Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО РЕПЕРТУАРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА В ВУЗЕ'

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО РЕПЕРТУАРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ВОКАЛИСТ / УЧЕБНЫЙ РЕПЕРТУАР / ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Марина Алексеевна, Стороженко Лариса Николаевна

Обосновывается значимость, а также рассматриваются особенности использования учебного репертуара в процессе подготовки педагога-вокалиста для формирования его профессиональной компетентности. Раскрывается противоречие между профессиональными требованиями к вокальной исполнительской и педагогической подготовке и неразработанностью ряда важных аспектов этой подготовки в отношении использования учебного репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF TEACHING REPERTOIRE IN THE PROCESS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF VOCALIST TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the substantiation of the significance and the peculiarities of the use of the teaching repertoire in the process of vocalist teachers’ training for the development of their professional competence. There is revealed the contradiction between the professional requirements to the vocal performing and pedagogic training and the non-development of the row of the important aspects of the training towards the use of the teaching repertory.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО РЕПЕРТУАРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА В ВУЗЕ»

педагогические науки

3. Kurkan N.V. Effektivnost' smeshannogo ob-ucheniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v uslo-viyah sovremennogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2015. № 5(85). URL: https:// moluch.ru/archive/85/16008/ (data obrashcheniya: 12.10.2020).

4. Malinina I.A. Primenenie tekhnologij smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole [Elektronnyj resurs] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2013. № 10. URL: http://web. snauka.ru/issues/2013/10/27936 (data obrashcheniya: 12.10.2020).

5. Ostapenko A.S. Gibridnoe obuchenie: novye vozmozhnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v shkole [Elektronnyj resurs] // Vestn. Tyum. gos. unta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2017. T. 3. № 1 . URL: https://vestnik.utmn.ru/humanitates/ vypuski/2017-tom-3/1/313480/ (data obrashcheniya: 12.10.2020).

6. Slej N. Scenarij kak sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku [Elektronnyj resurs]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/stsenariy-kak-sredstvo-obuc heniya-inostrannomu-yazyku (data obrashcheniya: 12.10.2020).

7. Sokolova L.N. Gibridnoe obuchenie v sve-te koronovirusa [Elektronnyj resurs]. URL: https:// nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/20 20/10/30/gibridnoe-obuchenie (data obrashcheniya: 12.10.2020).

8. Fandej V.A. Teoretiko-pragmaticheskie osno-vy ispol'zovaniya formy smeshannogo obucheniya inostrannomu (anglijskomu) yazyku v yazykovom vuze: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.

Analysis of the concept "hybrid foreign language teaching" in the scientific creative work of the French-speaking researches

The article deals with the issue of the revealing of the specific character of the hybridforeign language teaching in the works of the French-speaking scientists. There are analyzed the characteristics of the type of teaching, its basic components, the ways of their union and the conditions of the successful functioning of the hybrid learning in the process of foreign language teaching.

Key words: hybrid learning, mixed education, foreign language teaching, communicative scenario, telecollaboration.

(Статья поступила в редакцию 06.11.2020)

О Олейник М.А., Стороженко Л.Н., 2021

МЛ. ОЛЕЙНИК, л.н. СТОРОЖЕНКО (Волгоград)

значение учебного репертуара в процессе профессиональной подготовки педагога-вокалиста в вузе

Обосновывается значимость, а также рассматриваются особенности использования учебного репертуара в процессе подготовки педагога-вокалиста для формирования его профессиональной компетентности. Раскрывается противоречие между профессиональными требованиями к вокальной исполнительской и педагогической подготовке и неразработанностью ряда важных аспектов этой подготовки в отношении использования учебного репертуара.

Ключевые слова: педагог-вокалист, учебный репертуар, вокальная подготовка, профессиональное обучение.

Полноценное и качественное вокальное обучение в классе сольного пения обеспечивается продуманным репертуаром, соответствующим как певческим возрастным особенностям и возможностям, так и частным задачам, решаемым при воспитании конкретного исполнителя-вокалиста с учетом динамики его певческого, психологического, личностного развития. Для формирования основных профессиональных качеств исполнителя-вокалиста в первую очередь следует ориентироваться на учебный репертуар, иначе называемый вокально-педагогическим репертуаром.

