Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ ТРУДА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ'

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ ТРУДА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ТРУД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Залуцкая Светлана Юрьевна

Одной из ценностей современно, непрерывно меняющегося мира остаётся труд как главная движущая сила развития общества и человека, как основная человеческая деятельность, цели и сущность которой неизбежно претерпевают трансформацию. Исторически труд усложнялся, обогащался новыми смыслами, совершенствовался технологически, становился всё более разнообразным. На протяжении всей истории человеческой мысли он являлся предметом исследования, вызывал интерес учёных различных научных сфер: философии, экономики, педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и других. В статье представлен труд как ценность в философско-педагогическом осмыслении, в первую очередь в контексте научных исследований философа Т. М. Михайловой, посвятившей данной проблематике ряд своих научных трудов, в том числе в формате концептуальных статей, диссертации на соискание степени доктора философских наук и монографии. Авторами проведено полевое исследование с применением анкетирования, нацеленное на выявление у педагогов отдельных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) отношения к труду как ценности в воспитательном процессе обучающихся. Также представлены результаты обследования студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова - будущих педагогов о ценности педагогического труда. Сделаны выводы о необходимости целенаправленного педагогического регулирования трудового воспитания обучающихся с применением новейших технологий и учёта всех особенностей меняющейся под воздействием внешних факторов системы ценностей современной учащейся молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL UNDERSTANDING OF THE VALUE OF LABOR IN THE CHOICE OF A PROFESSION

Ne of the values of the modern, continuously changing world is labor as the main driving force in the development of society and man, as the main human activity, the goals and essence of which inevitably undergo transformation. Historically, labor has become more complex, enriched with new meanings, improved technologically, and become more and more diverse. Throughout the history of human thought, it has been the subject of research, arousing the interest of scholars from various academic fields: philosophy, economics, pedagogy, psychology, jurisprudence, sociology, and others. The article presents labor as a value in philosophical and pedagogical understanding, primarily in the context of the scholarly research of the philosopher Tamara Mikhailova, who devoted a number of her research works to this issue, including in the format of conceptual articles, dissertations for the degree of Doctor of Philosophical Sciences and monographs. The authors conducted a field study using a questionnaire aimed at identifying the attitude to labor as a value in the educational process of students among teachers of individual educational organizations in the Republic of Sakha (Yakutia). Also presented are the results of a survey of students of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University - future teachers - about the value of pedagogical work. Conclusions are drawn about the need for targeted pedagogical regulation of the labor education of students using the latest technologies and taking into account all the features of the value system of modern student youth that is changing under the influence of external factors.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ ТРУДА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ»

УДК 37.01

С. В. Панина, С. Ю. Залуцкая

Философско-педагогическое осмысление ценности труда

в выборе профессии

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Памяти профессора СВФУ Т. М. Михайловой

Аннотация. Одной из ценностей современно, непрерывно меняющегося мира остаётся труд как главная движущая сила развития общества и человека, как основная человеческая деятельность, цели и сущность которой неизбежно претерпевают трансформацию. Исторически труд усложнялся, обогащался новыми смыслами, совершенствовался технологически, становился всё более разнообразным. На протяжении всей истории человеческой мысли он являлся предметом исследования, вызывал интерес учёных различных научных сфер: философии, экономики, педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и других. В статье представлен труд как ценность в философско-педа-гогическом осмыслении, в первую очередь в контексте научных исследований философа Т. М. Михайловой, посвятившей данной проблематике ряд своих научных трудов, в том числе в формате концептуальных статей, диссертации на соискание степени доктора философских наук и монографии.

Авторами проведено полевое исследование с применением анкетирования, нацеленное на выявление у педагогов отдельных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) отношения к труду как ценности в воспитательном процессе обучающихся. Также представлены результаты обследования студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова - будущих педагогов о ценности педагогического труда. Сделаны выводы о необходимости целенаправленного педагогического регулирования трудового воспитания обучающихся с применением новейших технологий и учёта всех особенностей меняющейся под воздействием внешних факторов системы ценностей современной учащейся молодёжи.

Ключевые слова: ценность, труд, педагогическая деятельность, будущий педагог, студент.

