© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.
Оборский Алексей Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения ФГБВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны
Российской Федерации, г. Москва.
123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14.
Тел.: (495) 684-13-56. Е-mail: [email protected]
Кривенко Анатолий Михайлович, помощник начальника ФГБВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.
123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.
Тел.: (495) 684-95-95.
Оборский А.Ю., Кривенко А.М.
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ
Проблема обеспечения безопасности стран и народов во все времена занимала важное место. В условиях XXI в., при попытке ряда сил осуществить переход от биполярного мира к однополярному, в связи с радикальным изменением экономической и социально-политической ситуации в мире вопросы военной безопасности любого государства стоят особенно остро. Это вызвало необходимость реорганизации всех структур, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства. Для России эта проблема выдвигается на одно из первых мест во всей жизнедеятельности общества, поскольку Российская Федерация оказалась в центре радикальных геополитических, экономических и социально-политических изменений.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы [9].
Понятие «военная организация» употребляется, как правило, в трех значениях. Во-первых, как тождественное понятию «вооруженные силы». Во-
вторых, как единство вооруженных сил и других вооруженных формирований, способных в военное время вести вооруженную борьбу с противником. В-третьих, как система всех вооруженных формирований, предназначенных для ведения вооруженной борьбы с неприятелем, а также организаций, учреждений и других образований, обеспечивающих выполнение ими задач.
Исторически возникновение военной организации было обусловлено появлением общественной потребности в обеспечении безопасности от военных нападений и реализации интересов, связанных с территориальной и имущественной экспансией1. Различные социально-политические образования (классы, партии, государства и т.д.) для защиты своих интересов создавали и продолжают создавать разнообразные вооруженные структуры, которые по характеру своей деятельности и организации существенно различаются и подразделяются на военные (регулярные, иррегулярные), полувоенные, военизированные, специальные [1, с. 139; 4, с. 191]. Но, как правило, военная организация создается, организуется и вооружается государством, выступая его неотъемлемым атрибутом, обладает способностью вести войну с внешними и внутренними врагами, самостоятельно решать стратегические задачи с опорой на соблюдение законов и правил ведения войны, определенных международным сообществом и историческими традициями.
Говоря о военной организации, ее специфических чертах и сущностных признаках необходимо отметить, что не существует военной организации государства вообще. Есть военная организация той или иной страны, имеющая определенный характер, социально-политическую природу, выполняющая определенные цели, обладающая определенной военной мощью, владеющая и пользующаяся определенными способами и формами ведения войны и боевых действий, имеющая определенную военную доктрину, развивающаяся в определенном направлении. В современном мире военные организации государств различаются по своему социально-политическому облику (типу), уровню боевой мощи, техническому оснащению, формам организации и т.д. Однако, если рассматривать их по отношению к различным военно-политическим блокам (например, НАТО), то в них обнаруживаются общие моменты, определенная унификация [3, с. 74; 8, с. 18-23].
1 Так, например, Россия за свою историю более 250 раз подвергалась нападениям внешних сил [7, с. 18-19]. - Прим. авт.
Стоит подробнее остановиться на регулярных и иррегулярных военных структурах. Регулярные военные структуры - это силы, специально создаваемые государством на базе Основного закона страны (Конституции), военного законодательства и постоянной основе и предназначены главным образом для ведения войны с внешними врагами. Иррегулярные вооруженные формирования законодательно не включены в регулярные военные структуры, как правило, не имеют твердой и постоянной организации, отличаются системой комплектования и прохождения службы (например, казачьи войска, народное ополчение, партизанские отряды и др.) [2, с. 24-26].
Кроме того, некоторые государства создают полувоенные формирования, которые занимают как бы промежуточное положение в зависимости от выполнения функций то регулярных, то иррегулярных войск или войскового резерва. Например, национальная гвардия США, территориальная армия войскового резерва Великобритании, территориальные силы ФРГ, корпус карабинеров Италии [6, с. 28-31].
В определенных ситуациях государства создают специальные вооруженные формирования для решения особых задач. К ним можно отнести разведку и ее разновидности, контрразведку, подразделения для борьбы с бандформированиями, террористическими группами.
Под военизированными формированиями понимаются организационные структуры, которые по содержанию и признакам своей деятельности могут применять некоторые виды оружия и использовать насилие в острой социальной ситуации (полиция, судебные приставы и т.п.). Кроме того, различными институтами гражданского общества создаются охранные подразделения, группы телохранителей для обеспечения безопасности лидеров партий, руководящих органов, поддержания порядка при проведении митингов, демонстраций, шествий (народные дружины). В современных условиях нередко возникают различные незаконные асоциальные вооруженные формирования. Они комплектуются из деклассированных, маргинальных социальных слоев общества, лиц, имевших судимость, в целях удовлетворения эгоистических интересов преступных групп.
В зависимости от характера внешнеполитических и внутриполитических отношений, состояния экономики, социального и демографического состояния общества, духовного фактора, происходит изменение соотношения силовых структур в ту или иную сторону.