Под учебным репертуаром нами понимается совокупность произведений, изучаемых в классе сольного пения, предназначенных для решения вокально-педагогических задач. Педагогически целесообразный учебный вокальный репертуар, соответствующий как возрастным особенностям обучающегося, так и его индивидуальным способностям и возможностям, позволяет обеспечить системность и качество накопления знаний, формирования вокально-исполнительских навыков, развития артистических сценических способностей. Например, музыка барокко (ариетты, мадригалы, канцоны) способствует воспитанию художественного вкуса, культуры голосоведения,

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ровности регистрового звучания обучающихся, приобщает их к исполнению произведений на иностранных языках. Достаточно широким может быть исполнение образов вокальной театральной музыки - от оперной музыки и музыки к драматическим спектаклям до произведений в жанре современного мюзикла и рок-оперы, которые вызывают повышенный интерес у современной молодежи к вокальному творчеству.

Традиционно учебный (вокально-педагогический) репертуар также включает вокализы, классические романсы, обработки народных песен, произведения современных композиторов. Принципами формирования учебного репертуара в процессе профессиональной подготовки педагога-вокалиста мы считаем:

- доступность;

- природосообразность;

- художественно-образную яркость;

- соответствие индивидуальным особенностям обучающегося;

- продуктивность для решения конкретной вокально-исполнительской задачи или преодоления имеющейся проблемы.

Это означает, что при подборе вокально-педагогического репертуара необходимо учитывать общий круг знаний и представлений обучающихся в области культуры и искусства; имеющийся у них уровень навыков музыкального восприятия, понимания музыкального языка и выразительных средств музыки.

При работе над произведениями из вокально-педагогического репертуара не следует сужать возможности вокального обучения только до формирования вокально-технических навыков. Н.М. Малышева подчеркивала, что «занятия над музыкальным произведением рекомендуется вести в двух планах: с одной стороны, работая над художественным исполнением произведения, а с другой - работая над ним чисто технически, то есть как бы переконструировав данное произведение в вокализ» [3, с. 24]. В связи с этим следует акцентировать внимание на музыкально-художественной стороне работы над исполнением вокального произведения, которая в то же время пересекается с качественным владением вокально-исполнительскими навыками - четкой дикцией и правильной артикуляцией, обеспечивающими донесение до слушателя разборчивого вокального слова; выразительной интонацией и фразировкой и т. д.

В процессе изучения разножанрового и разностилевого учебного вокального матери-

ала формируются основы исполнительской культуры, создающие условия для дальнейшего развития творческой личности педагога-вокалиста. Тематика произведений должна отражать понятные и доступные для переживания обучающегося явления действительности, выражать чувства, соответствующие уровню его восприятия.

На начальном этапе обучения в классе сольного пения А.Г. Менабени [4], Г. Паноф-ка [5], Л.М. Рогачева [9] и др. рекомендуют подбирать учебный репертуар в соответствии с певческим диапазоном, который не следует сразу же «тянуть» вверх или вниз. Репертуар также должен быть достаточно разноплановым, давать возможность расширить представления обучающегося о содержании музыки, ее связях с окружающей жизнью, ознакомить его с различными музыкальными жанрами, их интонационно-образными особенностями, позволить почувствовать и реализовать в собственном вокальном исполнении смысловые связи музыки и слова. Иными словами, важная функция учебного вокального репертуара - познавательная, способствующая формированию музыкального кругозора будущего педагога-вокалиста. Для реализации данной функции в полном объеме необходимы пояснения к музыкальному образу вокального произведения, чтобы его исполнение было осмысленным и прочувствованным.

