Научная статья на тему 'Оборона в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

Оборона в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3869
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОНА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОР- ГАНЫ / NATIONAL SECURITY / DEFENCE / LAW ENFORCEMENT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичёв И. Е.

В статье исследуются концептуальные, политические, экономические, информационные, военные и другие аспекты обороны как одного из важнейших элементов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Отмечается концептуальная приверженность России нормам международного права, принципам международной безопасности, заложенным в Уставе Организации Объединённых Наций, приоритет невоенных средств в решении задач национальной обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENCE IN THE SYSTEM OF MAINTENANCE OF NATIONAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with conceptual, political, economical, informational, military and other aspects of defence as one of the main elements of the system of maintenance of national security in the Russian Federation. The author stresses upon conceptual adherence of Russia to the norms of International Law, principles of international security set up in the United Nations Charter, priority of non-military means of dealing with issues of national security

Текст научной работы на тему «Оборона в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

оборона в системе обеспечения национальной безопасности российской федерации

defence in the system of maintenance of national security in the Russian

federation

УДК 355/359 (470)

И.Е. ИЛЬИЧЕВ,

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России)

I.E. ILYICHEV,

doctor of law sciences, professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia)

Аннотация: в статье исследуются концептуальные, политические, экономические, информационные, военные и другие аспекты обороны как одного из важнейших элементов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Отмечается концептуальная приверженность России нормам международного права, принципам международной безопасности, заложенным в Уставе Организации Объединённых Наций, приоритет невоенных средств в решении задач национальной обороны.

Ключевые слова: национальная безопасность, оборона, правоохранительные органы.

Abstract: The article deals with conceptual, political, economical, informational, military and other aspects of defence as one of the main elements of the system of maintenance of national security in the Russian Federation. The author stresses upon conceptual adherence of Russia to the norms of International Law, principles of international security set up in the United Nations Charter, priority of non-military means of dealing with issues of national security.

Key words: national security, defence, law enforcement organizations.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории [1].

Политическую основу обороны Российской Федерации составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2] (далее - Стратегия национальной безопасности);

- Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3];

- Концепция внешней политики Российской Федерации [4] (утверждена Президентом РФ 12.07.2008 № ПР-1440);

- Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [5];

- Военная доктрина Российской Федерации [6] (далее - Военная доктрина);

- ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации;

- иные государственные акты, формирую-

щие политическую основу обороны Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации формулирует общие принципы обороны и безопасности государства.

Стратегия национальной безопасности определяет систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указывает пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.

Морская доктрина Российской Федерации является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации. Под национальной морской политикой подразумевается определение государством и обществом целей, задач, направлений и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море [5].

Военная доктрина Российской Федерации определяет: военная политика Российской Федерации направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников.

Военная доктрина констатирует приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических,

информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов её союзников.

Приведённая последовательность приоритетов не случайно отводит военным инструментам защиты национальных интересов Российской Федерации и её союзников одно из последних мест. Тем самым Военная доктрина подчёркивает миролюбивый характер российского государства и его политики в сфере обеспечения обороны страны, стремление предотвращать угрозы целостности и неприкосновенности страны прежде всего мирными средствами.

В согласии с Военной доктриной и иными актами Концепция внешней политики РФ определяет, что главные внешнеполитические усилия Российской Федерации в соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

- обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста её политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

- создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода её экономики на инновационный путь развития;

- воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнёрских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

- формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других

районах мира;

- поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнёрских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры [4].

Россия выдвинула в качестве важнейшего постулата современной политики обеспечения международного мира принцип неделимости безопасности для всех государств, недопустимость гипертрофированного применения силы и безусловное соблюдение основополагающих принципов международного права [7]. При этом Россия не намерена отказываться от сотрудничества с государствами, с которыми имелись традиционно дружественные отношения, в том числе с теми, по территории которых прокатился каток «арабской весны» 2011 года [8].

Учитывая реалии современного мира, Россия должна быть готова к гарантированному отражению любых возникающих военных угроз.

