Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

ЭТНОКУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирьянова Ирина Аксановна, Михайлова Алла Григорьевна

Цель - рассмотреть проблему духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе. Объект исследования - духовно-нравственное воспитание студентов. Предмет - этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания. Задачи: изучить проблемы духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе; раскрыть значение понятий духовно-нравственное воспитание, этнокультура с учетом представлений о сути духовно-нравственного воспитания и самовоспитания; обозначить пути развития духовно-нравственного потенциала студентов. Методологическую основу исследования составили фундаментальные труды классиков педагогической науки. Анализ, опирающийся на проверенный исторической практикой научный потенциал, с одной стороны, способствует объективной оценке генезиса духовно-нравственного воспитания, осмыслению феномена в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, позволяет выявить: 1) педагогические возможности этнокультуры, хранящей ценностные ориентиры и жизненные смыслы; 2) целесообразность ее включения в систему духовно-нравственного воспитания в социокультурных условиях. Научная новизна состоит в выявлении роли этнокультуры в системе духовно-нравственного воспитания молодежи, обусловленной конкретными культурно-историческими условиями страны с опорой на бесценный опыт жизни народа и находящей свое выражение в требованиях к отбору содержания духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты позволяют конкретизировать возможности использования образовательного и воспитательного потенциала внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании студентов. Практическая значимость заключается в определении педагогических условий развития духовно-нравственного потенциала студентов с учетом возможностей этнокультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирьянова Ирина Аксановна, Михайлова Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC CULTURE IN THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

The article introduces the history and prospects of spiritual and moral education. The authors identified the pedagogical possibilities of ethnic culture and its inclusion in the system of spiritual and moral education. The analysis was based on the scientific potential proven by historical practice. It provided an objective assessment of the genesis of spiritual and moral education in its dynamics. As a pedagogical tool, ethnic culture is a treasure trove of moral and ethical value orientations and life meanings. The article clarifies the concepts of spiritual and moral education and ethnic culture, as well as identifies the ways of developing the spiritual and moral potential of university students. The research relied on the fundamental standards developed by the leading educationalists. It identified the place of ethnic culture in the system of spiritual and moral education developed by the specific cultural and historical conditions and based on the invaluable experience of the life of the people. Ethnic culture finds its expression in the requirements for the content of spiritual and moral education. The research makes it possible to use the academic and educational potential of extracurricular activities in the spiritual and moral education of university students.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

ВЕСТНИК

Закирьянова И. А., Михайлова А. Г

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА -

серия: гуманитарные и общественные науки Этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания

оригинальная статья

Этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания

Закирьянова Ирина Аксановна Михайлова Алла Григорьевна

Черноморское высшее военно-морское Орденов Нахимова Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь

и Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, https://orcid.org/0000-0002-9419-543X

Россия, Севастополь steba1971@mail.ru

Поступила 21.07.2022. Принята после рецензирования 11.11.2022. Принята в печать 14.11.2022.

Аннотация: Цель - рассмотреть проблему духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе. Объект исследования - духовно-нравственное воспитание студентов. Предмет - этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания. Задачи: изучить проблемы духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе; раскрыть значение понятий духовно-нравственное воспитание, этнокультура с учетом представлений о сути духовно-нравственного воспитания и самовоспитания; обозначить пути развития духовно-нравственного потенциала студентов. Методологическую основу исследования составили фундаментальные труды классиков педагогической науки. Анализ, опирающийся на проверенный исторической практикой научный потенциал, с одной стороны, способствует объективной оценке генезиса духовно-нравственного воспитания, осмыслению феномена в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, позволяет выявить: 1) педагогические возможности этнокультуры, хранящей ценностные ориентиры и жизненные смыслы; 2) целесообразность ее включения в систему духовно-нравственного воспитания в социокультурных условиях. Научная новизна состоит в выявлении роли этнокультуры в системе духовно-нравственного воспитания молодежи, обусловленной конкретными культурно-историческими условиями страны с опорой на бесценный опыт жизни народа и находящей свое выражение в требованиях к отбору содержания духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты позволяют конкретизировать возможности использования образовательного и воспитательного потенциала внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании студентов. Практическая значимость заключается в определении педагогических условий развития духовно-нравственного потенциала студентов с учетом возможностей этнокультуры.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, этнокультурные традиции, национальная самобытность, о аксиологический потенциал, принцип природосообразности, ответственность

Цитирование: Закирьянова И. А., Михайлова А. Г. Этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания. о

г

я

Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 1. С. 21-29. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-1-21-29

full article

Ethnic Culture in the System of Spiritual and Moral Education

Abstract: The article introduces the history and prospects of spiritual and moral education. The authors identified the pedagogical

tm

X 5

Irina A. Zakiryanova Alla G. Mikhaylova a

P. S. Nakhimov Black Sea Higher Naval School, Russia, Sevastopol Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

https://orcid.org/0000-0002-9419-543X

©

steba1971@mail.ru e

C

Received 21 Jul 2022. Accepted after peer review 11 Nov 2022. Accepted for publication 14 Nov 2022. u

O

>

possibilities of ethnic culture and its inclusion in the system of spiritual and moral education. The analysis was based

on the scientific potential proven by historical practice. It provided an objective assessment of the genesis of spiritual and moral a