Одним из важнейших аспектов обучения в классе сольного пения является осуществление постоянной органической связи каждого вокального навыка с вокальным словом, что и составляет сущность профессионального и выразительного вокального исполнительства:

- звукообразование и слово;

- дыхание и слово;

- четкая артикуляция и слово (четкая вокальная артикуляция и дикция);

- вокально-слуховые представления и чистое интонирование слова;

- эмоциональный посыл и выразительное пение.

Именно этим следует руководствоваться в выборе методических приемов при работе над учебным вокальным репертуаром.

Поясним сущность данной органической связи более подробно.

Слово и звукообразование. Органическая связь слова со звуком, его правильное формирование достигается, когда неоправданно громкое пение, небрежное отношение к слову не противоречат законам певческого раз-

вития. Певческий звук, сформированный при средней силе громкости, ясном, выразительном произнесении вокального слова, обладает звонкостью, ровностью. Он получается при хорошей подвижности мягкого неба, равномерном колебании голосовых связок, спокойном, ровном дыхании.

С самого начала обучения важно воспитывать функционально правильный звук, для чего использовать мягкую атаку. При мягкой атаке происходит естественная, согласованная работа всех органов голосообразования, которая обеспечивается выразительным, спокойным произнесением слова. Твердая атака при формировании слова, если она используется не как прием активизации произношения или как средство выразительности, а становится типичной, является противоестественной для положения гортани: постоянный, жесткий акцент «дергает» ее кверху, нарушая нормальное функционирование.

Если звук приобрел ровность на всем рабочем диапазоне, то, разучивая произведение, можно следить за сохранением высокого резонирования при движении мелодии как сверху, так и снизу вверх. Нельзя допускать только излишнего напряжения или вялости, а также неточности в формировании гласных и согласных звуков.

Четкая вокальная артикуляция и дикция. От манеры произношения зависит и правильное формирование певческого звука. Разборчивое произношение слов текста, четкая дикция важны для правильного звукообразования и являются необходимым условием выразительности исполнения. При неразборчивом произнесении слова не может сформироваться правильный певческий звук. Если артикуляционный аппарат напряжен (что бывает при форсированном пении), чрезмерно раскрывается рот или «зажата» (не опускается свободно) нижняя челюсть, то глотка сжимается, а язык поднимается «горбом», корень языка тянет его вниз и он давит на гортань, что мешает правильному формированию звука. Ясное, отчетливое и выразительное произнесение гласных и согласных возможно только при полной свободе аппарата.

Произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии. Разборчивость текста зависит главным образом от отчетливого произнесения согласных. По данным акустики, согласные звуки обладают меньшей громкостью, чем гласные. Поэтому требуется увеличить громкость согласных, чтобы уравнять

КИЕ НАУКИ -

их с гласными, что достигается большей ясностью их произнесения (но без утрирования).

Вокальное слово и дыхание. Работа над формированием звука вокальной речи неотделима от работы над развитием певческого дыхания. На начальном этапе вокального обучения вокалисты не могут равномерно использовать свою двигательную энергию, поэтому типичными являются перегруженность вдоха, напряженность звучания, неровный, толчками выдох и др.

Для академического вокала чрезвычайно важно развитие у исполнителя умения делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, правильность которого проверяется ощущением как бы расширившегося пояса. На основании этого необходимо, например, при разучивании несложных вокализов учить обучающегося делать умеренный вдох через нос и, сохраняя вдыхательную установку, экономно расходовать взятый воздух в соответствии с вокальной фразой. Регулярное пение упражнений и вокализов с последовательным и постепенным их усложнением приводит к заметным положительным изменениям в характере дыхательных движений.

Интонирование и формирование вокально-слухового навыка. Как известно, голос напрямую связан со слухом, он не может функционировать без участия слуха. Через деятельность органов голосообразования у ребенка формируются слуховые модели, поэтому для развития координации внутреннего слуха и голоса необходимо научить исполнителя представлять будущее вокальное звучание, т. е. научить его сознательному интонированию.

