дународной научно-практической интерконференции. Ростов н/Д., 2003.
References
1. Delor Zh. Education: hidden treasure. Paris: UNESCO, 1996. 31 p.
2. Order of the Government of the Russian Federation «On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020» as of 22.11.2012, No. 2148-r.
3. Federal law of RF «On education in the Russian Federation»: [Feder. Law: approved by the President of the Russian Federation on 29.12.2012, No. 273-FZ]. Bulletin of the Academy of military sciences. 2013. No. 2. P. 105.
4. HutorskoyA.V. Key competencies as a component of person centered education // National education, 2003. No. 2.
5. Isaeva T.E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence-Based approach to its Structure / T.E. Isaeva // Teacher of high school in XXI century. Tr. International scientific-practical interconference. Rostov-on-Don, 2003.
УДК 37 ББК 74.5
МВД РОССИИ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ О РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН
ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ,
доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук (РАЮН), полковник полиции
E-mail: [email protected] НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА БЕРЕЖКОВА, помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Ульяновской области
ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА ОРЕХОВА, адъюнкт 1-го курса 3-го факультета Академии управления МВД России, следователь специализированного следственного отдела по расследованию преступлений в сфере экономики Следственного управления МВД по Удмуртской Республике
E-mail: адрес[email protected] СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА АНОХИНА, доцент кафедры Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА ЛЯТИФОВА, УВД по Курской области, соискатель кафедры УДСООП Академии управления МВД России, майор полиции
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Вопросы о правосознании и правовой грамотности актуальны в связи с тем, что в правовом государстве классовые признаки и наличие нарушений прав и свобод граждан требуют научно-практического толкования. При этом они актуальны также и с научной точки зрения. На основе проведенного анализа авторы выступают с инициативой по разработке Министерством внутренних дел Российской Федерации проекта «Концепции МВД России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан».
Ключевые слова: административное право, государство, грамотность, гражданин, должностное, закон, запрет, исполнение, лицо, личность, ответственность, отношение, ограничение, право, правосознание, правопослушность.
Annotation. Questions about legal awareness and legal literacy are relevant due to the fact that in a state governed by the class traits and violations of citizens' rights and freedoms require a scientific and practical interpretation. They are also relevant from the scientific point of view. In this article on the basis of the analysis, the authors initiate development by the Ministry of Interior of the Russian Federation a draft of «Concept of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the development of legal literacy and legal awareness of citizens».
Keywords: administrative law, state, literacy, national, official, law enforcement, interdiction, face, personality, relationship, responsibility, sense of Justice, law, limit, pravoposlushnost.
Распоряжением Президента РФ от 28 апреля 2011 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (Приказ № 11681) установлены требования по развитию правовой грамотности и правосознании граждан в России, так как государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, обеспечивающие доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.
Данное Распоряжение остается незамеченным почти всеми федеральными органами исполнительной власти2. Так, Министерство обороны РФ издало Приказ от 7 декабря 2013 г. № 8783 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации», который не учитывает положения названного нами Распоряжения, не использует термины «правосознание», «правовая грамотность». Подобного характера недостатки в полном мере мы можем отметить и в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»4, в котором также, если указывается на необходимость развития читательской грамотности или же математической, то о правовой грамотности, правовом сознании, развитии, подготовке педагогических кадров с правовым уклоном речи не идет. То же самое касается и приказов Минобрнауки России5, МВД России. Таким образом, до настоящего времени (с 2011 г.!) большинство из 80 федеральных органов исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и агентства, в том числе входящие в ведение Президента и Правительства России) не приняли во внимание (не учли) вышеуказанное требование Президента России, в которых определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики страны в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан6.
В связи с этим авторы предлагают свой вариант разрешения ныне имеющихся проблем в системе МВД России в области развития правовой грамотности и правового сознания в России (основные научно-исследовательские вопросы по данной проблеме приводятся Л.М. Ореховой) и выступают с инициативой по разработке Министерством внутренних дел Российской Федерации проекта «Концепции МВД России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан».
