операции у пациенток с нормальным аппендиксом и напрасной аппендэктомией. В прошлом при этом заболевании наиболее часто использовался жёсткий хирургический подход, потому что считалось, что риск перфорации значительно превышал риск, связанный с напрасной аппендэктомией. В последнее время стало очевидно, что оперативное вмешательство в данном случае может иметь и определенные последствия.
Изучены результаты лечения 47 беременных женщин в условиях Ерейментауской районной больницы за 5 лет. Ретроспективно были изучены истории болезней беременных пациенток с болью в животе и подозрением на аппендицит. Анализировались данные клинического обследования, сроки беременности, примененные диагностические методики и проведенное лечение.
В основном в диагностический комплекс входило физикальное обследование, лабораторные анализы и тазовое или эмбриональное УЗИ.
У 24 пациенток лечение проводилось консервативно. У 1 пациентки диагноз был поставлен на основании исключительно клинических данных. У оставшихся 23 пациенток было выполнено одно или более УЗИ, где ни в одном случае не было получено четких данных за наличие аппендицита. У 17 из них в дальнейшем наблюдалось клиническое улучшение и в проведении дополнительных методов обследования необходимости не возникло. У оставшихся 6 пациенток было выполнено КТ брюшной полости и таза, где во всех случаях был выявлен нормальный аппендикс. Ложноотрицательных результатов зарегистрировано не было. Из пациенток, которые лечились консервативно и которым была выполнена КТ, 3 пациентки были в третьем триместре беременности, 2 - во втором триместре. Впоследствии у каждой женщины, которой проводилось КТ, родился здоровый ребенок.
У 23 пациенток была выполнена аппендэктомия, из них у 17(73.9%) гистологически подтвердился диагноз аппендицита, а у 6 (26.09%) была выполнена напрасная аппендэктомия. Все пациентки были в первом или во втором триместре беременности, и у всех впоследствии родился здоровый ребенок в срок. У 5 женщин при УЗИ был диагностирован аппендицит. У одной из этих пациенток впоследствии была выполнена МРТ, которая также подтвердила диагноз.
У всех пациенток при хирургической операции и гистологическом исследовании был подтвержден диагноз аппендицита. У 17 пациенток УЗИ было диагностически незначимым. У 6 пациенток в дальнейшем была выполнена операция без предшествующих диагностических обследований, где диагноз аппендицита не подтвердился - напрасная аппендэктомия. Три пациентки с напрасной аппендэктомией были в третьем триместре беременности, 3 - в первом триместре. У одной пациентки в третьем триместре беременности была обнаружена гинекологическая патология (тубоовариальный абсцесс со спайками к аппендиксу), что и явилось причиной боли в животе. Из пациенток, которым была выполнена напрасная аппендэктомия, у 2 - исход остался не ясен, 2 - родили здоровых детей, включая пациентку с тубоовариальным абсцессом. У одной пациентки, перенесшей стандартную аппендэктомию в первом триместре беременности, в дальнейшем развилась тяжелая преэклампсия, закончившаяся преждевременными родами в 33 недели беременности и длительным наблюдением новорожденного в интенсивной терапии.
У 5 пациенток, у которых УЗИ было диагностически незначимым, без дальнейшего обследования была выполнена аппендэктомия, где был подтвержден диагноз. У 1-ой пациентки при сроке в 36 нед. была отслойка плаценты и влагалищное кровотечение, при кесаревом сечении был выявлен перфоративный аппендицит. В данном случае при УЗИ не было найдено ни признаков аппендицита, ни отслойки плаценты.
У всех 47 пациенток с подозрением на аппендицит была боль в животе. Известно, что при диагностике аппендицита у детей и взрослых чувствительность УЗИ составляет 86%, а специфичность - 81%. Однако достоверность этого исследования зависит от квалификации специалиста, его выполняющего. В нашем исследовании 88% УЗИ у беременных пациенток интерпретировались как диагностически незначимые. В связи с тем, что проведенные исследования не были окончательно охарактеризованы как отрицательные, мы были неспособны вычислить отрицательную прогностическую значимость для УЗИ. Таким образом, УЗИ в нашей работе не было определяющим для исключения диагноза аппендицита. С другой стороны, УЗИ продемонстрировало высокую специфичность для аппендицита, потому что у всех пациенток с положительными результатами уЗи был выявлен аппендицит.
Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать следующий вывод при ведении беременных пациенток с подозрением на аппендицит - при положительном результате УЗИ дальнейшего исследования, подтверждающего диагноз, не требуется.
