Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА В ВУЗЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ВОКАЛИСТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркин Леонид Игоревич, Олейник Марина Алексеевна

Обосновывается актуальность изучения профессиональных качеств педагога-вокалиста. Их специфика раскрывается в содержании его профессиональной деятельности, понимаемой как творческое общение на основе обобщения художественного образа, активизирующее развитие всех сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, духовно-нравственной) и обеспечиваемое реализацией компетентностного подхода в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркин Леонид Игоревич, Олейник Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF VOCALIST TEACHERS IN UNIVERSITIES

The article deals with the substantiation of the topicality of the study of the professional behaviour of vocalist teachers. Their specific features are uncovered in the content of their professional activities considered as the creative communication on the basis of the generalization of the artistic image activating the development of all the spheres of the personality (intellectual, emotional, communicative, spiritual and moral) and provided by the implementation of the competence approach in the educational process of universities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА В ВУЗЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

11. Rubin J. What the "good language learner" can teach us // TESOL Quarterly. 1975. Vol. 9. No. 1. P. 41-51.

* * *

1. Bokova O.A., Mel'nikova Yu.A. Kognitivnye stili kak metasposobnost': teoreticheskie predposylki issledovaniya // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. 2019. № 3. S. 85-99.

2. Lebedinskij S.I. Strategii ponimaniya ustnoj nauchnoj rechi: eksperimental'noe issledovanie. Minsk, 2017.

3. Lebedinskij S.I. Variativnost' strategij ovlade-niya yazykom // Mezhkul'turnaya kommunikaciya i professional'no orientirovannoe obuchenie inostran-nym yazykam: materialy XIII Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 98-letiyu obrazovaniya Belorus. gos. un-ta (Minsk, 30 okt. 2019 g.). Minsk, 2019. S. 344-349.

4. Lebedinskij S.I. Strategicheskaya teoriya ovla-deniya russkim yazykom kak inostrannym i strategii obucheniya. Minsk, 2019.

5. Liver Betti Lu. Metodika individualizirovan-nogo obucheniya inostrannomu yazyku s uchetom vliyaniya kognitivnyh stilej na process ego usvoeniya: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000.

6. Tihomirova I.V. Stilevye i produktivnye ha-rakteristiki sposobnostej: tipologicheskij podhod // Vopr. psihologii. 1988. № 3. S. 106-115.

7. Holodnaya -M.A. Kognitivnye stili: o prirode individual'nogo uma: ucheb. posobie. 2-e izd. SPb., 2004.

8. Shifron-Borejko I. K voprosu o psiholingvis-ticheskoj osnove strategij ovladeniya yazykom // The European Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. Is. 5. P. 92-96.

Influence of cognitive styles on the choice of the strategies of mastering and using language

The article deals with the linguodidactic potential of the key approaches in the solution of the problem of the increase of the teaching efficiency by the means of its individualization - stylistic and strategic. There are compared the concepts "cognitive styles" and "strategies of mastering and using language" relating to teaching. The author analyses its correlation with the consideration of the phenomenon of the splitting of the stylistic poles. There is underlined the intercomplementary effect of the use of these approaches.

Key words: cognitive style, strategies of mastering and using language.

(Статья поступила в редакцию 18.02.2021)

О Маркин Л.И., Олейник М.А., 2021

л.и. маркин, ма. олейник

(Волгоград)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

педагога-вокалиста в вузе

Обосновывается актуальность изучения профессиональных качеств педагога-вокалиста. Их специфика раскрывается в содержании его профессиональной деятельности, понимаемой как творческое общение на основе обобщения художественного образа, активизирующее развитие всех сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, духовно-нравственной) и обеспечиваемое реализацией компетентностного подхода в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: педагог-вокалист, профессиональные компетенции, компетентностный подход, художественная интерпретация.

