УДК 340.113 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10498
О РОЛИ ИНСТИТУТА ВОЕННОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Максим Владимирович БОНДАРЕНКО, доцент Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Ольга Владимировна ФЕДОТОВА, преподаватель Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье анализируется теоретическая и практическая сторона института военной и правоохранительной службы в системе обеспечения национальной безопасности; рассматриваются проблемы и предлагаются возможные пути решения в целях наиболее полного регулирования общественных отношений в сфере национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, система обеспечения национальной безопасности, военная служба, принципы деятельности военной службы.
Annotation. The article analyzes the theoretical and practical side of the Institute of military and law enforcement service in the system of national security; discusses the problems and suggests possible solutions for the most complete regulation of social relations in the field of national security.
Keywords: national security, national security system, military service, principles of military service.
Рецензент: Ж.Ю. Юзефович, кандидат юридических наук, доцент
Проведение на современном этапе в России политической, экономической и правовой реформ стало катализатором изменений, происходящих во всех сферах общественной и политико-правовой жизни российского общества. Право всегда выступало действенным регулятором отношений, возникающих в процессе государственного, в том числе военного, строительства в России.
С первых лет образования новой российской государственности перечень органов обеспечения национальной безопасности получил законодательное закрепление1. В дальнейшем реформирование отечественного законодательства в этой сфере шло по пути унификации.
Так, принятие нового ФЗ «О безопасности»2 привнесло ряд новелл, которые имеют
принципиальное значение в сфере понятийного аппарата.
Например, установленный ранее вышеуказанный перечень оказался не включенным в новую редакцию Закона. При этом, что примечательно, отсутствует не только имевшийся ранее перечень сил обеспечения национальной безопасности, но и сама статья в ее имевшем место быть толковании.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года3, являясь системообразующим документом, регламентирующим концептуальные начала безопасности государства, закрепляла лишь термин «система обеспечения национальной безопасности», представленную двухзвен-ной структурой: силы и средства обеспечения национальной безопасности.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
В устоявшейся в этом нормативном акте терминологии к силам обеспечения национальной безопасности традиционно относились «....Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба...».
Последние законодательные изменения4 в этом сегменте правового регулирования сохраняли в своем содержании дефиницию «система обеспечения национальной безопасности». Однако существовавшее ранее разделение на «силы» и «средства» отсутствует.
На сегодняшний день система национальной безопасности это, прежде всего, государственная политика в указанной сфере, реализуемая органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Таким образом, на наш взгляд, можно констатировать наличие в какой-то степени процесса правового «вымывания» понятия «силы обеспечения национальной безопасности». Хотя следует признать, что это во многом связано с расширением представления об институте национальной безопасности и векторах его развития в Российской Федерации.
Отметим, что, несмотря на подобную правовую эволюцию понятийного аппарата в этой области на законодательном уровне, национальная безопасность по-прежнему включает прежде всего оборону страны.
В итоге в современной государственно-правовой политике национальная безопасность в качестве инструментария и субъектов своей стабильности и защищенности гарантируется и обеспечивается всем арсеналом сил и средств, которые находятся в распоряжении государства.
В продолжение вышесказанного следует принять позицию относительно того, что в приоритете задачи по обеспечению национальной безопасности корреспондируются тем государственным органам, для которых обеспечение обороны и безопасности страны является главным основанием их создания и функционирования5. В этом смысле термин «силы обеспечения безопасности» созвучен устоявшемуся в массовом сознании собирательному понятию «силовые ведомства».
Исходя из положений Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ основными силами обеспечения национальной без-
опасности, привлекаемыми для выполнения отдельных задач в области обороны, выступают:
■ спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
■ Служба внешней разведки Российской Федерации;
■ органы федеральной службы безопасности;
■ органы государственной охраны;
■ органы военной прокуратуры;
■ военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
■ федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования6.
