Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ГЕРОИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ГЕРОИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГЕРОИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБРАЗ ГЕРОЯ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицына Елена Викторовна, Теряева Оксана Александровна

Современная педагогика уделяет важное значение ценностным аспектам духовно-нравственного воспитания. При этом аксиологический подход расширяет основы его содержания, создает условия для личностного развития и саморазвития будущего педагога. В данной статье авторы обращаются к вопросу духовно-нравственного воспитания средствами героического наследия, формирования у будущих педагогов образа героя на примерах прошлого и настоящего. Одной из проблем в развитии духовно-нравственных традиций и патриотизма становится усиление негативных тенденций, когда на смену героям и героическому приходят псевдогерои и псевдоценности. Будущие педагоги должны стать носителями духовных, нравственных и патриотических ценностей, которые в дальнейшем найдут отражение в будущей педагогической деятельности в образовательных учреждениях. При этом, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию в вузе обеспечивает реализацию современной мировоззренческой позиции о созидающей роли будущего педагога. Активизировать перечисленные жизненно важные ценности, найти способы их включения в учебно-воспитательный процесс молодежи возможно через детерминацию ценностного отношения к образу положительного героя. Исследование проводилось на базе Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова и Петрозаводского государственного университета. По мнению авторов, в рамках духовно-нравственного воспитания важно использовать созидательный потенциал примеров героических поступков, систематически обращаться к подлинным историям реально существовавших людей, которые принимали участие в становлении культурно-образовательного пространства страны. В решении данных задач важно создавать возможности для реализации целостного подхода в единстве учебной и внеучебной деятельности, реализации культурно-просветительских проектов, творческих встреч, волонтерской и концертной деятельности, организации и проведения тематических вечеров, бесед, выездных экскурсий. В выводах авторы обосновывают, что целенаправленная и систематическая работа формированию у будущего педагога образа героя на примерах прошлого и настоящего, показывающая духовно богатого человека может быть использована в современном духовно-нравственном воспитании, и стать результативным для решения задач формирования его личных и профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF HEROIC HERITAGE

Modern pedagogy attaches great importance to the value aspects of spiritual and moral education. At the same time, the axiological approach expands the foundations of its content, creates conditions for personal development and self-development of the future teacher. One of the problems in the development of spiritual and moral traditions and patriotism is the strengthening of negative trends, when pseudo-heroes and pseudo-values come to replace heroes and heroic. Future teachers should become carriers of spiritual, moral and patriotic values, which in the future will be reflected in future teaching activities in educational institutions. At the same time, systematic work on spiritual and moral education at the university ensures the implementation of the modern worldview position on the creative role of the future teacher. It is possible to activate the listed vital values, to find ways to include them in the educational process of young people through the determination of a value attitude to the image of a positive hero. The study was conducted on the basis of the Petrozavodsk Glazunov Conservatory and Petrozavodsk State University. According to the authors, within the framework of spiritual and moral education, it is important to use the creative potential of examples of heroic deeds, systematically refer to the true stories of real people who took part in the formation of the cultural and educational space of the country. In solving these tasks, it is important to create opportunities for the implementation of a holistic approach in the unity of educational and extracurricular activities, in the formation of spiritual and moral qualities of students, the implementation of cultural and educational projects, creative meetings, volunteer and concert activities, the organization and holding of thematic evenings, conversations, field trips. In the conclusions, the authors substantiate that purposeful and systematic work on the formation of a future teacher's image of a hero on the examples of the past and present, showing a spiritually rich person, can be used in modern spiritual and moral education, and become effective for solving the problems of forming his personal and professional qualities.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ГЕРОИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ»

Важна стратегия поискового режима деятельности студентов, по сути это проектировочно-программная составляющая подготовки студента, которая рассчитана на личностный рост обучающихся (как вариант, от функциональной грамотности до профессиональной компетентности).

Исследовательско-аналитическую направленность заявленной стратегии характеризуют: системность (многоуровневость, ориентированная на раскрытие внутренних возможностей студента); целостность и обоснованность используемых технологий подготовки студента; непрерывность (взаимосвязь формируемых компетенций); воссоздаваемость используемых технологий; прогностичность развития личности будущего педагога в образовательном пространстве вуза и школы.