S. V. Panina, S. Y. Zalutskaya

philosophical and pedagogical understanding of the value of labor in the choice of a profession

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. One of the values of the modern, continuously changing world is labor as the main driving force in the development of society and man, as the main human activity, the goals and essence of which inevitably undergo transformation. Historically, labor has become more complex, enriched with new meanings, improved technologically, and become more and more diverse. Throughout the history of human

ПАНИНА Светлана Викторовна - к. пед. н., доцент кафедры педагогики Педагогического института, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: psv1148@mail.ru

PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Education Science, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ЗАЛУЦКАЯ Светлана Юрьевна - к. пед. н., профессор кафедры методики преподавания литературы филологического факультета, СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail. zs-saha@mail.ru

ZALUTSKAYA Svetlana Yrievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Methodology of Teaching Literature, Faculty of Philology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

thought, it has been the subject of research, arousing the interest of scholars from various academic fields: philosophy, economics, pedagogy, psychology, jurisprudence, sociology, and others. The article presents labor as a value in philosophical and pedagogical understanding, primarily in the context of the scholarly research of the philosopher Tamara Mikhailova, who devoted a number of her research works to this issue, including in the format of conceptual articles, dissertations for the degree of Doctor of Philosophical Sciences and monographs.

The authors conducted a field study using a questionnaire aimed at identifying the attitude to labor as a value in the educational process of students among teachers of individual educational organizations in the Republic of Sakha (Yakutia). Also presented are the results of a survey of students of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University - future teachers - about the value of pedagogical work. Conclusions are drawn about the need for targeted pedagogical regulation of the labor education of students using the latest technologies and taking into account all the features of the value system of modern student youth that is changing under the influence of external factors.

Keywords: value, work, pedagogical activity, future teacher, student.

Введение

«Труд определяет все жизненные отправления современного общества: классовую структуру и социальную стратификацию, экономическую деятельность и институты социализации (культуру, образование, семью), механизмы власти и господства, а более всего - образ жизни людей и уровень их материального благополучия. Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живет человек. Незримыми нитями труд как бы задает генотип конкретного общества, определяет его болезни и здоровье» [1, С. 3]. Однако, несмотря на значимость трудовой деятельности для развития цивилизации в целом и каждой личности в частности, отношение к ней меняется в различные исторические эпохи, меняется и сам труд. Так, «постсоветское общество столкнулось именно с недостатком социальной и трудовой активности людей, их незаинтересованностью в труде и управлении делами общества» [2, С. 5]. В результате в первой четверти XXI столетия макроэкономическая ситуация, мощный технологический прогресс, в том числе цифрови-зация экономики, высокая мобильность населения, доминанта потребительских интересов населения, «плюрализм» ценностей, отсутствие чёткой концепции трудового воспитания молодёжи, ослабление социальной политики в сфере труда, процветающий бюрократизм во многом обусловили снижение числа занятых трудовой деятельностью, увеличение количества безработных и людей, находящихся в состоянии перманентного обучения под девизом «Обучение через всю жизнь», а также фрилансеров и самозанятых, что значительно изменило формы, характер и содержание труда, его ценность. Новое поколение трудоспособной молодёжи перестаёт осознавать его общественную значимость как двигателя прогресса всего человечества, не отрицая при этом «подлинно человеческую сущность труда - его социо-творческое начало» [3], его способность к преобразованию прежде всего конкретной личности, стремящейся к личному успеху, саморазвитию и самовыражению. Это естественный процесс, ибо «разрешение социально-экономических проблем от начала до конца зависит от степени мобилизации возможностей каждого человека» [1], уровень и качество образования и воспитания которого в свою очередь зависит от того, какую роль труд играет в образовательном пространстве государства, занимает ли он «одно из самых важных мест в социально-гуманитарных науках» [2].

Основная часть

В современных реалиях труд новых поколений граждан, вступающих в трудовые отношения, нацелен в первую очередь на создание знаний и информации, что является отличительной чертой трудовой деятельности личности, жизнь которой в значительной степени протекает в электронной среде, в виртуальном пространстве, существующем по своим за-

конам. Философское осмысление такого результата труда мы встречаем в исследованиях, например, Т. М. Михайловой, утверждающей уже в конце ХХ века: «Труд как функция рабочей силы по своему глубинному содержанию есть информационная деятельность, то есть деятельность в своём информационно функциональном бытии. Результаты и продукты трудовой деятельности людей... представляют собой опредмеченную (овеществлённую или персонифицированную) информацию» [1, С. 137].

