Научная статья на тему 'Правовое регулирование проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерации и их особенности'

Правовое регулирование проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерации и их особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1985
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINE / ЗАКОН / LAW / ЗАЩИТА / PROTECTION / ИНСТРУКЦИЯ / INSTRUCTION / МВД РОССИИ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / ОВД / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРАВО / RIGHT / ПРОВЕРКА / СОТРУДНИК / ТРЕБОВАНИЯ / INTERNAL AFFAIRS / CHECKS / ORDER / POLICE OFFICER REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Николаев Александр Геннадьевич

Рассмотрены грубые нарушения служебной дисциплины (этических норм) сотрудниками ОВД (полиции), а также установленных новых ограничений и запретов. Значимость темы подтверждается не только утвержденным Указом Президента России «Дисциплинарный устав сотрудника органов внутренних дел», но и установленными в 2013 г. требованиями ФЗ «О полиции» о порядке принесения извинений перед гражданами за противоправные действия сотрудника полиции. Особое внимание уделено правовому регулированию проведения служебных проверок в системе ОВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Николаев Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of official checks in the system of bodies of internal affairs of the Russian Federation and their features

In the face of gross violations of discipline (ethics) by the DEPARTMENT of INTERNAL AFFAIRS (police), as well as a set of new restrictions and prohibitions, they require a separate interpretation. Significance of the topic is not only approved by Decree of the President of Russia “discipline police officers”, but set in 2013, the requirements of the Federal law “on police” on the order of an apology to the citizens by illegal actions of the police officer. Based on these and other aspects of the authors of this article will focus on the legal regulation of official checks in the system of INTERNAL AFFAIRS of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерации и их особенности»

УДК 342 ББК 67.301

правовое регулирование проведении

служебных проверок в системе

органов внутренних дел российской федерации и их особенности

федор Петрович васильев,

доцент кафедры УДСООП, доктор юридических наук, доцент, полковник полиции, член Российской академии юридических наук (РАЮН)

E-mail: vasilev17@mail.ru;

александр геннадьевич николаев,

доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции.

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Рассмотрены грубые нарушения служебной дисциплины (этических норм) сотрудниками ОВД (полиции), а также установленных новых ограничений и запретов. Значимость темы подтверждается не только утвержденным Указом Президента России «Дисциплинарный устав сотрудника органов внутренних дел», но и установленными в 2013 г. требованиями ФЗ «О полиции» о порядке принесения извинений перед гражданами за противоправные действия сотрудника полиции.

Особое внимание уделено правовому регулированию проведения служебных проверок в системе ОВД РФ.

Ключевые слова: дисциплина, закон, защита, инструкция, МВД России, ОВД, полиция, право, проверка, сотрудник, требования.

Annotation. In the face of gross violations of discipline (ethics) by the DEPARTMENT of INTERNAL AFFAIRS (police), as well as a set of new restrictions and prohibitions, they require a separate interpretation. Significance of the topic is not only approved by Decree of the President of Russia "discipline police officers", but set in 2013, the requirements of the Federal law "on police" on the order of an apology to the citizens by illegal actions of the police officer. Based on these and other aspects of the authors of this article will focus on the legal regulation of official checks in the system of INTERNAL AFFAIRS of the Russian Federation.

Keywords: discipline, law, protection, instruction, the Ministry of Internal Affairs, INTERNAL AFFAIRS, police, right, checks, order, police officer requirements.

В целях регулирования правовой и служебной дисциплины, а также обеспечения защиты законных интересов сотрудников ОВД РФ (полиции), гарантированных конституционными нормами, ФКЗ и иными федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами (далее — НПА) МВД России, издан Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 (ред. от 02.07.2014) «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 № 28587)». При этом данный документ применяется1 в рамках требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и вне-

сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Порядок).

Данный приказ также обязывает2:

• руководителям подразделений центрального аппарата МВД России и начальникам подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам;

• руководителям территориальных органов МВД России по субъектам РФ и начальникам УВД на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, науч-

но-исследовательских, образовательных, медицинских и иных организаций и учреждений системы МВД России организовать изучение требований Порядка и обеспечить реализацию ее положений (в том числе территориальных органов МВД России районных уровней (РТОВД)).

Порядок также определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в вышеназванных подразделениях в отношении сотрудников ОВД, но ее положения не распространяются на федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС) и работников органов, подразделений и учреждений системы МВД России. Или же согласно Порядка служебная проверка проводится по факту: грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также, в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; нарушения правил предоставления госуслуг юридическим и физическим лицам; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного или систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

По иным основаниям она может быть проведена только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (далее — НПА), а по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном Порядком по обеспечению режима секретности в России, утвержденной постановлением Правительства России от 5 января 2004 г. № 3-1.

Служебная проверка проводится по решению руководства МВД России, начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей, наделенных в пределах установленных полномочий в отношении определенных категорий сотрудников ОВД правом наложения дисциплинар-

ных взысканий. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности ОВД принимается самим Министром, начальником ДСБ МВД России, а также начальником Главного управления МВД России по Северокавказскому округу, руководителями ТОВД по субъектам РФ, УВД на транспорте по согласованию с ДСБ МВД России. Кроме того, служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности ОВД проводится ДСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделениями собственной безопасности главного управления МВД России по Северокавказскому округу, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ.