Вооруженные силы Российской Федерации в данном случае не упоминаются нами по причине того, что оборона страны — самоцель их создания.
Объединяющей основой всех вышеуказанных ведомств является институт военной службы как особый вид федеральной государственной службы. И в данном случае очевидны ее консолидирующие и системообразующие функции. Реализация функций официальной службы как охраняемый уголовным законом результат служебной деятельности представляет собой правовое благо, для существования и обеспечения которого создана та или иная служба.
Например, военная безопасность страны — это то правовое благо, ради которого существует и охраняется государством институт военной службы7. Правовой аспект при характеристике военной службы выражается в закреплении военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны государства, при исполнении которых реализуется практическое выполнение обязанностей военной службы, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.
Еще одним объединяющим фактором в деятельности вышеуказанных структур, на наш взгляд, выступает закрепление на законодательном уровне принципов деятельности военной службы.
Принципы — это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
обусловлены закономерностями общественного развития.
Принципы осуществления военной службы — это основные руководящие идеи и правила, которыми руководствуются военнослужащие при решении поставленных перед ними задач и исполнении должностных и специальных обязанностей. Важнейшее значение принципов состоит в том, что им должны соответствовать все остальные нормы права, относящиеся к конкретным действиям военнослужащих. При этом прикладное значение принципов осуществления военной службы проявляется в тех случаях, когда в законодательстве или ведомственных нормативных правовых актах нет прямых указаний о том, как действовать в конкретной ситуации. В этих случаях необходимо руководствоваться наиболее общими правилами поведения, которые разъясняются в принципах.
В зависимости от того, на какую сферу государственных отношений эти принципы распространяют свое действие, следует выделять две их группы:
■ общие принципы, характерные для деятельности большинства рассматриваемых ведомств (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, единоначалие и централизация управления (руководства), сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности);
■ специальные принципы — характеризуют государственную деятельность «в динамике» посредством реализации специальных видов государственной деятельности.
В зависимости от содержания, регулируемой сферы деятельности принципы делятся на правовые (законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и организационные (все иные принципы).
При этом необходимо отметить и прикладное значение принципов. На практике это проявляется в тех случаях, когда в законодательстве нет прямых указаний о порядке действий в конкретной ситуации.
Например, законодательством не урегулирован порядок внепроцессуального досмотра (осмотра) лиц при их проходе на охраняемый объект. В этих случаях необходимо руководствоваться тем или иным принципом осуществления государственной охраны, закрепленным в ст. 3 ФЗ «О государственной охране».
Так, исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при
проведении административного досмотра (осмотра) не допускаются нарушения права на личную неприкосновенность человека, необоснованные угрозы применения физической силы, унижение чести и достоинства, оскорбление.
Таким образом, устанавливая на законодательном уровне принципы деятельности военной службы, государство влияет тем самым на правосознание военнослужащих, стимулируя у них внутреннюю убежденность в справедливости и целесообразности проводимой работы по обеспечению национальной безопасности государства.
1 Закон РФ «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769. (Утратил силу)
2 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 // Рос. газ. 2010. № 295. 29 дек.
3 Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444. (Утратил силу)
4 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru 31.12.2015.
5 Клименко А.И. Роль правовой идеологии в обеспечении национальной безопасности. // Закон. 2010. № 7. С. 44—51.
6 Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
7 Карабанова E.H. Особенности преступлений со сложной аксиологической структурой объекта // Журнал рос. права. 2019. № 3. С. 107—116.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // Рос. газ. 2010. № 295. 29 дек.
2. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
3. Закон РФ «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769. (Утратил силу)
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru 31.12.2015.
5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444. (Утратил силу)
6. Карабанова E.H. Особенности преступлений со сложной аксиологической структурой объекта // Журнал рос. права. 2019. № 3. С. 107—116.
7. Клименко А.И. Роль правовой идеологии в обеспечении национальной безопасности // Закон. 2010. № 7. С. 44—51.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019