Научная статья на тему 'Жизненный путь и педагогическое кредо В. Ф. Афанасьева'

Жизненный путь и педагогическое кредо В. Ф. Афанасьева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1435
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненный путь и педагогическое кредо В. Ф. Афанасьева»

А. В. Мордовская

у,у,у,у,у,у,у,у,у, у, у,у,у,у,у,у,у,у,у,у,у,у,у,у, у,у,у,у,у, у,.у,.

г\

22 марта 2007 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Виктора Федоровича Афанасьева (Алданского), доктора педагогических наук, профессора, поэта-са-тирика, заслуженного деятеля науки Республики Саха (Якутия), известного педагога, полного кавалера педагогической медали имени К. Д. Ушинского, Н.К. Крупской,

A. С. Макаренко, Отличника народного образования РФ, члена Союза писателей РФ, лауреата премии Ленинского комсомола Алтая, Почетного гражданина Дюпсинского наслега Усть-Алданского улуса (1917-1993 гг.).

Жизненный путь и профессиональная биография

B.Ф. Афанасьева посвящены благородной профессии учителя. В 1931 г. в 14-летнем возрасте он начал свою педаго-гическую деятельность учителем начальных классов Сот-тинской начальной школы Усть-Алданского района. В дальнейшем работал учителем истории и конституции в семилетней школе № 6 г. Якутска, в годы Великой Отечественной войны - директором Бердигестяхской средней школы Горного района. В 1947 г. окончил заочное отделение Якутского государственного педагогического инсти-

тута. В 1950-1953 гг. учился в аспирантуре Академии педагогических наук РСФСР в Москве, по окончании которой успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Школы Якутии в годы Великой Отечественной войны».

После защиты кандидатской диссертации начался новый этап в педагогической деятельности В.Ф. Афанасьева. В 1953 г. он назначается директором Якутского республиканского института усовершенствования учителей. Благодаря его организаторской и просветительской деятельности в республике появились новые формы повышения квалификации педагогических работников: педагогические чтения, выездные курсы в районы, семинары учителей.

По приглашению ректората Якутского государственного университета в 1960 г. В.Ф. Афанасьев перешел работать на кафедру истории СССР, и с этого времени начинается научно-педагогическая деятельность в ЯГУ, которой он посвятил всю свою дальнейшую жизнь, работая в университете доцентом, деканом историко-филологического факультета, заведующим (1972-1986 гг.) и профессором (до 1993 г.) кафедры педагогики и психологии. В эти годы кафедра педагогики и психологии становится в республике координирующим центром научно-исследовательской деятельности по психолого-педагогическим проблемам. Преподаватели кафедры вели просветительскую деятельность в школах республики, выезжали в районы для проведения семинаров и курсов повышения квалификации учителей. На кафедре была создана атмосфера творчества, новаторства, благодаря тому, что профессор В.Ф. Афанасьев сплотил вокруг себя единомышленников, высококвалифицированных специалистов, известных в республике ученых-педагогов: Л.И. Аманбаеву, Т.А. Белозерову, М.Д. Гермогенову, ДА. Данилова, А.Е. Захарову, В.Н. Колодезникову, М.Д. Костину, Н.Д. Неустроева, Е.Е. Олесова, А.П. Оконешникову, С.Ф. Попова, И. С. Пор-тнягина, П.П. Чабыева, П.П. Шадрина и др. Все преподаватели кафедры вели занятия по педагогике и психологии, руководили педагогической практикой, научно-исследовательской работой студентов, организовывали на факуль-

тетах ЯГУ научные кружки, педагогические отряды. За многие годы для системы образования республики были подготовлены десятки тысяч высококвалифицированных педагогов, способных творчески учить школьников, применять современные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся, управлять современной школой.

В 1970 г. В.Ф. Афанасьев первым в республике защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Его докторская диссертация была итогом научно-исследовательской работы по истории педагогики, обобщением многолетних исследований, результаты которых были представлены в монографии «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии».

В.Ф. Афанасьев пользовался большим авторитетом у многих корифеев педагогической науки. За большой вклад в развитие педагогики в 1978 г. он был избран членом -корреспондентом АПН СССР.

Профессор В.Ф. Афанасьев осуществлял подготовку соискателей и аспирантов. Под его руководством защитили диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук 2 и кандидата педагогических наук 28 человек. Среди них Д.А. Данилов, А.Е. Захарова, П.П. Егоров, А.А. Миронов, Н.Д. Неустроев, И.С. Порт-нягин, Е.И. Томская, А.Д. Семенова, П.П. Чарин и др.

Он оставил после себя не только учеников, но и богатейшее педагогическое наследие, которое имеет непреходящую ценность для развития современного образования. Многие научные идеи, которые легли в основу модернизации российского образования, были раскрыты выдающимся этнопедагогом еще в 1950-1980 гг. Более 200 книг, брошюр, статей были опубликованы В.Ф. Афанасьевым по проблемам педагогики и психологии, по актуальным вопросам совершенствования воспитательно-образовательного процесса средних образовательных учреждений и истории развития национальных школ республики.