Вокальное исполнительство можно трактовать как сложную динамическую систему, синтезирующую композиторское творчество, исполнительское творчество, а также сотворчество исполнителей и слушателей в контексте определенной музыкальной среды. При этом существует и обратная зависимость: от того, какими личностными и профессиональными качествами обладает исполнитель, какими художественными и педагогическими характеристиками обладает его исполнительская деятельность, таково качество воздействия на слушателя и возникающей в процессе данной деятельности музыкальной среды.

На современном этапе реформирования системы образования в силу специфики предметной области профессиональной деятельности музыканту принадлежит одна из ведущих ролей в формировании духовной культуры подрастающего поколения. Одним из важных компонентов профессиональной деятельности современного музыканта является способность моделировать собственную профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями и запросами российского общества [1].

В значительной степени это обусловлено активным развитием многообразных форм общего и профессионального музыкального об-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

разования. Характеристикой высокого уровня профессионализма педагога-музыканта выступает комплекс разнообразных знаний, умений, навыков, в том числе:

- музыкально-исполнительское мастерство;

- музыкально-теоретическая и историческая образованность;

- профессионально ориентированная методологическая и методическая подготовка.

Обоснованным представляется, что ядром профессионального обучения педагога-музыканта выступает предметно-методическая подготовка, включающая комплекс психолого-педагогических, музыкально-теоретических, музыкально-исторических, методологических и методических дисциплин, обеспечивающих его фундаментальность и научную обоснованность. однако, следуя за спецификой профессиональной деятельности, которая заключается в решении художественных задач средствами музыкального искусства, необходимо обратиться к изучению особенностей профессиональной подготовки педагога-вокалиста.

Как указывает Г.М. Цыпин [9], музыкально-исполнительская деятельность синтезирует творческий поиск, обусловленный необходимостью соответствовать изменяющимся исполнительским ситуациям; художественное творчество, следующее из творческой природы самого музыкального искусства. Это дает основания выделять в качестве основной характеристики профессиональной компетентности педагога-вокалиста художественное творчество, реализуемое при решении художественно-исполнительских задач, при опоре на закономерности и функции вокального творчества [4].

В настоящее время при подготовке педагога-вокалиста к профессиональной деятельности речь идет не просто о его методической оснащенности, но и о профессиональной компетентности. К числу ключевых компетенций относятся такие компетенции, как ценностно-смысловая, общекультурная, познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования [5].

На наш взгляд, целесообразно дополнить данные компетенции теми, которые обеспечивают успешную социальную адаптацию личности педагога-вокалиста. К ним мы относим:

- профессиональную и социальную мобильность, сущность которых состоит в способности к освоению новых социальных ролей и отраслевых специальностей;

- индивидуальность, реализуемую в самовыражении и высокой конкурентоспособности на рынке труда.

В качестве образовательных результатов в психологической и общепедагогической сферах профессиональной подготовки педагога-музыканта, как известно, выступают общепредметные компетенции. К ним В.И. Байден-ко относит психологическую и общепедагогическую компетенции, характеризующие профессиональную пригодность и адекватность профессиональной деятельности музыканта общественным требованиям [2].

На следующем компетентностном уровне речь идет о предметных компетенциях, связанных с опытом решения конкретных музыкально-исполнительских задач, прежде всего задач по освоению обучающимися явлений музыкального искусства. Здесь компетенции в частных предметных областях, в частности в области вокального исполнительства, обеспечивают эффективность образовательного процесса [4].

Для этого, на наш взгляд, необходима такая организация профессиональной подготовки педагога-вокалиста, при которой происходит овладение не только знаниями о способах деятельности, но и самими многообразными способами. С данной точки зрения целесообразно выделение таких предметных компетенций, как:

1) музыкально-теоретическая компетенция, связанная с опытом анализа и решения музыкально-теоретических задач, аннотирования и анализа музыкальных произведений, реконструкции музыкально-исторического процесса;

2) вокально-исполнительская компетенция, которая определяется собственным опытом художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения, а также опытом творческого музицирования;

3) методическая компетенция, раскрывающаяся как опыт организации процесса формирования вокально-исполнительских навыков высокого качественного уровня.

