциплин на основе комплексного плана привития командно-методических навыков военного института определяются:
- перечень навыков, которые должны формироваться у курсантов при изучении дисциплин кафедры;
- порядок и условия выработки у обучаемых достаточных навыков при изучении каждой дисциплины кафедры;
- этапы (по курсам и семестрам обучения) сформированности навыков и соответствующие им уровни;
- учебные занятия тематического плана, в ходе которых возможно формирование навыков, их форма, методы и средства обучения;
- количество и виды дополнительных учебных занятий вне расписания (в ходе мероприятий распорядка дня);
- система контроля, учета и отчетности формирования навыков.
Преподаватель учебной дисциплины (командир подразделения) на основе целевой установки дисциплины учебного плана (квалификационных требований), требований руководящих документов, указаний начальника кафедры (командира батальона) определяет:
- какие навыки должны быть привиты курсантам при изучении дисциплины (при
выполнении мероприятий распорядка дня во внеучебное время);
- учебные занятия (в соответствии с тематическим планом) или мероприятия (во внеучебное время), методы и средства обучения;
- этапы (по курсам и семестрам обучения) завершения формирования тех или иных навыков (умений).
Преподаватель (командир подразделения) разрабатывает учебно-методические материалы для проведения занятия (мероприятия), где указывает методику привития навыков, порядок их учета и контроля и представляет на обсуждение в ПМК (на кафедры, батальоны).
Он должен вести учет времени, затрачиваемого каждым курсантом на выполнение мероприятий по привитию навыков (умений), оценивать их действия и достигнутые результаты.
Он несет ответственность за привитие необходимых навыков курсантам в ходе учебных занятий (мероприятий во внеучеб-ное время) и обязан обеспечить их выполнение в пределах установленных норм, а также постоянно совершенствовать этот процесс.
Таким образом, военно-профессиональные навыки формируются и совершенствуются в ходе различных тренировок, групповых упражнений и практических занятий - в ходе полевых выходов, тактических учений и практических занятий. Основное направление работы - преодолеть фрагментарный, локальный характер формируемых при этом навыков.
Примечания
1 Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. М., 2004; Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. СПб., 2004.
2 См.: Данилова Н.Н. Указ. соч.
Педагогика
119