Бережкова Надежда Федоровна - помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска, Ульяновской области.
Николаев Александр Геннадьевич - доцент кафедры Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции.
Шашкаров Вениамин Николаевич - преподаватель кафедры военного права Военного университета Минобороны России, полковник юстиции запаса e-mail: [email protected]
Н. Ф. Бережкова, А.Г. Николаев, В.Н. Шашкаров
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ
ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ
МИНОБОРОНЫ РОССИИ?
Для любого правового государства, тем более с федеральным устройством (многонациональность, вероисповедование и классовое общество), вопросы правовой грамотности и правового сознания общества весьма актуальны. С учетом наличия этих и других социальных факторов, Президентом России был принят существенно важный правовой документ «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»1, где в десяти разделах изложены задачи государства, обязывающие развивать правовую грамотность и правосознание в обществе всех субъектов управления (контрольно-надзорные органы) страны, т.е. все федеральные органы исполнительной власти и федеральные госорганы и их территориальные органы.
Минобороны России первым обратил внимание на данный документ и издает ведомственный НПА, т.е. Приказ Минобороны от 7.12.2013 № 878 «О правовом обучении в Вооруженных Силах РФ». Но проведенный анализ данного нормативного акта и других приказов (нормативных правовых актов - далее -
1 Утв. Президентом России 4.05.2011 Текст документа опубликован в Российской газете от 14.07.2011 № 151.
НПА) Минобороны позволяет утверждать, что по существу разработчиками вообще не учитывается названное нами Распоряжение. Подтверждающими факторами являются:
■ отсутствие ссылки: на данное Распоряжение; отсутствие терминов «правовое сознание» и «правовая грамотность», не учитывание отдельных разделов (требований) Распоряжения и не учитывание ресурсных возможностей по реализации Распоряжения Президента России и т.д. (или включения в перечень НПА) в НПА Минобороны России, изданных за последние годы (2012-2014). Например, в приказах, регламентирующих деятельности ведомственных образовательных организаций:
- приказы Минобороны: от 21.07.2014 № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны РФ, и приема в указанные
Л
образовательные организации» ; от 10.07.2009 № 666, Минобрнауки России № 249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (вместе с «Общими требованиями к содержанию и организации военной подготовки граждан РФ в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения и военных кафедрах», «Порядком проведения отбора граждан РФ для прохождения военной подготовки в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения и военных кафедрах», «Инструкцией по организации образовательной деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и
2 Зарегистрирован в Минюсте России 16.09.2014 № 34063. Российская газета 1.10.2014. Подобные правила имеются и в системах МВД и МЧС России, Следственного комитета России.
военных кафедр», «Порядком замещения должностей работников учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр», «Порядком контроля организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения, военных кафедр и проведения военной подготовки граждан
-5
комиссиями Минобороны РФ» ). (данный приказ нуждается в полном пересмотре, рамках требований названного Распоряжения Президента России и ФЗ об образовании, изданного в 2012 г: ■ приказы Минобороны и Минобрнауки России: от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в обручреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (так же требует изменений и дополнений); от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»4;
■ приказы Минобороны: от 24.04.2010 № 100 (ред. от 26.07.2012) «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны РФ» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2010 № 17670). С 1.09.2013 данный документ применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ или издаваемым в соответствии с ним иным НПА РФ; от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 ФЗ об образовании и др.
В перечисленных НПА не учитываются требования Президента России, видимо, и в научных организациях (центрах, советах) Минобороны недостаточное
3 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 № 14677) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 44 02.11.2009 (опубликован без приложений к приложениям № 1 - № 5).
4 Зарегистрировано в Минюсте России 12.01.2010 № 16866 (см. Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 мая 2010 г. № 18).
внимание уделяется вопросам, посвященным проблемам правовой грамотности и правового сознания и их развития в системе Минобороны России.