Следовательно, каждая область профессиональной предметной подготовки педагога-вокалиста, как и каждая учебная дисциплина, должна быть ориентирована не только на формирование конкретной предметной компетенции, но и на становление ключевых (метапред-метных) и общепредметных компетенций, об-

условливающих творческое самоопределение и самореализацию музыканта.

Поскольку предметом нашего изучения выступает музыкально-исполнительская компетентность педагога-вокалиста, необходимо остановиться на ее содержании и структуре. Прежде всего, в соответствии с положениями современной педагогики музыкального исполнительства (Л.П. Казанцева, Г.П. Прокофьев, Г.М. Цыпин и др.), суть процесса заключается в «сотворчестве-восприятии музыкального явления». Подобное понимание обусловлено тем, что каждое музыкальное произведение заключает в себе опыт познавательно-оценочной деятельности автора. В том случае, когда эмоциональные переживания композитора созвучны с эмоциональными переживаниями исполнителя и слушателя, по мнению Г.М. Цыпина, и возникает сотворчество в постижении музыкальных образов [8; 9].

Центральное место в музыкально-исполнительской подготовке педагога-вокалиста занимает процесс творческого воспроизведения музыкального произведения, требующий не только глубины и тонкости восприятия, но и специфических исполнительских способностей. Иначе говоря, по-настоящему глубокий творческий исполнительский замысел может быть реализован только в мастерском исполнении, а не в его теоретическом обосновании, даже самом интересном.

Здесь речь идет о решении проблемы художественной интерпретации музыкальных произведений, в процессе которой исполнитель-вокалист формулирует проблему творческого замысла и решает ее исполнительскими средствами. Г.П. Прокофьев отмечал, что существование произведения композитора как общественного явления, встроенного в музыкальное сознание общества, возможно только посредством творческой исполнительской интерпретации.

Именно от творческого, компетентного исполнителя зависит актуальность функционирования и современных музыкальных произведений, и произведений прошедших исторических периодов. С этой точки зрения педагог-вокалист является носителем и транслятором не столько исполнительской, сколько общей музыкальной и художественной культуры.

Если целью музыкально-исполнительской деятельности педагога-вокалиста является сохранение и воспроизведение музыки в эталонных вариантах, в их общественной значимости, то становится возможным прогресс в те-

КИЕ НАУКИ -

матическом обогащении, расширении художественно-выразительных средств в новых интерпретационных решениях в его профессионально-педагогической деятельности. Это означает, что музыкально-исполнительская деятельность педагога-вокалиста должна быть ориентирована на понимание высокой музыкально-эстетической культуры, благодаря чему обеспечиваются яркость его проявления в музыкальном искусстве, значимость и многогранность образов и ассоциаций, убедительность исполнительского стиля.

особо следует сказать о значимости творческой импровизации в профессиональной подготовке педагога-вокалиста. она реализуется двояко: в общепедагогическом и музыкально-исполнительском аспектах.

В первом случае творческая импровизация выступает в качестве регулятора, позволяющего проецировать замысел педагога на реальный учебно-воспитательный процесс, оперативно корректировать как действия обучающихся в классе сольного пения, так и процесс педагогического взаимодействия в целом. Во втором случае музыкально-исполнительская импровизация предполагает наличие у педагога-вокалиста опыта, собственно импровизирования, а также подбора по слуху, чтения нот с листа, транспонирования и, наконец, создания различных вариантов художественного исполнения музыкального произведения (интерпретации).

Безусловно, на любом занятии в классе сольного пения главенствующая роль принадлежит музыке, музыкальному искусству, что требует от будущего педагога-вокалиста постоянного совершенствования художественно-исполнительских умений и навыков, исполнительской техники. Это обеспечивается как овладением обновляющимися специальными правилами, техническими приемами и способами действий, так и знаниями традиционных и инновационных научных положений в области вокального искусства и педагогики. Подтверждением служит то, что «ведущим компонентом музыкально-исполнительской компетентности выступает система музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков, которая проявляется... как сложное образование, включающее в себя и общемузыкальный комплекс теоретических сведений и умений, и художественно-исполнительскую культуру работы над музыкальным материалом, исполнения академического и прочего репертуара» [7, с. 8].