Ещё одной специфической чертой наделён труд как ценность современного человека - это не только способ достижения так называемой успешности, связанной с потребительскими интересами, но, что важнее, сегодня актуализирован подход к труду как способу «реализации творческих способностей», при этом главное - «максимально задействовать собственный гуманитарный капитал» [1]. Такое явление обусловлено активным ростом значимости в постиндустриальном обществе не только гибкого, мобильного, обучаемого и самообучающегося, «информационного работника», но и «работника креативного», реализующего себя в том числе и в расширяющейся креативной сфере (искусство, индустрия развлечений, досуга, архитектура, дизайн, наука и образование и др.).

Воспитание работников нового формата должно строиться с опорой на традиционные нравственные ценности. Ещё «крупнейший религиозный мыслитель России конца XIX века В. С. Соловьёв. утверждал нравственные основы труда» [1], которые в системе ценностей современной молодёжи должны актуализировать такие ценности, как трудовая культура, уважение к труду и человеку труда, трудолюбие.

Ценность труда как объект исследования

Изучение ценностей отражены в работах российских философов и социологов, таких как С. Ф. Анисимов, В. П. Тугаринов, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, М. К. Мамардаш-вили, В. М. Розин, Ю. Ф. Самарин и др.[4]. В теории педагогики и образования огромное значение ценностям придавали Н. Д. Никандров, М. В. Богуславский, В. А. Сластенин, В. С. Библер, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская [5] и др. Так, например, В. С. Библер рассматривает ценности, «как мир, принятый и выстраданный, при этом зачастую неосознаваемый человеком вообще» [6]. В то же время Ю. Ф. Самарин акцентирует внимание на сложности и динамичности человеческой жизни, отображающиеся во всей системе ценностей [7]. Это находит отражение в широком диапазоне ценностных ориентаций, в том числе и на уровне отношения к труду и его ценности, что становится особо актуальным на современном этапе цифровой трансформации социально-экономического пространства Российской Федерации и её регионов.

В основном понятие «ценность» в научных исследованиях воспринимается как категория философии, рассматривающая установки мировоззрения человека. Так, при обращении к такой ценности, как «труд», следует выделить человекоцентричный подход к определению значимости в современной общественной жизни данной философской категории Т. М. Михайловой. По её мнению, «труд определяет все жизненные отправления современного общества: классовую структуру и социальную стратификацию, экономическую деятельность и институты социализации (культуру, образование, семью), механизмы власти и господства, а более всего - образ жизни людей и уровень их материального благополучия. Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живет человек. Незримыми нитями труд как бы задает генотип конкретного общества, определяет его болезни и здоровье» [3]. Интерес представляет и позиция А. М. Балтаевой, также рассматривающей труд как основу целостного, диалектического понимания общественной жизни [8]. При этом К. Н. Любутиным и П. Н. Кондрашовым указывается на то, что нет принципиального различия между понятиями «труд» и «работа»: труд характеризует прежде всего самого человека, а работа общество [4].

Исследователь Е. А. Колесник, обобщая эволюцию понимания ценности труда, отмечает, что на протяжении многих столетий философами, теологами и учёными сформировалось понимание труда как основы создания общественных благ. Она указывает на опору общественного прогресса, развития культуры, правил и ценностей на теолого-философ-скую мысль и подчёркивает, что отношение к труду в разные исторические эпохи значительно менялось (табл. 1):

Таблица 1

Эволюция понимания ценности труда [6]

Исторический период Ценность труда

Античность общество невысоко воспринимало ценность труда; труд не рассматривался как благо; физический труд - удел людей низкого и неблагородного происхождения

Средневековье. Западная Европа Материальный труд считался занятием богоугодным, но не приводящим к благочестию и спасению души; презрительное отношение к некоторым видам труда (мясники, прачки и др.); лень - христианский грех