O

education in its dynamics. As a pedagogical tool, ethnic culture is a treasure trove of moral and ethical value orientations and life meanings. The article clarifies the concepts of spiritual and moral education and ethnic culture, as well as identifies

the ways of developing the spiritual and moral potential of university students. The research relied on the fundamental standards и

developed by the leading educationalists. It identified the place of ethnic culture in the system of spiritual and moral education >

developed by the specific cultural and historical conditions and based on the invaluable experience of the life of the people. о

Ethnic culture finds its expression in the requirements for the content of spiritual and moral education. The research makes а

it possible to use the academic and educational potential of extracurricular activities in the spiritual and moral education U

of university students. я

© 2023. Автор(ы). Статья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License 21

Ethnic culture in the System of Spiritual and Moral Education

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

Keywords: spiritual and moral education, ethno-cultural traditions, national identity, axiological potential, principle of conformity to nature, responsibility

Citation: Zakiryanova I. A., Mikhaylova A. G. Ethnic culture in the System of Spiritual and Moral Education. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2023, 7(1): 21-29. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-1-21-29

2 О

S <

и э

Q

И

>

Ен

сл ci

W

>

£ D

О

>

a

о j

о

К

и

W

Ен

Q

<

>

a

о j

о Q О К Ен W

Введение

В течение двух последних десятилетий педагогическая наука переживает кризис, связанный не просто с совершенствованием традиционной образовательной практики в условиях перехода на современные информационные технологии, а с поиском и становлением новых представлений о сущности и месте образования в жизни общества XXI в. [1].

При этом все более актуальным становится развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся, реализуемое в процессе освоения и принятия ими системы базовых этнокультурных ценностей, носителями которых являются многонациональный народ РФ, государство, культурно-образовательные учреждения и в первую очередь семья. Текущей тенденцией развития высшего образования является аксиологизация как ключевой компонент гуманизации процесса обучения [2].

Такое развитие, на наш взгляд, в значительной мере реализуется под влиянием особенностей, связанных с наличными ценностями. Это, прежде всего, историческое и культурное наследие, т.к. невозможно изолироваться от векового и даже тысячелетнего человеческого опыта, вобравшего в себя все значимое из прошлого, не осознавая своей обусловленности им; это и наличная система ценностей человека. В этом плане актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания есть результат отражения реальных процессов -как общественных, так и образовательных. Потребности в разрешении противоречия между традиционными формами взаимоотношений и обрушившейся информационной лавиной, в понимании разнообразия целей жизнедеятельности, в определении нового системообразующего центра, который позволил бы обеспечить целостное восприятие происходящего, - все это обусловливает необходимость обращения к духовно-нравственному воспитанию как значимой составляющей воспитания человека. Неотъемлемым элементом гуманистических ценностей воспитания и образования выступает человек как главная ценность. Развитие ценностного самоопределения личности - основная цель образовательного процесса [2].

Методологическую основу исследования составили фундаментальные труды зарубежных (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег) и отечественных (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, И. Ф. Богданович, И. В. Киреевский, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин, В. В. Розанов, К. Н. Венцель, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Г. Н. Волков и др.) классиков педагогической науки. Существенные результаты осмысления

обозначенной проблемы, содержащиеся в работах этих исследователей, приводят к осознанию необходимости духовно-нравственного воспитания, актуальность которого остро ощущается в настоящее время. Каковы пути его реализации? Ответ, на наш взгляд, содержится в том, что О. В. Долженко характеризует как «единство природного и духовного, включенного в контекст прошлого, который в значительной мере определяется состоянием той семьи и среды, в которой человек вырос» [1, с. 19]. Иными словами, реализация духовно-нравственного воспитания в современных условиях предполагает освоение новыми поколениями нравственного опыта старших поколений, т.е. тех морально-этических ценностей, принципов, норм и правил жизни, которые влияют на формирование духовной, эмоциональной, мировоззренческой и поведенческой сфер жизнедеятельности человека.

Необходимость обращения к духовно-нравственному воспитанию обусловлена потребностью в разрешении противоречия между традиционными формами взаимоотношений и обрушившейся на молодых людей в условиях всеобщей глобализации информацией. Существенные результаты осмысления проблемы духовно-нравственного воспитания в современных социокультурных условиях содержатся в работах [1; 3-7]. Большое внимание авторы уделяют определению ценностно-смысловых ориентиров духовно-нравственного воспитания на основе исторической и культурной преемственности, традиций народов России. Развитие аксиологического потенциала личности студента отражено в работах [8-10].

В качестве методов исследования использовались анализ философской, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; сравнение и сопоставление; обобщение передового педагогического опыта о реализации духовно-нравственного воспитания в современных социокультурных условиях.

Вопросами развития духовно-нравственного потенциала личности занимались многие отечественные ученые, однако отсутствует специальное исследование, посвященное определению влияния этнокультуры в развитии аксиологического потенциала личности. Это позволяет сформулировать проблему: какова роль этнокультуры в системе духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе?

Цель - рассмотреть проблему духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе. Подобный анализ, опирающийся на проверенный исторической практикой научный потенциал, с одной

ВЕСТНИК

кемеровского государственного университета серия: гуманитарные и общественные науки

стороны, способствует объективной оценке генезиса духовно-нравственного воспитания, осмыслению данного феномена в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, позволяет выявить педагогические возможности этнокультуры - поистине сокровищницы, хранящей ценностные ориентиры и жизненные смыслы (морально-этические ценности, принципы, нормы, правила поведения, образ жизни), а также целесообразность ее включения в систему духовно-нравственного воспитания в социокультурных условиях. Объектом исследования является процесс духовно-нравственного развития студентов. Предметом - этнокультурное развитие личности.

