Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ОТНОШЕНИЯ ТРУДУ И ПРОФЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ОТНОШЕНИЯ ТРУДУ И ПРОФЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся старших классов / профориентация / труд / профессия / отношение / воспитание / традиционные российские ценности / high school students / career guidance / work / profession / attitude / upbringing / traditional Russian values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Друзина Ольга Сергеевна

Актуализируется проблема значения традиционных российских духовно-нравственных ценностей – современных ориентиров в воспитании отношения старшеклассников к труду и будущей профессии. Идеалы современного общества сформировали прагматичное отношение молодежи к профессии, отсутствие понимания ценности труда. В современной ситуации развития и воспитания школьников очевиден недостаток работы системы общего образования в аспекте эффективности воспитания ценностного отношения к труду и будущей профессии в процессе профориентационной работы. Не уделяется достаточно внимания значимым аспектам отношения к труду и будущей профессиональной деятельности. Предлагаются некоторые подходы к решению этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Друзина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF TRADITIONAL RUSSIAN SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN THE EDUCATION OF STUDENTS' ATTITUDE TO WORK AND PROFESSION

The problem of the significance of traditional Russian spiritual and moral values – modern guidelines for educating the attitude of high school students to work and future profession – is actualized. The ideals of modern society have formed a pragmatic attitude of young people to the profession, a lack of understanding of the value of work. In the current situation of the development and education of schoolchildren, the lack of work of the general education system in terms of the effectiveness of educating a value attitude to work and future profession in the process of career guidance is obvious. Not enough attention is paid to significant aspects of the attitude to work and future professional activity. Some approaches to solving this problem are proposed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ОТНОШЕНИЯ ТРУДУ И ПРОФЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.922; 316.752; 37.048.45; 37.017 DOI: 10.24412/2308-7196-2024-1-46-52

Друзина Ольга Сергеевна

аспирант кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 Тел.: 8-912-580-42-22, e-mail: olgadruzina@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ОТНОШЕНИЯ ТРУДУ И ПРОФЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Olga S. Druzina

Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya st., 24 Tel.: 8-912-580-42-22, e-mail: olgadruzina@mail.ru

THE IMPORTANCE OF TRADITIONAL RUSSIAN SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN THE EDUCATION OF STUDENTS' ATTITUDE TO

WORK AND PROFESSION

Аннотация. Актуализируется проблема значения традиционных российских духовно-нравственных ценностей - современных ориентиров в воспитании отношения старшеклассников к труду и будущей профессии. Идеалы современного общества сформировали прагматичное отношение молодежи к профессии, отсутствие понимания ценности труда. В современной ситуации развития и воспитания школьников очевиден недостаток работы системы общего образования в аспекте эффективности воспитания ценностного отношения к труду и будущей профессии в процессе профориентационной работы. Не уделяется достаточно внимания значимым аспектам отношения к труду и будущей профессиональной деятельности. Предлагаются некоторые подходы к решению этой проблемы.

Ключевые слова: обучающиеся старших классов, профориентация, труд, профессия, отношение, воспитание, традиционные российские ценности.

Abstract. The problem of the significance of traditional Russian spiritual and moral values - modern guidelines for educating the attitude of high school students to work and future profession - is actualized. The ideals of modern society have formed

a pragmatic attitude of young people to the profession, a lack of understanding of the value of work. In the current situation of the development and education of schoolchildren, the lack of work of the general education system in terms of the effectiveness of educating a value attitude to work and future profession in the process of career guidance is obvious. Not enough attention is paid to significant aspects of the attitude to work and future professional activity. Some approaches to solving this problem are proposed.

Key words: high school students, career guidance, work, profession, attitude, upbringing, traditional Russian values.

В современном обществе актуализирован вопрос о значении традиционных российских духовно-нравственных ценностей в процессе развития и воспитания личности обучающихся. Проблема роли этих ценностей в воспитании отношения старшеклассников к труду и профессии озвучивается в исследованиях различных областей: социологии, педагогики, психологии, философии и др.

Это связано с изменением ценностных приоритетов российского общества в последние десятилетия, неудовлетворительным состоянием нравственности россиян [13], оказавшими влияние на отношение молодежи к труду и представление о будущей профессии. У молодежи отсутствует понимание труда как ценности, нет понимания важности коллективного труда; в отношении к профессии преобладает мотив достижения материального благополучия [5]. У школьников 14-18 лет констатируется стремление в будущем иметь высокую заработную плату (67 %) и максимальный комфорт (60 %); желание сделать для общества что-то полезное выражают всего 23 % респондентов [6]. В то же время зафиксировано, что целью трудиться на благо своей страны чаще руководствуются те молодые люди, для которых первостепенное значение имеют традиционные российские ценности [14].