По мнению авторов, издание таких концепций (всеми ФОИВ) поспособствует также качественному развитию и совершенствованию исполнения административных регламентов (государственных функций и предоставление государственных муниципальных и иных услуг)7.
Проект «Концепции МВД России о развития правовой грамотности и правосознания на 2015-2025 годы»
I. Общие положения
Концепция развития правовой грамотности и правосознания на 2015-2025 г.г. (далее Концепция) разработана во исполнение Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждённых Президентом России.
Концепция направлена на реализацию Основ государственной политики России, формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, соблюдению данной клятвы (присяги)8, соответствующих установленных этических норм и государственных ритуалов9, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе.
Концепция определяет основные цели и задачи, направления, принципы и приоритеты деятельности МВД по развитию правовой грамотности и правосознания граждан.
Концепция основывается на демократических и гуманистических началах и доступна для участия в ее совершенствовании различных научных и учебных организаций Российской Федерации.
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Болонская декларация, Федеральные государственные образовательные стандарты, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 28 июня 2014 г.), требования Президента и Правительства России, а так же приказы Минобрнауки и МВД России.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Социально-экономическая и правоприменительная ситуация в стране во многом зависит от того, насколько участники правоотношения знают свои права и обязанности, информированы о правовых актах, принимаемых законодательной властью, и умеют ими пользоваться. Практика показывает, что граждане не только слабо ориентируются в законах и методах защиты своих прав, но и не стремятся к повышению своей правовой грамотности.
Незнание гражданином и должностными лицами своих прав и обязанностей приводят к снижению степени защищенности личности от противоправных посягательств и росту правонарушений, усиливаются агрессивность и жестокость отдельных членов общества.
Правовое сознание и правовая грамотность общества и личности является не только показателем степени зрелости общества, но и одним из компонентов содержания социальной модернизации, условием ее эффективности и результатом развития.
Формирование правового государства, укрепление демократических начал невозможно без соответству-
ющего уровня развития правовой культуры. Динамика развития российского общества, тенденции и возможности ее не могут быть осмыслены вне понимания теории и практики правовой социализации.
Правовая культура предполагает развитый и эффективный процесс правовой социализации, осуществляющийся не в стихийном и хаотичном порядке, а в управляемом режиме.
Следует подчеркнуть важность участия каждого гражданина в общественной деятельности, проявления экономической инициативы, активной гражданской позиции и значение роли государства для создания атмосферы общественного доверия и участия населения в проводимой экономической и социальной политике.
III. Цель и задачи воспитательной работы
3.1. Цель воспитательной работы - развитие правосознания и правовой грамотности сотрудников органов внутренних дел (полиции) и граждан, уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе.
3.2. Для ее реализации требуется выполнение следующих основных задач:
• создание условий для защиты прав и охраняемых законом интересов личности и гражданина;
• повышение уровня правовой культуры сотрудников органов внутренних дел (полиции) и граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
• расширение доступа к официальной правовой информации сотрудников органов внутренних дел (полиции) и граждан, проживающих в труднодоступных и малонаселенных районах субъектов Российской Федерации, в том числе жителей сельской местности;
• формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
• создание системы стимулов к законопослуша-нию как основной модели социального поведения;
• внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Все цели и задачи правовой воспитательной работы не должны противоречить международным нормам, по которым взяты обязательства Российской Федерацией, требованиям Президента и Правительства России, а также федеральным нормативным правовым актам, требованиям МВД России, а также данной Концепции.
IV. Основные принципы и направления воспитательной работы
4.1. К основополагающим принципам работы по повышению правовой грамотности и правосознания сотрудников органов внутренних дел (полиции) и граждан федеральных органов исполнительной власти относятся:
• законность;
• демократизм;
• гуманизм;
• системность, непрерывность и обязательность воспитательного процесса;
• многообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности воспитания;
• индивидуальный подход к формированию и развитию правовой грамотности и правосознания граждан.