Постепенное усложнение деятельности студента, как известно, осуществляется от курса к курсу, однако следует акцентировать внимание к следующим направлениям развития профессионально-педагогической направленности: по объекту деятельности (от работы с малой группой к работе с группой в целом и каждым студентом в отдельности);по содержанию деятельности(от частичного включения студентов в деятельность по интересам до самостоятельно работы в вузе, школе); по характеру деятельности (от репродуктивно-творческой к творческой с элементами научно-исследовательского поиска).

Диагностические процедуры развития профессионально-педагогической направленности студентамогут носить модульно-уровневый характер: образовательно-развивающий уровень - опыт познания (результат - новые знания); практико-ориентированный уровень - приобретение опыта практической деятельности (результат - мастерство и опыт взапимодействия, профессиональная компетентность); прогностический - активизация творческих способностей студента (результат - жизненное самоопределение, видение себя в профессии и окружающем мире).

В заявленном аспекте важен стажерский (отсроченный по времени) этап, который включает осмысление результатов подготовки студента педвуза (то есть уровня развития профессионально-педагогической направленности педагога). Прежде всего, важно использовать диагностико-развивающие процедуры: каков уровень мотивации к педагогической профессии, каковы возможности учителя для активизация субъектной позиции, а также пути и средства преодоления затруднений; каков уровень осмысленного принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях; наличие опыта самоорганизации и саморазвития в условиях инновационной деятельности.

Выводы. Обращенность к стратегии развития профессионально-педагогической направленности студента педвуза позволяет не только осмыслить накопленный педагогической наукой и практикой опыт подготовки студентов (адаптационно-прогностическая,проектировочно-программная, исследовательско-аналитическая направленность), но и спроектировать пролонгированную взаимосвязь с выпускниками вуза.

Литература:

1. Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. - 1995. - №1. -С. 3-8

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии, 1995. - 352 с.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1988. - 608 с.

5. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / составит. и науч. ред. проф. В.И. Попова; Мин-во образования и науки РФ; Оренб. гос. пед.ун-т. -2-е изд., переработ. и доп. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2013. - 304 с.

6. Ломов, Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений / Б.Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 1079. - С. 6-24

7. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. - М., 1994. - 215 с.

8. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под ред А.А. Бодалева. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 362 с.

9. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 225 с.

10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

11. Щуркова, Н.Е. Педагогические парадоксы / Н.Е. Щуркова. - М.: Издательство ИТРК, 2017. - 120 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Птицына Елена Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); кандидат педагогических наук, доцент Теряева Оксана Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (г. Петрозаводск)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ГЕРОИЧЕСКОГО

НАСЛЕДИЯ

Аннотация. Современная педагогика уделяет важное значение ценностным аспектам духовно-нравственного воспитания. При этом аксиологический подход расширяет основы его содержания, создает условия для личностного развития и саморазвития будущего педагога. В данной статье авторы обращаются к вопросу духовно-нравственного воспитания средствами героического наследия, формирования у будущих педагогов образа героя на примерах прошлого и настоящего. Одной из проблем в развитии духовно-нравственных традиций и патриотизма становится усиление негативных тенденций, когда на смену героям и героическому приходят псевдогерои и псевдоценности. Будущие педагоги должны стать носителями духовных, нравственных и патриотических ценностей, которые в дальнейшем найдут отражение в будущей педагогической деятельности в образовательных учреждениях. При этом, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию в вузе обеспечивает реализацию современной мировоззренческой позиции о созидающей роли будущего педагога. Активизировать перечисленные жизненно важные ценности, найти способы их включения в учебно-воспитательный процесс молодежи возможно через детерминацию ценностного отношения к образу положительного героя. Исследование проводилось на базе Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова и Петрозаводского государственного

университета. По мнению авторов, в рамках духовно-нравственного воспитания важно использовать созидательный потенциал примеров героических поступков, систематически обращаться к подлинным историям реально существовавших людей, которые принимали участие в становлении культурно-образовательного пространства страны. В решении данных задач важно создавать возможности для реализации целостного подхода в единстве учебной и внеучебной деятельности, реализации культурно-просветительских проектов, творческих встреч, волонтерской и концертной деятельности, организации и проведения тематических вечеров, бесед, выездных экскурсий. В выводах авторы обосновывают, что целенаправленная и систематическая работа формированию у будущего педагога образа героя на примерах прошлого и настоящего, показывающая духовно богатого человека может быть использована в современном духовно-нравственном воспитании, и стать результативным для решения задач формирования его личных и профессиональных качеств.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, профессиональная подготовка, будущий педагог, аксиологический подход, героическое наследие, образ героя, высшее педагогическое образование.