В соответствии с Резолюцией XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Об агрессии» актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или её части с применением вооружённой силы;

2) бомбардировка вооружёнными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооружёнными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооружённых сил иностранного государства (группы государств) на Вооружённые Силы Российской Федерации

или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооружённых банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против Российской Федерации, равносильные перечисленным выше актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооружённой силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные перечисленным выше актам агрессии. При этом Российская Федерация на политическом уровне принимает на себя обязательства по обеспечению не только собственной безопасности, но и безопасности своих союзников, включая применение мер военной защиты в пределах, допускаемых Уставом ООН, иными международными актами по вопросам безопасности, соглашениями в сфере коллективной безопасности.

Военная доктрина Российской Федерации предостерегает: в случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), когда ставится под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Экономическая основа обороны Российской Федерации вытекает из стратегических установок вышеприведённых концептуальных актов и реализуется в бюджетно-финансовом обеспечении исполнения этих установок. На программы развития Вооружённых Сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России в общей сложности в предстоящее десятилетие выделяется порядка 23 триллионов рублей [9].

Военную основу обороны Российской Федерации формулирует Федеральный закон [1]:

- в целях обороны:

а) создаются Вооружённые Силы Российской Федерации;

б) устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военнотранспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств;

- к обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженернотехнические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования;

- Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооружённых Сил Российской Федерации;

- создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

Организация обороны согласно статье 2 Федерального закона [1] включает в себя комплекс мероприятий, в том числе:

- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

- строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

- разработку, производство и совершенствование систем управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

- планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации,

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

- развитие науки в интересах обороны;

- координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- другие мероприятия в области обороны.

Военная доктрина(п. 27) выделяет основные задачи Вооружённых Сил и других войск, воинских формирований в мирное время. В составе этих задач:

1) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории;

2) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

3) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

4) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

5) поддержание способности Вооружён-

ных Сил и других войск к заблаговременному развёртыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;

6) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;

7) развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации;

8) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

9) оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

10) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;

11) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

12) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

13) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

14) борьба с терроризмом;

15) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

16) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

17) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

18) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Соответствующие пакеты мер предусматриваются для угрожаемого периода и военного положения.

Строительство Вооружённых Сил требует

их оснащения современным вооружением и военной техникой, средствами технической разведки и оповещения, системами подавления средств технической разведки потенциального противника и др. Задачи военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства Постановлением Правительства Российской Федерации [13] возложены на Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности (п. 18) Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооружённых Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооружённой защите Российской Федерации и её союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений модернизации Вооружённых Сил является поэтапный перевод их комплектации на контрактную основу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 01.01.2012 г. в Вооружённых Силах Российской Федерации по контракту служили 220 тысяч офицеров и 186 тысяч солдат и сержантов. В течение ближайших 5 лет ежегодно планируется набирать ещё по 50 тысяч контрактников, которые станут назначаться на должности сержантов, старшин, а также специалистов, работающих с боевой техникой. Планируется, что уже к 2017 году - при общей штатной численности Вооружённых Сил в один миллион человек

- 700 тысяч будут составлять профессионалы: офицеры, курсанты военных вузов, сержанты и солдаты-контрактники, а к 2020 году число служащих по призыву сократится до 145 тысяч [9].

Перевод на профессиональную основу подкрепляется мерами, направленными на повышение боевой выучки и военного мастерства личного состава Вооружённых Сил.

В последние годы регулярно проводятся учения, отрабатывающие навыки отражения внешней военной угрозы, борьбы с силами международного терроризма, пресечения международного наркотрафика.

На 2012 год Минобороны России запланировало более 130 различных учений с соединениями и воинскими частями.

Планируется провести около 70 мероприятий совместной подготовки тактического

уровня с армиями иностранных государств. При этом основное внимание российские военные уделят укреплению военного сотрудничества с государствами-членами ОДКБ, для этого спланировано 11 совместных мероприятий.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества в 2012 году должны пройти совместные антитеррористические учения «Мирная миссия». Проведение шести учений предусматривается с Вооружёнными силами Украины, в том числе «Фарватер мира», учения воздушно-десантных (аэромобильных), зенитно-ракетных и железнодорожных войск, аварийно-спасательные и антитерро-ристические учения.

