Научная статья на тему 'Повышение учебной активности студентов в процессе изучения иностранного языка средствами информационно-коммуникационных технологий'

Повышение учебной активности студентов в процессе изучения иностранного языка средствами информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИКА / ИННОВАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙН-ОПРОС / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / САМООБРАЗОВАНИЕ / GLOBALIZATION / INFORMATICS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / STUDY ACTIVITY / INTERNET / ON-LINE INTERVIEW / INDIVIDUALIZATION / INFORMATION CULTURE / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Босикова К. Н.

Рассмотрены информационные и коммуникационные технологии как наилучшие способы применения для интенсификации и повышения учебной активности студентов в изучении английского языка. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс приводит к возрастанию эффективности обучения, повышает интерес студентов к самопознанию, мотивацию изучения языка, комфортность в учебном процессе и способствует повышению уровня сформированности навыков самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of study activity of students in the process of learning a foreign language by means of information and communication technology

The article deals with information and communication technologies as methods of increasing of study activity of students in the process of learning English language. Implementation of information and communication technologies in study process leads to improvement of academic effectiveness, increase of students interest in self-knowledge, their motivation and comfort in the study process. It also helps to build-up students self-work.

Текст научной работы на тему «Повышение учебной активности студентов в процессе изучения иностранного языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

Л и т е р а т у р а

1. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. - М., 1976. - 360 с.

2. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Липецк, 1999.- 18 с.

3. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. - М., 1982. - 620 с.

4. Крупская Н.К. Об учителе // Собрание соч. Т. 2. - М., 1960. - С. 254-255.

5. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 180 с.

6. Уткин К.Д. Проблема человека в социокультурной системе народа саха : дисс. в виде научн. доклада на соиск. уч. ст. докт. филос. наук. - Якутск, 1999. - 78 с.

7. Музейное дело России / Под ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. - 2-е изд. - М., 2005. - С. 102-104.

8. Степанова М.Н. Руководящие идеи жизни и деятельности профессора В.Ф. Афанасьева // Афанасьевские педагогические чтения. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. - С. 255.

M.I. Reshetnikova

The importance of G.S. Donskoy’s Viluysk museum of public education in professional development of pedagogical human resource

It was established that G.S. Donskoy’s Viluysk museum of public education contributes to strong partnership between college teachers and museum workers in order to perfect the student training system and to improve the quality of digestion of chosen profession essence. Key-words: museum, student, college, profession, teacher, cooperation, report, knowledge, development, education.

ÀtrÀtrÀtr

УДК 378 К.Н. Босикова

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрены информационные и коммуникационные технологии как наилучшие способы применения для интенсификации и повышения учебной активности студентов в изучении английского языка. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс приводит к возрастанию эффективности обучения, повышает интерес студентов к самопознанию, мотивацию изучения языка, комфортность в учебном процессе и способствует повышению уровня сформированности навыков самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: глобализация, информатика, инноватика, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), учебная активность, Интернет, онлайн-опрос, индивидуализация, информационная культура, самообразование.

Внедрение высоких технологий во все сферы жизни и деятельности человека выдвигает перед системой образования новые требования. В современных условиях человек живет в информационно-коммуникационной среде и окружен огромным количеством источников информации: радио, телевидение, пресса, видео, аудио и глобальная сеть Интернет. Все эти виды современных средств массовой информации начинают накладывать свой «отпечаток» на процессы становления личности. Только обладая достаточным уровнем технологической грамотно-

БОСИКОВА Кюннэ Николаевна - ст. преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям ЯГУ

E-mail: [email protected]

сти и «информационной культуры», будущий специалист подготовлен адекватно действовать в окружающем мире, ориентироваться в быстро изменяющемся и обновляющемся потоке информации. И здесь важную роль играет активность личности во всех проявлениях жизни.