В соответствии с целью, объектом и предметом поставлены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть проблемы духовно-нравственного воспитания в исторической ретроспективе и перспективе;

2) проанализировать понятия духовно-нравственное воспитание, этнокультура на основе представлений о сути духовно-нравственного воспитания и самовоспитания;

3) определить пути развития духовно-нравственного потенциала студентов с учетом возможностей этнокультуры.

Научная новизна исследования определяется тем, что обозначена роль этнокультуры в системе духовно-нравственного воспитания молодежи. Эта система обусловлена конкретными культурно-историческими условиями страны с опорой на бесценный опыт жизни народа и находит свое выражение в требованиях к отбору содержания духовно-нравственного воспитания.

Теоретическая значимость состоит в конкретизации возможностей использования образовательного и воспитательного потенциала внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании студентов.

Практическая значимость заключается в том, что определены педагогические условия развития духовно-нравственного потенциала студентов с учетом возможностей этнокультуры, обозначены возможности их использования участниками образовательного процесса, преподавателями дополнительного образования для решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Учет специфических факторов содержания духовно-нравственного воспитания в условиях внеурочной деятельности будет содействовать осознанному подходу к отбору мероприятий, принятию во внимание сущности содержания воспитания в целом.

Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания

Попытки научного объяснения специфики духовно-нравственного воспитания, его целей и задач встречаются в философских системах Древней Греции. Так, Аристотель, обращая внимание на воспитание, отмечал, что быть моральным означает поступать добродетельно по отношению к другим. Первым в древней философии, кто обратил

внимание на внутренний мир человека, был Демокрит. Он считал, что быть порядочным человеком значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого другим. Сократ связывал духовно-нравственное воспитание с самовоспитанием и самосовершенствованием - процессами, продолжающимися в течение всей жизни человека. Прежде чем стать регуляторами поведения людей в обществе, моральные нормы должны быть обоснованы с помощью разума человека. Согласно Платону, духовно-нравственное воспитание призвано лишь раскрыть то, что изначально заложено в человеке. Суть духовно-нравственного воспитания он видел в том, что настоящий гражданин должен руководствоваться не только личным благом, но и интересами своего государства.

Решительный поворот в анализе проблемы духовно-нравственного воспитания связан с естественно-научным толкованием морали Р. Декартом, утверждавшим, что «рычаги управления» присутствуют в самом человеке. Мораль является своеобразным инструментом для выбора полезных для человека страстей, защиты его от чрезмерной эмоциональности.

Большую роль в развитии представлений о сути духовно-нравственного воспитания и самовоспитания сыграл Я. А. Коменский. Согласно обоснованному им принципу природосообразности в воспитании, человек - это автономная природная система с присущими ей закономерностями, влияющими на формирование морали. Особую роль при этом чешский педагог отводил значению личного примера в духовно-нравственном воспитании. Идеи Я. А. Коменского не потеряли актуальности и в наше время. Его последователями были философы-гуманисты Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег. Мысль о целесообразности создания наставником воспитывающих жизненных ситуаций впервые в истории этической мысли высказал Дж. Локк [11]. Сам процесс воспитания трактовался им как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, при этом философ определял личные качества воспитателя как важнейшее условие духовно-нравственного воспитания.

Ж.-Ж. Руссо в работе «Эмиль, или О воспитании» выявил три основных фактора воспитания, которые влияют на ребенка: природу («воспитание со стороны природы»), людей («воспитание со стороны людей») и вещи («воспитание со стороны вещей»). С точки зрения И. Г. Песталоцци, существенное влияние на духовно-нравственное воспитание оказывает естественная среда: язык народа, религия, традиции семейного воспитания, уклад народной жизни, основанный на искренности, любви и доверительности. Стержнем воспитания является любовь к матери. Впоследствии нравственная личность переносит это чувство на свой народ и на все человечество. Идеи И. Г. Песталоцци о духовно-нравственном воспитании молодежи в соответствии с конкретными культурно-историческими условиями страны с опорой на бесценный опыт жизни ее народа получили дальнейшее творческое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м н о й о я о 1-п

к я

н м

х к о й о 1-п

к

я

я

13

о ф

м

п п

к о к а я сг к о 1-п

о о

и

13

а

ш О оз а к

к я

Ethnic culture in the System of Spiritual and Moral Education

2

0

£ <

и Э Q

И

>

Ен

01

w

j>

£ D

О

>

a

о j

о ас

и w Ен

Q

<

>

a

о j

о Q О

ас

EH

w

развитие в педагогическом наследии Ф. А. В. Дистервега. По его мнению, воспитание должно осуществляться сообразно той среде, в которой формируется каждый человек [11].

В России до XVIII в. духовно-нравственное воспитание осуществлялось на религиозной (православной) почве. Мысли о необходимости формирования у молодых поколений милосердия, сострадания, почитания старших, заботы о слабых нашли отражение в «Повести временных лет» (конец XI - начало XII в.), в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (XII в.).

Ценным источником сведений о традициях, обычаях, влияющих на духовно-нравственное развитие детей и взрослых, является памятник русской литературы XVI в. «Домострой» - руководство для спасения семьи и государства, не потерявшее своей актуальности и в настоящее время: «учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушными да покорными, к средним - дружелюбными, к младшим и убогим - приветливыми и милостивыми»1. «Домострой» - это не просто собрание правил и установок. Это вполне рациональная основа жизни человека, причем в обществе, в котором порой отсутствует рациональная система взглядов. В данном случае обращение к культурному наследию, непреходящим ценностям, заложенным в веками создаваемых народом традициях и обычаях; их сохранение в рамках нового может стать тем регулирующим и объединяющим началом в процессе поиска и становления новых представлений о сущности и месте образования в жизни современного общества, о роли духовно-нравственного воспитания молодежи.

