Научная статья на тему 'Значение Вилюйского музея народного образования имени Г. С. Донского в профессиональном становлении педагогических кадров'

Значение Вилюйского музея народного образования имени Г. С. Донского в профессиональном становлении педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / СТУДЕНТ / КОЛЛЕДЖ / ПРОФЕССИЯ / УЧИТЕЛЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СООБЩЕНИЕ / ЗНАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / MUSEUM / STUDENT / COLLEGE / PROFESSION / TEACHER / COOPERATION / REPORT / KNOWLEDGE / DEVELOPMENT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова М. И.

Установлено, что Вилюйский музей народного образования имени Г.С. Донского способствует тесному сотрудничеству преподавателей колледжа и работников музея для совершенствования системы подготовки студентов, повышения качества усвоения содержания выбранной профессии. Показана их взаимосвязь по развитию познавательных, учебных и исследовательских способностей студентов, расширению их кругозора, осуществлению преемственности поколений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of G.S. Donskoy's Viluysk museum of public education in professional development of pedagogical human resource

It was established that G.S. Donskoy's Viluysk museum of public education contributes to strong partnership between college teachers and museum workers in order to perfect the student training system and to improve the quality of digestion of chosen profession essence

Текст научной работы на тему «Значение Вилюйского музея народного образования имени Г. С. Донского в профессиональном становлении педагогических кадров»

Теперь можно подсчитать энергию, излученную зарядом за время tl. Плотность энергии в сферическом слое равна Ед2 / 4п (она равна удвоенной плотности энергии электрического поля, поскольку слой представляет собой электромагнитную волну, а в ней E = И).

Полная излученная энергия находится интегрированием по всему слою и равна

W = 2п (ct)2 j

2

E_

4п

2 e2a2

sin 0 a0 • ct =

1 3 c3

t1

Эта энергия не зависит от t, как и следовало ожидать, и пропорциональна времени t1, в течение которого происходило излучение. Следовательно, мощность излучения заряда

2 e2 a 2 £ = —

3 с3

Таким образом, простые геометрические построения для силовых линий приводят нас к определению всех параметров электромагнитной волны, излучаемой зарядом, и дают правильное значение излучаемой мощности.

Л и т е р а т у р а

1. Болотовский Б.М., Серов А.В. Об изображении поля излучения с помощью силовых линий // Успехи физических наук. - 1997. - Т. 167. - С. 1107-1111.

S.N. Yeremeyev, G.F. Krymskiy Electromagnetic field of accelerated moving charge

The method of radiation field representation by the instrumentality of lines of force for studying of electromagnetic field of accelerated moving charge is applied. It is shown that it is possible to find practically all main parameters of electromagnetic wave emitted by unevenly moving charge by simple geometrical methods.

Key-words: charge, electromagnetic field, radiation, field line, velocity, radiated energy, power.

-------- ФФФ -----------------

УДК 37.01:39 + 069 (571.56) М.И. Решетникова

значение вилюйского музея народного образования имени г.с. донского в профессиональном становлении педагогических кадров

Установлено, что Вилюйский музей народного образования имени Г.С. Донского способствует тесному сотрудничеству преподавателей колледжа и работников музея для совершенствования системы подготовки студентов, повышения качества усвоения содержания выбранной профессии. Показана их взаимосвязь по развитию познавательных, учебных и исследовательских способностей студентов, расширению их кругозора, осуществлению преемственности поколений.

Ключевые слова: музей, студент, колледж, профессия, учитель, сотрудничество, сообщение, знание, становление, воспитание.

Не зная истории культуры, нельзя стать культурным любви и верности родному краю. Однако в настоящее

человеком, не зная прошлого, невозможно понять под- время возможности музеев, особенно этнопедагогиче-

линный смысл настоящего, предвидеть будущее. История ского направления, в формировании профессиональнонародного образования, школы составляет неотъемле- го самоопределения подрастающего поколения изучены

мую часть истории культуры народа. В образовательно- слабо, что и способствовало проведению нашего иссле-

воспитательной системе Якутии с 1930-х годов функцио- дования. Для выполнения данной работы мы решили

нируют школьные музеи краеведческого, экологическо- изучить педагогический потенциал наиболее крупных

го, художественного и других направлений. Они служат музеев Вилюйского региона и г. Якутска учитывая то об-

для учащихся средствами дополнительного образования стоятельство, что до образования районов в тридцатых

и оказывают большое влияние на воспитание чувства годах регион именовался округом.