Эмоциональный посыл и выразительное исполнение. Способность управления звукообразованием и выразительностью пения взаимосвязаны и подчиняются общеэстетическим законам и задачам вокального обучения. Работа над учебным вокальным репертуаром в процессе подготовки будущего педагога-вокалиста осуществляется на основе вышеуказанных взаимосвязей вокально-исполнительских навыков с выразительными словом.

При подборе произведений для разучивания в классе сольного пения прежде всего следует учитывать комфортный для исполнения диапазон, на всем пространстве которого возможно добиться грамотного звукообразования и звуковедения, правильной фразировки, хорошего микстового звучания, а также внимательного отношения самого обучающегося к выразительному исполнению. Кроме того,

произведения подбираются с точки зрения доступности и выразительности мелодики и динамической палитры, возможности исполнения и выражения драматических кульминаций, напряженных в динамическом и тесси-турном отношении.

В процессе вокальной подготовки обучающиеся вместе с педагогом решают множество сложных задач, связанных с формированием вокально-исполнительских навыков, поэтому особая нагрузка падает на выбор репертуара, основу которого должны составлять классические произведения. Вред, который может быть нанесен вокальному развитию исполнителя вследствие использования репертуара, превышающего его реальные возможности, описан педагогами и методистами достаточно подробно (Л.В. Антонова, Л.А. Венгрус, О.В. Да-лецкий, Н.И. Полякова и др.).

Подбирая учебный репертуар для занятий в классе сольного пения, можно ориентироваться на рекомендации Л.М. Рогачевой [9], которая отмечает неоправданно раннее включение в педагогический репертуар оперных арий, романсов композиторов Х1Х-ХХ вв., имеющих драматическое, трагическое, философское содержание, что объясняется, во-первых, педагогической нецелесообразностью, а во-вторых, невозможностью достичь нужного эталона вокального звучания.

Важное место в учебном вокальном репертуаре занимают вокализы, которые выступают в качестве связующего этапа между работой над упражнениями и вокальными произведениями. Предпочтительными и распространенными в вокально-педагогической практике здесь являются вокализы Ф. Абта, которые позволяют с учетом индивидуальности обучающегося подобрать произведение с рабочим диапазоном, плавным движением мелодии с посильными скачками, разнообразным ритмическим рисунком. При этом они дают возможность развивать не только кантиленное звучание, но и подвижность певческого голоса. Активное формирование комплекса вокально-исполнительских навыков на материале вокализов в дальнейшем представляет обучающимся возможность свободно осваивать более сложный и глубокий вокальный репертуар.

Несмотря на то, что барочные арии, по сравнению с оперными ариями Х1Х-ХХ вв., предполагают спокойное, камерное исполнение, окрашенное возвышенным настроением, их исполнительская техника сложна и предоставляет возможности для выравнивания во-

кального звучания, формирования навыка кантилены, овладения экономным расходованием выдоха.

Важным компонентом учебного вокального репертуара также являются произведения композиторов-классиков, обладающие яркой образностью, выраженными стилевыми особенностями, что способствует формированию вокально-исполнительских навыков обучающихся и обогащает их исполнительский и педагогический багаж.

Вокально-исполнительские и образно-содержательные особенности камерных вокальных произведений требуют активной работы дыхания, тонкого вокального слуха, хорошей артикуляции, а также эмоциональности и артистизма, что позволяет считать их эффективными для совершенствования вокально-исполнительских навыков и готовности к вокально-педагогической деятельности, которые представляют собой важные профессиональные качества будущего педагога-вокалиста. Для обучающихся, овладевших основными вокально-исполнительскими навыками, должна произойти постепенная смена вокального педагогического репертуара, связанная с переходом к произведениям с более серьезным содержанием, развернутой фразировкой, более сложной мелодикой и ритмикой и т. д.

особого внимания в процессе вокальной подготовки заслуживают народные песни и произведения современных композиторов. Народные песни, исполняемые в академической манере, ориентированы на пение округлым звуком с преобладанием смешанного звукообразования.

Что касается музыки современных композиторов, то она необходима не только для вокального, но и для общего музыкального и личностного развития педагога-вокалиста, поскольку отражает время, образность, современные ритмы и мелодические звучания. Но здесь существуют определенные проблемы.