В целях недопущения правоприменительных процессов в случае проведения служебной проверки лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия. При этом при проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены ими:

• факты: совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; происшествия с участием сотрудника, время, место, обстоятельства происшествия;

• вина сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (происшествия); наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;

• обстоятельств: исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника; смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность сотрудника; послужившие основанием для письменного обращения о проведении служебной проверки; другие обстоятельства, имеющее значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Лицам, проводящим служебную проверку запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные или ставшие известными им в процессе этих действий, а в случае обнаружения в действиях сотрудника признаков состава преступления заключение и матери-

алы служебной проверки направляются в следственные органы СК России для принятия решения в соответствии с УПК РФ. Все результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются лицу, назначившему ее проведение.

Нельзя исключать и то, что в процессе проведения служебной проверки в отношении сотрудника ОВД могут быть установлены факты, которые могут быть устранимы (разрешены, удовлетворены претензии заявителей или без таковых). Это, в связи допущенными незаконных действий (бездействий) со стороны сотрудника ОВД (полицейского) были нарушены законные интересы потерпевших, устранения отрицательных последствий, а также на основании проведенного служебного (внутреннего) расследования, решения суда (вступившего в законную силу — Ф.Васильев) должны быть предприняты соответствующие юридические (справедливые) действия. Так, в целях разрешения названных ситуаций (последствий) Министром внутренних дел РФ подписан приказ от 15.08.2012 № 795 «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»3, разработанное в соответствии с частью 3 ст. 9 ФЗ от 7.02.2011 № 3 о полиции4. Согласно которого, извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, приносятся сотрудником полиции5, нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником)6. При этом извинения гражданину приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.

Другим фактором обязательного проведения служебной проверки в отношении сотрудника ОВД (полиции) является, связанные с предоставлением государственных услуг физическим и юридическим лицам. То есть, руководителям территориальных органов МВД России (центрального аппарата министерства) всех уровней необходимо учитывать требования Постановления Правительства России от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской

Федерации»7, изданное в соответствии с требованиями ст. 112 ФЗ от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»8. Другими словами, в науке административного процесса присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставлении госуслуг — на незаконные решения (требования) и действия (бездействие) федеральных органов и их должностных лиц, ФГГС, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ. Ибо без подобного суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, а также реализации конституционных и иных законодательных норм в России. А субъектами предоставления госуслуг выступают: федеральные органы и их территориальные органы (в том числе и МВД России) — их должностные лица; государственных внебюджетных фондов Российской Федерации9 и их должностные лица.

Либо подобные федеральные требования (правительственные) должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, т.е. издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросов обжалования за нарушения правил предоставления услуг (муниципальных) на местном и муниципальном уровнях.

Названный правительственный документ устанавливает, что: федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим госуслуги10, обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с Правилами; Правительство рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться названным постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов госвласти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки. Заключе-

ние составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Безусловно, при проведении служебных проверок в отношении сотрудника в каждом случае закономерно имеют свои специфические особенности и соблюдении процессуальных правил — в процессе добычи, обобщении тех или иных доказательств. И они направлены в целях соблюдения не только доказательственных процессуальных правил, но и защиты законных интересов, как гражданина, чьи права были нарушены (государственного органа), так и самого сотрудника ОВД (полиции).

В заключении в рамках рассматриваемой темы следует отметить, что в области правового регулирования проведения служебных проверок в системе органов внутренних дел Российской Федерация закономерно присутствуют (даже по отдельным службам — секретность, дсп) и отдельные специфические особенности. Например, в системе МВД России (в подразделениях полиции) по существу недостаточно учитываются такие существенные вопросы в области регулирования прохождения службы (дисциплины, оценки): развития правовой грамотности и правосознания сотрудников ОВД, в рамках требования Президента страны о повышении и развитии правовой грамотности и правосознании граждан в России (см. Распоряжение 28.04.2011 Президента России «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (Пр-1168)11), требования к сожалению не исполняются многими федеральными органами исполнительной власти12 (на июль 2014 г. их — 80) и федеральными государственными и иными органами (субъектами управления).

С другой стороны эти же проблемные факторы присутствуют и в системе СК России, т.е. в процессе издании ведомственных НПА Следственным комитетом не учитываются те или иные разделы вышеназван-

ного Распоряжения Президента России, в том числе например, СК России также не имеет собственную концепцию по реализации вопросов развития правовой грамотности и развития правового сознания.

1 Кроме ГКВВ МВД России.

2 Далее — органы, подразделения, учреждения системы МВД России.

3 См.: Российская газета 5 сентября 2012 г. Зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2012 г. № 25339.

4 СЗ РФ, 2011, № 7, ст. 900.

5 Примечание: сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (сотрудник ОВД), имеющим специальное звание внутренней службы (юстиции), извинения приносятся гражданину в случае нарушения им его прав и свобод при исполнении в установленном порядке обязанностей по должности сотрудника полиции.

6 В целях правильного толкования названного приказа Министром установлено, что под руководителем (начальником) понимаются руководитель МВД России и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения МВД России и его заместители, руководитель (начальник) территориального органа МВД России и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России и его заместители, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы и его заместители, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно.

7 Российская газета 22 августа 2012 г. Далее — Правила.

8 В ред. на 28.07.2012 № 133-ФЗ.

9 Дополнительно см. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». СЗ РФ от 30 апреля 2007 г. № 18 ст. 2117, с учетом внесений изменений и дополнений на 6 октября 2011 г. № 270-ФЗ.

10 Например см. Приказ Минздравсоцразвития России от 13.12.2011 № 1536н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе в негосударственный пенсионный фонд или о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации из негосударственного пенсионного фонда для передачи им средств пенсионных накоплений» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2012 № 23678, Российская газета 25.05.2012).

11 Российская газета от 14.07.2011.

12 Далее — ФОИВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.