Таким образом, военная организация создается субъектами военно-политических отношений в лице государства и тех политических негосударственных организаций, которые наделены соответствующими полномочиями существующим законодательством или действуют в инициативном порядке, а впоследствии координируются соответствующими государственными органами. Военная организация как бы соединяет политическую власть, военную мощь государства, активную материальную и духовную деятельность различных социальных и институциональных субъектов, решающих задачи, связанные с функционированием военной сферы общества.
Поскольку военная организация реализует свои функции через применение военной силы, то наиболее ярко сущность военной организации будет проявляться именно в вооруженной борьбе, в вооруженном насилии. Но именно перечисленные признаки составляют основу содержания войны. Следовательно, и рассмотрение военной организации будет более полным через призму войны, ее разнообразные виды. Однако содержание войны не исчерпывается ведением только вооруженной борьбы, она ведется и другими средствами. Кроме того, война предполагает качественное изменение состояния общества, изменения в функционировании политической системы. Все это вызывает необходимость существования сложной, многокомпонентной и многоуровневой структуры военной организации.
Системная природа общества обусловливает системный характер обеспечения его национальной безопасности, военной безопасности в частности. С этой точки зрения военная организация: а) это система, имеющая определенную внутреннюю организацию, которая представляет собой специфический способ взаимосвязи и взаимодействия образующих се компонентов; б) организация, процесс, результат, взятые в их единстве, представляют военную организацию в момент ее функционирования.
Итак, под военной организацией Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее -Вооруженные Силы и другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту страны.
В зависимости от подхода к пониманию сущности военной организации существуют различные представления о ее структуре. Вне зависимости же от того, что понимается под военной организацией, ее элементы могут быть классифицированы по предназначению, области действия или по выполняемым функциям, т.е. возможно выделение компонентов военной организации в связи с решаемыми ею задачами. Так, уже отмечалось, что военная организация решает двоякую задачу. С одной стороны, она призвана создавать условия, необходимые для опоры на военную силу или ее применение, а с другой - реализовывать их. Это предполагает наличие известной специализации тех или иных органов. Таким образом, в системе военной организации можно выделить реализующую, обеспечивающую и управляющую подсистемы. Каждая из них решает общую задачу своими особыми средствами, формами и методами, вытекающими из их специализации.
Реализующая подсистема военной организации представлена военной организацией в собственном смысле слова. Иногда ее называют вооруженной организацией государства. Она предназначена для непосредственного вооруженного воздействия и противодействия, а также способна выступать средством военно-политического давления в мирных условиях и служить фактором, сдерживающим агрессию против данного государства. Деятельность вооруженной организации государства осуществляется в форме насилия. Но насилие - это всегда сила, организованная определенным образом, позволяющим применять ее как насилие.
Военная организация в собственном смысле слова или вооруженная организация государства специально приспособлена для осуществления военного насилия, главным признаком и главным содержанием которого выступает насилие вооруженное, т.е. опирающееся на применение специфических (вооруженных) средств. Вооруженная организация представляет собой сложную систему, многообразие элементов которой отражает все возможные способы использования различных средств вооруженного насилия, диктуемые характером и способами военного (и прежде всего вооруженного) противоборства государств и их коалиций. При этом роль и значение элементов системы не одинаковы. «Вес» каждого из них в системе определяется его функциональным назначением и местом в разделении сфер и объектов приложения деятельности. Конечно, главным, центральным элементом вооруженной организации может быть лишь предназначенный для решающего противоборства и сосредоточивающий
наибольшую военную силу. Таким элементом являются вооруженные силы государства, армия.
Необходимо отметить, что в военную организацию входят только элементы вооруженной организации государства, способные принимать участие в реальном противостоянии и вести вооруженную борьбу с противником. Поэтому такие вооруженные формирования, как военизированная охрана, полицейские силы (милиция), различного рода стихийно возникающие вооруженные группы, служащие поддержанию общественного порядка, в военную организацию государства входят условно.
В военную организацию государства включаются следующие элементы вооруженной организации: вооруженные силы государства; органы воинского учета и переподготовки приписного состава (военные комиссариаты); органы, обеспечивающие безопасность государства от подрывной деятельности иностранных разведок и выполняющие иные задачи, связанные с охраной государственной тайны и защитой государственных интересов: пограничные войска, внутренние войска (сходные по функциям иные вооруженные формирования).
Вооруженная организация, как правило, должна иметь следующие четыре признака: иметь во главе командира (лицо, наделенное полномочиями отдавать приказы и требовать их выполнения); обозначаться как ведущая боевые действия; снабжаться оружием открыто; соблюдать законы и обычаи ведения войны. Регулярные вооруженные силы создаются государством на основе военного законодательства. Иррегулярные вооруженные силы действуют на основе отдельных правовых актов, не включаемых в военное законодательство.
Для обеспечения функционирования вооруженной организации государства необходима специальная система, способная удовлетворять все ее потребности, связанные с решением стоящих перед ней задач. Этой цели служит обеспечивающая подсистема военной организации.