известия вгпу

Содержание и структура музыкально-исполнительской деятельности вокалиста, с нашей точки зрения, раскрываются в единстве понятий «интерпретация» и «музыкально-исполнительская техника». Интерпретация (от interpretation - «истолкование, объяснение»), а точнее интерпретационный анализ музыкального материала, реализуется в художественно-техническом воплощении интерпретационного замысла и творческом музицировании, что позволяет говорить о художественно-исполнительской культуре педагога-вокалиста. Что касается музыкально-исполнительской техники, то она реализуется в информационном, семантическом контексте, и поэтому к будущему педагогу-вокалисту предъявляются требования соответствия исполнения особенностям музыкального языка, грамотному прочтению нотного текста, воплощения признаков конкретного музыкального стиля, традиционных свойств жанра, архетипа формы и др.

Опираясь на исследование Л.П. Казанцевой и исходя из сущностных характеристик музыкально-исполнительской деятельности, мы считаем возможным выделить совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих будущему педагогу-вокалисту успешность и высокое художественное качество живого исполнения вокальных произведений с перспективой публичного исполнительства, а также высокий качественный уровень его профессионально-педагогической деятельности [3].

Первой ступенью здесь является теоретический анализ музыкального произведения, включающий знания технологии аналитической работы; закономерностей и характерных черт жанра и стиля; исторической периодизации художественных направлений; своеобразия авторских стилей, основных принципов формообразования; умений и навыков в области реализации межпредметных связей; понимания элементов музыкального языка, значения средств музыкальной выразительности и драматургических принципов.

Вторая ступень - это собственно вокально-исполнительское воплощение (интерпретация замысла музыкального произведения), включающее знания технологии поэтапного разучивания вокального произведения; приемов и способов звукоизвлечения; основных технических принципов; художественной природы музыкального материала; умения и навыки, касающиеся гармоничности художествен-

ных и технических задач; преодоления технических вокально-исполнительских трудностей; концентрации внимания на качестве звучания и свободе певческого аппарата; осуществления постоянного вокально-слухового самоконтроля.

Сущность третьей ступени раскрывается в понятии творческого музицирования педагога-вокалиста, которое обеспечивается умениями и навыками по оперированию вокально-слуховыми и слухо-моторными представлениями и мышечной памятью; ориентировкой в изменениях средств музыкальной выразительности; предугадывании логики развития музыкальной мысли; выражением авторского видения художественного образа произведения в собственном вокальном исполнении.

В контексте проблематики нашего исследования следует также остановиться на художественно-исполнительском репертуаре будущего педагога-вокалиста, преимущественно ориентированного на богатство культурного и художественного опыта, жанровое и стилевое разнообразие. Наряду с произведениями академического вокального искусства, необходимыми для формирования основ вокального мастерства и художественной культуры как обучающихся, так публики, Л.М. Рогачева предлагает включать в репертуар значительное количество сочинений различных эпох, стилей и жанров, представляющих лучшие образцы современной музыкально-культурной среды [6].

Таким образом, высокий уровень профессиональной музыкально-исполнительской компетентности будущего педагога-вокалиста включает следующие характеристики:

- научно обоснованные и практико-ори-ентированные, системные и целостные знания в области вокально-исполнительского искусства, позволяющие принимать решения не только в типичных, но и в нетрадиционных художественных и сценических ситуациях, а также содержащие определенную новизну и авторскую позицию;

- вокально-исполнительские и вокально-педагогические умения и навыки высокого профессионального качества, сочетающие действия репродуктивного и творческого характера, имеющие высокие исполнительские результаты, реализуемые в авторской интерпретации вокальных произведений.

Музыкально-исполнительская деятельность - это центральный компонент профессиональной подготовки будущего педагога-вокалиста, составляющий информационно-опе-

педагогические науки

рациональную основу его общей профессиональной компетентности и выступающий в качестве одного из условий эффективной профессиональной деятельности в современном социокультурном пространстве.