ЗНАЧЕНИЕ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ЭХОЛОКАЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ
ОСЛОЖНЕНИЙ У ТОРАКАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ
Колос А.И., Иманкулов С.Б., Мустафина Ж.М., Орекешева А.М.
Национальный научный медицинский центр г.Астана, Казахстан
Контроль за плевральной полостью имеет решающие значения в профилактике осложнений
после операций - на органах грудной клетки. Четкая визуализация ранних патологических признаков в режиме постоянного мониторирования с помощью УЗ сканера может обеспечить своевременное выявление и устранение опасных осложнений раннего послеоперационнго периода.
Под нашим наблюдением находилось 147 больных оперированных на легких, плевре, средостении, которым с целью динамического контроля использовался ультразвуковой метод. Наиболее сложным и ответственным у данных больных является ранний период. Поэтому в первые 1-3 суток нами осуществлялось УЗИ мониторирование грудной клетки с помошью ультразвукового компьютерного комплекса HD 1500 фирмы «Philips» с архивированием видеоматериала. Путем полипозиционного перемещения датчика изучались анатомо-топографические изменения, поступившие в результате оперативного вмешательства.
Определяли положения средостения по разработанной нами методике (предпатент РК №), которая позволяла нам отличать нормальное адаптационное перемещения органов грудной клетки от смещения наступившего в следствие патологического процесса (скопление жидкости, сгустков, ателектаз, наличие воздуха и др.). полученные сканограммы сопоставлялись с данными физикального, рентгенологического, лабораторного обследования. Было установлено, что при неосложненном течении послеоперационного периода в большистве случаях (92,8%) на стороне операции обнаруживался экссудат в объеме 120-300,0 мл, располагавшийся в косто- диафрагмальном синусе либо паракостально, плащевидно с постепенным уменьшением в динамике и появлением фибриновых включений к 3 суткам после операции. В случаях повышенной геморрагий в плевральной полости регистрировались сгустки крови виде небольших гипоэхогенных зон неравномерной структуры. Динамическое наблюдение за ними указывало на уменьшение в размерах и уплотнение сгустков, на основании чего констатировалось прекращение геморрагии и не предпринималась активная хирургическая тактика. При этом смещение средостения не превышало расчетных величин, адаптационного смещения (индекса отклонения) и расценивалось нами как неосложненное течение послеоперационного периода (144 больных - 98,6%). В 3 случаях (1,4%), по данным УЗИ, имели место начальные проявления осложнений с превышением индексного показателя, которые были своевременно устранены консервативными методами (пункция, ФБС, подключение активной аспирации).
Таким образом, УЗ метод с вычислением индекса отклонения средостения может служить результативным методом в контроле за плевральной полостью и предупреждении осложнений при торакальных операциях.
ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ ФОКУСИРОВАННЫЙ УЛЬТРАЗВУК ЛЕЧЕНИИ
ЭХИНОКОККОЗА ПЕЧЕНИ
Иманкулов С.Б., Федотовских Г.В., Асабаев А.Ш.,Ерлан М., Шаймарданова ПМ., Жампеисов Н.К., Даутова А.Е.
Национальный научный медицинский центр, г.Астана, Казахстан
Высокоинтенсивный фокусированный ультразвук (HIFU) заявил о себе как новый клинический метод неинвазивного, локального, направленного лечения опухолей.
Цель работы: Изучить возможности воздействия высокоинтенсивного фокусированного ультразвука на эхинококковые кисты.
Материал и методы. Проведена HIFU - терапия 10 больным с эхинококкозом печени в возрасте 19 - 53 лет ( 3-мужчин, 7 - женщин) на терапевтической ультразвуковой системе «^»производства КНР. Диагноз верифицирован лабораторными методами исследования (биохимические анализы, ИФА итд), УЗИ, КТ, МРТ.
На 3 - 4 день после HIFU - аблации эхинококковой кисты производилась чрескожная пункция с последующим морфологическим исследованием аспирированной жидкости.
Результаты и их обсуждение. Морфологическое исследование цитологического материала, взятого из осадка содержимого 10 эхинококковых кист после выполненной HIFU - аблации показало наличие деструктивно измененных паразитарных элементов. На большом увеличении выявленные протосколексы и онкосферы характеризовались вакуолизацией цитоплазмы, разрушением клеточной оболочки, фрагментацией вывороченных головок с присосками. Часть паразитарных элементов находилась в состоянии уплотнения с уменьшением размеров клеток и выраженным уплотнением цитоплазмы. Встречались поля с «рассыпанными» пузырьками полностью разрушенных онкосфер.
Выводы. Таким образом, HIFU - терапия является эффективным и перспективным методом лечения паразитарных кист печени.