НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. Уе3
ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.01:39 + 069 (571.56)
Возможности этнопедагогических музеев в формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи Якутии
М.И. Решетникова
Изучены возможности этнопедагогических музеев в формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи как собрания наследия народов Якутии на примере крупных музеев Вилюйского региона Республики Саха (Якутия).
Possibilities of ethnopedagogical museums in formation ofprofessional self-determination of learning youth as collections of the legacy of peoples of Yakutia are investigated by the example of large museums of region Viljujskogo Republics Sakha (Yakutia).
В системе народного образования Якутии с 30-х голов XX в. функционируют школьные музеи краеведческого, экологического, художественного и других направлений как средства дополнительного образования, оказывая большое влияние на учащихся в воспитании чувства любви и верности родному краю, родному дому и через это к человечности и гуманности. Однако в настоящее время возможности музеев, особенно этнопедагогического направления в формировании профессионального самоопределения подрастающего поколения, мало изучены, что и послужило задачей проводимого нами исследования. Для выполнения данного раздела работы мы решили изучить педагогический потенциал наиболее крупных музеев Вилюйского региона, учитывая то обстоятельство, что до образования районов в 30-х гг. регион именовался округом.
Воспитательная роль музейной педагогики, как отмечает ряд исследователей [1-6], складывается из ряда факторов. Так, у большинства посетителей активизируется познавательная деятельность, стимулируется врожденное желание учиться, расширяются горизонты личного опыта. Музеи собирают материал об. объектах, отражающих процесс человеческого существо-
РНШЕТНИКОВА Мария Ивановна - к.п.н., докторант очного обучения ЯГ У, доцент Педагогического института ЯГУ.
* Статья принята к печати 27 декабря 2006 г.
вания, творческую энергию цивилизации и указывающих на феномен науки, природы и техники, сохраняют и выставляют «реальную вещь» или «музейный предмет». Эти объекты являются базисом музейного опыта и основой для потенциального музейного образования.
Автором теоретической концепции музейной педагогической деятельности был известный русский философ Н.Ф. Федоров [3]. По его словам, школа была слишком оторвана от общества и реальной жизни, поэтому он предложил максимально приблизить образование к реальной жизни путем организации музеев.
Известные советские педагоги A.B. Луначарский, Н.К. Крупская неоднократно подчеркивали влияние музеев на формирование самосознания, мировоззрения и воспитания подрастающего поколения, отмечая, что музей - грандиозная памятная книга человечества, дающая возможность многое видеть собственными очами [1,2].
В ходе опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей музеев этнопедагогической направленности в формировании профессионального самоопределения учащихся нами исследован и обобщен опыт работы краеведческого музейного комплекса Тойбохойской средней школы, Вилюйского музея народного образования и Оросунского музея народной педагогики имени К.С. Чиряева. В эксперименте принимали участие учащиеся 10-го и 11-го педаго-
гичсских классов Оросунской средней школы Верхневилюйского улуса, учащиеся Внлюйского педагогического колледжа и учащиеся Тойбо-хойской средней школы Сунтарского улуса.
В опытно-экспериментальной работе мы использовали включение в содержание учебно-воспитательного процесса школ поисковую работу экспедиционных отрядов научного общества краеведов «Дьулуур» («Поиск»), клуба юных натуралистов «Уцнээйис» («Натуралист») Тойбохойской средней школы Сунтарского улуса, стремились знакомить учащихся в увлекательной форме с историческими местами улуса, краеведческим музейным комплексом открыть им незабываемые картины суровой красоты окружающей природы. До организации походов перед учащимися ставились задачи: изучить особенности местной флоры и фауны, собрать образцы минералов и этнографические материалы по специально разработанным маршрутам. По возвращению из дальних походов под руководством своих учителей учащиеся, в соответствии с возрастными особенностями и развитием своих интеллектуальных способностей, проводили разбор и анализ собранных материалов, выступали с новыми материалами перед своими сверстниками, составляли отчеты.
По итогам походов школьниками собраны ценные экспонаты, характеризующие картины природы, природные богатства, историю, экономику и культуру родного улуса, края, которые ярко и наглядно раскрывают этнические особенности народов, населяющих республику, воспитывая у них уважение к этнокультурным ценностям. Как показали результаты исследования, такие разнообразные формы познавательной активности учащихся создают условия для самостоятельного поиска школьниками информации, пробы своих возможностей в геологоразведке, археологии, экологии, ботанике, зоологии, географии, этнографии, лингвистике и по многим другим специальностям.
Как показывает действительность, в настоящее время жизненной необходимостью является привитие учащимся экологической культуры. Экспедиционные отряды и научные общества учащихся активно проводят исследовательскую работу по контролю среды обитания населения -воздуха, воды и почвы на содержание ядовитых и радиоактивных примесей. Достижения воспитанников школы становятся достоянием музея, их материалы выставляются на соответствующих стендах и активно используются в воспитании учащихся. Как свидетельствуют наблюдения, у
учащихся существенно изменяется отношение к учебным предметам, дифференцируются интересы к конкретным предметам, областям знаний и профессиям.
