Научная статья на тему 'Преподавание профессиональной лексики будущим сотрудникам чрезвычайных ведомств стран СНГ как стратегическая задача российского военного образования'

Преподавание профессиональной лексики будущим сотрудникам чрезвычайных ведомств стран СНГ как стратегическая задача российского военного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY STRATEGY / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / "МЯГКАЯ СИЛА" / "SOFT POWER" / ВОЕННАЯ ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ / A MILITARY BUSINESS SPEECH / ВИДЫ / TYPES / ЖАНРЫ ВОЕННЫХ ТЕКСТОВ / GENRES MILITARY TEXTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соломахина Т. Ю.

В статье говорится об актуальности преподавания русского языка будущим иностранным военным специалистам в новых социально-политических условиях на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, одним из механизмов которой является обеспечение ее национальной обороны на основе международного военного сотрудничества. В статье систематизированы жанры, виды, типы и стили официально-деловой речи сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PROFESSIONAL VOCABULARY FUTURE EMPLOYEES EMERGENCY DEPARTMENTS OF CIS COUNTRIES AS A STRATEGIC GOAL OF RUSSIAN MILITARY EDUCATION

The article refers to the relevance of the future teaching of Russian foreign military experts in the new social and political conditions on the basis of the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020, one of the mechanisms which is to ensure its national defense on the basis of international military cooperation. In the article the genres, types, types and styles of officially-business speech staff emergency departments of the CIS countries.

Текст научной работы на тему «Преподавание профессиональной лексики будущим сотрудникам чрезвычайных ведомств стран СНГ как стратегическая задача российского военного образования»

УДК 811.161.1:378:008

Т.Ю. Соломахина

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ БУДУЩИМ СОТРУДНИКАМ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ВЕДОМСТВ СТРАН СНГ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА РОССИЙСКОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье говорится об актуальности преподавания русского языка будущим иностранным военным специалистам в новых социально-политических условиях на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, одним из механизмов которой является обеспечение ее национальной обороны на основе международного военного сотрудничества. В статье систематизированы жанры, виды, типы и стили официально-деловой речи сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ.

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности, военное образование, «мягкая сила», военная деловая речь, виды, жанры военных текстов.

T. Solomahina

TEACHING PROFESSIONAL VOCABULARY FUTURE EMPLOYEES EMERGENCY DEPARTMENTS OF CIS COUNTRIES AS A STRATEGIC GOAL OF RUSSIAN MILITARY

EDUCATION

The article refers to the relevance of the future teaching of Russian foreign military experts in the new social and political conditions on the basis of the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020, one of the mechanisms which is to ensure its national defense on the basis of international military cooperation. In the article the genres, types, types and styles of officially-business speech staff emergency departments of the CIS countries.

Keywords: national security strategy, military education, "soft power", a military business speech, types, genres military texts.

В настоящее время происходит формирование нового многополярного мира и соответствующей системы регулирования мировых процессов. Это подразумевает использование субъектами мировой политики давления, применения военной силы и других видов деструктивного воздействия на Российскую Федерацию с целью установления контроля над ней. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из механизмов обеспечения ее национальной обороны в этот период должно стать международное военное сотрудничество, составной частью которого является сотрудничество с государствами -участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

Россия заинтересована в политической стабильности на пространстве СНГ, в суверенитете и благоприятных условиях развития стран - участниц СНГ. Оптимальное и гармоничное развитие экономики, а также обеспечение безопасности России невозможны без взаимовыгодного общения с процветающими соседями и союзниками.

В этих условиях российское руководство было вынуждено взять курс на самоусиление Российской Федерации.

В 2009 году Владимир Путин принял решение ускорить создание Таможенного союза Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии (форма торгово-экономической интеграции

Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию), а в 2011 году он же выдвинул идею Евразийского союза.

С 2012 года формально действует Единое экономическое пространство трех стран, безопасность территории которого обеспечивали, обеспечивают и будут обеспечивать выпускники вузов МЧС России и чрезвычайных ведомств стран СНГ [1].

Военное образование представляет собой сложный социальный институт, целевой функцией которого является систематическое обучение и воспитание профессиональных военных, ориентированных на вооруженную защиту Отечества от военной агрессии. Согласно зафиксированным нормам, регулирующим сферу образования и воспитания, связанную с приобщением к базисным ценностям, оно реализуется через функции социализации, профессионализации и культурно-гуманистическую функцию [2].

Гуманитарная область - сфера применения российской «мягкой силы» (форма политического воздействия, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение). По словам Джозефа Ная, американского политолога, который ввел этот термин в обиход, язык и культура страны - это «мягкая сила», играющая ключевую роль в международных отношениях, влияет, напрямую или косвенно, на мировую политику и деловые связи

[3].

Пространство СНГ и, шире, все бывшее пространство СССР представляет собой наиболее удобную площадку для реализации сравнительных преимуществ России в этой области. Русский язык, русская культура являются инструментами российской «мягкой силы».