Активность выступает как потребность в деятельности и определяет цели, направление и мотивы. Необходимыми компонентами активности являются инициатива, ответственность и самостоятельность. Активность и инициатива взаимосвязаны между собой, поскольку инициатива - это творческое начало в личности. В тесной связи с активностью личности в марксистской философии рассматривается проблема самостоятельности и свободы. Так, в ней положительно выраженная активность характеризуется с четырех сторон:

а) активность личности связана с постановкой ею таких целей, которые утверждают личность в ее свободе и связаны со степенью практического использования возможностей;

б) активность связывается с расширением взаимодействия личности с социальной средой, в процессе включения в сложную систему коллективов и лиц формируются отношения личности, расширяются связи, что вызывает появление новых потребностей и рост активности;

в) активность выступает и как свойство личности, которое выражается во внутренней ее свободе, и обозначает превращение деятельности из внешней необходимости во внутреннюю свободу субъекта, в его самодеятельность, в потребность к самовыражению;

г) активность может иметь не только актуальное, но и потенциальное состояние, т.е. выступать как внутреннее состояние личности, как потенциальная мера ее свободы [1].

Интересны и другие точки зрения об активности. По мнению Э. Фромма, «активность - это социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально-полезные изменения» [2, с. 11]. В.И. Кремянским активность рассматривается не как свойство, а как процесс, в котором происходят изменения и действия предмета, и собственно формой движения материи является физическая, химическая, биологическая и социальная активность [3]. В концепции П.А. Бернштейна активность определяется как мера упреждения, предвидения тенденции назревающих событий [4]. М.И. Лисина отмечает, что понятие «активность», применяемое в педагогике, рассматривается как готовность к деятельности и инициативность [5].

В биологическом смысле активность является всеобщей характеристикой жизни всех живых организмов, как условие их существования в мире. У человека она является личностным образованием и проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в трудовой, учебной, общественной жизни, разнообразных видах творчества, спорте. Рассмотрев различные определения, учитывающие многомерные проявления феномена активности, можно утверждать, что активность является важнейшим механизмом формирования и становления студента как субъекта деятельности, как личности.

Как показывает опытная работа, активность, проявляемая в учебном процессе, обусловлена его интенсивностью, позитивным отношением студента к учебным занятиям, проявлением инициативы. Показатели: объем выполняемой им учебной самостоятельной работы, частота проявления инициативности (редко, ситуативно, всегда), степень регуляции (саморегуляции или под руководством преподавателя).

Принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы. Этот технологический элемент крайне не развит в классическом образовании, которое опирается, в основном, на обучение «лицом к

лицу» и печатные материалы. В современном образовании используется богатый арсенал информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Анализ развития образования в современном мире приводит к выводу, что применение ИКТ только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической - и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основы образовательной системы. Иначе, новые технологии эффективны тогда, когда они в новую систему образования входят как элемент.

Самый существенный фактор, с которым должны считаться при использовании новейших информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования (и воспитания), - это человек. Так как он выступает основой функционирования и развития общества, то фундаментальным принципом образования является положение, согласно которому необходимо создать условия для развития индивидом своего потенциала.

Интернет дает студентам возможность обращаться к таким ранее не использовавшимся (или использовавшимся в малой степени) в обучении ресурсам, как свежая деловая информация, политические и другие новости, результаты он-лайновых опросов, разнообразная неопубликованная в печатных изданиях статистика и финансовые отчеты компаний и организаций, он-лайновые карты, оцифрованные изображения, видео- и звуковые файлы, ресурсы групп новостей и списков рассылки, обучающие программы и т.д.

Интернет становится незаменимым каналом и ресурсом для получения действительно современного образования и уже достаточно широко начинает использоваться в российских вузах. Открытый и свободный доступ к информации дает возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества и оперативно получать необходимую информацию. В качестве основных принципов эффективного выбора и использования технологий в учебном процессе А.В. Жожиков выделяет следующие положения:

- в учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей;

- более дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат;

- результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов;

- при выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений;

- наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа подход, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия [6].