Annotation. Modern pedagogy attaches great importance to the value aspects of spiritual and moral education. At the same time, the axiological approach expands the foundations of its content, creates conditions for personal development and self-development of the future teacher. One of the problems in the development of spiritual and moral traditions and patriotism is the strengthening of negative trends, when pseudo-heroes and pseudo-values come to replace heroes and heroic. Future teachers should become carriers of spiritual, moral and patriotic values, which in the future will be reflected in future teaching activities in educational institutions. At the same time, systematic work on spiritual and moral education at the university ensures the implementation of the modern worldview position on the creative role of the future teacher. It is possible to activate the listed vital values, to find ways to include them in the educational process of young people through the determination of a value attitude to the image of a positive hero. The study was conducted on the basis of the Petrozavodsk Glazunov Conservatory and Petrozavodsk State University. According to the authors, within the framework of spiritual and moral education, it is important to use the creative potential of examples of heroic deeds, systematically refer to the true stories of real people who took part in the formation of the cultural and educational space of the country. In solving these tasks, it is important to create opportunities for the implementation of a holistic approach in the unity of educational and extracurricular activities, in the formation of spiritual and moral qualities of students, the implementation of cultural and educational projects, creative meetings, volunteer and concert activities, the organization and holding of thematic evenings, conversations, field trips. In the conclusions, the authors substantiate that purposeful and systematic work on the formation of a future teacher's image of a hero on the examples of the past and present, showing a spiritually rich person, can be used in modern spiritual and moral education, and become effective for solving the problems of forming his personal and professional qualities.

Key words: spiritual and moral education, professional training, future teacher, axiological approach, heroic heritage, hero image, higher pedagogical education.

Введение. В последние годы значительно возрос интерес к формированию высоконравственной личности, ценности героев Отечества, повлекший укрепление общенационального сознания, гражданской позиции, воспитание у молодежи чувства гордости и уважения к культуре и традициям Отечества, изменения в шкале ценностей. В современном общественном сознании по-новому происходит осмысление таких ценностей, как Отечество, патриотизм, героические традиции, верность, долг, честь, достоинство. Следовательно, воспитание обучающихся, в том числе по программам высшего образования, является приоритетной задачей отечественного образования. Цель исследования заключается в раскрытии условий духовно-нравственного воспитания будущего педагога в вузе средствами героического наследия на основе ценностно-смысловых аспектов аксиологического подхода.

Изложение основного материала статьи. Современная педагогика в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в процессе профессиональной подготовки уделяет важное значение ценностным аспектам. Современные образовательные и воспитательные концепции опираются на общечеловеческие ценности, где главной является Человек, деятельность которого определяется общественными установками и личностными потребностями, формированием эмоционально-ценностного отношения к осуществлению разнообразных видов деятельности [6]. При этом, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию в вузе становится основой реализации мировоззренческой позиции о созидающей роли педагога. Исследователи подчеркивают, что для формирования будущего специалиста-педагога важны духовно-нравственные качества и гражданская позиция, так как он сам является носителем и предъявителем декларируемых ценностей.

В будущем педагогу потребуется педагогическое мастерство, способное сформировать сознание, чувства, поведение воспитанников, уважение к утраченным ценностям, оживить «души прекрасные порывы». Особенностью отечественного духовно-нравственного воспитания является акцентирование внимание на соотношении духовной, нравственной и патриотической составляющей. Духовно-нравственное воспитание понимается как осознание личностью позитивно-ценностных ориентиров, социально значимых процессов и явлений, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности и поведении, готовность служить Отечеству.

