Научная статья на тему 'К проблеме развития правовой грамотности и правосознания курсантов высших военных учебных заведений'

К проблеме развития правовой грамотности и правосознания курсантов высших военных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБОРОНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЕМЫЙ / ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА / ПОТРЕБНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданов Сергей Павлович, Кузнецова Наталья Викторовна, Скрячев Александр Михайлович

В настоящей статье рассматриваются особенности подходов к развитию правовой грамотности и правосознанию курсантов высших военных учебных заведений. Авторы выделили ряд проблем, которые бы позволили повысить эффективность развития правовой грамотности и правосознания курсантов высших военных учебных заведений. Первое. В силу объективных и субъективных причин достоверно не изучена правовая мотивационная сфера курсантов в их деятельности как во внеслужебное время, так и на службе, в будущей службе. Необходимость в таком широком научном исследовании назрела. Второе. Такое исследование позволит определить «начальные условия», которые лягут в основу как учебных рабочих планов, в целом, так и учебной программы и содержания учебно-методических материалов по указанному учебному курсу, по формированию у курсантов компетенций в сфере правой грамотности и правосознания. Третье. Социологическое исследование и учебно-методическую работу следует рассматривать как одну из составляющих в единстве с другими системными мерами воспитательного воздействия. Четвертое. В рамках учебно-воспитательного процесса в военном учебном заведении можно предусмотреть такие формы правового просвещения и правового информирования как факультативные занятия, круглые столы, клубы по правоведению (например, защита прав потребителей, система государственных закупок для нужд Вооруженных Сил, антикоррупционная деятельность и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жданов Сергей Павлович, Кузнецова Наталья Викторовна, Скрячев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY AND LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

This article discusses the features of approaches to the development of legal literacy and legal awareness of cadets of higher military schools. The authors identified a number of problems that would improve the efficiency of legal literacy and legal awareness of students of higher military schools. Initial. Due to objective and subjective reasons, the legal motivational sphere of cadets in their activities, both in off-duty and in the service, in the future service has not been studied. The need for such a broad scientific study is ripe. Second. This study will determine the "initial conditions", which will form the basis of the curriculum, in General, and the curriculum and the content of teaching materials on the specified training course, the formation of cadets ' competencies in the field of legal literacy and legal consciousness. Third. Sociological research and educational work should be considered as one of the components in unity with other systemic measures of educational impact. Fourth. Within the framework of the educational process in the military educational institution, it is possible to provide such forms of legal education and legal information as optional classes, round tables, law clubs (for example, consumer protection, the system of public procurement for the needs of the Armed Forces, anti-corruption activities, etc.).

Текст научной работы на тему «К проблеме развития правовой грамотности и правосознания курсантов высших военных учебных заведений»

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ

Жданов С.П. Кузнецова Н.В. Скрячев А.М.

2.6. К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Жданов Сергей Павлович, канд. юрид. наук, член-корреспондент Академии военных наук. Должность: профессор. Место работы: Московское высшее общевойсковое командное училище. Подразделение: кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. E-mail: [email protected]

Кузнецова Наталья Викторовна, канд. филос. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московское высшее общевойсковое командное училище. Подразделение: кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Скрячев Александр Михайлович, канд. юрид. наук, доцент.

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются особенности подходов к развитию правовой грамотности и правосознанию курсантов высших военных учебных заведений. Авторы выделили ряд проблем, которые бы позволили повысить эффективность развития правовой грамотности и правосознания курсантов высших военных учебных заведений. Первое. В силу объективных и субъективных причин достоверно не изучена правовая мо-тивационная сфера курсантов в их деятельности как во внеслужебное время, так и на службе, в будущей службе. Необходимость в таком широком научном исследовании назрела. Второе. Такое исследование позволит определить «начальные условия», которые лягут в основу как учебных рабочих планов, в целом, так и учебной программы и содержания учебно-методических материалов по указанному учебному курсу, по формированию у курсантов компетенций в сфере правой грамотности и правосознания. Третье. Социологическое исследование и учебно-методическую работу следует рассматривать как одну из составляющих в единстве с другими системными мерами воспитательного воздействия. Четвертое. В рамках учебно-воспитательного процесса в военном учебном заведении можно предусмотреть такие формы правового просвещения и правового информирования как факультативные занятия, круглые столы, клубы по правоведению (например, защита прав потребителей, система государственных закупок для нужд Вооруженных Сил, антикоррупционная деятельность и т.п.).