___________________________ Воспитательная роль музейной педагогики, как отмечает ряд исследователей, складывается из ряда факторов

РЕШЕТНИКОВА Мария Ивановна - к.п.н., доцент ПИ, док- ,, л , . ^ ^ ^

торант ЯГУ [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Так, у большинства студентов активи-

E-mail' imi51@mailra зируется познавательная деятельность, стимулируется

М.И. Решетникова. ЗНАЧЕНИЕ ВИЛЮЙСКОГО МУЗЕЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ ГС. ДОНСКОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

врожденное желание учиться, расширяются горизонты личного опыта. Музеи собирают материалы об объектах, отражающих процесс человеческого существования, творческую энергию цивилизации и указывающих на феномен науки, природы и техники, сохраняют и выставляют «реальную вещь» или «музейный предмет». Эти объекты являются базисом музейного опыта и основой для потенциального музейного образования.

Большинство музеев России второй половины Х1Х-нач. XX вв. были, прежде всего, культурнопросветительными организациями. Дореволюционная система внешкольного образования опиралась на сеть учреждений культуры, прежде всего, музеев, библиотек и т.д. Музеям в данной системе отводилось значительное место для поднятия интереса к обучению населения и ознакомления с местным материалом различных областей, краев страны. По действовавшим уставам дореволюционных местных музеев [7] в круг их деятельности входило распространение экономических, географических и исторических знаний, ознакомление населения с памятниками истории и культуры, систематическое информирование их о своих коллекциях, организация публичных лекций и бесед, временных и постоянных выставок, научно-образовательных экскурсий и библиотек.

В культурной жизни Якутской области большую роль сыграл краеведческий музей, организованный политическим ссыльным, большевиком Е.М. Ярославским, впоследствии видным государственным деятелем. Следовательно, в русской культурно-просветительской программе музеи должны были служить просветительными центрами, отзывающимися на потребности страны и времени, вносящими большую лепту в дело народного образования.

Согласно высказываниям Н.Ф. Федорова [3], школа была слишком оторвана от общества и реальной жизни, поэтому он предложил максимально приблизить образование к реальной жизни путем организации музеев. По его мнению, музей должен считаться школой, превратиться в неё.

В ХХ веке музеи получили подлинный рассвет в своем развитии, они сохранили за собой воспитательную роль. Актуальным, социально значимым направлением деятельности музеев является формирование самосознания личности. Известные советские педагоги А.В. Луначарский [1], Н.К. Крупская [4] неоднократно подчеркивали влияние музеев на формирование самосознания, мировоззрения и воспитание подрастающего поколения, отмечая, что музей - грандиозная памятная книга человечества, дающая возможность многое видеть собственными глазами.

Значительный вклад в изучение возможностей музеев этнопедагогического направления в формировании профессионального самоопределения подрастающего поколения внес основатель теории народной педагогики в Якутии В.Ф. Афанасьев [5]. Им всесторонне освещена краеведческая направленность работы школ,

деятельность и значение школьных музеев. По мнению

B.Ф. Афанасьева, опыт и знание, накопленные народом, должны оказать значительное содействие в формировании личности нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Исходя из этого он высоко ставил роль музеев в популяризации теоретических и прикладных идей этнопедагогической науки, богатейшего запаса археологических, экологических и художественноэстетических материалов и достижения национальной интеллигенции - учителей народного образования, носителей самосознания и менталитета народа. Выделяя данную особенность, он полагал, что «сумма этих знаний, накопленных и проверенных практикой, составляет суть народной педагогики» [5, с. 21]. В своей работе он широко осветил деятельность Тойбохойского краеведческого музейного комплекса, работающего в тесном взаимодействии с учебно-воспитательным процессом школы при изучении предметов как гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Кроме того, он отметил Вилюйский музей народного образования, отражающий основные этапы истории развития народного образования всего Вилюйского региона.

Народное образование Вилюйского региона имеет многолетнюю богатую историю по созданию, функционированию школьных музеев как учреждений дополнительного образования. Вилюйский музей народного образования, открытый 16 ноября 1979 г., организует работу по воспитанию молодежи на лучших традициях старшего поколения, формированию у нее уважения к учителю, его бескорыстному благородному труду, пропаганде учительской профессии, способствующей повышению авторитета учителя в обществе. Основателем музея является заслуженный учитель школы Республики Саха (Якутия), кавалер медали имени Н.К. Крупской Г.С. Донской.