Смена мировоззренческих ориентиров и ценностей сопряжена с научной, педагогической и литературной деятельностью М. В. Ломоносова. Согласно «Проекту регламента Академической гимназии», созданному М. В. Ломоносовым, отношения между учителями и учениками, как и межгрупповые отношения между учениками, должны быть основаны на взаимоуважении и доброжелательности2.

Разработке некоторых теоретических аспектов проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения посвящены работы Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, И. В. Киреевского, В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др.

Зарубежные ученые также рассматривали вопросы развития нравственных качеств человека [12-16]. Ь. О. Т. de Оегопе и Р. и. К. Bаtаgliа отмечали, что взаимосвязь между духовностью, нравственностью и влиянием педагогов отражается в поисках целостного и общечеловеческого образования. В религиозном воспитании присутствуют

общечеловеческие ценности с нравственными последствиями, такие как уважение, братство, солидарность, благополучие [17]. 7. №вгоИаЫ et а1. [12], А. М. БЬаг^та et а1. [18] установили, что в образовании на духовность как на необходимость повышения качества обучения влияют различные личностные, социальные, религиозные и культурные факторы. Т. Г. Русакова [19] и И. А. Соловцова [20] изучали факторы формирования и обогащения духовного опыта. С. БоеЬп^ исследовал роль духовной и моральной борьбы, влияющей на здоровье и благополучие людей [21].

И. А. Соловцова полагает, что для определения содержания духовно-нравственного воспитания молодежи применяется гуманитарный подход. Принцип культуро-сообразности в рамках данного подхода означает необходимость учета характеристик этнокультуры: символичности, уникальности и динамизма. На первый план выдвигаются духовно-нравственная жизнь молодого человека, необходимость создания условий для обращения к ценностям этнокультуры [20].

По мнению Н. И. Новикова, только духовно-нравственный, выросший в атмосфере любви и впитавший правильный пример родителей ребенок может стать достойным гражданином своего Отечества [22, с. 105].

Основной задачей воспитания, по мнению А. Н. Радищева, является воспитание человека высокой нравственности, патриота своей родины. О наличии нравственных качеств патриотизма и гражданственности также рассуждал Н. М. Карамзин [23, с. 45].

В труде «О воспитании юношества» (1807) И. Ф. Богданович одним из первых изложил выдержанную в национальном духе систему воспитания русского юношества. В книге он раскрыл достоинства воспитания и обучения, основанного на знании родного языка, географии и истории Отечества, на вере и обычаях своего народа: «Известно, что нравы, обычаи... имеют свои национальные оттенки, которые всегда остаются оригинальными; следственно, не лучше ль нам применяться к оным, нежели худою копиею? Мне скажут, благонравие принадлежит вообще всем народам. Сие неоспоримо: правила благонравия везде и всегда одинаковы. Мешает ли общему благонравию национальный характер? Он не только безобразит, но собственными чертами ума и сердца дает каждому ясное понятие о том, что принадлежит ему, что отличает его от прочих народов» [24, с. 13]. Таким образом, И. Ф. Богданович, не умаляя значение Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других известных зарубежных философов, убеждает, что у русского народа свои национальные черты, которые нужно учитывать в воспитании не только дворянских детей. Его программа воспитания юношества, формирования высоких представлений о любви к своим корням, языку, родной

1 Домострой. Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2000. Т. 10: XVI век. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5145 (дата обращения: 20.01.2022).

2 Ломоносов М. В. 1758 марта 24 - мая 27. Проект регламента Академической гимназии. Полное собрание сочинений. Т. 9: Служебные документы. 1742-1765 гг. М.-Л.: АН СССР, 1955. С. 477-523.

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

земле, традициям и обычаям своего народа, о чувстве долга и человеческого достоинства, являясь основанием национального воспитания, остается единственным комплексным исследованием проблемы формирования этнокультурной идентичности у молодежи в первой половине XIX в.

Разграничивая логическое и нравственное (внутреннее) просвещение, И. В. Киреевский предостерегал педагогов, что простое накопление знаний и прогресс наук не в состоянии улучшить человеческие отношения в существенном нравственном смысле [25].

По мнению В. Г. Белинского, родительская любовь, духовная связь родителей и детей, внимание родителей к внутреннему миру ребенка во многом способствуют его нравственному и духовному воспитанию [26, с. 198].

Становление духовно-нравственных качеств и гуманистических начал, с точки зрения Н. И. Пирогова, должно быть приоритетным направлением в воспитании новых поколений [27].

В основании педагогической концепции Л. Н. Толстого -духовно-нравственное развитие личности, которое предполагает прежде всего развитие ответственности человека по отношению к самому себе. Отстаиваемая писателем идея свободного развития призвана удовлетворить свойственную каждому человеку духовно-нравственную потребность узнать свои корни, чтобы найти дорогу к самому себе [28].