Из анализа соответствующей литературы [3, 4, 5, 6] становятся очевидными преимущества обучения иностранному языку с помощью компьютерных средств. А также очевидна эффективность учебного процесса. Компьютер позволяет совершенно по-новому построить процесс обучения, реализовать дидактические принципы индивидуализации и дифференциации, творческой активности, наглядности, перехода к самообразованию, шире использовать исследовательские и поисковые методы.

В процессе опытной работы использование информационных технологий в обучении иностранным языкам нами классифицировано по четырем основным направлениям:

- как средство для объяснения и уяснения нового материала;

- как инструмент для обогащения учебного процесса;

- как среда для поиска информации;

- как среда для организации общения.

Проведение экспериментальной работы основывалось на полученных в процессе теоретических исследований результатах, на базе которых были построены и внедрены пути, условия и способы повышения учебной активности студентов вуза средствами ИКТ на занятиях по иностранному языку. Целью экспериментальной работы являлось определение рациональных условий использования ИКТ для повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей.

Информационные и коммуникационные технологии успешно использованы нами для групповой и индивидуальной (самостоятельной) работы в качестве средства для объяснения и закрепления нового материала. В процессе опытной работы нами систематизировано и использовано огромное количество материалов на СБ- и DWD-носителях, а также в Интернете при подключении в режиме он-лайн. Они содержат теоретическое изложение изучаемого явления, упражнения для усвоения и формирования навыков для разных языковых уровней и материалы для тестирования. ИКТ дают возможность найти любую информацию, начиная от свежих новостей из любой точки мира на любом языке, причем информацию можно получить не только в виде текста, но и просмотреть в виде видеоролика, что дает возможность не только читать, но и воспринимать иноязычную речь на слух.

Применение Интернет-технологий для организации общения представляет особый интерес в условиях, когда язык изучается не как второй в стране языка, а как иностранный, то есть где окружающая среда не является обучающей. На занятиях нами введено общение по электронной почте, в чатах и месенджерах в режиме онлайн, что является эффективным средством имитации языко-

вой среды. Широко использовались мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникационные технологии для работы над развитием навыков чтения, письма, аудирования, говорения, для реального общения с носителями изучаемого языка в письменной и устной формах.

Полученная через Интернет информация (разнообразные текстовые, звуковые и видеоматериалы на изучаемом языке) по программе экспериментальной работы использовалась в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам и основных материалов для конкретных заданий, самостоятельной работы. Одним из важных итогов проведенной работы можно считать сфор-мированность у студентов навыков целенаправленного отбора информации для самостоятельной работы по иностранному языку с учетом того, что ресурсы Интернета чрезвычайно обширны и постоянно обновляются.

В экспериментальной работе использовались тестирование, анкетирование, беседа, анализ результатов решения практических задач и выполнения письменных работ по английскому языку, наблюдение за работой студентов на занятиях. Всего разными видами экспериментального исследования было охвачено более 500 студентов различных факультетов и институтов Якутского государственного университета: геолого-разведочный, горный, инженерно-технический факультеты, медицинский и финансово-экономический институты. Экспериментальную базу составил горный факультет, на контрольном этапе экспериментальная группа составила 49 человек, контрольная - 38 человек.

На первом этапе до изучения студентами курса английского языка в экспериментальной и контрольной группах был проведен исходный срез, который показал уровень первичных языковых знаний, а также уровень и характер мотивации к изучению английского языка. Полученные данные не имели существенных расхождений между этими группами.

На втором этапе в течение семестра проводились практические занятия в компьютерном классе, где студенты разрабатывали презентации по страноведению при помощи приложения Power Point. Первокурсники работали над темой по стране изучаемого языка, студенты вторых курсов - над национально-региональным компонентом по теме «Республика Саха (Якутия)». В пакете программ Microsoft Office имеется достаточно простое в использовании приложение Power Point. Используя возможности слайдовой демонстрации, студенты научились наглядно и доходчиво объяснять страноведческий материал по стране изучаемого языка на первом и по Республике Саха (Якутия) на втором курсах.