Однако одной из проблем в развитии духовно-нравственных традиций и патриотизма становится усиление негативных тенденций, в т.ч. дегероизация, когда на смену героям и героическому приходят псевдогерои, псевдоценности, псевдоидеалы и именно их, руководствуясь коммерциализацией, активно распространяют современные сферы влияния на духовный мир молодежи: «Существенной стороной в содержании массовой культуры является и дегероизация, при которой прежние герои реальной жизни, художественных литературных произведений, кино, телевидения подвергаются табуированию или осмеянию. Это рвет традицию, нарушает связь времен, обостряет проблему отцов и детей, а при проекции в будущее - воспитывает поколение, которое заранее будет обречено на неуважение к предыдущему поколению и к своей стране» [4].

В образовательном процессе вуза обращение к образу героя и героическому как фактору воспитания будущих преподавателей, несмотря на востребованность внимания к подобным проблемам, в последние десятилетия оказались недостаточно развито. Выбор и утверждение позитивного отношения к героическим поступкам, ориентация личности на духовно-нравственные приоритеты позволяет обеспечить необходимый динамизм и устойчивость передачи аксиологических доминант: «Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности» [5].

Духовность обеспечивает преемственность устойчивых нравственных традиций, транслируемых педагогом: «Вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в мире, он рассыпается, образуя население, организуемую извне массу» [2]. Еще одно важное условие - «объективация механизмов духовно-нравственного развития личности», ориентировано на героико-патриотическое воспитание». В этой связи В.И. Лесняк рассматривает становление личности «с позиции выбора ею индивидуального жизненного пути, приобщения к своей

стране, своему народу, профессиональному этносу и наличия соответствующих мотивационно-смысловых образований» [1].

Положительные образы героя являются образцом для подражания и выполняют ценностно-ориентирующие функции, способствуют формированию у молодежи общественно значимых качеств. Создание условий для самоопределения будущего педагога предполагает переосмысление и включение в новый образовательный контекст реальных героических примеров и образцов самоотверженного служения на благо человека и Отечества, представления о патриотизме, идеале, понимания роли героических примеров в современных условиях.

Поиск путей формирования личности с устойчивой системой нравственных ориентиров во многом приводит к осознанию ценности положительного образа героя в качестве оценочного понятия, характерного для российского менталитета. Именно ценности детерминируют отношение личности к окружающему миру и самому себе. Аксиологический подход изменяет содержание взаимодействия преподавателя и студента, а процесс обучения выступает как совместная деятельность, сотрудничество, при котором вырабатывается ценностное отношение к педагогической деятельности, создаются и вырабатываются механизмы их решения поставленных целей и задач в процессе совместного поиска [6].

И.Я. Мурзина и С.В. Казакова рассматриваю перспективы воспитательной деятельности как «готовности делать сознательный выбор в культурных ценностей, обеспечивающей необходимую пластичность личности и толерантность в коммуникациях» [3]. Такое понимание представляется нам наиболее целесообразным в отношении анализа особенностей духовно-нравственного воспитания будущих педагогов. В системе высшего образования реализуются универсальные компетенции, связанные с умением анализировать социально значимые проблемы, осмысливать события и явления истории, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. Предполагается, что будущие педагоги станут носителями духовных, нравственных и патриотических ценностей, которые сохраняются и передаются каждому следующему поколению, находят свое отражение в будущей педагогической деятельности в образовательных учреждениях разного типа и вида, в культурно-просветительской деятельности. Активизировать перечисленные жизненно важные ценности, найти способы их включения в учебно-воспитательный процесс молодежи возможно через детерминацию ценностного отношения к образу положительного героя.

Наряду с выявлением значения героического в личности рекомендуется развивать мотивационно-деятельностное направление, предполагающее «обогащение представлений и освоение понятий в единстве когнитивного, эмоционального и практического опыта; вовлечение будущего педагога в различные виды познавательной, практической и социальной деятельности» [7]. Сегодня процесс формирования духовно-нравственных ценностей студентов не ограничивается только гуманитарными дисциплинами, он охватывает более широкий круг социальных и культурных пространств, в которых происходит выработка профессиональных установок. Процесс приема и преобразования информации постепенно сменился новым способом освоения мира - виртуальным через интернет-коммуникации. Очевидно, что переоценке подвергаются профессиональные ценности. Подобная ситуация - вызов времени, и педагог, понимающий всю сложность происходящего должен адекватно реагировать на современные процессы, и не пытаться противостоять, а последовательно разбирать и анализировать навязанные масс-медийным пространством маргинальные проявления.