Все принципы должны соответствовать нормам, установленным федеральными законами Российской Федерации.
4.2. Поставленные цели Концепции реализуются путем осуществления мероприятий федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами (и их территориальными органами) во взаимодействии с:
• органами государственной власти Российской Федерации;
• органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации;
• муниципальными органами (советами);
• общественными объединениями;
• образовательными, научными организациями.
Данные государственные меры сотрудники органов внутренних дел могут осуществлять, взаимодействуя с государственными и иными организациями, а также зарегистрированными политическими и различными общественными формированиями (юридическими и физическими лицами), руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, не противоречащими конституционным нормам России.
V. Основные направления реализации Концепции
5.1. Реализацию Концепции предусматривается осуществлять на основании долгосрочных (десятилетних) планов ее реализации, предусматривающих в системе МВД России:
• внедрение системных механизмов осуществления мероприятий по повышению правосознания и правовой грамотности как сотрудников органов внутренних дел (полиции), так и граждан;
• совершенствование правовых и организованных мероприятий по повышению правосознания и правовой грамотности как сотрудников органов внутренних дел (полиции), так и граждан;
• развитие системы правового регулирования всех общественных отношений;
• развитие ведомственного образования и науки;
• обеспечение широкомасштабного вовлечения общественности в работу по повышению правосознания и правовой грамотности граждан;
Указанные направления также должны содействовать патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел (полиции) и граждан Российской Федерации.
5.2. Направления реализации Концепции МВД России:
5.2.1. Правовое обеспечение:
• развитие правового образования и воспитание подрастающего поколения в образовательных организациях различного уровня путем внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов (дистанционных), обеспечивающих получение знаний в области права; проведение в общеобразовательных школах, училищах, вузах и других заведениях, организующих учебный процесс, бесед, лекций, встреч с работниками правоохранительных органов, специалистами, работающими в различных сферах и других публичных форумах;
• совершенствование деятельности государственных, муниципальных и правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
• организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;
• издание правовых актов (пересмотр, ранее изданных), обеспечивающих реализацию Концепции;
• участие и издании концепций определенных (отдаленных) населенных пунктов, с учетом местных специфических особенностей традиций и обычаев;
• совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел (полиции), направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания и правовой грамотности;
• преобразования в сферах культуры, средств массовой информации, рекламной и издательской деятельности, руководствуясь соответствующими федеральными законами, направленные на формирование высокого уровня правосознания и правовой грамотности.
Указанные направления могут совершенствоваться и изменяться с учетом проводимой государственной политики и требований Президента, Правительства и МВД России.
5.2.2. Просветительская деятельность:
• осуществление комплекса мер по методическому и практическому обеспечению правовой образовательной программы по повышению правосознания и правовой грамотности;
• обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;
• организация специализированной информационно-правовой телепрограммы (радиопрограммы).
Вся просветительная деятельность должна проводиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации
5.2.3. Образовательная деятельность:
• развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня в системе МВД России посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
• совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
• профессиональная переподготовка, повышение квалификации сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Для обеспечения этих и других перспективных планов развития правового сознания и правовой грамотности, ведомственной науки и образования руководителям территориальных органов МВД России следует взаимодействовать с ведомственными научными и образовательными организациями, а также другими зарегистрированными государственными и частными образовательными учреждениями.
Руководители образовательных организаций, подразделений (учебных центров) МВД России должны руководствоваться нормами Минобрнауки России и МВД России.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результативность реализации Концепции измеряется уровнем развития гражданского общества, степенью готовности и стремлением граждан к повышению правовой культуры, уровня их правосознания, а также целенаправленностью деятельности органов внутренних дел по повышению правосознания и правовой грамотности граждан. Реализация Концепции будет способствовать повышению качества работы и профессионализма сотрудников органов внутренних дел (полиции) в целом, усилению роли территориальных органов внутренних дел (организаций и подразделений) МВД России в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленных, в том числе, на пресечение преступлений и правонарушений.