список литературы

1. Арюткин В.Б. Определение уровней развития профессионально важных качеств музыкантов // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1997. Вып. 3. С. 66-71.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод. рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. М., 2005.

3. Казанцева Л.П. Понятие исполнительской интерпретации // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. 26-29 апреля 2004 г. / отв. ред.-сост. Л.Н. Шай-мухаметова. Уфа, 2004. С. 149-156.

4. Петрова В.П. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций учащихся-вокалистов в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2016. № 2. URL: http://www. art-education.ru/sites/default/files/ (дата обращения: 12.09.2020).

5. Попова М.В. Психолого-педагогические особенности профессионального обучения вокалистов: учеб. программа. М., 2009.

6. Рогачева л.М. Проблема подбора вокального репертуара для студентов музыкального отделения МОМПК: методические рекомендации [Электронный ресурс]. URL: https://fs.nashaucheba. ru/docs/270/index-1473222.h1ml (дата обращения: 12.09.2020).

7. Сидорова М.Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

8. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие. СПб., 2008.

9. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: учеб. пособие для музыкально-педагогических фак. и отделений высших и средний педагогических учебных заведений. М., 1999.

* * *

1. Aryutkin V.B. Opredelenie urovnej razvitiya professional'no vazhnyh kachestv muzykantov // Osnovy professional'noj podgotovki uchitelya mu-zyki: mezhvuz. sb. nauch. tr. Saratov, 1997. Vyp. 3. S. 66-71.

2. Bajdenko V.I. Kompetentnostnyj podhod k pro-ektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh stan-

dartov vysshego professional'nogo obrazovaniya: me-tod. rekomendacii dlya rukovoditelej UMO vuzov Rossijskoj Federacii. M., 2005.

3. Kazanceva L.P. Ponyatie ispolnitel'skoj inter-pretacii // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i peda-gogika: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. 2629 aprelya 2004 g. / otv. red.-sost. L.N. Shajmuhame-tova. Ufa, 2004. S. 149-156.

4. Petrova V.P. Pedagogicheskie usloviya formi-rovaniya professional'nyh kompetencij uchashchihsya-vokalistov v sisteme srednego professional'nogo ob-razovaniya [Elektronnyj resurs] // Pedagogika iskus-stva. 2016. № 2. URL: http://www.art-education.ru/ sites/default/files/ (data obrashcheniya: 12.09.2020).

5. Popova M.V. Psihologo-pedagogicheskie oso-bennosti professional'nogo obucheniya vokalistov: ucheb. programma. M., 2009.

6. Rogacheva L.M. Problema podbora vokal'nogo repertuara dlya studentov muzykal'nogo otdeleniya MOMPK: metodicheskie rekomendacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/in dex-1473222.html (data obrashcheniya: 12.09.2020).

7. Sidorova M.B. Formirovanie professional'noj kul'tury vokalistov v processe podgotovki v vuze kul'tury i iskusstv: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005.

8. Cagarelli Yu.A. Psihologiya muzykal'no-is-polnitel'skoj deyatel'nosti: ucheb. posobie. SPb., 2008.

9. Cypin G.M. Ispolnitel' i tekhnika: ucheb. posobie dlya muzykal'no-pedagogicheskih fak. i otdele-nij vysshih i srednij pedagogicheskih uchebnyh za-vedenij. M., 1999.

Peculiarities of professional training of vocalist teachers in universities

The article deals with the substantiation of the topicality of the study of the professional behaviour of vocalist teachers. Their specific features are uncovered in the content of their professional activities considered as the creative communication on the basis of the generalization of the artistic image activating the development of all the spheres of the personality (intellectual, emotional, communicative, spiritual and moral) and provided by the implementation of the competence approach in the educational process of universities.

Key words: vocalist teacher, professional competencies, competence approach, artistic interpretation.

(Статья поступила в редакцию 28.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.