Поэтому в рамках духовно-нравственного воспитания важно использование созидательного потенциала примеров героических поступков в воспитании будущего профессионала и для реализации данной цели - обращения к подлинным историям реально существовавших людей, которые принимали участие в становлении культурно-образовательного пространства. Особое внимание уделяется использованию форм воспитательной работы, предполагающих деятельность по созданию творческой продукции, написание сценариев, презентаций, видеороликов, передачи знаний и информации об искусстве зрительской аудитории с использованием информационно-коммуникационных технологий. Результаты проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию будущего учителя в вузе на основе ценностно-смысловых аспектов аксиологического подхода позволяют нам сформулировать педагогические условия.

1. Образовательный процесс вуза выстраивается как специально организованное ценностно-ориентационное пространство, что позволит студентам понять и осознать нравственные ценности. Таким образом, студенты в процессе ценностно-ориентационной деятельности самостоятельно определяют значимость ценностей для себя.

2. Обеспечение комплексного междисциплинарного содержания и учебного сопровождения с опорой на интересы и потребности студентов.

3. Организация занятий с опорой на субъективно значимый духовно-нравственный материал, активизации эмоционального отношения студентов к образу героя средствами героического наследия. Субъект-субъектное взаимодействие с опорой на нравственную сторону способствует формированию понимания героического наследия.

Работа по духовно-нравственному воспитанию будущего педагога в вузе должна быть основана на следующих позициях: а) создание условий для развития студента - будущего педагога как активного и деятельного субъекта, а также его психолого-педагогического сопровождения; б) опора на ценностные ориентиры студента, обеспечивающего его готовность к самостоятельной педагогической деятельности; в) участие студентов в практикоориентированной, культурно-просветительской, патриотической деятельности (освоение ролей исследователя, организатора, сценариста, ведущего, исполнителя, монтажера).

В осуществлении интегративного комплекса используются методы, способствующие духовно-нравственном развитию обучающихся на основе героического наследия:

- воспитание на примере личностей, жизнь и деятельность которых оказали неоценимое влияние на развитие искусства;

- введение в содержание лекций и индивидуальных занятий исторического, культурного и социального контекста;

- включение студентов волонтерскую, концертную деятельность, направленную на помощь другим людям;

- организация и проведение тематических вечеров, бесед, выездных экскурсий, туристических поездок.

В качестве примера приведем мультимедийный просветительский проект «Они делали историю: педагоги консерватории - участники великих событий Отечества. Хранить постоянно». Данный проект был реализован в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова и Петрозаводском государственном университете. Его целью стало создание мультимедийного фильма о преподавателях-ветеранах консерватории (А.М. Айзенштадт, М.Я. Болотова, Ю.А. Большиянов, Ю.А. Левашев, И.М. Рензин), для просмотра на уроках, классных часах, творческих мероприятиях.

Подлинные герои стояли у истоков основания учебного заведения, защищали Родину на фронтах Великой Отечественной войны, выступали на фронте, воспитали не одно поколение талантливых педагогов и музыкантов. Основной формой проектирования проекта стал выпуск видеофильма, размещение его в Rutube (российском онлайн-сервисе для хостинга и просмотра видео), информационное сопровождение в интернет-пространстве, фоторепортажи, пресс-конференции, рекомендации для пробуждения у зрительской аудитории чувства гордости, и сохранения памяти об истории и героях нашей страны.

В процессе разработки к проекту присоединились студенты, специалисты и педагоги музыкальных учебных заведении России. Реализация мультимедийного культурно-просветительского проекта была нацелена на развитие умений анализировать и осмысливать будущим педагогом социальные проблемы, исторические события и явления. Примеры подлинных участников исторических событий, их труд объединяют героев фильма и обладает высоким воспитательным потенциалом.