Вилюйский музей народного образования организует работу по воспитанию молодежи на лучших традициях старшею поколения, формированию у нее уважения к учителю, его бескорыстному благородному труду, пропаганды учительской профессии, способствующей возвышению авторитета учителя в обществе. В музее собраны исторические документы, начиная с дореволюционного до настоящего периода. С казачьей школы, открытой в 1829 г. на средства казачьего полка, начинаются страницы развития народного образования Вилюйского региона. Сбор материалов для музея начат с семидесятых годов и все, что относится к народному образованию, содержится в более 900 папках, буклетах, альбомах, посвященных учителям, школам, детским домам и садам.
В опытно-экспериментальной работе нами проведены наблюдения за процессом использования фондов Вилюйского музея народного образования учащимися педагогического колледжа при выполнении ими докладов для участия в педагогических чтениях и курсовых работ. Для развития интересов учащихся к учебным дисциплинам, научным знаниям, профессии учителя на базе музея мы организовали внеклассные мероприятия, беседы, встречи поколений. В результате экспонаты музея нашли применение в проведении тематических вечеров, мероприятий, поскольку оживляют исторические факты, в этом также помогают снятые киноленты, рассказывающие об учителях-ветеранах педагогического труда. На базе музея организовывались конференции, семинары для молодых учителей, студентов, учащихся.
Педагогическое руководство процессом приобщения учащихся к истории народного образования осуществлялось систематически и последовательно с учетом индивидуальных особенностей к исследовательской работе. Например, М. имела ярко выраженные познавательные интересы к истории педагогики. Она увлеченно занималась изучением богатой истории народного образования Вилюйского округа. В своем докладе ею раскрыты педагогическое наследие многих преданных своему делу учителей, бескорыстно отдававших свои знания, силы и здоровье делу народного образования. От поколения к поколению они передавали как эстафету свои добрые традиции. Наблюдения за М. показали, что у нее
РЕШЕТНИКОВА
сформировались устойчивые профессиональные навыки к изыскательской работе в области истории педагогики. После успешного окончания педагогического колледжа она поступила в Педагогический институт Якутского государственного университета на факультет педагогики начального обучения и продолжает свое исследование в рамках подготовки курсовой работы в студенческом научно-исследовательском кружке.
Предметом наших наблюдений было также определение влияния на учащихся педагогического колледжа дел и в целом педагогического опыта передовых учителей - носителей самосознания, образования, менталитета народа, интеллигенции, ставших достоянием народа и служащих живым примером для будущих педагогов. Результаты наблюдений свидетельствуют, что в хронологии они видят достижения таких учителей в дореволюционное время, воспитавших ярких представителей народа, как: И.В. Кондакова, крупного ученого по органической химии, профессора Тартусского университета, внесшего крупный вклад в исследование синтеза искусственного каучука; A.A. Иванова-Кюндэ, писателя, сыгравшего большую роль в становлении якутской литературы; С.М. Аржакова, И.Н. Барахова, революционеров, видных партийных, государственных деятелей и др. Здесь велика роль учителей русских политических ссыльных М.И. Муравьева-Апостола, Н.В. Чернышевского, A.C. Скрыпник, учителей из коренного населения Д. Д. Сивцева, М.Г. Неустроева, С.И. Буслаева и др.
В материалах учащихся нашло отражение то, что в 50-80-е годы XX в. народное образование характеризовалось подъемом культуры, оснащением школ типовыми зданиями, оборудованием, учебниками и кадрами с высшим образованием. Наиболее яркими представителями учителей этого периода были народный учитель СССР М.А. Алексеев, добившийся больших успехов в политехнизации школы и в подготовке учащихся физико-математических классов, К. С. Чиряев, организатор уникального этнопедагогичсского музея, заслуженный учитель школы ЯАССР и РСФСР, заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, Герой Социалистического Труда Г. Е. Бессонов, кавалер медали им. Н. К. Крупской Г.С. Донской и др.
По мнению учащихся, школы вилюйской группы районов по нраву гордятся своими выпускниками, внесшими значительный вклад в народное хозяйство и в духовную культуру республики - народной артисткой СССР А.Е. Ильи-
ной-Дмитриевой, поэтами, писателями П.Н. Тобуроковым, B.C. Яковлсвым-Даланом, С.М. Руфовым, В.Ф. Гольдеровым, государственным деятелем Г.И. Чиряевым, представителем Якутии в ЮНЕСКО (Париж), профессором Г.В. Томским и др.