Эпоха Ренессанса Ценностью выступает интеллектуальный труд, общественная и политическая деятельность, создание объектов культуры и искусства

Период Реформации Труд становится самоцелью и призванием, приносящий личный успех

Капитализм Утверждается утилитарно-социальная ценность труда

Таким образом, труд на всех этапах развития цивилизации выступает безусловной ценностью по разным основаниям. В современных политических, социально-экономических реалиях, в условиях активно воздействующего на сознание индивида информационного поля, цифровизации и искажения традиционных, базовых ценностей важность, значимость труда в сознании людей, особенно молодёжи, трансформируется, уступая своё место ценностям иного рода. Высказанный Д. Н. Меньщиковым тезис о том, что ценность труда для современного российского общества «прагматизируется», что сегодня в первую очередь «ценится высокооплачиваемый труд» [9], сохраняет свою актуальность.

Новые подходы в воспитании молодого, интеллектуально и творчески активного поколения, основанные на формировании у него представлений о ценности, необходимости, значимости труда для развития и человека, и общества, могут исправить положение. Важнейшим ориентиром в этом воспитательном процессе может стать научно-обоснованная позиция Т. М. Михайловой, в исследованиях которой «труд предстаёт ... как способ реализации творческих способностей» личности, поэтому «главное в творчестве - максимально задействовать собственный гуманитарный капитал» [1, с. 136]. Также следует обратить внимание на утверждение Ю. Н. Давыдова о том, что труд - это единственное и основное, что обеспечивает человечеству в целом его свободу [10], а также интерпретацию труда В. Н. Рогожкиной, которая представляет его как неотъемлемое и объективное условие человеческой жизни [11], и Г. А. Благижевской, характеризующей труд как универсальную категорию, исторически основной фактор самосозидания, самоидентификации, самореализации и самоактуализации личности [7].

В России за последние тридцать лет стала реальностью рыночная экономика, характеризующейся в числе прочего и молодежной безработицей, перманентной профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров, необходимостью профессионального управления карьерой и прочим, что вынуждает теорию и практику педагогики по-новому ставить

вопрос о выборе профессии, социально-профессиональном самоопределении, трудовом воспитании учащейся молодежи, о её понимании смыла и ценности труда. В первой четверти XXI актуализировались научные дискуссии о технологиях подготовки успешного, конкурентоспособного выпускника образовательных организаций разного уровня (от дошкольных до высшей школы), о справедливости утверждения, что благодаря профессии можно быть успешным членом общества. Однако в реалиях сегодняшнего этапа развития этого общества триада «учение - труд - профессия» претерпевает изменения.

Одной из задач обучения современная педагогика считает гармоничное развитие личности, труд при этом выступает важнейшим из средств данного процесса. Именно в труде человек выражает свою духовную сущность, поэтому он должен рассматриваться как способ самореализации личности, но в тоже время восприниматься человеком как обязанность, внутренняя потребность. Поэтому труд в педагогике исследователями всегда определялся и как ценность, и как средство воспитания (табл. 2):

Таблица 2

Трактовка понятие «труд» в психолого-педагогических работах

№ Авторы Дефиниция

1 Я. А. Коменский Образование - это клад, а труд - ключ к нему

2 И. Г. Песталоцци Труд помогает разрабатывать такие качества, как правдивость, точность, способствует правильному взаимоотношению между детьми и взрослыми и самими детьми, содействует развитию ума и нравственных сил, подготовить к будущей работе

3 К. Д. Ушинский Труд - свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, ведущая к высшей цели в жизни, через труд воспитываются личностные качества человека, необходимые для достоинства, свободы и счастья

4 П. П. Блонский Труд помогает старшему школьнику постепенно входить в профессиональную жизнь общества, необходимо знакомить с разнообразными профессиями, сущностью, условиями, орудиями труда и общественной значимостью

5 А. С. Макаренко Труд позволяет вырабатывать нравственное отношение к людям, мотивации, социальную включенность

6 А. В. Сухомлинский Труд помогает входить в общественную жизнь, познавать людей и самого себя, переживать чувство гражданской гордости за свою значимость в окружающем его мире