Музей отражает основные этапы истории развития народного образования районов Вилюйского региона, воспитывает молодежь на лучших традициях старшего поколения, формирует у нее чувство уважения к учителю, его благородному труду и осуществляет пропаганду учительской профессии. Музей располагает множеством материалов, начиная с трудов Э.К. Пекарского, П.А. Ойунского, Г.С. Донского и других ученых. Достопримечательностью музея по праву считается богатое собрание букварей, изданных не только в России, но и за её пределами. Здесь представлены буквари 80-ти народностей нашей страны. Большой интерес у посетителей вызывает первый якутский «Букварь для якутов», изданный в 1895 г. в г. Казани. Всего в музее представлено 69 детских и 11 букварей для взрослых, в том числе букварь

C.А. Новгородова «Сахалыы сурук-бичик» («Якутская письменность»), который положил начало распространению якутской грамоты [6].

Заслугой музея является увековечение памяти учителей-воинов, участников Великой Отечественной

войны. Из 137 учителей региона, мобилизованных в Красную Армию в годы войны, погиб каждый третий. Достойное место в экспонатах музея занимают материалы об учителях Н.А. Кондакове, Н.С. Степанове - Героях Советского Союза.

В процессе сбора материалов нами проведено изучение процесса использования фондов Вилюйского музея народного образования студентами педагогического колледжа имени Г.Н. Чернышевского при выполнении ими докладов для участия в педагогических чтениях и курсовых работ. Для развития интереса студентов к учебным дисциплинам, научным знаниям, профессии учителя на базе музея нами организованы внеучебные мероприятия, беседы, встречи поколений. Экспонаты музея нашли применение в проведении тематических вечеров, мероприятий, поскольку оживляют исторические факты, в этом также помогают снятые киноленты, рассказывающие об учителях - ветеранах педагогического труда. На базе музея организовывались конференции, семинары для молодых учителей и студентов. Студенты имели возможность пользоваться архивами 15 учителей, где они нашли описания передового педагогического опыта, необходимого не только для преподавательской работы учителя, организатора внеклассных работ, но и будущего историка, краеведа округа и др.

Реализация личностно-ориентированной подготовки студентов педагогического колледжа является важным направлением в деятельности музея для профессионального становления будущих учителей. Так, студентка 3 курса колледжа М. Степанова имела ярко выраженные познавательные интересы к истории образования. Она из многодетной семьи, ей нравились профессии типа «Человек-человек». С самого детства Марина решила стать воспитателем и мечтала поступить в педагогический институт, где обучались ее подруги. Однако на вступительных экзаменах она не сумела набрать достаточного количества баллов по ЕГЭ для зачисления в вуз и поступила в Вилюйский педагогический колледж. Ей было предложено посещать тематические экскурсии и семинары, проводимые Вилюйским музеем народного образования имени Г.С. Донского. Марину впечатлили достижения педагогов в ликвидации неграмотности, проведении культурной революции в довоенное время, в особенности П.Х. Староватов, как краевед, впервые открывший богатейшие природные богатства Вилюйского края; Г.Ф. Сивцев - организатор народного образования, ученый, автор 22 научных работ и краткого словаря якутского языка; учителя Ф.Е. Винокуров, братья Бубякины, П.Н. Самсонов и многие другие. Полученные знания побудили интерес к истории образования. Она активнее стала принимать участие в педагогических олимпиадах. Как и ожидалось, М. Степанова стала победительницей заочной олимпиады «Педагогический лидер». Это дало ей возможность принять участие в республиканской научно-педагогической конференции «Афанасьевские

педагогические чтения». В своем докладе «Руководящие идеи жизни и деятельности профессора В.Ф. Афанасьева» [8] ею раскрыто педагогическое наследие профессора, бескорыстно отдавшего свои знания, силы и здоровье делу народного образования. От поколения к поколению педагоги передавали как эстафету свои добрые традиции. После успешного окончания Вилюйского педагогического колледжа М. Степанова поступила на факультет педагогики начального обучения педагогического института Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова и продолжает свои изыскания в студенческом научно-исследовательском кружке.

В докладах других студентов педагогического колледжа, посещавших тематические экскурсии и семинары, представлены материалы о первом Герое Социалистического Труда, об одном из прогрессивных русских учителей, внесшем огромный вклад в развитие народного образования в Якутии, более 40 лет проработавшем учителем в Чурапче, Эльгяе, Вилюйске, приложившем много сил и энергии по улучшению состояния школьного дела на местах - П.Х. Староватове. Также подготовлены сообщения о выпускниках школ Вилюйского региона: композиторе М.Н. Жиркове, партийных работниках М.Г. Потаповой, Д.С. Жирковой, Героях Социалистического Труда Г.Е. Бессонове, П.И. Дуткине, Г.С. Семенове, первом ученом-историке из якутов

Н.С. Романове, писателях-поэтах Н.Г. Якутском-Золотареве, И.М. Гоголеве-Кындыле, П.Н. Тобурокове и др. Ими осознано, что учитель в то время был единственным источником знания, авторитетом не только для детей, но и для всего населения.