Если при выборе произведений классического академического репертуара основным принципом является соответствие вокально-технической сложности возможностям обучающегося, поскольку их художественно-эстетическая ценность проверена временем, то выбор произведений современных композиторов должен учитывать их художественные достоинства, яркость образности, содержания, стилистики.

В связи с этим опытные педагоги не рекомендуют включать в репертуар обучающихся,

занимающихся академическим вокалом, песен в формате «массовых жанров», рассчитанных на эстрадную манеру исполнения, использование микрофона, специфическую аранжировку. В связи с этим при выборе учебного репертуара первостепенное внимание следует обращать на мелодику, которая должна быть полезна для формирования вокально-исполнительских навыков и академической манеры пения:

- распевность, «льющийся» звук;

- отсутствие мелодических фраз, в которых преобладают звуки нижнего и верхнего участков диапазона (чтобы не провоцировать на «открытый» или форсированный звук);

- доступный диапазон;

- текст, доступный для выразительного артикулирования.

В заключение следует отметить, что в процессе профессиональной вокальной подготовки у будущего педагога-вокалиста происходит формирование не только певческих навыков, но и музыкальных способностей, музыкального мышления, художественного вкуса и эстетических представлений, сценичности и артистизма, поэтому от выбора верного учебного (вокально-педагогического) репертуара зависит как специальное вокальное, так и личностное развитие педагога-вокалиста, сохранение здоровья его певческого аппарата. Это обеспечивает решение посильных задач, постепенное целенаправленное развитие на основе освоения вокальной музыки различных стилей, жанров и эпох.

Таким образом, учебный репертуар, осваиваемый в классе сольного пения, должен соответствовать вокально-техническому уровню обучающегося, уровню его художественного развития, быть посильным, доступным, развивающим, эмоционально привлекательным, способствовать расширению музыкального кругозора, обогащая эстетически-художественный и вокальный опыт будущего педагога-вокалиста.

Вокальная работа над учебным репертуаром создает условия для сознательного применения вокально-исполнительских навыков в данном процессе:

- регистров голоса;

- певческого дыхания;

- артикуляции;

- дикции;

- звуковысотного и вокального слуха.

Совокупность знаний, умений и применения вокально-исполнительских навыков в работе над учебным репертуаром в дальнейшем

КИЕ НАУКИ -

составляют основу для формирования и совершенствования профессиональных качеств педагога-вокалиста.

Список литературы

1. Гриних Д.Н. О певческой одаренности: анализ интервью со специалистами в области вокального искусства // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. тр. / ред.-сост. Е.В. Круглова. М., 2009. С. 40.

2. Людько М.Г. Старинная музыка в классе сольного пения: учеб.-метод. пособие. СПб.: Лань, 2017.

3. Малышева Н.М. О пении: из опыта работы с певцами: метод. пособие / предисл. И. Архиповой; вступ. ст. авт. М.: Сов. композитор, 1988.

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1987.

5. Панофка Г. Искусство пения: теория и практика для всех голосов / под общей ред. Е.Н. Артемьевой; пер. с итал. Р.Н. Арской. М.: Музыка, 1968.

6. Петрова В.П. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций учащихся-вокалистов в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2016. № 2. URL: http://www. art-education.ru/sites/default/files/ (дата обращения: 01.10.2020).

7. Попова М.В. Роль личностных качеств студентов в профессиональном обучении вокальному искусству // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы и перспективы». М., 2010. Т. 1. С. 344354.

8. Попова М.В. Значение эмоциональных качеств личности в профессиональном обучении вокальному искусству // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Адаптация и саморегуляция личности». М., 2010.

9. Рогачева Л.М. Проблема подбора вокального репертуара для студентов музыкального отделения МОМПК [Электронный ресурс]: метод. рекомендации URL: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/

index-1473222.html (дата обращения: 25.09.2020). * * *

1. Grinih D.N. O pevcheskoj odarennosti: ana-liz interv'yu so specialistami v oblasti vokal'nogo is-kusstva // Professional'naya podgotovka vokalistov: problemy, opyt, perspektivy: sb. nauch. tr. / red.-sost. E.V. Kruglova. M., 2009. S. 40.