Ключевые слова: целеполагание; государственное управление; оборона; национальная безопасность; военная безопасность; военная политика; военная организация; военное образование и воспитание; потребности личности, общества, государства; правовая грамотность; правосознание; правоохранительная деятельность; суверенитет; образование; обучаемый.

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY AND LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE CADETS OF HIGHER

MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS Zhdanov Sergey Pavlovich, PhD at Law, Corresponding Member of Academy of Military sciences. Position: Profes-

sor. Place of employment: Moscow higher military command school. Department: Humanities and socio-economic Sciences chair. E-mail: [email protected] Kuznetsova Natalia Victorovna, phD in Philosophy, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow higher military command school. Department: Humanities and socio-economic Sciences chair. Scryachev Alexander Mikhailovich, PhD at Law, Associate Professor.

Annotation: This article discusses the features of approaches to the development of legal literacy and legal awareness of cadets of higher military schools. The authors identified a number of problems that would improve the efficiency of legal literacy and legal awareness of students of higher military schools. Initial. Due to objective and subjective reasons, the legal motivational sphere of cadets in their activities, both in off-duty and in the service, in the future service has not been studied. The need for such a broad scientific study is ripe. Second. This study will determine the "initial conditions", which will form the basis of the curriculum, in General, and the curriculum and the content of teaching materials on the specified training course, the formation of cadets ' competencies in the field of legal literacy and legal consciousness. Third. Sociological research and educational work should be considered as one of the components in unity with other systemic measures of educational impact. Fourth. Within the framework of the educational process in the military educational institution, it is possible to provide such forms of legal education and legal information as optional classes, round tables, law clubs (for example, consumer protection, the system of public procurement for the needs of the Armed Forces, anti-corruption activities, etc.). Keywords: goal-setting; public administration; defense; national security; military security; military policy; military organization; military education and training; needs of the individual, society, state; legal literacy; legal awareness; law enforcement; sovereignty; education; trained.

В условиях глубоких преобразований в социальной и экономической жизни современного общества особую актуальность приобретает уяснение сущности и содержания управления. Исследование участия личности в процессах управления обществом, изучение специфики такого участия в условиях инновационных процессов в организациях и социальных системах относится к числу немаловажных проблем теории социального управления.

Выделение управленческой деятельности и социального управления как разновидности деятельности личности имеется в трудах В.Г. Афанасьева, В.С. Ев-ликова, В.Р. Веснина и других авторов. Однако в работах авторов главное внимание обращено в основном на характеристику социального управления в обществе и самого управленческого труда. Это можно объяснить и тем, что изучение проблем социального управления применительно к руководящим кадрам всех звеньев управления находилось в сфере компетенции экономических наук; авторы исследуют в основном проблемы повышения эффективности управления применительно к руководящим кадрам всех звеньев управления, выделяя в качестве исследования такие ее сущностные компоненты, как организационно-технические аспекты принятия управленческих решений и т.п. [1, С. 202]. Научное обоснование сущности социального управления, использование теоретиче-

ских представлений об управлении в реальной практике позволяют повысить эффективность функционирования социальных систем, в том числе в сфере обороны и правоохранительной деятельности.