Исходя из этого, Министерству обороны России целесообразно иметь на первоначальном этапе собственную ведомственную концепцию на определенные этапы (скажем - 2016-2025 годы)5. Например, «Концепция Минобороны России о развитии правовой грамотности и правосознания военнослужащих и граждан», которая должна разрабатываться с учетом специфических задач и направлений деятельности ведомства (доктрины, военных городков, кораблей, гарнизонов, соединений, оброрганизаций и т.д.) в соответствии с названным Распоряжением.
При этом, в данных и других нормативных документах разработчики должны учитывать особую роль в области правового образования (правопорядка и безопасности) военной полиции (в том числе во всех ведомственных образовательных организациях (центрах). Так как, в соответствии ФЗ от 03.02.2014 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»6, военная полиция является основным субъектом обеспечения правопорядка и безопасности военнослужащих и она же должна быть основным субъектом в области правового воспитания грамотности военнослужащих и граждан в системе Минобороны России. Однако Минобороны до настоящего времени не пересматривает это в рамках требований данного Федерального закона и требований Президента России (Распоряжения) Приказ Министра обороны от 07.05.2012 № 1111 «О деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации».
Проведенный анализ позволяет утверждать, что в настоящее время, в целях обеспечения реализации названного Распоряжения в системе Минобороны в разрабатываемых ведомственных НПА должны быть следующие разделы:
5 Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственных концепции о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России // жур. (ВАК) Закон и право № 10 - 2014 г. С. 75-79.
6 СЗ РФ 10.02.2014 № 6 ст. 558.
- основные факторы, влияющие на состояние правовой грамотности и правосознания граждан в системе Минобороны России (в данном случае в Распоряжении даны в 10 пунктах факторы о формировании правовой культуры и позитивных типов правосознания и поведения, оказывающих влияние на общество (граждан);
- принципы госполитики Минобороны в области правовой грамотности (в Распоряжении даны принципы госполитики, исходя от которых должна проводится государственная политика субъектами управления с учетом их функций и задач^;
- цели и основные направления Минобороны в области развития правовой грамотности и правового сознания (в Распоряжении даны основные цели государства по шести направлениям);
- меры Минобороны (госполитики) в области совершенствования ведомственных НПА и правоприменения (совершенствования в области НПА и правоприменения в Распоряжении даны в семи пунктах);
- меры Минобороны (государственной политики) по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и иные должности государственных служащих (гражданских и военных) (в Распоряжении даны шесть государственных способов);
-меры Минобороны (государственной политики) в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки военнослужащих и юридических кадров (в Распоряжении даны в семи пунктах реализации правового воспитания);
п
-меры Минобороны (госполитики) в сферах культуры, СМИ, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности (Президентом даны в восьми пунктах о порядке воспитания и правового образования); по поддержке институтов гражданского общества; организационного и методического характера (даны в шести пунктах).
7 Приказ Министра обороны от 30.12.2012 № 3905 «Об утверждении Регламента формирования, функционирования и наполнения контентом информационных ресурсов Минобороны РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также требует пересмотра.
При осуществление этих мероприятий используются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Для финансирования разработки информационных, методических материалов и осуществления иных мероприятий в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан могут использоваться гранты. В целях реализации госполитики поощряется использование средств юридических и физических лиц на основе государственно-частного партнёрства.
Несомненно, эти суждения не следует считать окончательными и
о
идеальными, но с другой стороны, подобные проблемы при выполнении требований Президента России, изложенных в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»9. присутствуют не только в системе Минобороны, но и в других силовых структурах.
Подобные суждения и предложения по мнению авторов необходимы в связи с тем, что Минобороны России находится непосредственно в введении Президента России (см. Структура федеральных органов исполнительной власти на июнь 2014 г. (утв. Указом Президента России от 21.05.2012 № 636). Минобороны следует первым реализовывать планы и требования (Распоряжение) Президента. Тем более, когда вопросы в области правового развития (воспитания) в системе Минобороны имеют свои проблемные аспекты.