7 Е. А. Климов Труд - создание не только материальных, но и духовных ценностей, производство научной, художественной информации, упорядочение социальных процессов [12]

8 Н. С. Пряжников Труд - смысл реализации возможностей личностного развития в профессиональной деятельности [13]

В настоящее время проводится достаточно большое количество психолого-педагогических исследований, характеризующих значение труда в развитии и воспитании подрастающей личности поколения 2, её жизненном и профессиональном самоопределении. Авторы отмечают, что процесс выбора профессий для большинства школьников происходит неосознанно, так как они не осведомлены ни о сущности профессии, ни об орудиях и условиях труда, отсутствует у них и ценностное отношение к будущей профессии.

В контексте данного исследования 1 ноября 2022 г. на основе анкетирования Р. А. Уколо-ва [14] проведен экспресс-опрос о ценности труда в воспитании молодёжи. В обследовании принимало участие 79 педагогов образовательных организаций Республики Саха (Якутии), среди из них - 27 представителей средних общеобразовательных школ, 41 - техникумов

и колледжей и 11 преподавателей трёх вузов (Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ), Арктический государственный институт культура и искусства (АГИКИ) и Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (ЧГИФКИС). Так, на вопрос: «Необходимо ли формировать трудовые ценности у молодежи?» 78% респондентов ответили положительно; «от случая к случаю» - 22%. Из перечня наиболее влияющих на формирование личности факторов участники опроса выделили такие, например, как карьера, материальная обеспеченность, здоровье, семья, труд, образование, отдых и развлечения, власть, дружеские и родственные связи, свобода. Также опрашиваемые отметили качества, необходимые молодому человеку, чтобы добиться профессионального успеха: уверенность в себе, трудолюбие, настойчивость, коммуникабельность, усердие, способности, самостоятельность, самопрезентация, креативность, цифровая грамотность, гибкие навыки и др. (табл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса опрос о ценности труда в воспитании молодёжи

№ Наименование вопроса Количество ответов в %

I Труд - это...

1 источник дохода 89

2 тяжелое бремя 15

3 средство достижения определенного социального статуса 57

4 способ приносить пользу людям 29

5 творчество 33

II Факторы влияния на формирование трудовых ценностей молодежи

1 обучение в школе, учебном заведении профессионального образования 52

2 наличие производства в регионе 32

3 общественное мнение 33

4 опыт работы 36

5 семейное воспитание 54

6 мнение друзей 32

7 семья 41

8 СМИ и интернет-среда 38

Ш Что мешает молодежи построить свою профессиональную карьеру?

1 отсутствие необходимых знаний, умений и навыков 37

2 отсутствие опыта работы 31

3 низкий уровень мотивации 32

4 завышенные ожидания от будущей профессии 37

5 завышенные требования работодателей 35

6 недостаточный уровень спроса на молодых специалистов со стороны работодателей 23

7 низкий уровень поддержки со стороны органов власти 34

8 недостаточное количество информации о вакансиях 23

9 уровень заработной платы, не соответствующий ожиданиям 38

10 отсутствие вакансий на рынке труда по имеющейся профессии 24

11 отсутствие перспектив карьерного роста 29

12 недостаточный уровень содействия со стороны образовательных организаций 21

13 нерешительность и страх молодежи перед трудоустройством 27

Таким образом, итоги опроса свидетельствуют, что в большинстве ответов участников труд выступает в качестве источника дохода и средства достижения социального статуса; среди факторов, влияющих на формирование трудовых ценностей молодежи, выделяют в первую очередь образование, семью, СМИ и интернет-среду. Среди барьеров, мешающих построить профессиональную карьеру молодому человеку, указаны отсутствие опыта работы, недостаточная мотивация и целеустремленность и др.