В течение семестра проводилось наблюдение за работой студентов на практических занятиях по английскому языку, систематически проводились срезы знаний; анализировались творческие работы студентов по языку; диагностировались самочувствие, активность, настроение, отношение студентов к занятиям; анализировались

высказывания студентов с целью выявления изменений в мотивации к изучению языка, а также для определения уровня интереса к саморазвитию и самопознанию.

На третьем этапе в конце последующего семестра проводились анкетирование и диагностика эффективности повышения учебной активности студентов экспериментальной и контрольной групп. В этом семестре процесс обучения в экспериментальной группе снова был построен традиционным способом, как и в контрольной, и использование информационных и коммуникационных технологий переносилось на самостоятельную работу студентов обеих групп. Целью экспериментальной работы на данном этапе являлось сравнение эффективности самостоятельной работы студентов, обучавшихся ранее по алгоритму индивидуализированного обучения, и студентов, обучавшихся традиционным путем.

Для выявления отношения студентов к занятиям по английскому языку, интереса к самопознанию и саморазвитию, мотивации в процессе обучения на втором этапе эксперимента пользовались методом включенного наблюдения. Данный метод предусматривал следующую схему. В специальном журнале нами фиксировались дата, вид и тема занятия, высказывания студентов, отражающие их: 1) мотивацию к изучению языка, 2) интерес к самопознанию и саморазвитию, 3) отношения к предмету изучения и к процессу обучения. Материалы наблюдения анализировались качественно (положительные, отрицательные, наиболее яркие и характерные высказывания) и количественно. Так, например, относительно мотивации к изучению языка подсчитывалось количество высказываний: 1) демонстрирующих позитивное отношение к изучению языка, четкое понимание необходимости изучения английского языка, отражающих стремление к поиску, изучению дополнительного материала и 2) противоположных высказываний.

Уровень эффективности самостоятельной работы студентов обеих групп определялся путем проверки качества выполнения домашних заданий. Степень сформи-рованности навыков самостоятельной работы студентов определялась с помощью опросника, который предлагалось заполнять непосредственно после каждой внеаудиторной деятельности по изучению английского языка. При этом студенты фиксировали время начала и конца выполнения задания, характер и количество затруднений: а) в организации самостоятельной работы (выбор времени, места, этапов, средств, источников помощи и пр.); б) в процессе выполнения заданий (непонимание или неверная трактовка задания, недостаток грамматических, лексических, фонетических и других знаний, не-сформированность умений работы со словарем и справочными материалами и пр.) и собственное эмоциональное состояние.

В целях выяснения мнения студентов о качестве курса английского языка было проведено анкетирование. Студенты (49 - контрольной, 38 - экспериментальной

групп) ответили на вопросы анкеты «Качество языковой подготовки в университете», что представлено в табл.

Таблица

Качество подготовки по английскому языку

Показатели Экспер. гр. Контр. гр.

Содержание курса по английскому языку вызывало интерес 46 (93,9%) 30 (78,9%)

Хотелось бы также изучать иностранный язык 48 (98,0%) 24 (63,2%)

Курс дает теоретические знания языка 44 (89,8%) 30 (78,9%)

Курс дает практические знания языка 46 (93,9%) 29 (76,3%)

Курс расширяет кругозор 41 (83,7%) 29 (76,3%)

Стимулирует применение знаний на практике 46 (93,9%) 27 (71,0%)

Мои ожидания не оправдались - (0%) 9 (23,7%)

Как видно, проведенная опытная работа по повышению учебной активности студентов в изучении английского языка средствами ИКТ дала положительные результаты: по всем показателям качество изучения английского языка студентов экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной группе, где студенты изучали иностранный язык по традиционной схеме. Достоверность результатов обеспечивалась тщательностью организации эксперимента, репрезентативностью выборки испытуемых, разнообразием используемых методов, валидностью и надежностью использованной методики.