Весомый вклад в рассмотрение проблемы духовно-нравственного воспитания внес основоположник национального гуманистического направления в педагогике К. Д. Ушинский. Духовно-нравственное воспитание сопряжено с развитием гуманности, правдивости, честности, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и чувства собственного достоинства. Высказывания о том, что «каждый народ имеет свой особенный идеал человека» [5, с. 122], который он реализует «в своей особенной национальной системе воспитания» [5, с. 165], созданной характером и историей народа, находим в статье «О народности в общественном воспитании» (1857): для каждого народа характерна народность как особое духовное образование, результат исторической жизни нации. В нем отражены миросозерцание, мировосприятие, представления о ценностях, духовный опыт народа, стремление и желание сохранить свое «Я» [5]. По мнению К. Д. Ушинского, только народное воспитание, складывавшееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость [5, с. 482], а приобщение к культурному богатству народа, накопленному творческими усилиями его славных представителей, является условием нравственного и духовного развития личности.

Изучение педагогического и методического наследия В. И. Водовозова («Русская народная педагогика» (1861), «Идеал народного учителя» (1864), «Поэтические образы в русских народных песнях и пословицах» (1867), «Рассказы о том, что у нас сохранилось по народной памяти и по грамоте» (1869)) позволяет сделать вывод, что без обращения к народному опыту, народным культурным

ценностям нельзя обеспечить подлинное гуманитарное образование, т. е. образование человека [29]. Первостепенная цель воспитания сводится к развитию высоконравственной личности, которая в жизнедеятельности руководствуется прежде всего интересами своего народа [29].

В работах «Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии» (1857-1858), «Из истории воспитания в России в начале XIX столетия» (1878), «Заметки о русской школе. Чего не досказали нам немецкие педагоги» (1881), «Наша семья и ее исторические судьбы» (1884) педагога, общественного деятеля и просветителя

B. Я. Стоюнина [7] отдан приоритет воспитанию на основе народных традиций через осознание учащимися «нравственной связи с народом», а также развитию творческих способностей молодежи, их национального самосознания с целью воспитания достойных людей, полезных своей стране. Так, в «Заметках о русской школе. Чего не досказали нам немецкие педагоги» В. Я. Стоюнин утверждает, что народная школа обязана воспитывать не «человека вообще», а гражданина своего Отечества [7, с. 155]. Сформулированные В. Я. Стоюниным положения о создании целостной воспитательной системы, направленной на сохранение и развитие национальной самобытности, способствующей подготовке молодежи к реальной жизни, несомненно, ценны при решении проблемы духовно-нравственного воспитания молодых людей на основе приобщения к культурному и историческому наследию своего народа.

Вопросам духовно-нравственного воспитания, основанного на культурных традициях народа, на почитании истории своего народа, на поклонении героям прошлого, посвящены работы В. В. Розанова «Афоризмы и наблюдения» (1894), «Сумерки просвещения» (1899), а также статьи, которые относятся в основном к 1899 г.: «Педагогические трафаретки», «Три главные принципа образования», «Город и школа», «Беспочвенность русской школы», «Семья как истинная школа», «О гимназической реформе 70-х годов» и др. В приобщении к культурным ценностям своего народа, к его традициям видит В. В. Розанов смысл духовно-нравственного воспитания, формирования личности, которое осуществляется в пределах национальной культурной среды [30].

Начало ХХ в. отмечено гуманистическими педагогическими концепциями, основоположниками которых являются К. Н. Вентцель и С. Т. Шацкий. Цель духовно-нравственного воспитания К. Н. Вентцель видел в развитии лучших человеческих устремлений. По мнению

C. Т. Шацкого, духовно-нравственное и трудовое развитие ребенка находятся в неразрывном единстве [31, с. 30]. В своей педагогической деятельности в качестве одного из воспитательных воздействий на личность воспитанников он взял за основу изучение сущности старых народных обрядов, обычаев, форм их организации и проведения, чтобы создать новые трудовые обряды с новым содержанием [32].

м н о й о я о 1-п К я

н м

х к о я о 1-п К я

я

13

о ф

м п п К о к а я сг к о in о

о и тэ

а

OJ

О Ш

а к к я

Ethnic culture in the System of Spiritual and Moral Education

2

0

Eh <

и Э Q

И

>

Ен

01

w

j>

£ D

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

>

a

о j

о ас

и w Ен

Q

<

>

a

о j

о Q О

ас

EH

w

На основе переосмысления народных традиций в колонии и коммуне, созданными А. С. Макаренко, получали новую жизнь трудовые традиции, традиции семейного (коллективного) воспитания, являющиеся действенным фактором духовно-нравственного воспитания молодого поколения. С 1917 г. важнейшими нравственными идеалами и ценностями стали интернационализм, трудолюбие, коллективизм (А. С. Макаренко), а также патриотизм, готовность к самопожертвованию в интересах Родины, героизм, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны [31, с. 30].

В творческом наследии В. А. Сухомлинского отчетливо прослеживается идея К. Д. Ушинского о необходимости сохранения народной самобытности, многовековой национальной культуры как духовной сокровищницы народа, имеющей огромный педагогический потенциал для решения проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи [33]. В. А. Сухомлинский на практике доказал, что реализация идеи духовно-нравственного воспитания возможна лишь в условиях подлинно народной системы образования [5].

Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания в советский период показывает: несмотря на то что такое воспитание было в некоторой степени порождением идеологии советского государства, тем не менее оно имело свои положительные стороны, многие из которых могли бы стать ценностными ориентирами в воспитании современного поколения.

В этой связи считаем целесообразным процитировать В. Г. Газзаева, председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей: «Мы должны передать нашим детям, внукам, правнукам здоровые и традиционные для нашей страны представления о семье, о традициях, богатейшей многовековой истории нашего государства, о героизме многонационального народа и, конечно же, о любви к своему Отечеству, а разложению моральной и духовной культуры необходимо жестко противостоять»3.