На втором этапе обследования, посвящённого ценности труда, были заданы вопросы студентам второго курса по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Иностранный язык (английский и китайский)» (23 респондентов) и третьего курса по направлению «Зарубежная филология» по профилям «Японский язык», «Корейский язык», «Французский язык» Института зарубежной филологии и регионоведения (ИЗФИР) СВФУ (в обследовании участвовало 41 человек). Например, на вопрос «Почему вы выбрали эту профессию?» студенты отметили следующие варианты ответов «интерес к выбранной профессии», «престиж», «настояли родные (родители)», «хотел(а) и думал(а) с детства»; также имеются студенты, ответившие, что не задумывались об этом. На вопрос «Что для вас главное в будущей профессии?» обучающие указали «условия труда», «самореализация», «творчество», «удовольствие от работы», «личностное саморазвитие» «возможность работать и общаться с людьми», «узнавать новое о другой стране и другом народе», «материальное благополучие». Как показал опрос в целом, условия труда и материальное благополучие, несомненно, значимы для будущих специалистов, однако, ценность труда они видят и в возможности саморазвития, творческого самопроявления, самореализации. Им немаловажно получать от профессиональной деятельности удовольствие, реализовывать свои интересы, что обусловлено спецификой педагогического труда, предполагающего готовность учителя к творчеству и сотворчеству, непрерывному совершенствованию и росту.

Для более глубокого ознакомления студентов с трудом как ценностью и особенностями педагогической деятельности в рамках дисциплины «Педагогика» нами внедряются различные методы и приёмы обучения. Например, составление эссе «Образ педагога», «Портрет учителя 2035+», «Директор школы будущего», «Как изменялось отношение к труду учителя в различные исторические эпохи и странах»; дискуссия и составление резюме на статью В. А. Сухомлинского об особенностях, специфике и призвании к труду учителя; творческие задания, такие как составление мини-хрестоматии «Мысли классиков педагогики о труде учителя», интервью с учителем школы по вопросу: «Какие трудности (проблемы) существуют в педагогической профессии?»; организация игры-дебатов «Позитивы и негативы в учительской профессии»; проведение семинара с привлечением учителей школы и обсуждением критериев и показателей оценки эффективности труда педагога, его рабочего места и применения им тайм-менеджмента и др.

Приведем фрагменты наиболее типичных эссе «Труд в работе учителя», позволяющих сделать выводы о ценности труда педагога в сознании будущих учителей:

- студентки Натальи П.: «Намой взгляд, труд педагога и благородный, и тяжелый одновременно. Ведь самое главное, с чем работает учитель в школе, это растущие «души», и необходимо не навредить, дать им самое основное. Также, наверное, учитель должен быть сам увлечен чем-то положительным, чтобы зажечь ребят. И считаю, что учитель не должен выгорать профессионально, для этого ему необходимо постоянно саморазвиваться, созидать и быть свободным в творческом плане»;

- студента Николая П.: «Считаю труд учителя в настоящее время весьма сложным. Особенно, когда у школьников имеются возможности посмотреть учебный материал в любое время через интернет и т.д., но при этом без учителя дети не смогут обойтись,

так именно учителя и создают все эти задания и т.д. в электронных ресурсах. На мой взгляд, учитель должен получать удовлетворение от своей деятельности, как говориться идти на работу с радостью. У него самого должны гореть глаза. Он должен быть активным, принимать участие во всех мероприятиях села, так как я больше представляю труд сельского учителя, его обязательно уважать односельчане, быть примером и конечно уметь создавать доверительные отношения. Он всегда на виду, поэтому считаю, что труд учителя всегда виден и обсуждаем, поэтому необходимо быть психологически устойчивым».

Заключение

Таким образом, проведённые теоретическое и пилотное исследования явно продемонстрировали необходимость и значимость формирования у нового поколения студентов -завтрашних учителей сознательного отношения к педагогическому труду как жизненно важной ценности, деятельности, которую определяют как организованный и целенаправленный педагогический процесс создания условий для установления личностных смыслов в активной созидательной, свободной и творческой деятельности на основе интериори-зации гуманистической системы ценностей [15]. Именно в вузе необходимо создавать воспитательный потенциал образовательной, культурной, информационной среды, направленный на демонстрацию ценности труда педагога, памятуя, что «воспроизводство (воспитание, образование, обучение) субъектов труда с развитыми информационными потребностями и развитой способностью задействовать информацию является главным и решающим фактором научно-технического и общественного прогресса» [1, с. 174].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вовлечённая с первых дней обучения в школе и вузе в трудовую деятельность в самых разных её проявлениях молодёжь, современные технологии профессиональной ориентации обучающихся, повышение значимости общественно-полезного труда на добровольной основе позволят постепенно менять сложившуюся ситуацию в сфере трудового воспитания, при осознании того, что «только в этом случае возможно соединение материальной деятельности с деятельностью научной, художественной, творческой, превращая тем самым участие в общественном процессе в творчество» [1, с. 175], в созидание нового мира и самого себя.