В продолжение этого мероприятия студенты 4 курса вышеобозначеных вузов, под руководством авторов, разработали цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения: «Ценностная основа будущего учителя в современном вузе» (семинар-практикум); «Разговор о поступках: что такое хорошо, а что такое плохо» (классный час); «Семья - основа духовно-нравственного воспитания Человека» (творческая мастерская), «Герой глазами разных поколений» (семинар), «Воин чудесный на белом коне» (урок-путешествие), «Самый большой подвиг - защита Отечества» (семинар-практикум). Данные занятия были проведены для студентов младших курсов, а также для старшеклассников общеобразовательных школ г.Петрозаводска: МОУ «Лицей № 13», МОУ «Лицей № 40», Специализированная школа искусств. Систематичная работа по духовно-нравственному воспитанию будущего педагога повышает ценностно-смысловые аспекты образовательного процесса.

Выводы. Гуманистический аспект духовно-нравственного воспитания будущего педагога на основе аксиологического подхода приобретает особую значимость в связи с ростом потребности в активной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Таким образом, работа по формированию у будущего педагога образа героя на примерах прошлого и настоящего, показывающая духовно богатого человека может быть использована в современном духовно-нравственном воспитании. В процессе обучения создаются возможности для реализации интегративного комплекса по формированию духовно-нравственных качеств объединяет преподавание дисциплин гуманитарного цикла и реализацию культурно-просветительских проектов, творческих встреч, организацию работы историко-краеведческого клуба.

Литература:

1. Зырянов, С.Г. Современный российский патриотизм: Основные подходы к интерпретации / С.Г. Зырянов, В.И. Лесняк / Социум и власть. - 2013. - № 2 (40). - С. 11-16

2. Кудимова, Т.В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования / Т.В. Кудимова // Образование и воспитание. - 2016. - С. 79-81

3. Мурзина, И.Я. Перспективные направления патриотического воспитания / И.Я. Мурзина, С.В. Казакова // Образование и наука. - 2019. - №2. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/perspektivnye-napravleniya-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 24.01.2023)

4. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации / Н.Д. Никандров // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 8-17

5. Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном аспекте современного образования / Т.И. Петракова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 15-20

6. Птицына, Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода / Е.В. Птицына, Т.И. Березина, Е.Н. Федорова, М.С. Москаленко // Современные наукоемкие технологии. - 2023. -№ 1. - С. 146-150. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39512 (дата обращения: 12.01.2023)

7. Теряева, О.А. Генезис ценностного отношения к образу героя как основе духовно-нравственного воспитания / О.А. Теряева // Технологическое и художественное образование: проблемы и перспективы: электронный сборник научных статей, посвященный 60-летию высшего технологического и художественного образования. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2022. - С. 57-62

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Рагимханова Лариса Камедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Абдуллаева Азиза Алибековна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Никатуева Зайнаб Шахбановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассмотрен потенциал внедрения проектной деятельности на дополнительных занятиях по английскому языку. Внеклассная работа традиционно считается важной составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, то ее организация и проведение в современных условиях требует творческого подхода и нестандартных решений. Рассмотрены определенные характеристики по применению метода проектов, предложенные Е.С. Полат. Показана роль учителя во время работы над проектом, так как он не только осуществляет контроль школьников и их конечных продуктов, но и становится одним из участников коллектива и может выполнять разные роли. Автор пришел к выводу, что хорошо продуманная и детально спланированная внеклассная работа улучшает уровень владения иностранного языка и мотивирует учащихся изучать историю, географию и культуру страны, язык которой изучается.

Ключевые слова: потенциал, внедрение, проектная деятельность, дополнительные занятия, английский язык, педагог.

Annotation. The paper examines the potential implementation of project activities in the extracurricular activities in the English language. Extracurricular activities are traditionally considered to be an important component of the educational process in general education schools, its organization and implementation in modern conditions requires a creative approach and non-standard solutions. The role of the teacher during the project work is shown, as he/she not only supervises the students and their final products, but also becomes one of the participants of the team and can play different roles. The author has come to the conclusion that a well-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.