Под влиянием православной церкви в 1990-е гг. духовно-нравственное воспитание все чаще интерпретируется таковым. Многие регионы России начинают работать по программам духовно-нравственного воспитания, базирующимся на этнокультурных традициях.

Воспитывают как слова, так и сопряженный со словом комплекс отношений, нравственные начала - все то, что является системообразующим элементом этнокультуры.

Поэтому решение проблемы духовно-нравственного воспитания мы видим в создании таких педагогически целесообразных условий, как обеспечение субъектной позиции студентов; развитие их рефлексивных и коммуникативных умений и навыков, способствующих конструктивному межкультурному взаимодействию; применение интерактивных методов и приемов в образовательной деятельности при изучении глубинных оснований этнокультуры народов.

На наш взгляд, построение образовательного процесса на основе этнокультурного наследия страны - традиций, обычаев и обрядов - позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием аксиологического потенциала личности студентов как устойчивой структуры ценностных ориентаций, определяющих характер их будущей жизнедеятельности. «В основе отбора содержания духовно-нравственного воспитания лежат принципы ориентации на ценности, природосообразности, культуросообраз-ности и диалогичности» [20, с. 732]. Педагогическими условиями развития духовно-нравственного потенциала студентов с учетом возможностей этнокультуры, на наш взгляд, являются следующие:

• реализация содержания духовно-нравственного воспитания в процессе проведения внеурочных мероприятий: факультативных курсов по культурологии, форумов, фестивалей, чтений, выставок, проектов современной культуры. Для этой цели создан «Молодежный культурный центр»4;

• проведение патриотических конференций5, в которых участвуют представители разных этнокультур, с последующим выпуском сборников трудов6;

• оптимизация деятельности различных образовательных и культурных структур (школ, вузов, училищ, музейных комплексов, выставок и т. п.), информационное сопровождение.

Президент России В. В. Путин уделяет большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания, считая, что «духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать»7. Это в очередной раз свидетельствует о том, что наше государство проявляет особое беспокойство о духовно-нравственном воспитании молодежи и осуществляет продуманную и взвешенную политику в данном направлении. Проблема духовно-нравственного воспитания личности не утратила своей актуальности и в настоящее время.

3 Заседание Совета по межнациональным отношениям. Президент России. 30.03.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/65252 (дата обращения: 24.01.2023).

4 Молодежный культурный центр. Севастопольский государственный университет. URL: https://www.sevsu.ru/activnost/mkc/ (дата обращения: 24.01.2023).

5 V конференция «Севастополь - Сталинград: одна война, одна история» прошла на 35-й батарее. Севастопольский государственный университет. 25.04.2022. URL: https://clck.ru/32FDmi (дата обращения: 24.01.2023).

6 Севастополь-Сталинград: одна война, одна история: IV Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 76-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. (Севастополь, 23-24 апреля 2021 г.) Севастополь: СевГХ 2021. 258 с. EDN: PLZDCC; Севастополь-Сталинград: одна война, одна история: V Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 77-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. (Севастополь, 22-23 апреля 2022 г.) Севастополь: СевГХ 2022. 238 с. EDN: ZEJLZZ

7 Послание Президента Федеральному Собранию. Президент России. 21.04.2021. URL: https://clck.ru/VB8oV (дата обращения: 24.01.2023).

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Заключение

Духовно-нравственное воспитание, сопряженное с этнокультурным воспитанием человека, ориентировано на социализацию личности как субъекта этноса и гражданина многонационального российского государства. Полагаем, что в современных социокультурных условиях именно духовно-нравственное воспитание, базирующееся на этнокультурных традициях народов России, следует рассматривать как социокультурную реальность, содержащую в себе будущее. Невозможно изолироваться от тысячелетнего человеческого опыта, вобравшего в себя все значимое из прошлого, не осознавая при этом своей обусловленности им.

Педагогическая мысль с момента возникновения на протяжении нескольких веков решала задачи, поставленные временем, обстоятельствами и условиями жизни. Многие решения педагогической проблемы духовно-нравственного воспитания личности представляют интерес до настоящего времени.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании личности играет образовательный процесс, имеющий для этого все возможности. С целью эффективного развития духовно-нравственного потенциала студентов с учетом возможностей этнокультуры мы реализовали следующие педагогические условия:

• внедрено содержание духовно-нравственного воспитания в проведение внеурочных мероприятий;

• проведены научные патриотические конференции, в которых участвовали представители разных культур;

• задействованы к совместной деятельности различные образовательные и культурные структуры: музейный

историко-мемориальныи комплекс героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея», школы города Севастополя и Крыма, вузы, училища, Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Бессмертный полк Севастополя, религиозные общины и др.

Осознание необходимости духовно-нравственного воспитания в первую очередь обусловлено потребностью передать нравственный опыт старших поколений молодежи. Передаваемые из поколения в поколение морально-этические ценности, принципы, нормы, правила и образ жизни, присущие полиэтнокультурному обществу и отвечающие его идеалам, способствуют формированию духовной, эмоциональной, мировоззренческой и поведенческой сфер жизнедеятельности человека [33]. В этом залог нашего процветания как великой нации.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи. Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.

2.