На сентябрь 2012 года Минобороны России запланировало военные учения «Кавказ-2012». Отличительная особенность учений

- они будут не оперативно-тактическими, а стратегическими (СКШУ). В отработке задач СКШУ будут участвовать все виды и рода вооруженных сил (включая ВВС, ВМФ, РВСН, силы Военно-космической обороны и Воздушно-десантные войска) и другие силовые структуры - МВД, ФСБ, ФСО, МЧС и т.д. Учения пройдут с привлечением всех средств электронной и космической разведки и связи, беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия [10].

Комплекс социальных мер обеспечения обороны страны включает в себя:

- повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- формирование фонда служебного жилья для военнослужащих;

- дополнительные льготы лицам, прошедшим военную службу по призыву;

- улучшение пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной и правоохранительной службы.

Федеральный закон [11] упорядочивает систему денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных выплат. Согласно закону с 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих вырастает в 2,5 - 3 раза, размер военных пенсий - в 1,5 - 1,7 раза. Предусматривается рост таких пенсий дважды в год, а также их индексация не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

Увеличивается сумма возмещения вреда жизни и здоровью военнослужащих, едино-

временное пособие членам семей погибших военнослужащих составит 3 миллиона рублей.

Указ Президента РФ «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» [12] предусматривает предоставление в 2013 году в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, формирование к 2014 г. фонда служебного жилья.

В законодательство будут внесены изменения, призванные повысить престиж и привлекательность военной службы по призыву. При этом лицам, прошедшим такую службу, будут предоставляться дополнительные льготы при поступлении в вузы. Выпускникам вузов, прошедшим военную службу по призыву, будут предоставляться гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах.

Федеральный закон «Об обороне» устанавливает: оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, включая указанный закон, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Некоторая часть соответствующих нормативных правовых актов упоминалась выше. Следует упомянуть также имеющие важное значение в правовом регулировании вопросов обороны Федеральный конституционный закон «О военном положении», федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О внешней разведке», «Об оборонном заказе» и др.

Совокупность указанных нормативно-правовых актов формирует правовую основу обороны Российской Федерации.

Система политических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению обороны Российской Федерации, опирающаяся на устойчивый рост экономики страны, создаёт необходимые условия для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в современной России от внешних и внутренних угроз.

Литература —

1. Об обороне : Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации / Утверждена Президентом РФ 12.07.2008 № ПР-1440.

5. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена Президентом РФ 27.07.2001 № ПР-1387.

6. Военная доктрина Российской Федерации / Утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010 № 146.

7. Медведев, Д. А. Выступление на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН / Д. А. Медведев //http://pda. kremlin.ru/ transcripts/5552.

8. Путин, В. В. Россия и меняющийся мир / В. В. Путин // Московские новости, 28.02.2012.

9. Путин, В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / В. В. Путин // Российская газета. 2012. 20 февраля.

10. Минобороны РФ применит новые АСУ на учениях «Кавказ-2012» // РИА Новости. 2011. 01 декабря.

11. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат : Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ.

12. О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 604.

References

1. Federal Law “On Defence” 31.05.1996 № 61-FL.

2. Strategy of the National Security of Russian Federation until 2020 года / Adopted by the Order of the President of the RF on 12.05.2009 № 537.

3. Conception of a Long-Standing Social and Economical Developing of the Russian Federation until 2020 / Adopted by the Order on 17.11.2008 № 1662-р.

4. Conception of External Policy of Russian Federation / Adopted by the President of the RF on 12.07.2008 № PR-1440.

5. Maritime Doctrine of the Russian Federation until 2020 / Утверждена Президентом РФ 27.07.2001 № ПР-1387.

6. Military Doctrine of Russian Federation until 2020 / Adopted by the President of the RF on 27.07.2001 № PR-1387.

7. Medvedev D. Speech at the 64th Session of the General Assembly of the UN // http://pda.kremlin.ru/ transcripts/5552.

8. Putin V. Russia and Changing World / The Moscow News, 28.02.2012.

9. Putin V. Being Powerful: the Guaranties of National Security for Russia / Rossiyskaya Gazeta, 20.02.2012.

10. Ministry of Defence will use New ACM at Manoeuvres “Caucasus-2012” / RlA Novosti, 01.12.2011.

11. Federal Law “On Payment and Additional Bonuses for Military Officers” on 07.11.2011 № 306-FL.

12. On Further Improvement of Military Service in the Russian Federation / Adopted by the Directive of the President of the RF on 07.05.2012 № 604.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.