Л и т е р а т у р а

1. Михайлова, Т. М. Труд: опыт социально-философского изучения: монография / Т. М. Михайлова. - Москва : Academia, 1999. - 184 с. - Текст : непосредственный.

2. Михайлова, Т. М. Труд как историко-философская проблема / Т. М. Михайлова; Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Москва : Academia, 1998. - 91 с. - Текст : непосредственный.

3. Михайлова, Т. М. Социально-философский смысл труда и подходы к его интерпретации : 09.00.11 автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Михайлова Тамара Михайловна ; [Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова]. - Якутск, 2000. - 46 с. - Текст : непосредственный.

4. Сулима, И. И. Труд как ценность в истории философских взглядов / И. И. Сулима, Р. Ю. Фофанов. - Текст : непосредственный // Человек труда в истории: актуальные вопросы исторической науки, архивоведения и документоведения. III Смирновские чтения : статьи III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 март 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 120-125.

5. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

6. Колесник, Е. А. Ценность труда в условиях цифровой трансформации занятости и рынка труда: межпоколенческий разрез / Е. А. Колесник // Управленческое консультирование. - 2022. - № 8. -С. 82-93. - URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-8-82-93 (дата обращения: 10 ноября 2022). - Текст : электронный.

I. Блажиевская, Г. А. Труд как социально-культурная ценность : 24.00.01 : автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Блажиевская Галина Александровна. - Казань, 200l. - 19 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/trud-kak-sotsialno-kulturnaya-tsennost (дата обращения: 13 ноября 2022). - Текст : электронный.

S. Балтаева, А. М. Ценности труда в становлении профессиональной деятельности личности / А. М. Балтаева. - Текст : непосредственный // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. Сборник научных материалов. Под общей ред. Л.К. Раицкой и др. - Москва : Изд-во РУДН. 201S. - С. 214-220.

9. Грачева, О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ / О. Г. Грачева. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - Выпуск 2. - 2012. - С. 1S-1S.

10. Дураченко, Г. С. Роль труда в формировании мировоззренческих позиций молодежи / Г. С. Дураченко // Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество: сборник научных трудов Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 24 ноября 2020 г.). - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. - С. 1SS-164.

- URL: http://hdl.handle.net/l099S/9l462 (дата обращения: 13 ноября 2022). - Текст : электронный.

II. Рогожкина, В. Н. Философия труда: в поисках свободы и смысла / В. Н. Рогожкина // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. - Т. 3. - Выпуск 4. - С. l9-90.

- URL: https://scires.elpub.ru/jour/article/view/S2 (дата обращения 11 ноября 2022). - Текст : электрон-

12. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебник / Е. А. Климов. - Москва : Изд-во Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. - Текст : непосредственный.

13. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. - Москва ; Воронеж, l99l. - 3S2 с. - Текст : непосредственный.

14.Уколов, Р. А. Ценности труда и профессионально-карьерный рост среди молодежи : результаты социологического исследования / Р. А. Уколов - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - № 1S. - 2014. - С. 2S-29.

15. Ходырев, А. М. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества / А. М. Ходырев, Л. Н. Данилова, Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. - 2020. - Т. 26. - № 4. - С. S-13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sistemogeneza-tsennostey-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obschestva (дата обращения: 14 ноября 2022). - Текст : электронный.

R e f e r e n c e s

1. Mihajlova, T. M. Trud: opyt social'no-filosofskogo izucheniya: monografiya / T. M. Mihajlova. - M.: Academia, 1999. - 1S4 s.

2. Mihajlova, T. M. Trud kak istoriko-filosofskaya problema / T.M. Mihajlova; YAkut. gos. un-t im. M.K. Ammosova. - Moskva : Academia, 199S. - 91 s.