В материалах студентов отражено что в 50-80-е годы ХХ в. народное образование характеризовалось подъемом культуры, оснащением школ оборудованием, учебниками; работали учителя с высшим образованием. Рассказано о таких ярких представителях учителей этого периода, как М.А. Алексеев - Народный учитель СССР. добившийся больших успехов в политехнизации школы и подготовке учащихся физико-математических классов; К.С. Чиряев - организатор уникального этнопедагоги-ческого музея, заслуженный учитель школы ЯАССР и РСФСР; Г.Е. Бессонов - заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР; Герой Социалистического Труда, кавалер медали имени Н. К. Крупской Г.С. Донской и другие.

Таким образом, Вилюйский музей народного образования имени Г.С. Донского способствует тесному сотрудничеству преподавателей колледжа и сотрудников музея в деле совершенствования системы подготовки студентов, повышения качества усвоения содержания выбранной профессии. Богатые материалы музеев, пронизанные чувством глубокого уважения к историческому прошлому родного края, ведущие пропаганду учительской профессии, способствующие возвышению авторитета учителя в обществе, имеют огромное значение в профессиональном становлении будущих учителей.

К.Н. Босикова. ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Л и т е р а т у р а

1. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. - М., 1976. - 360 с.

2. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Липецк, 1999.- 18 с.

3. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. - М., 1982. - 620 с.

4. Крупская Н.К. Об учителе // Собрание соч. Т. 2. - М., 1960. - С. 254-255.

5. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 180 с.

6. Уткин К.Д. Проблема человека в социокультурной системе народа саха : дисс. в виде научн. доклада на соиск. уч. ст. докт. филос. наук. - Якутск, 1999. - 78 с.

7. Музейное дело России / Под ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. - 2-е изд. - М., 2005. - С. 102-104.

8. Степанова М.Н. Руководящие идеи жизни и деятельности профессора В.Ф. Афанасьева // Афанасьевские педагогические чтения. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. - С. 255.

M.I. Reshetnikova

The importance of G.S. Donskoy’s Viluysk museum of public education in professional development of pedagogical human resource

It was established that G.S. Donskoy’s Viluysk museum of public education contributes to strong partnership between college teachers and museum workers in order to perfect the student training system and to improve the quality of digestion of chosen profession essence. Key-words: museum, student, college, profession, teacher, cooperation, report, knowledge, development, education.

УДК 378 К.Н. Босикова

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрены информационные и коммуникационные технологии как наилучшие способы применения для интенсификации и повышения учебной активности студентов в изучении английского языка. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс приводит к возрастанию эффективности обучения, повышает интерес студентов к самопознанию, мотивацию изучения языка, комфортность в учебном процессе и способствует повышению уровня сформированности навыков самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: глобализация, информатика, инноватика, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), учебная активность, Интернет, онлайн-опрос, индивидуализация, информационная культура, самообразование.

Внедрение высоких технологий во все сферы жизни и деятельности человека выдвигает перед системой образования новые требования. В современных условиях человек живет в информационно-коммуникационной среде и окружен огромным количеством источников информации: радио, телевидение, пресса, видео, аудио и глобальная сеть Интернет. Все эти виды современных средств массовой информации начинают накладывать свой «отпечаток» на процессы становления личности. Только обладая достаточным уровнем технологической грамотно-

БОСИКОВА Кюннэ Николаевна - ct преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям ЯГУ

E-mail: [email protected]

сти и «информационной культуры», будущий специалист подготовлен адекватно действовать в окружающем мире, ориентироваться в быстро изменяющемся и обновляющемся потоке информации. И здесь важную роль играет активность личности во всех проявлениях жизни.

Активность выступает как потребность в деятельности и определяет цели, направление и мотивы. Необходимыми компонентами активности являются инициатива, ответственность и самостоятельность. Активность и инициатива взаимосвязаны между собой, поскольку инициатива - это творческое начало в личности. В тесной связи с активностью личности в марксистской философии рассматривается проблема самостоятельности и свободы. Так, в ней положительно выраженная активность характеризуется с четырех сторон:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.