В научном сообществе подчеркивается необходимость воспитания ценностного отношения молодого поколения к труду и профессиональной самореализации [7]. Государством названы основные современные ориентиры воспитания детей: формирование высоконравственной личности, которая ориентирована на созидательный труд и разделяет сложившиеся в процессе культурного развития России традиционные духовно-нравственные ценности [8].

Почему именно на традиционные ценности нас ориентирует стратегия развития и воспитания личности? Потому что они являются средоточием комплекса культурных образцов: нравственных норм, идей, обычаев, обрядов, правил поведения. Они выдержали испытание временем и подтвердили свою состоятельность в ходе культурно-исторического развития нашей страны. Укоренившись в менталитете нашего общества, они стали системообразующими ценностями, влияющими на социально-политическое становление государства, духовно-нравственное развитие общества, формирование отношения личности к профессионально-трудовой

деятельности. В историческом развитии они выходили на первый план при решении вопроса о векторе развития нашей страны и выборе ориентиров воспитания молодого поколения [2].

Традиционным для русских людей уже с К—К вв. было отношение к труду как одной из добродетелей. В русской культуре заложена мысль о необходимости воспитания у ребенка любви к труду и уважения к человеку труда. В русских пословицах воспевается трудолюбие и высмеивается лень, воспитывается уважение к тяжелому труду: «Работай до поту, так поешь в охоту», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто». Основные принципы трудового воспитания, характерные для русской традиции, - это приобщение детей с раннего возраста к посильному и регулярному труду; воспитание понимания необходимости взаимопомощи и коллективного труда; формирование усердия, прилежности, умелости, смекалки, добросовестности, готовности выполнять любую работу. Высоко ценилось не только трудолюбие, но и способность молодежи к тяжелой работе, готовность работать на благо общины [12]. Такое воспитание детей формировало фундамент ценностного отношения к будущей профессии.

Благодаря ценностям православного христианства в основу отношения к профессионально-трудовой сфере легли идеалы человеколюбия, правдолюбия, милосердия, благочестия, нестяжательства, кротости, всепрощения, жертвенности, служения, сострадания к людям и т. д. В течение многих столетий мотив служения Богу, людям и Отечеству был главным в профессионально-трудовой деятельности [2]. Таким образом, в нашей стране традиционно профессия была смыслом жизни, средством жертвенного служения Богу, людям и стране.

Из содержания указа президента РФ 2022 г. следует, что традиционными российскими ценностями названы нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение человека. Они передаются от поколения к поколению, лежат в основе единого культурного пространства нашей страны. Судя по перечню ценностей, названных в указанном нормативно-правовом акте, конструкт «традиционные российские ценности» включает в себя нравственные и гуманистические ценности, культурные идеалы русского мира, православия и традиционных религий России, многонационального русского народа. К таким ценностям отнесены: жизнь, достоинство, гражданственность, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, милосердие, коллективизм, справедливость, взаимоуважение и др. Обозначена необходимость осмысления современных социокультурных процессов через призму накопленного культурно-исторического опыта и традиционных ценностей [10].

Ценности - ориентиры воспитания отношения старшеклассников к труду и будущей профессии стратегия развития воспитания в РФ обозначила уже в 2015 г.: справедливость, честь, совесть, потребность трудиться, уважение к труду, трудовым достижениям и трудящимся людям; умение работать

в команде и самостоятельно; творческое, ответственное и добросовестное отношение к труду [8]. Указом президента РФ в 2022 г. выделены: созидательный труд, коллективизм, взаимопомощь, служение Отечеству и ответственность за его судьбу [10]. В стратегии поставлена цель обновления воспитательного процесса в школе и его построения на основе традиционных российских духовных ценностей, а также повышения эффективности воспитательной деятельности и уровня психолого-педагогической поддержки социализации школьников [8].

Однако, судя по современным статистическим данным, проблема не решена. Исследователи сегодня констатируют прагматичное отношение молодежи к профессии, отсутствие понимания ценности труда. Это может свидетельствовать о сложности и многогранности данной проблемы и многочисленности внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование личности молодых людей. Решению названных проблем в наше время противостоит насаждение различными способами западных ценностей, идеологии либерализма, американской культуры [4]. Осложняют процесс формирования отношения молодежи к труду и профессии неоднозначность смысловых образцов, противоречивость формирующейся социальной реальности [3], «мозаичность» современной культуры, отсутствие культуросообразного воспитания в школе [1] и т. д.

Названные обстоятельства снижают значимость традиционных российских духовно-нравственных ценностей, осложняют и без того непростую задачу поиска молодыми людьми смысла жизни, выбора будущей профессии и формирования ценностного отношения к ней. Поскольку в ранней юности (возраст 14-17 лет) ценностные ориентации, культура и традиции являются векторами этого поиска и детерминантами формирования отношения к будущей профессии, они могут повлиять на перестройку системы личностных отношений юношей и девушек (к себе и другим людям, явлениям и объектам материального и духовного мира, будущему, трудовой и профессиональной сфере деятельности и т. д.) уже в контексте их жизненного и профессионального самоопределения в современной ситуации развития личности. Если отношение к будущей профессиональной деятельности понимать как место, смысл и представление о будущей профессии в контексте жизненного самоопределения обучающихся [9], то в процессе воспитания такого отношения необходимо направлять внимание молодых людей на ценности и смыслы, традиционные для российской культуры.