Как и любая осуществляемая в обществе деятельность, социальное управление преследует достижение определенных целей. Цели социального управления вытекают из общественных потребностей и дифференцируются в зависимости от уровней его осуществления. Одним из видов социального управления является государственное управление, так как основной сферой действия и применения норм административного права выступает именно оно, реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

В свою очередь в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в целеполагание, как процесс, закладывается следующее содержание: определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [2, п. 4) статьи 3], а государственное управление означает - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [2, п. 2) статьи 3]. Анализ этих понятий позволяет выделить из них доминирующее и объединяющее начало процессов целеполагания и государственного управления - «обеспечение национальной безопасности» подразумевающее реализацию органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных (выделено авторами), организационных, социально-экономических, информационных, правовых (выделено авторами) и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворения национальных интересов [3, абз. 4 статьи 6].

В содержание же понятия «национальные интересы Российской Федерации» включены объективно значимые потребности (выделено авторами) личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития [3, абз. 2 статьи 6]. Используя именно эти понятия и их взаимосвязь, автор попытался определить наличие ряда проблем в такой сфере государственного управления как подготовка кадров в военных учебных заведениях.

Ранее в одной из своих работ авторы поднимали одну из таких проблем - роль верного целеполагания в социальных процессах, но в работе шла речь о сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников МВД и ФСИН России, которую авторы рассматривали как деятельность, выполняющую обеспечивающую функцию правоохранительной деятельности [4].

Всем управленческим отношениям присуще социально-политическая направленность. Политика общества, государства, класса, социальной группы реализуется именно через управление, формируемые в нем отношения. Поэтому «поскольку управление социальными процессами происходит в рамках политических отношений, принято говорить, например, об экономической, социальной, национальной, правовой (юридической) политике» [5, С. 33].

Реализация указанных, и не только, видов политики подразумевает достаточно широкий спектр деятель-

ности. Тем не менее, их проведение невозможно без обеспечения как формального юридического, так и реального государственного суверенитета, который должен быть заложен и реализован в рамках проводимой государственной политики. Первым необходимым этапом в рамках проводимой государственной политики должно стать создание правовых основ, системы права, которые бы обеспечивали охрану и защиту государственного суверенитета (этап обеспечения формального юридического суверенитета). В этой связи следует заметить, что динамика развития общественных отношений на современном этапе мирового развития предполагает внесение изменений в доктри-нальные основополагающие подходы к обеспечению безопасности всех сфер жизнедеятельности нашего государства. Недаром предметом широкой общественной и научной дискуссии в настоящее время стали положения нормы части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [6, статья 15]. Следует отметить, что в целый ряд принципиальных законов в сфере государственного управления по обеспечению национального, государственного и экономического суверенитетов постоянно вносятся изменения и дополнения, а также разрабатываются и принимаются новые нормативные правовые акты в ответ на актуальные вызовы и угрозы нашей национальной безопасности. Так, только в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [7] последние изменения были внесены 22.05.2018 года. В Федеральный закон от 31.05.1966 № 61 -ФЗ «Об обороне» [8] последние изменения были внесены 29.12.2017 года - всего с начала принятия закона 36 изменений, а, начиная с 2003 года, изменения и дополнения вносились 35 раз. Начиная с 2013 года, осуществляется быстрое реагирование органов государственной власти России на изменения в сфере обеспечения суверенитетов, что нашло свое отражение в нормотворческой деятельности. К основным нормативным правовым актам, заслуживающим особого внимания, следует отнести следующие Указы Президента Российской Федерации: от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [9]; от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» (ранее действующая была утверждена Президентом Российской Федерации 12.02.2013) [10]; от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [11]; «Военная доктрина Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976 [12]. При этом задачи по быстрейшему отклику системы управления государством ежегодно уточняются в таком документе как «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» (последнее от 01 марта 2018 года) [13].

Красной нитью в указанных актах прослеживается мысль о том, что стратегической целью обороны страны является, прежде всего, обеспечение ее военной безопасности в рамках реализации военной политики [Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ

Жданов С.П. Кузнецова Н.В. Скрячев А.М.