Поэтому, несомненно, обучение иностранных военнослужащих в России на русском языке -один из определяющих факторов расширения российского влияния, а также военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Такое сотрудничество имеет огромное значение для укрепления политических и экономических интересов нашей страны в мире через гуманитарный, человеческий фактор - после обучения иностранные выпускники российских военных вузов вскоре могут войти в состав военного и политического руководства своих государств.

Соглашение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) было подписано в Москве в июне 2005 года руководителями Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Спустя год на сессии Совета коллективной безопасности членство в ОДКБ восстановил Узбекистан.

8 мая 2014 года в Москве состоялась неформальная встреча глав государств-членов ОДКБ, в которой приняли участие президенты Республики Армения - Серж Саргсян, Республики Беларусь -Александр Лукашенко, Кырзыской Республики - Алмазбек Атамбаев, Республики Таджикистан -Эмомали Рахмон и Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа

В ходе встречи В.В. Путин предложил собравшимся рассмотреть актуальные вопросы сотрудничества между странами, развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве, а также вопросы укрепления безопасности в рамках ОДКБ [4].

Сравнительно недавно вступил в силу закон «О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ». Соглашение устанавливает основные принципы формирования и развития единой системы подготовки военных кадров для Вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств - членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения как совместно с российскими военнослужащими, так и раздельно на специальных факультетах (в отделениях, группах) российских военных учебных заведений [5].

Принимать иностранцев из некоторых стран СНГ в российские военные учебные заведения начали с 1992 года, когда был подписан Договор о коллективной безопасности [6].

Обучение иностранных военных специалистов в России началось еще в XIX веке, получило новый импульс в советскую эпоху и вышло на качественно новую ступень развития в послевоенные годы, с усилением влияния СССР на международной арене. А наибольшее количество иностранных специалистов обучалось в советских военных вузах во второй половине 80-х годов, когда СССР занимал лидирующие позиции в мире.

Военно-специальная подготовка иностранных военнослужащих проводится с одновременным изучением русского языка, продвижением уровня владения языком от начального до высокого в зависимости от периода обучения.

При этом обучение языку ведется по следующим направлениям:

- разговорная лексика - один из основных разрядов словарного состава литературного языка, наряду с книжной лексикой;

- специальная лексика - слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой военной профессии, специальности (воздушно-десантные войска, спецназ, военно-морской флот, сухопутные войска и др.);

- профессиональная лексика (военная деловая речь) - лексика, свойственная данной профессиональной группе, используемая в речи людей, объединенных общей профессией (военнослужащие).

Военная деловая речь (разновидность русской деловой речи, доминирующая в военной сфере и среде), лингводидактическое (лингводидактика исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала), описание которой было сделано в 1998 году, реализуется в устных и письменных формах речевого общения в военной сфере и среде, во внутренних и внешних речевых контактах армии с обществом и государством, в международных контактах ВС РФ с армиями суверенных государств. Военная деловая речь - разновидность русской деловой речи.

Официально-деловая речь специалистов МЧС России и сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ - подсистема военной деловой речи, доминирующая в сфере и среде МЧС России и чрезвычайных ведомств стран СНГ.

В типовые программы по русскому языку для обучающихся в российском военном вузе в последнее десятилетие включен новый программный блок - обучение военной деловой речи.

Деловая речь специалистов МЧС России и сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ -форма передачи вербальной информации в процессе функционирования сил, средств и управленческих структур МЧС России и стран СНГ, а также при проведении всех официальных процедур в ходе внутренних и внешних речевых контактов.

Полноценная подготовка будущих специалистов МЧС России и сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ невозможна без усвоения ими соответствующей системы навыков профессиональной речи и овладения языком профессионального общения. При этом сложный комплексный навык порождения, составления и работы с военными деловыми текстами, приобретаемый иностранными обучающимися на русском языке, будут использоваться ими в ходе будущей профессиональной деятельности как на русском, так и на родном языке.

Поэтому остается актуальным поиск эффективных методик формирования данных умений и навыков у будущих специалистов МЧС России и сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ. Из этого следует вывод о необходимости разработки учебно-методических материалов по официально-деловой речи специалистов МЧС России для военных вузов МЧС России.

МЧС России - силовая структура, основные задачи которой - спасение людей и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций; задачи, решаемые силами и средствами МЧС России, максимально приближены к боевым. Поэтому официально-деловые тексты МЧС России сохраняют признаки военно-деловых текстов.

Соответственно, жанры официально-деловой речи специалистов МЧС России аналогичны жанрам военной деловой речи.

Однако в официально-деловой речи специалистов МЧС России имеют место специфические речевые ситуации (РС - ситуация, составляющая контекст высказывания, порождённого в речевом акте; РС определяют говорящий, слушающий, время и место высказывания), связанные с ликвидацией последствий ЧС и спасением людей, и специфическая лексика. Грамматически же и структурно официально-деловая речь специалистов МЧС России мало отличается от военной деловой речи.