Проведенный анализ также показывает, что, в целом, сама система государственных органов нуждается в установлении не только ритуала принятия присяги (клятвы) с учетом специфики деятельности ведомства, цель которого в формировании у каждого служащего дисциплинированности, гордости за свою профессию, стремления к исполнению служебного долга в интересах государства (ведомства), но и в определении постоянного режима пребывания на службе.
Надо отметить, что когда с административно-правовой точки зрения Ю.А. Тихомиров утверждает о верховенстве закона, что противоправное действие должно быть выявлено и реализовано на стадии правоприменения, то есть
8 При этом по данным проблемам Л.М. Ореховой (Академия управления МВД России) проводятся диссертационное исследования и они изложены в ряде научных статьях (см. электронные ресурсы).
9 Утв. Президентом России 28 апреля 2011 г. Пр-1168. См.: Российская газета. 2011.14 июля.
верховенство законов начинается с момента их толкования (оценки со стороны старших и младших командиров). Целесообразно было бы заменить определенные юридические термины, скажем, «проступок» - на правонарушение, противоправность, нарушение; «взыскание» - на наказание.
А.В. Малько, С.А. Комаров, М.Н. Марченко и другие ученые, классифицируя данные толкования, дают пояснения о видах юридической ответственности. Но, при этом, дисциплинарная ответственность выступает как самостоятельный вид юридической ответственности. Это же закреплено в соответствующих нормативных правовых актах. Тем самым, она также нуждается в самостоятельной теории, процессуальных и исполнительных нормах и правилах, что фактически до настоящего времени еще не одобряется научным сообществом. В частности, например, о необходимости издания единого ФЗ «О дисциплинарной ответственности в РФ»10. На наш взгляд, если предмет (наука) «Теория государства и права» дает по отдельности виды юрответственности, то каждый вид ответственности требует отдельных норм и научно-теоретических толкований. В правовом государстве, где верховенствует право, должны быть отдельные правовые нормы и их отдельные научно-теоретические толкования.
А что же касается правого сознания, правовой грамотности военнослужащих и их правового воспитания, а также этических норм военнослужащих, то для них и других категорий (высшего статуса) вышеназванные термины должны нести более строгий характер, так как можно ли говорить о проступках военного и иного судьи, военного прокурора, военного полицейского и др., когда от их действий и решений зависит не только авторитет государственного органа (Минобороны - воинской части, гарнизона, флотилии) и даже государства, но и судьбы наших защищаемых ими граждан (военнослужащих). При этом подобного характера (вышесказанного - научных взглядов) недостатки присутствуют и в Уставе военной полиции. Разработчики данного НПА также не учли требования Распоряжения, когда военная полиция должна быть в авангарде в области
10 По данной проблеме например см. Васильев Ф.П., Николаев А. Г. Отдельные проблемы правового обеспечения и реализации дисциплинарной ответственности в системе правоохранительных органов России // г. Владимир жур. (ВАК) Вестник Владимирского юридического института № 3 - 2014. С. 68-73.
развития правовой грамотности и правосознания во всех воинских частях (в/ч,
территориальных органов Минобороны, в том числе и центральном аппарате)11.
***
1. Указ Президента России 4.05.2011 Текст документа опубликован в Российской газете от 14.07.2011 № 151.
2. Приказ Министра обороны от 30.12.2012 № 3905 «Об утверждении Регламента формирования, функционирования и наполнения контентом информационных ресурсов Минобороны РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также требует пересмотра.
3. СЗ РФ 10.02.2014 № 6 ст. 558.
4. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 мая 2010 г. № 18
5. Васильев Ф.П., Николаев А. Г. Отдельные проблемы правового обеспечения и реализации дисциплинарной ответственности в системе правоохранительных органов России // г. Владимир (ВАК) Вестник Владимирского юридического института № 3 - 2014. С. 68-73.
6. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственных концепции о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России // жур. (ВАК) Закон и право № 10 - 2014 г. С. 75-79.
7. Российская газета дата публикации - 1.10.2014
11 При этом, вопросы правовой грамотности и правосознания не учтены также во всех воинских уставах, в том числе и в Уставе военной полиции, изданного в марте 2015 г.