В результате реализации мероприятий Концепции предполагается достигнуть:
• повышения заинтересованности как сотрудников органов внутренних дел (полиции), так и граждан в повышении уровня правовых знаний, правовой культуры.
• расширения в установленном порядке доступа сотрудников органов внутренних дел и граждан к официальной правовой информации посредством пользования информационно-правовыми базами данных;
• возможности сотрудников органов внутренних дел (полиции) и граждан оперативно получать актуальную правовую информацию;
• усиления роли органов внутренних дел (полиции) в работе по пропаганде юридических знаний, оказанию правовой помощи;
• положительной динамики формирования правосознания сотрудников органов внутренних дел (полиции) и граждан;
• повышения заинтересованности любых лиц в получении правовых знаний и их использовании в правоприменительной практике в части защиты своих прав и интересов;
• преодоления правового нигилизма в области ведомственного нормотворчества и стереотипов противоправного поведения как одного из ключевых звеньев пресечении правонарушений.
Нормы Концепции МВД России (федерального органа исполнительной власти) направлены также на совершенствование взаимодействия органов внутренних дел (полиции) со всеми участниками правоотношений.
Нормы Концепции распространяются в отдельном порядке по системе внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
1 Российская газета. 2011. 14 июля.
2 Далее - ФОИВ.
3 См. приказ от 7 декабря 2013 г. № 878 «О правовом обуче-
нии в Вооруженных Силах Российской Федерации» http://docs. cntd.ru/document/499098013
4 СЗ РФ от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2058.
5 Например, см. Приказ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 4 апреля 2014 г. № 31823).
6 По мнению авторов (Ф. Васильева) с учетом этих и других обстоятельств, Правительству России, следует пересмотреть данную Программу, а также принять меры по разработке правительственной концепции развития правовой грамотности в России (как о патриотическом воспитании молодежи), а также обязать всех ФОИВ разработать ведомственные концепции развития правовой грамотности и правового сознания в рамках требований Президента России.
7 О данных проблемных аспектах - см. в научных трудах Т.С. Лятифовой на электронных сайтах Интернета; учебнике «Правовое положение полиции МВД России»/ Под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева (всего авторов 7). - Гл. 2 «Административные регламенты в деятельности полиции». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 816 с.
8 По данному вопросы - см. материалы на электронных сайтах Интернета, труды Н.Ф. Бережковой (их свыше 20).
9 Более подробно по данному вопросу см. гл. 4 «Правое регулирование прохождения государственной службы» учебника «Правовое положение полиции МВД России»/ Под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева (всего авторов 7). М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2014. 816с.
Наследственное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. О.Ю. Ильиной, Н.Д. Эриашвили, М.В. Самойловой. -е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 311 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
11 ас л сдствсн нос ripauo
В новом издании пособия учтены последние нормативные правовые акты по наследственному праву. Раскрываются понятие и значение наследственного права, дается характеристика оснований наследования (по завещанию и по закону), обозначена роль нотариата в оформлении наследственных прав. Анализируются положения, связанные с выделением супружеской доли из состава наследственного имущества, а также с особенностями наследования отдельных видов имущества (предприятий, жилых помещений, земельных участков и других объектов). Рассматриваются вопросы наследования интеллектуальных прав, регулируемых частью IV ГК РФ, а также изменения законодательства по наследованию выморочного имущества.
Приведены образцы документов, составляемых в процессе наследственного правопреемства, размеры государственной пошлины, уплачиваемой за совершение нотариальных действий (за удостоверение завещаний, принятие мер по охране наследства, выдачу свидетельства о праве на наследство). Отдельная глава посвящена судебному рассмотрению дел по наследственным правоотношениям.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, практикующих юристов и всех тех, кто интересуется вопросами наследственного права.