Литература / References

1. Долженко О. В. Университет и образование: между прошлым и будущим. Педагогика и просвещение. 2013. № 1. С. 19-36. [Dolzhenko O. V. University and education: between the past and the future. Pedagogika iprosveshchenie, 2013, (1): 19-36. (in Russ.)] https://doi.Org/10.7256/2306-434X.2013.01.3

Нижнёва Н. Н., Михайлова А. Г., Нижнева-Ксенофонтова Н. Н. Развитие аксиологического потенциала личности с целью актуализации межсубъектных отношений. Векторы развития контекстного образования, отв. ред. Э. П. Комарова. Воронеж: Научная книга, 2022. С. 257-271. [Nizhneva N. N., Mikhaylova A. G., Nizhneva-Ksenofontova N. N. Development of the axiological potential of the individual in order to actualize intersubjective relations. Vectors of development of contextual education, ad. Komarova E. P. Voronezh: Nauchnaia kniga, 2022, 257-271. (In Russ.)] EDN: JNPYMA Метлик И. В. Ценностно-целевые ориентиры гражданского образования и духовно-нравственное воспитание в российской школе. Педагогика. 2020. № 6. С. 77-88. [Metlik I. V. Value-oriented guidelines for civic education and spiritual and moral education in a Russian school. Pedagogika, 2020, (6): 77-88. (In Russ.)] EDN: JBVGXA

Ушкин С. Г., Коваль Е. А., Жадунова Н. В. От теоретических конструкций к практическим убеждениям: как этические принципы реализуются в жизненных стратегиях молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 66-93. [Ushkin S. G., Koval E. A., Zhadunova N. V. From theoretical design to practical viewpoints: implementation of ethical principles are in young life strategies. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2020, (3): 66-93. (In Russ.)] https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1596

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. 655 с. [Ushinsky K. D. Collected works. Vol. 2. Pedagogical articles. 1857-1861. Moscow-Leningrad: APS RSFSR, 1948, 655. (In Russ.)] Епископ Зиновий (Корзинкин), Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание: сущность и предмет. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1. С. 87-92. [Bishop Zinovy (Korzinkin), Gatilova N. N., Menshikov V. M. Spiritual-moral upbringing: essence and subject. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchyi zhurnal Kurskogogosudarstvennogo universiteta, 2014, (1): 87-92. (In Russ.)] EDN: SQVMVB

3.

4.

5.

tm и

о й о я о n S я

H tm X Я о я о n S Я

Я тэ

О ф

м n n S О

я а я сг я о in о

о и тэ

а

OJ

О Ш

а я s я

Ethnic culture in the System of Spiritual and Moral Education

7. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 368 с. [Stoyunin V. Ya. Selected pedagogical works. Moscow: Pedagogika, 1991, 368. (In Russ.)]

8. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с. [Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Introduction to pedagogical axiology. Moscow: Akademiia, 2003, 192. (In Russ.)] EDN: RYWBXR

9. Загвязинский В. И. Социально-педагогическое прогнозирование и проектирование региональных образовательных систем. Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем: Всерос. науч.-практ. конф. (Тюмень, 27-28 мая 2003 г.) Тюмень: ТюмГУУ 2003. С. 3-8. [Zagvyazinsky V. I. Socio-pedagogical forecasting and design of regional educational systems. Educational strategy in the early XXI century and design of regional educational systems: Proc. All-Russian Sci.-Prac. Conf., Tyumen, 27-28 May 2003. Tyumen: UTMN, 2003, 3-8. (In Russ.)] EDN: VTHVZV

10. Тимофеева С. В., Игнатова В. В. Педагогика духовно-творческого развития. Красноярск: Красноярский ГАУ, 2008. 149 с. [Timofeeva S. V., Ignatova V. V. Pedagogy of spiritual and creative development. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk SAU, 2008, 149. (In Russ.)] EDN: KTIOBP

11. Пискунов А. И., Вендровская Р. Б., Кларин В. М., Плохова М. Г., Блинов В. И., Петров В. М., Рогаленкова Л. В., Савина С. Л., Стецкая Т. С. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2001. 512 с. [Piskunov A. I., Vendrovskaia R. B., Klarin V. M., Plokhova M. G., Blinov V. I., Petrov V. M., Rogalenkova L. V., Savina S. L., Stetskaia T. S. History of pedagogy and education. From the origin of education in primitive society to the end of the XX century, 2nd ed. Moscow: Sfera, 2001, 512. (In Russ.)]

12. Nasrollahi Z., Eskandari N., Adaryani M. R., Tasuji M. H. H. R. Spirituality and effective factors in education: a qualitative study. J. Educ. Health Promot, 2020, 9. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_430_19

13. Wilson K. Moral and spiritual education. Westminster Studies in Education, 1993, 16(1): 5-7. https://doi.org/10.1080/ 0140672930160102

14. Bower W. C. Moral and spiritual values in education. Lexington: University of Kentucky Press, 2014, 232.

15. Asadzandi M. Professors, spiritual characteristics for role-modeling education. Educ Strategy Med Sci, 2017, 10(1): 23-35.

16. Crawford M., Rossiter G. Teaching wisdom: religious education and the moral and spiritual development of young people. Journal of Christian Education, 1991, os-34(2): 47-63. https://doi.org/10.1177/002196579103400206

17. Gerone L. G. T. de, Bataglia P. U. R. Spirituality and morality in the practice of teachers. Revista Científica Multidisciplinar Núcleo do Conhecimento, 2020, ed. 9, vol. 1, 108-120.