В свете традиционных российских ценностей значимыми аспектами воспитания ценностного отношения старшеклассников к труду и профессии могут стать: понимание труда как ценности; наличие потребности в труде и активная позиция по отношению к труду; нравственное отношение к труду (основанное на приоритете духовных ценностей над материальными); ориентация на коллективные интересы в труде; уважение к трудящемуся человеку и результатам труда; моральное удовлетворение от процесса труда и его результата (как преобладающая удовлетворенность в профессии); любовь

к труду и профессии; понимание профессии как смысла жизни; приоритетная цель профессиональной деятельности - служение людям и стране.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский о труде, поиске профессии и воспитании трудолюбия говорил: любовь к труду и возможность заниматься им - это лучшее, что можно оставить в наследство своим детям. А задача воспитания - внушить воспитаннику «неутомимую жажду труда» и открыть ему возможность «найти себе полезный труд в мире» [11].

Заключая, можно отметить, что очевидна необходимость активизации процессов разработки системы «культуросообразного» образования. Обновленный воспитательный процесс должен быть центрирован на ценностях и культурных идеалах русского мира, православия и традиционных религий России, многонационального русского народа. Необходимо формирование ценностного отношения к созидательному труду и профессиональной самореализации, понимания трудовой деятельности как способа и пути служения обществу.

В процессе профориентации должно уделяться внимание значимым аспектам воспитания ценностного отношения к труду и будущей профессиональной деятельности. А саму профориентационную работу целесообразно обогатить мероприятиями, направленными на формирование ценностей и смыслов в сфере профессионального самоопределения личности, атакже воспитание отношения старшеклассников к труду и будущей профессии, прежде всего, как смыслу жизни и способу служения людям и своей стране.

Список литературы

1. Бабошина Е.Б., Жукова Е.Д. Социокультурные парадигмы современной системы образования // Педагогический журнал Башкоркостана. -2022. - № 2(96) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-paradigmy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 02.09.2023).

2. Друзина О.С. Философский смысл категорий «традиция» и «русские традиционные ценности» // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. Вып. - 2. - Сер. 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik3.pspu.ru/files/3-2022-2.pdf (дата обращения: 07.08.2023).

3. Зубок Ю.А. Изменяющаяся социальная реальность: рефлексия теоретических и эмпирических аспектов социологического исследования молодежи // Научный результат. Социология и управление. - 2022. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenyayuschayasya-sotsialnaya-realnost-refleksiya-teoreticheskih-i-empiricheskih-aspektov-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 05.09.2023).

4. Карпухин О.И., Васильев Н.А. Новый социальный мир. Создание основы для разрушения национально-государственных суверенитетов // Социально-гуманитарные знания. - 2022. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-sotsialnyy-mir-sozdanie-osnovy-dlya-razrusheniya-natsionalno-gosudarstvennyh-suveremtetov (дата обращения: 24.08.2023).

5. Лапшинова К.В., Панявин А.В. Профессиональные трудовые ценности современной молодежи // Социально-гуманитарные технологии. -2021. - № 2(18) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46448220 (дата обращения: 01.09.2023).

6. Мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи. 2022 // Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iЫock/df6/rj7mhwnp0lcc8ppmas4d35zfdd3p bu5c.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

7. Пустовойтов В.Н. Содержание ценностного отношения молодежи к труду и профессиональной самореализации // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50160800_20281503.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) // Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 20.08.2023).

9. Суворова О.В., Друзина О.С., Сорокоумова Е.А. Отношение старшеклассников к будущей профессиональной деятельности в свете традиционных российских ценностей // Сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции (г. Киров, 2001 г.). Т. 1 / Вят. гос. ун-т [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46138571_58555123.pdf (дата обращения: 15.08.2023).

10. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru [Электронный ресурс]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 25.08.2023).

11. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Народное образование. - 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trud-v-ego-psihicheskom-i-vospitatelnom-znachenii (дата обращения: 05.08.2023).

12. Шошин М.А. Трудовое воспитание в русской народной педагогике // Вестник МГУ. - 2009. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-v-russkoy-narodnoy-pedagogike (дата обращения: 06.08.2023).

13. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. -2018. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35564626& (дата обращения: 20.08.2023).

14. Яковлева М.Н. Динамика ценностных ориентаций современной молодежи // Смыслы жизни российской интеллигенции / Рос. гос. гуманит. унт. - М., 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Yakovleva_Dinamika_zennostnyh_orientatsy_ 2018.pdf (дата обращения: 07.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.