При анализе результатов опытно-экспериментальной работы по использованию фондов Вилюйского музея народного образования учащимися педагогического колледжа нами отмечено позитивное развитие их познавательных, учебных и исследовательских способностей, расширение научного кругозора. Следует отметить целесообразность использования изучения учащимися биографии педагогов, видных общественных и государственных деятелей и др., что играет огромную роль для осуществления преемственности поколений. Это способствует также тесному сотрудничеству преподавателей колледжа и сотрудников музея народного образования для совершенствования системы подготовки учащихся, повышения качества усвоения содержания выбранной профессии, развитию профессионального самоопределения и самоутверждения учащихся колледжа.
На следующем этапе педагогического эксперимента организована работа по изучению учащимися педагогических классов Оросунской средней школы секретов народной педагогики на базе музея народной педагогики им. К.С. Чиряс-ва. Педагоги и научные сотрудники музея владеют различными приемами и методами подготовки и проведения музейных мероприятий, включенных в учебный план профильного класса. Музеем проводится много встреч, тематических вечеров и конференций на всех уровнях по проблемам народного воспитания детей. Благодаря высокому нравственному и эстетическому уровню подготовки и ведения мероприятий экскурсоводы, педагоги и научные сотрудники музея старались раскрыть перед учащимися педагогических классов секреты воспитательной работы, методики, приемы проведения уроков, классных часов, мероприятий, тематических вечеров. В ходе обучения учащиеся усвоили, что доминирующую роль в преподавании играют не только словесный метод, наглядные приемы, но и технические средства обучения (аудио-, видеоматериалы и ПК и др.).
Осмысление результатов данной работы показало, что большую результативность дает контакт учащихся и педагога в позиции обмена мнениями и взаимного живого общения. В результате такого сочетания информация для уча-
щихся становится более интересной и запоминается надолго. Во время бесед учащиеся отметили, что экскурсия для них имела познавательное значение, т.е. в результате посещения музея они узнали новые факты, даты, интересные события, расширили свой круг озор, у них появилась тяга к знанию и изучению прошлого. Они имели возможность развить способности ценить красоту, художественный вкус", закрепили свои знания на практических материалах. Следовательно, в ходе экскурсий осуществлялось раегггирение интеллектуального кругозора школьников. Учащиеся получили большой объем знаний за короткий отрезок времени в процессе мероприятия непосредственно от специалиста.
Анализ результатов интервьюирования, наблюдения, бесед с родителями, учителями показал, что учащиеся в ходе эксперимента овладели великолепными образцами устного народного творчества, передаваемыми из поколения в поколение, трудовыми навыками хозяйствования. Поскольку в процессе опытно-экспериментальной работы большое внимание уделялось формированию личности как носителя этнокультурьг, вобравшего в себя лучшие этнические особенности характера, опыт этноса, накопленный за всю историю развития общности.
На основании анализа данных по формированию профессионального самоопределения учащихся педагогических классов Оросунской средней школы на базе музея народной педагогики им. К.С. Чирясва можно сделать следующее заключение. Число выпускников, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, составило 84,4 %, из них в вузы - 48,1 %, а 36,3 % - в ссузы. Педагогические специальности выбрали 64,8 % выпускников педагогических классов, что свидетельствует об осознанном выборе будущей профессии учащимися. Результаты эксперимента показали, что в образовании ценностно-нравственного компонента как показателя сформированное™ профессионального самоопределения значительными возможностями обладает этнопедагогичсский музей, особенно в воспитании ценностных ориентаций и жиз-
ненной позиции школьников с опорой на этнические ценности.
Богатые материалы музеев, пронизанные чувством глубокого уважения к историческому прошлому родного края, ведущие пропаганду учительской профессии, способствующие возвышению авторитета учителя в обществе, имеют огромное значение и оказывают несомненное влияние на воспитание подрастающего поколения, формирование профессионального самоопределения учащихся. Музеи, являясь духовным центром воспитания и обучения детей как учреждения дополнительного образования, оказывают помощь родителям, учителям, учащимся во всестороннем, гармоничном развитии личности, повышении интеллектуальной, экологической, этнопедагогической и духовной культуры народа.
Таким образом, определеньг воспитательные возможности этнопсдагогических музеев как собрания наследия народов Якутии - богатейшего запаса археологических, экологических, этнографических и художественно-эстетических материалов, достижения интеллигеггции - учителей, носителей самосознания, менталитета народа, теоретических и прикладных идей этнопедагогической науки, оказывающих существенное влияние на выбор учащимися будущей профессии.
Литература
1. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. -М., 1976.
2. Крупская Н.К. Об учителе / Собрание соч.:Т. 2. -М., 1958.
3. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. -М., 1982.-620 с.
4. Уткин К.Д. Проблема человека в социокультурной системе народа саха: Дис. ... докт. филос. наук. -Якутск, 1999.-78 с.
5. Вышина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Дис. ... канд. ггед. наук. - Липецк, 1999. - 18 с.
6. Мордовская A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с иеггользованием материалов этнопедагогики народа саха). - М., 2000. - 176 с.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИИ. 2007, №3 8. Заказ №276