Официально-деловая речь специалистов МЧС не включена в программы обучения военнослужащих и гражданских специалистов МЧС России. Однако современный социальный заказ речевой подготовки будущих специалистов МЧС России и сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ побуждает преподавателей вузов искать возможности приобретения обучаемыми элементарных навыков владения профессиональной речью.

В МЧС России информативно-оперативные тексты (тексты, создаваемые при подготовке и в ходе спасательной операции) - это тексты, содержание которых отражает подготовку и ведение спасательных операций, а также организацию передвижения, расположения и применения сил и средств. Основными из них являются: оперативная директива, приказ, распоряжение, распоряжения по видам обеспечения, донесения, планы, к невербальным текстам относятся карты, схемы. В зависимости от содержания и назначения информативно-оперативные тексты подразделяются на тексты по управлению аварийно-спасательными формированиями, отчетно-информационные и справочные. Содержание информативно-оперативных текстов определяется соответствующими уставами и наставлениями.

Служебные тексты используются в повседневной жизни и деятельности МЧС России. Основные виды этих текстов: приказ, приказание (распоряжение), директива, указание, предписание, отношение, рапорт, донесение, отчет, акт, справка и др. В служебных текстах находят отражение оперативные вопросы, мероприятия по профессиональной подготовке, материальному и другим видам обеспечения специалистов, эксплуатации техники и др.

К уставным текстам относятся уставы, наставления, положения, инструкции, являющиеся сводами правил, регулирующих определенные стороны жизни, быта, подготовки и профессионального применения специалистов МЧС России.

Специфичность официально-деловой речи специалистов МЧС России не вызывает сомнений. Каждый текст имеет общие и частные экстралингвистические факторы (явления внеязыковой действительности, в контексте которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств) и интралингвистические (заложенные в самой структуре языка потенциальные возможности обновления языковых средств) параметры. Общей экстралингвистической основой официально-деловых текстов является соблюдение всех государственно-правовых аспектов языковых отношений, сложившихся на территории РФ, для которых государственным языком является русский язык.

Государственный язык, являясь фундаментальным государствообразующим фактором, выполняет интеграционную функцию не только в культурно-историческом плане и в национально-духовной сфере, но, в первую очередь именно выступая как государственный - в политической, социальной, военной и прочих сферах.

Прагматический аспект (характеристика информации с точки зрения полезности, пригодности для решения задачи) официально-деловой речи специалистов МЧС России регламентируется законами, отражающими языковую политику государства: конституционные нормы, регламентирующие языковые отношения, включены в главу вторую «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации. Таким образом, правовое регулирование языковых прав наравне с правовым регулированием других прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации (статья 17 Конституции).

При этом важно не нарушать целостность языкового поля и способствовать развитию культурного фона и многообразия языковых отношений. Речевые (языковые) отношения специалистов МЧС России с обществом и государством закреплены: в языке четко выделены государственно-правовая функция и ее разновидности, к которым отнесем государственно-правовую функцию, реализованную в текстах, отражающих характер русской военной доктрины. Официально-деловая речь специалистов МЧС России - форма функционирования сил МЧС России и его управленческих структур, форма всех официальных процедур, речевых внутренних и внешних контактов.

Из этого следует вывод о необходимости создания учебно-методических материалов соответствующего содержания для военных вузов МЧС России, так как обучение иностранных военнослужащих на сегодняшний день остается одним из определяющих факторов расширения военно-технического сотрудничества и укрепления взаимоотношений между государствами через человеческий фактор [7].

В данный момент в рамках НИР на кафедре педагогики и психологии разрабатывается учебное пособие «Деловая речь сотрудника МЧС», призванное в дальнейшем решить вопросы обучения будущих сотрудников чрезвычайных ведомств стран СНГ, обучающихся в российских военных вузах.

Литература:

1. Шр://гш51апсоипсП.ги/шпег/?1^4=1611#1ор (дата обращения: 24.10.2015).

2. http://www.dissercat.com/content/voennoe-obrazovanie-v-usloviyakh-modernizatsii-rossiiskogo-obshchestva-sotsialno-filosofskii#ixzz3H2UsFFue (дата обращения: 24.10.2015).

3. http://www.odkbcsto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=3407&SECTION_ID (дата обращения:8.10.2015).

4. http://vpk-news.ru/articles/4920 (дата обращения: 24.10.2015).

5. http://vpk-news.ru/articles/4920 (дата обращения: 24.10.2015).

6. http://vpk-news.ru/articles/4920 (дата обращения: 24.10.2015).

7. Т.Ю. Соломахина. Официально-деловая речь МЧС России, ее жанровая специфика, прагматический аспект и частотные лингвистические модели // Технологии гражданской безопасности. - 2014. Т. 11, №2 (40).

Рецензент: кандидат филологических наук Леденева Т.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.