3. Mihajlova, T. M. Social'no-filosofskij smysl truda i podhody k ego interpretacii : special'nost' 09.00.11 «Soc. Filosofiya» : avtoref. dis. na soisk. uchen. step. d-ra filos. nauk / Mihajlova Tamara Mihajlovna ; [YAkut. gos. un-t im. M.K. Ammosova]. - YAkutsk, 2000. - 46 s.

4. Sulima, I. I. Trud kak cennost' v istorii filosofskih vzglyadov / I. I. Sulima, R. YU. Fofanov // CHelovek truda v istorii: aktual'nye voprosy istoricheskoj nauki, arhivovedeniya i dokumentovedeniya. III Smirnovskie chteniya : stat'i III Vseros. nauch.-prakt. konf. (CHeboksary, 3 mart 2016 g.) / redkol.: O. N. SHirokov [i dr.] - CHeboksary : CNS «Interaktiv plyus», 2016. - S. 120-12S.

5. Bondarevskaya, E. V. Cennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya / E. V. Bondarevskaya // Pedagogika. - 199S. - №4. - S. 29-36.

6. Kolesnik, E. A. Cennost' truda v usloviyah cifrovoj transformacii zanyatosti i rynka truda: mezhpokolencheskij razrez / E. A. Kolesnik // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2022. - № S. -S. S2-93. - URL: https://doi.org/l0.22394/ll26-ll39-2022-S-S2-93 (data obrashcheniya: 10 noyabrya 2022)

l. Blazhievskaya, G. A. Trud kak social'no-kul'turnaya cennost'. Avtoref. k.fil.n.- Kazan', 200l. -19 s. - URL: https://www.dissercat.com/content/trud-kak-sotsialno-kulturnaya-tsennost (data obrashcheniya: 13 noyabrya 2022)

8. Baltaeva, A. M. Cennosti truda v stanovlenii professional'noj deyatel'nosti lichnosti / A. M. Baltaeva // Mirovoe kul'turno-yazykovoe i politicheskoe prostranstvo: innovacii v kommunikacii. Sbornik nauchnyh materialov. Pod obshchej red. L.K. Raickoj i dr. - Moskva : Izd-vo RUDN. 2015. -S.214-220.

9. Gracheva, O. G. Cennosti i motivy lichnosti kak faktory vybora professii vypusknikami shkol / O. G. Gracheva // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. - Vypusk 2. - 2012. - S.15-18.

10. Durachenko, G. S. Rol' truda v formirovanii mirovozzrencheskih pozicij molodezhi / G. S. Durachenko // Innovacionnyj potencial molodezhi: grazhdanstvennost', professionalizm, tvorchestvo: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-issledovatel'skoj konferencii (Ekaterinburg, 24 noyabrya 2020 g.). - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2020. - S. 158-164. - URL: http://hdl.handle.net/10995/97462. (data obrashcheniya: 13 noyabrya 2022).

11. Rogozhkina, V. N. Filosofiya truda: v poiskah svobody i smysla / V. N. Rogozhkina // Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. Elektronnyj zhurnal. - T.3. - Vypusk 4. - S.79-90. - URL: https://scires.elpub.ru/jour/article/view/82 (data obrashcheniya 11 noyabrya 2022).

12. Klimov, E. A. Vvedenie v psihologiyu truda: Uchebnik / E. A. Klimov. - Moskva : Izd-vo Moskovskogo universiteta; Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004. - 336 s.

13. Pryazhnikov, N. S. Psihologicheskij smysl truda / N. S. Pryazhnikov. - Moskva ; Voronezh, 1997.

- 352 s.

14. Ukolov, R. A. Cennosti truda i professional'no-kar'ernyj rost sredi molodezhi: rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya / R. A. Ukolov // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - № 15.

- 2014. - S.25-29.

15. Hodyrev, A. M. Problema sistemogeneza cennostej pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah cifrovizacii obshchestva / A. M. Hodyrev, L. N. Danilova, T. V. Ledovskaya, N. E. Solynin // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2020.

- T. 26. - № 4. - S. 5-13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sistemogeneza-tsennostey-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obschestva (data obrashcheniya: 14 noyabrya 2022).

^■Mir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.