2. Lyud'ko M.G. Starinnaya muzyka v klasse sol'nogo peniya: ucheb.-metod. posobie. SPb.: Lan', 2017.

3. Malysheva N.M. O penii: iz opyta raboty s pevcami: metod. posobie / predisl. I. Arhipovoj; vstup. st. avt. M.: Sov. kompozitor, 1988.

4. Menabeni A.G. Metodika obucheniya sol'no-mu peniyu: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov. M., 1987.

5. Panofka G. Iskusstvo peniya: teoriya i praktika dlya vsekh golosov; pod obshchej red. E.N. Artem'evoj, per. s ital. R.N. Arskoj. M.: Muzyka, 1968.

6. Petrova V.P. Pedagogicheskie usloviya for-mirovaniya professional'nyh kompetencij uchashchih-sya-vokalistov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Pedagogika is-kusstva. 2016. № 2. URL: http://www.art-education. ru/sites/default/files/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).

7. Popova M.V. Rol' lichnostnyh kachestv studentov v professional'nom obuchenii vokal'nomu is-kusstvu // Materialy mezhvuzovskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii «Vysshaya shkola: opyt, prob-lemy i perspektivy». M., 2010. T. 1. S. 344-354.

8. Popova M.V. Znachenie emocional'nyh ka-chestv lichnosti v professional'nom obuchenii vokal'-nomu iskusstvu // Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Adaptaciya i samoregulyaciya lichnosti». M., 2010.

9. Rogacheva L.M. Problema podbora vokal'nogo repertuara dlya studentov muzykal'nogo otdeleniya MOMPK [Elektronnyj resurs]: metod. rekomendacii URL: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index147322 2.html (data obrashcheniya: 25.09.2020).

Significance of teaching repertoire in the process of the professional training of vocalist teachers in higher educational institutions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the substantiation of the significance and the peculiarities of the use of the teaching repertoire in the process of vocalist teachers' training for the development of their professional competence. There is revealed the contradiction between the professional requirements to the vocal performing and pedagogic training and the non-development of the row of the important aspects of the training towards the use of the teaching repertory.

Key words: vocalist teacher, teaching repertory, vocal training, professional education.

(Статья поступила в редакцию 28.11.2020)

A.B. АНДРОПОВА, Е.С. ФЕДОСЕЕВА,

Е.П. ХВАСТУНОВА

(Волгоград)

исследование процесса адаптации студЕнтов-ПЕрвокурсников с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего образования

Освещаются результаты научного исследования, в ходе которого были выявлены особенности адаптации студентов-первокурсников с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего образования. Раскрывается необходимость создания специальных условий, описывается нормативно-правовая база организации обучения, приводятся данные практического исследования адаптации студентов-первокурсников к условиям высшего образования.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, адаптация, специальные условия, социально-психологическое сопровождение, высшее образование.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена усилением значимости образования в личностном развитии человека, увеличением спектра инноваций в проектировании разнообразных подходов к профессиональному определению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основанная на идеях гуманизации доступность высшего образования позволяет каждому человеку быть причастным к определенной культуре, сфере деятельности, получить возможность самореализации.

Накопленный опыт, в том числе и в области инноваций, выступает базовым механизмом для осмысления и толкования новых теорий, практических разработок, рассмотрения с разных сторон проблемы адаптации студентов-первокурсников с ОВЗ к условиям обучения в высшем учебном заведении. Известны работы ученых в следующих направлениях: высшее образование лиц с нарушениями слуха (Г.С. Птушкин, А.Г. Станевский), образование лиц, ограниченных в мобильности (л.А. Саркисян), лиц с нарушениями зрения (Г.В. Никулина). Создание условий, свя-

О Aндропова A3., Федосеева Е.С., Хвастунова Е.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.