№ 683, статья33], в том числе путем совершенствования военной организации государства [11, статья34]. Конкретные направления реализации военной политики нашли свое отражение в Военной доктрине Российской Федерации. Реализация части этих направлений возложены на военную организацию [12, п.п. к) статьи 8], основным приоритетом развития которой является повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала [12, п.п. в) статьи 36]. При этом Российская Федерация в сфере строительства и развития Вооруженных Сил исходит из необходимости совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки, а также подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы [12, п.п. ж) з) статьи 38]. Следует также отметить, что одной из основных задач Вооруженных Сил в мирное время является участие в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности [12, п.п. р) статьи 32]. То есть, юрисдикция Вооруженных Сил в мирное время значительно шире, чем кажется, и перекликается с деятельностью в правоохранительной сфере, что требует специальных компетенций личного состава.

Таким образом, весь вышеперечисленный объем задач Вооруженных Сил, а также анализ образовательной деятельности высших военных учебных заведений позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, система военного образования и воспитания находится в зоне пристального внимания государства, она должна строиться и совершенствоваться на объективной научной основе. Во-вторых, правильным, наверное, будет вывод, что основным, самым «сильным» звеном этой системы являются военные учебные заведения. В-третьих, рабочие планы и программы в военных учебных заведениях имеют приоритетные начала по приобретению обучаемыми компетенций, которые формируются, поддерживаются в мирное время и реализуются в период непосредственной внешней агрессии и в военное время. В-четвертых, в настоящее время, когда в качестве государственной политики выбраны борьба с правовым нигилизмом, с системой надправовой легитимизации, возрастает роль в формировании у военнослужащего осознанного понимания, переходящего в убеждения, личной ответственности за выполнение задач как в мирное, так и в военное время.

Уже проведенные ранее авторами научные изыскания, нашедшие свое отражение в статье «Целепола-гание...» [4], а также анализ ряда других источников [14, С. 130-136], [15, С. 62, 85-86] свидетельствуют о наличии серьезных проблем в студенческой и курсантской среде в части касающейся ее правосознания. Между тем, принятые в 2011 году «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» определяют шесть основных направлений государственной политики в этой сфере, одним из которых является «развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права» [16 п.п.2) статьи

15]. Анализ четырех целей государственной политики в указанной сфере позволяет предположить, что, учитывая специфику военного труда, некоторые из них становятся основными, а другие - сопутствующими [16, статья 14]. К основным мы бы отнесли следующие из них: внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм; формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма. По последней цели хотелось бы сделать оговорку: может быть необходимо так построить систему мер в рамках этого целеполагания, чтобы эта цель в конечном итоге трансформировалась в следующую логическую цепь, укладывалась в логику следующей причинно-следственной связи: выше закона может быть справедливость, над которой властвует милосердие? Если, по мнению авторов, следовать этому целеполаганию, то именно это позволит формировать истинные убеждения у военнослужащих, и, прежде всего, у офицерского корпуса. В этой связи в рамках системного подхода к воспитанию и обучению курсантов высших военных учебных заведений значительно, по нашему мнению, возрастает роль учебных дисциплин социальной и правовой направленности, например, «Правоведение». Первые шаги к созданию учебных материалов уже были сделаны: создан учебник для определенного контингента обучаемых так называемого силового блока [17]. Но в настоящее время мы бы выделили ряд проблем, которые бы позволили повысить эффективность развития правовой грамотности и правосознания курсантов высших военных учебных заведений. Первое. В силу объективных и субъективных причин достоверно не изучена правовая мотивационная сфера курсантов в их деятельности как во внеслужебное время, так и на службе, в будущей службе. Необходимость в таком широком научном исследовании назрела. Второе. Такое исследование позволит определить «начальные условия», которые лягут в основу как учебных рабочих планов, в целом, так и учебной программы и содержания учебно-методических материалов по указанному учебному курсу, по формированию у курсантов компетенций в сфере правой грамотности и правосознания. Третье. Социологическое исследование и учебно-методическую работу следует рассматривать как одну из составляющих в единстве с другими системными мерами воспитательного воздействия. Четвертое. В рамках учебно-воспитательного процесса в военном учебном заведении можно предусмотреть такие формы правового просвещения и правового информирования как факультативные занятия, круглые столы, клубы по правоведению (например, защита прав потребителей, система государственных закупок для нужд Вооруженных Сил, антикоррупционная деятельность и т.п.).