Отвечая на вопросы анкеты, студенты отмечали, что при использовании в учебном процессе компьютерных обучающих программ у них повышались интерес к занятиям и желание постоянно работать с электронными обучающими программами. Это свидетельствует о том, что произошли позитивные изменения в отношении испытуемых к изучению иностранного языка, на что влияет применение информационных и коммуникационных технологий.

Проводимые нами в контрольной группе занятия по традиционным методам и средствам обучения, как показала опытная работа, являются, скорее, направленными, чем управляемыми. Одни из недостатков традиционной системы обучения - слабое воздействие результатов текущего усвоения знаний на ход дальнейшего обучения и относительная пассивность обучаемых в условиях объяснительно-иллюстративных методов обучения. ИКТ позволяют соединить процессы изучения, закрепления и контроля за усвоением учебного материала, которые при традиционном обучении чаще всего являются разорванными и дают возможность в большей степени индивидуализировать процесс обучения, уменьшая фронтальные виды работ и увеличивая долю индивидуальногрупповых форм и методов обучения.

Н.Е. Гоголев, А.А. Сергин. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГИМНАСТОВ НА ОСНОВЕ ВЛИЯНИЯ ЯКУТСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Следует отметить целый ряд характеристик, присущих только компьютерным учебным материалам: интерактивность, использование комплекса средств для предоставления информации, адаптивность, нелинейность представления информации, индивидуальность дизайна, необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.

Обобщая сказанное, можно отметить, что внедрение информационных и коммуникационных технологий приводит не только к возрастанию эффективности обучения, но, что также важно, повышает интерес студентов к самопознанию, мотивацию освоения иностранного языка, и способствует повышению и сформированности навыков самостоятельной работы студентов.

Л и т е р а т у р а

1. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. - Ростов-на-Дону: Рост. пед. ин-т, 1975. - 274 с.

2. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

3. Кремянский В.И. К анализу понятия активности материальных систем // Вопросы философии. - 1969. - № 10. - С. 54-63.

4. Бернштейн П.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.

5. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-35.

6. Жожиков А.В. Региональные аспекты формирования информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. - 280 с.

K.N. Bosikova

Increasing of study activity of students in the process of learning a foreign language by means of information and communication technology

The article deals with information and communication technologies as methods of increasing of study activity of students in the process of learning English language. Implementation of information and communication technologies in study process leads to improvement of academic effectiveness, increase of students interest in self-knowledge, their motivation and comfort in the study process. It also helps to build-up students self-work.

Key-words: globalization, informatics, information and communication technologies, study activity, Internet, on-line interview, individualization, information culture, self-education.

-------- ФФФ ----------------

УДК 378.02:372.8(571.56) Н.Е. Гоголев, А.А. Сергин

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГИМНАСТОВ НА ОСНОВЕ ВЛИЯНИЯ ЯКУТСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Изложены обоснования якутских традиционных средств физического воспитания и их влияние на функциональное состояние студентов-гимнастов. Основное внимание уделяется методике, способствующей оценке физического развития, также отражены результаты исследования.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, якутские традиционные средства физического воспитания, студенты-гимнасты, методика, прогноз исследовательских результатов.

Введение развития гимнастов. На первый план выступает специ-

альная физическая подготовка, которая направлена на

В настоящее время в ряду актуальных проблем в реализацию индивидуальных возможностей гимнастов,

системе спортивной гимнастики важное место уделя- максимальную степень их физического развития. Совре-

ется повышенным требованиям к уровню физического менный учебно-тренировочный процесс отличается не

--------------------------- только большими интеллектуальными нагрузками, но и

ГОГОЛЕВ Николай Ефимович - ст. преподаватель ИФКиС ЯГУ.

высокими требованиями к физическому здоровью гимнастов, способствующему эффективному освоению ими Е-таД: этет^15рш1а@тш1.ги профессиональных знаний и навыков с последующей их

СЕРГИН Афанасий Афанасьевич - к.п.н., доцент ИФКиС реализацией в трудовой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЯГУ. Систему физического воспитания Республики Саха

Е-тш1: этет^р^^^Д.т (Якутия) отличает от других регионов ярко выраженное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.