Во второй половине 50-х гг. появились работы педагогов В.Х. Арутюняна, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова,

А.Ш. Гашимова, А.Г. Гордина, Ю.Б. Стракача, Я.И. Хан-бикова, в которых рассматривались национальные системы воспитания, показаны условия и пути подготовки подрастающего поколения к жизни на основе народных традиций, обычаев, взглядов, нравственных ценностей. Тем самым было положено начало исследованиям системного характера. В.Ф. Афанасьев вошел в плеяду первых этно-педагогов, разработавших концептуальные основы воспитания на основе применения целесообразных способов народной педагогики и этнических традиций.

Его монография «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» стала настольной книгой этнопедагогов, исследователей, занимающихся проблемами использования воспитательного потенциала народной педагогики в образовательной практике. Впервые в истории народного просвещения в Якутии В.Ф. Афанасьев научно обосновал целесообразность применения накопленного веками народами Сибири и Дальнего Востока

социального опыта в педагогической деятельности, бережно сохраненных и приумноженных народных традиций и морально-этических ценностей.

В.Ф. Афанасьев определил этническое своеобразие системы воспитания якутов как совокупность умственного, физического, трудового, эстетического и нравственного воспитания. Исследователем обобщен богатейший материал из практики семейного воспитания с использованием труда, детских игр, наставлений взрослых, обучения детей основам метеорологии, счету и др.

Он раскрыл самобытность народной педагогики якутов, своеобразие педагогической культуры народа, особенности использования народом двух взаимосвязанных принципов самовоспитания и природосообразности, учитывающих индивидуальные возможности личности, внутренние психологические предпосылки развития детей. По его данным, процесс воспитания детей в якутских семьях был проникнут гуманностью, большой любовью к ребенку и надеждой на его будущее. В ходе исторического развития народ разработал целесообразные принципы воспитания подрастающего поколения, основанные на жизненном опыте и практике трудовой деятельности, которые, по мнениюВ.Ф. Афанасьева, необходимо использовать в воспитательной работе. Он считал целесообразным применение принципа природосообразности, который в народной педагогике нашел отражение в двух аспектах: во-первых, якуты считали, что люди - это часть природы. Как и человек, все его окружение, согласно учению айыы, имело душу (иччи): будь то река, гора, лес и др. Детей воспитывали бережно относиться к природе, поскольку человек с ней составляет единое целое. Природа в представлении народа - это источник его существования. Во-вторых, воспитание имело природосообразный, естественный характер, согласно внутренней, социальной ситуации развития ребенка. В воспитательном процессе учитывались половозрастные особенности детей.

В.Ф. Афанасьев определил, что в ходе трудовой подготовки молодежи к жизни и труду якуты использовали этнокультурное пространство, богатейшее наследие материальной и духовной культуры, и эта подготовка осуществлялась в непосредственных условиях реальной жизни. Дети усваивали необходимые знания и трудовые умения в практической деятельности совместно со взрослыми. Определение ученым принципов этнопедагогики позволило исследователям в дальнейшем обогатить теорию разработкой других направлений этнопедагогической науки.

В.Ф. Афанасьев является первым специалистом по истории педагогики в Якутии. В 1966 г. вышла его монография «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии», в которой на основе архивных материалов систематизированы этапы становления и развития школ в респуб -лике, определены особенности их функционирования в условиях Крайнего Севера. Исследователь раскрыл взаимосвязь становления народного просвещения и социально-экономических условий исторического развития

ЯАССР. В данной работе на основе достоверных фактов и событий он воссоздал системно исторический ход развития прогрессивной педагогической мысли в Якутии. Примечательным является то, что В.Ф. Афанасьев не только многосторонне раскрыл исторические аспекты развития якутских школ, но и самое главное - представил педагогическую деятельность просветителей и учителей, работавших и созидавших в период становления школ в Якутии.

Его педагогические труды свидетельствуют о гуманизме автора, они проникнуты верой в Учителя, его возможности. Педагогическое наследие В.Ф. Афанасьева - это его педагогическое кредо, жизненные позиции, нравственные ценности.

Поистине многогранен был талант В.Ф. Афанасьева. В литературных кругах он был известен как поэт-сатирик под псевдонимом «Виктор Алданский». Из-под его пера вышли ряд сатирических сборников, басни. Его книги издавались в виде приложений к журналу «Крокодил», пье-

са «Выбор профессий» была в репертуаре Якутского государственного драматического театра. В сатирическом творчестве Виктора Алданского ярко проявляются воспитательные моменты при показе и обличении человеческих пороков, характера легкомысленных людей, неискренних друзей, карьеристов, подхалимов, бюрократов. Сатирой он старался сделать людей лучше, облегчить их жизнь, предостеречь от ошибок.

В.Ф. Афанасьев вел в республике большую общественную работу в качестве лектора общества «Знание», председателя Якутского отделения Педагогического общества РСФСР, создавал музеи народной педагогики, оказывал учителям и музейным работникам консультативную помощь, писал статьи о краеведческих музеях Устъ-Алданс-кого, Вилюйского, Сунтарского районов.

Отмечая юбилейную дату Виктора Федоровича Афанасьева, мы, коллеги и ученики, помним его как опытного лектора, талантливого организатора, мудрого учителя, прекрасного человека и Педагога с большой буквы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.