Считаем, что предложенная система мер будет способствовать формированию у будущих офицеров сознательной убежденности и сделает слова - честь, достоинство, воинский долг пред Родиной - святыми. В этой связи глубоким скрытым смыслом наполнены слова Президента Российской Федерации: «.в России современная, с учетом огромности нашей территории компактная, высокотехнологичная армия, сердцем которой является преданный своей Родине, готовый на любые жертвы ради своего народа офицерский

корпус... Таких людей, таких офицеров, как наш летчик гвардии майор Роман Филипов, у них не будет никогда!» [13].

Список литературы:

1. Кузнецова Н.В. Концепт управленческой культуры и механизмы ее формирования у будущих специалистов // Социокультурные концепты в социальной работе. Сборник научных и учебно-методических статей. М.: Издательство «Перо», 2015.

2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // URL: http://www.base.garant.ru/70684666/5ac206a 89ea76855804609cd950fcaf7/ (дата обр. 12.07.2018).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // URL:http://www. kremlin.ru/acts/bank/41921/ page/1 (дата обращения 10.07.2018).

4. Скрячев А.М. Целеполагание в правоохранительной деятельности как фактор выбора форм развития познавательного процесса при изучении гражданско-правовых дисциплин // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Инновационные методы обучения в заочной системе образования» (Москва, 17-19 декабря 2012 г.). М.: ООО «Угрешская типография», 2013. С. 176-185.

5. Миндагулов А.Х., Туманов Г.А. Политика, власть и управление в сфере правоохранительной деятельности // Проблемы теории и социологии управления органами внутренних дел. Труды Академии. М.: Изд-во Академия МВД РФ, 1992. С. 29-37.

6. Конституция Российской Федерации // URL: http://constrf.ru/razdel-1 /glava-1/st-15-krf (дата обращения 10.07.2018).

7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // URL:l^ttp://legalacts.пJ/doc/FZ-o-voinskoj-objazannostн-voennoj-sluzhbe/ (дата обращения 10.07.2018).

8. Федеральный закон от 31.05.1966 № 61-ФЗ «Об обороне» // URL:http://docs.cntd.ru/document/9020348 (дата обращения 10.07.2018).

9. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // URL:http://kremlin.ru/acts/bank/41921/page/1 (дата обращения 12.07.2018).

10. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // URL:l^ttp://legacts.пJ/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-30112016-n-640-ob-utverzhdenii/#1000016 (дата обращения 10.07.2018).

11. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL:http:// legacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-31122015-n-683/#1000015 (дата обращения 10.07.2018).

12. Военная доктрина Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976 // URL:http:// legacts.ru/doc/voennaja-doctrina-rossiiskoi-federatsii-utv- prezidentom-rf/ (дата обращения 10.07.2018).

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 01 марта 2018 года // URL:http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения 09.07.2018).

14. Ильин О.Ю. Современные проблемы правосознания и правовой культуры в представлении студенческой молодежи // Власть. 2015. № 1. С. 130-136.

15. Скрячев А.М. Организация работы с кадрами в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД РФ (социально-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 62, 85-86.

16. Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Утв. Президентом Российской Федера-ции28.04.2011 № Пр-1168 // URL:http:// www. kremlin.ru/events/president/news/11139 (дата обращения 09.07.2018).

17. Правоведение: учебник для военных вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. 464 с.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 79,04%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.