£ 18. Sharifnia A. M., Fernandez R., Green H., Alananzeh I. Spiritual intelligence and professional nursing practice: a systematic

2 review and meta-analysis. International Journal of Nursing Studies Advances, 2022, 4. https://doi.org/10.1016/j.ijnsa.2022.100096

^ 19. Русакова Т. Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности. Грани познания. 2014.

и

3

Q

Ен

W

>

№ 2. С. 52-54. [Rusakova T. G. Arts as the factor of formation and enrichment of spiritual experience of a personality. Grani poznaniia, 2014, (2): 52-54. (In Russ.)] EDN: RXOFDR 20. Соловцова И. А. Требования к содержанию духовно-нравственного воспитания: гуманитарный подход. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 6. С. 727-733. [Solovtsova I. A. Requirements for the content of spiritual and moral education: classical approach. Pedagogy. Theory & Practice, 2020, 5(6): 727-733. (In Russ.)] https://doi.org/10.30853/ ped200168

£ 21. Doehring C. Using spiritual care to alleviate religious, spiritual, and moral struggles arising from acute health crises. Ethics,

Medicine and Public Health, 2019, 9: 68-74. q 22. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 145 с. [Novikov N. I. Upbringing >ч and instructing children. Moscow-Berlin: Direct-Media, 2015, 145. (In Russ.)]

23. Валиева З. И. Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в российской педагогической мысли. Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 5. С. 44-48. [Valieva Z. I. Reflection of the ideas of patriotic education of the rising generation in the Russian pedagogic thought. Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta, 2015, (5): 44-48. (In Russ.)] EDN: UMNDOH и 24. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М.: Тип. Платона Бекетова, 1807. 228 с. [Bogdanovich I. F. Bringing fn up the youth. Moscow: Tip. Platona Beketova, 1807, 228. (In Russ.)]

q 25. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. Критика и эстетика.

^ М.: Искусство, 1979. С. 248-293. [Kireevskii I. V. The nature of the enlightenment in Europe and its relation to the enlightenment

>н in Russia. Criticism and aesthetics. Moscow: Iskusstvo, 1979, 248-293. (In Russ.)]

О

О 26. Грицай Л. А. Понимание сути родительского воспитания детей в семье в педагогическом наследии западников и славянофилов (на примере трудов В. Г. Белинского и А. С. Хомякова). Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 198-202. [Gritsay L. А. Views on children parenting in the family in the pedagogical heritage of the westerners К and slavophiles (the works of V. G. Belinsky and A. S. Khomiakov). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014,

(378): 198-202. (In Russ.)] EDN: RZCIED

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

j

о Q О

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУдАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБщЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Этнокультура в системе духовно-нравственного воспитания

27. Богуславский М. В. Н. И. Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии. Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 21-33. [Boguslavsky M. V. N. I. Pirogov - pedagogical ideals and realities of life. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2010, (6): 21-33. (In Russ.)] EDN: NTPINL

28. Брешковская К. Ю., Кувырталова М. А. Анализ взглядов Л. Н. Толстого на психолого-педагогические условия эффективной организации обучения. Гуманитарные ведомости ТГПУим.Л. Н. Толстого. 2013. № 3. С. 66-88. [Breshkovskaya K. Yu., Kuvyrtalova M. A. The analysis of Leo Tolstoy's views on psychological and pedagogical conditions of the effective organization of learning. Gumanitarnye vedomosti TGPUim. L. N. Tolstogo, 2013, (3): 66-88. (In Russ.)] EDN: RHMGWZ

29. Водовозов В. И. Предметы обучения в народной школе: методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Тип. В. А. Полетики и Ф. С. Сущинского, 1875. 277 с. [Vodovozov V. I. Subjects of study at the folk school: methods of teaching literacy, numeracy, and other subjects, 2nd ed. St. Petersburg: Tip. V. A. Poletiki i F. S. Sushchinskogo, 1875, 277. (In Russ.)]

30. Розанов В. В. Сумерки просвещения. In: Розанов В. В. Эстетическое понимание истории. М.: Республика; СПб.: Росток, 2009. С. 622-815. [Rozanov V. V. Twilight of enlightenment. In: Rozanov V. V. Aesthetic understanding of history. Moscow: Respublika; St. Petersburg: Rostok, 2009, 622-815. (In Russ.)] EDN: QWVOXD

31. Майстренко А. И. Проблема нравственного воспитания в истории отечественной педагогики. Современное педагогическое образование. 2019. № 5. С. 28-33. [Maistrenko A. I. The problem of moral education in the history of native pedagogy. Modern pedagogical education, 2019, (5): 28-33. (In Russ.)] EDN: NAUKQE

32. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с. [Shatskii S. T. Selected pedagogical works. Moscow: Pedagogika, 1980, vol. 1, 304. (In Russ.)]

33. Михайлова А. Г., Кокодей Т. А. Полиэтническая культура как основа профессионального и личностного успеха. Современные тенденции развития науки и мирового сообщества: I Междунар. науч.-практ. конф. (Анапа, 3 марта 2022 г.) Анапа: Иннова, 2022. С. 34-39. [Mikhaylova A. G., Kokodey T. A. Polyethnic culture as the basis of professional and personal success. Modern trends in the development of science and the world community: Proc. I Intern. Sci.-Prac. Conf., Anapa, 3 Mar 2022. Anapa: Innova, 2022, 34-39. (In Russ.)] EDN: KUPUYD

§

tm н о й о ti о n К ¡4

S

т tm X К о я о п К ¡ч

я

тэ

о ф

tm п п К о

К а

я сг К о п

о о

и

тэ а

OJ

о

ш а

к

К я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.