Обеспечивающая подсистема военной организации государства призвана решать следующие задачи: а) создание всего необходимого (прежде всего материальных факторов) для выполнения вооруженной организацией ее функций; б) создание предпосылок и условий для приведения в случае необходимости общества в состояние войны; в) постоянное воспроизводство условий, которые необходимы для решения задач военной защиты.
В соответствии с решаемыми задачами в рамках обеспечивающей подсистемы военной организации выделяются такие компоненты, как оборонный комплекс страны и органы военной подготовки населения.
Оборонный комплекс составляют, как правило, военно-научные и опытно-конструкторские организации, ведущие НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), а также предприятия, научные учреждения, испытательные полигоны оборонного назначения.
Оборонно-промышленный комплекс России представляет собой специфический научно-производственный комплекс, осуществляющий свою деятельность в сфере производства оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу в интересах обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.
Важной составляющей военной организации выступает военная подготовка населения. Ее осуществляют органы и учреждения, создаваемые государством, общественно-государственные и общественные институты. Их деятельность включает военно-просветительскую работу, военно-патриотическое воспитание, обучение различным военным специальностям, а в отдельных странах и подготовку офицеров запаса. Эта деятельность удовлетворяет потребности вооруженной организации государства, способствует сохранению в случае войны его людских ресурсов.
Управляющая подсистема военной организации представлена органами и учреждениями государственной власти и управления, а также руководящими органами государственно-общественных и добровольческих организаций содействия государству в решении оборонных вопросов. При этом имеет место известное разделение труда этих органов. Государственные органы и учреждения осуществляют руководство и управление всей военной организацией и ее основными компонентами, участвуют в принятии решений, подготовке соответствующих документов.
Система органов управления, осуществляющая общее руководство военной организацией, включает органы законодательной и исполнительной властей. Законодательная власть создает правовую основу военного строительства и управления, функционирования военной организации, деятельности исполнительной власти. В рамках распределения компетенций и ответственности органы государственной исполнительной власти осуществляют непосредственное руководство строительством вооруженных сил, военным
строительством в целом, координируют усилия государственно-общественных и общественных оборонных организаций.
Государственная власть создает исполнительно-распорядительные органы военного управления. Их задача состоит в непосредственном руководстве вооруженными силами, их жизнью и бытом, боевой деятельностью на основе законов, постановлений правительства и воинских уставов. Система органов военного управления может включать: Президента страны, наделенного полномочиями главнокомандующего вооруженными силами (в государствах, где существует этот пост); общекоординирующие органы (при президенте или других высших органах государственной власти) - комитеты или советы обороны, национальной безопасности и т.п.; министерство обороны; генеральный штаб; органы управления военных округов (флотов); соединений и воинских частей (соединений кораблей); начальников военных гарнизонов (старших морских начальников); органы приписки и переподготовки приписного состава [5].
Таким образом, в настоящее время военная организация Российской Федерации включает следующие основные компоненты:
- Вооруженные Силы, включающие следующие виды: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и рода войск: ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска;
- войска, предназначенные для выполнения специальных задач: пограничные войска при Федеральной службе безопасности; войсковая противовоздушная оборона, войска радиационной, химической и биологической защиты, железнодорожные войска, инженерные войска;
- воинские формирования при некоторых органах исполнительной власти: внутренние войска, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности; Федеральное агентство правительственной связи и информации, части Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- специальные воинские формирования, создаваемые государством на военное время: воинские части по охране тыла фронтов, диверсионно-разведывательные группы, партизанские формирования, народное ополчение;
- институты, которые занимаются комплектованием силовых структур, подготовкой и переподготовкой их кадрового состава: управления и отделы кадров воинских формирований, военные комиссариаты, военные училища, военные институты, военные академии;
- оборонно-промышленный комплекс страны, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, испытательные полигоны, которые занимаются разработкой, созданием и модернизацией вооружений, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.
Такая структура военной организации государства подтверждена и в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В статьях 6 и 7 этого документа отмечается, что силами обеспечения национальной безопасности являются: Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Поскольку процесс модернизации военной организации продолжается, целесообразно соблюдать преемственность, отказаться от непродуманных и радикальных нововведений, постепенно и поэтапно проводить процессы обновления с учетом реальных экономических, социальных и политических возможностей государства.
* * *
1. Ватолкин Э.А. Проблемы и практика перехода военной организации России на новую систему комплектования. М., 2004.
2. Военная история Отечества с древних времен до наших дней: в 3 т. М., 1995. Т. 2.
3. Вооружённые силы зарубежных стран (справочные данные) // Зарубежное военное обозрение. 2005. № 1.
4. Гареев М.А. Если завтра война? (Что изменится в характеристике вооруженной борьбы в ближайшие 20-25 лет). М., 1995.
5. Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: Флинта; Наука, 2008.
6. Гацко М.Ф. Способы комплектования военнослужащими ВС иностранных государств // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 1.
7. Дегтярев А.П., Семин В.П. Россия в войнах и вооруженных конфликтах. М.: Граница, 2004.
8. Кривенко А.М. Военная организация государства. М.: Воен. ун-т, 2003.
9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] // Совет безопасности Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www. serf. gov. ru/documents/1 /99.html